Автомобиль на предприятии какие отчеты

Сотрудник с разъездным характером работы использует личное авто: как оформить расход ГСМ

С сотрудником организации заключен трудовой договор, который предусматривает разъездной характер работы. Для служебных поездок сотрудник использует личный автомобиль. Соглашения о компенсации расходов за использование личного имущества нет, договор аренды автомобиля или безвозмездного использования личного имущества с сотрудником не заключался. ГСМ сотрудник заправляет по топливной карте организации. Организация не является транспортной. Личный транспорт сотрудник использует для посещения клиентов с целью проведения переговоров. Ежемесячно сотрудник представляет путевой лист с указанием маршрута и количества истраченного и заправленного топлива.

Может ли в этом случае организация принять в расходы по прибыли стоимость ГСМ в пределах установленных для автомобиля норм? Может ли организация принять к вычету НДС по счетам-фактурам, полученным от топливных компаний за указанные выше заправки?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

В ситуации, когда работнику установлен разъездной характер, расходы на ГСМ могут быть учтены в целях налогообложения прибыли в составе расходов на оплату труда на основании п. 25 ст. 255 НК РФ или пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ, при условии, что порядок компенсации ГСМ отражен в трудовом договоре, локальных нормативных актах.

Если работник участвует в деятельности, облагаемой НДС, то вычет по ГСМ можно заявить на общих основаниях.

Обоснование позиции:

С точки зрения трудового законодательства, возмещение сотрудникам расходов, связанных с разъездным характером работ, не входит в систему оплаты труда (ст. 129 ТК РФ), а представляет собой компенсационную выплату, гарантированную законодательством (ст. 164, 168.1 ТК РФ). Таким образом, компенсационные выплаты оплатой труда не являются. Смотрите также Энциклопедию решений. Заработная плата.

Согласно ст. 164 ТК РФ компенсацией признаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами. В частности, в соответствии со ст. 168.1 ТК РФ работодатели обязаны компенсировать разъездным работникам расходы на проезд, на аренду жилья, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие), а также иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя. Главное, чтобы размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников был установлен коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.

В рассматриваемом случае расходы осуществлены с согласия работодателя, поэтому могут быть классифицированы как иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.

В целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль данные расходы могут быть включены в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. Данные разъяснения приведены в письмах Минфина России от 25.10.2013 N 03-04-06/45182, от 01.04.2010 N 03-03-06/1/211, от 18.08.2008 N 03-03-05/87.

Нужно иметь в виду, что ранее чиновники рекомендовали учитывать такие расходы в составе расходов на оплату труда (смотрите письма Минфина России от 04.06.2008 N 03-03-06/1/344, от 07.05.2008 N 03-03-06/1/302, от 19.04.2007 N 03-03-06/1/250). Эта позиция вновь была озвучена в письме Минфина России от 15.02.2017 N 03-04-06/8562, в котором сказано о возможности учета затрат на возмещение расходов, связанных со служебными поездками работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, в составе расходов на оплату труда (п. 3 ст. 255 НК РФ) в размере и в соответствии с порядком, предусмотренным локальными нормативными актами организации, содержащими нормы трудового права, при условии соблюдения критериев ст. 252 НК РФ. Однако, с учетом вышеприведенных норм ТК РФ, учет расходов на основании п. 3 ст. 255 НК РФ, на наш взгляд, является небесспорным (с учетом вышеприведенных положений ТК РФ и арбитражной практики).

Отметим также, что гл. 25 НК РФ не устанавливает каких-либо ограничений по размеру затрат на возмещение работникам расходов, указанных в ст. 168.1 ТК РФ. Однако такие расходы в любом случае должны соответствовать критериям п. 1 ст. 252 НК РФ (письмо Минфина России от 19.06.2017 N 03-04-06/38080). Например, по мнению контролирующих органов, необходимым условием для подтверждения расходов на ГСМ и использования автомобиля в производственных целях является путевой лист (или иной самостоятельно разработанный организацией первичный учетный документ), в обязательном порядке содержащий информацию о маршруте следования автомобиля (письма Минфина России от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129, от 01.08.2005 N 03-03-04/1/117, УФНС России по г. Москве от 07.07.2008 N 20-12/064123.2, от 13.11.2006 N 20-12/100253, от 14.11.2006 N 20-12/100253, от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129). В данном случае указанное условие выполняется.

Согласно п. 4 ст. 252 НК РФ если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты. Поэтому, на наш взгляд, организация вправе учесть понесенные затраты в рассматриваемом случае по нескольким основаниям (п. 25 ст. 270 НК РФ, пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ) при условии выполнения требований п. 1 ст. 252 НК РФ.

Использование топливных карт

Порядок оплаты приобретения ГСМ для служебных поездок, установленный соглашением сторон трудового договора или локальным нормативным актом работодателя, может предусматривать выдачу работнику корпоративной топливной карты в том числе при использовании автомобиля работника (смотрите также материал: Вопрос: В организации планируется установить работникам разъездной характер работы и компенсировать расходы на ГСМ путем выдачи топливных карт. Возможно ли компенсировать работнику расходы на ГСМ не в денежной форме, а путем выдачи топливной карты? Необходимо ли при компенсации ГСМ топливной картой при разъездном характере работы выплачивать работнику дополнительно компенсацию за использование личного автомобиля? Что необходимо выплачивать работнику при исполнении трудовых обязанностей вне места работы (разъезды)? (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», август 2019 г.)).

Отметим, что, если работник не принят на должность водителя, не перевозит пассажиров или грузы, составлять путевой лист в этой ситуации с формальной точки зрения не требуется. Однако для того, чтобы подтвердить использование автомобиля в служебных целях, производственный характер расходов на ГСМ, считаем оправданным порядок составления путевых листов с указанием в том числе маршрута следования работника (апелляционное определение Омского областного суда от 01.02.2017 по делу N 33-674/2017).

Приобретение работником ГСМ для служебных целей посредством топливной карты может подтверждаться чеками АЗС, отчетами поставщика ГСМ, отчетом сотрудника о совершенных поездках по поручению работодателя (письмо ФНС России от 13.11.2018 N БС-3-11/8304@).

В общем случае сумма НДС, предъявленная поставщиком топлива, может быть принята к вычету после его оприходования и при наличии счета-фактуры, если топливо используется для осуществления операций, подлежащих обложению НДС (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). В таких случаях сумма «входного» НДС в фактическую стоимость топлива не включается и предъявляются к вычету.

На наш взгляд, если работник участвует в деятельности, облагаемой НДС, то и по ГСМ, полученным по топливным картам, вычет можно заявить на общих основаниях.

Вместе с тем в настоящее время мы не располагаем разъяснениями официальных органов по данному конкретному вопросу.

Для более объективной оценки налоговых рисков рекомендуем организации обратиться за письменными разъяснениями по данному вопросу в налоговый орган по месту учета или непосредственно в Минфин России (пп.пп. 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Напомним, что выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления налога, данных ему финансовым или налоговым органом (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции на основании полной и достоверной информации исключают вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения, что освобождает его от привлечения его к ответственности (пп. 3 п. 1, п. 2 ст. 111 НК РФ).

Читайте также:  Аккумулятор для автомобиля варта бош

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:

— Энциклопедия решений. Учет выплат при разъездном характере работы.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Источник

Статистическая отчетность по автомобильному транспорту.

Все юридические лица осуществляющие грузовые перевозки на коммерческой основе ежегодно составляют отчет Ф № 3 – автотранс «Сведения о наличии и использовании автомобильного транспорта».

В первом разделе «Использование грузового эксплуатационного автомобильного транспорта, находящегося в распоряжении предприятия (собственного и арендованного)» показывается:

1. Автомобиле – дни пребывания в хозяйстве, в том числе в работе, в простое и ремонте, и в простое в технически исправном состоянии.

2. Автомобиле – дни пребывания в хозяйстве.

3. Время пребывания автомобилей в наряде.

4. Пробег автомобилей всего, в том числе с грузом.

Данные для заполнения этого раздела берут из «Карточек учета работы грузового автомобиля», заполняемых на основе путевых листов.

Раздел III «Эксплуатационный подвижной состав».

В этом разделе отражается «Поступление, выбытие и наличие эксплуатационного подвижного состава».

Данные о поступлении, выбытии и наличии автомобилей показываются по типам автомобилей (грузовые, автобусы, легковые) и по маркам автомобилей.

Данные для заполнения берут по счету 01, журнал-ордер 13.

В этом же разделе отражается группировка автомобилей по конструкции кузова и грузоподъемности (бортовые, самосвалы, фургоны, рефрижераторы, цистерны и др.) по времени нахождения в эксплуатации на конец года (до 2 лет, от 2 до 5 лет и т.д.).

Группировка составляется на основе журнала-ордера № 13 и технических паспортов на автомобили.

Раздел IV «Труд». В этом разделе данные отражают в целом по автотранспортному предприятию с выделением водителей.

В разделе отражают:

1. Среднесписочная численность работников – заполняют расчетным путем на основе табеля учета выхода работников на работу.

2. Фонд заработной платы работников списочного состава. Данные для заполнения берут по счету 23 или 20/6, счету 26 книг аналитического учета К-39 и К-25.

3. Выплаты социального характера.

Данные берут по счету 84 «Нераспределенная прибыль» или по счету 70 «Расчетно-платежной ведомости».

Все автотранспортные предприятия составляют ежеквартально отчет формы № 65 – автотранс «Сведения о продукции автомобильного транспорта».

В разделе I «Грузовые эксплуатационные автомобили» в целом по предприятию и в том числе по видам сообщений (внутригородское и пригородное, международное) отражают:

· доходы на основе журнала-ордера 18 по счету 99

· расходы на основе книг К-39 и К-25 по счетам 20/6 или 23/2, 26/2 (прямые и косвенные расходы)

· перевезено грузов и грузооборот на основе карточек учета работы грузового автомобиля

В разделе V «Доходы и расходы по видам услуг» показывают в целом и в том числе по перевозке грузов и оказанию прочих услуг доходы и расходы транспорта.

В разделе VII «Среднегодовая стоимость транспортных средств», данные отражаются только за год. Среднегодовая стоимость рассчитывается с учетом автомобилей на начало года, прибытия и выбытия на основе журнала ордера 13 по счету 01.

Все автотранспортные предприятия заполняют ежемесячно соответствующие показатели и в отчетности Ф № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг».

Основными показателями объемов производственной программы являются: объем перевозки грузов в тоннах, грузооборот в тонно-километрах, общий пробег в километрах и том числе с грузом.

При планировании сначала рассчитывают дневную производительность по маркам автомобилей.

Прежде всего, рассчитывают на планируемый год показатели производственной базы.

В автохозяйстве на начало года имелось 86 автомобилей грузоподъемностью 3 т. В планируемом году предполагается поступление с 1.05 – 4 автомобилей. По разработанной смете техобслуживания и ремонта среднее время простоя в ремонте составит 31,1 дня, простои автомобилей с учетом выходных, праздничных дней и др. 118 дней в год на 1 автомобиль.

АДХ = 86 365 + 4 245 = 32370 авт-дней.

Асс = автом.

АТДХ = 32370 3 = 97110 авт-тон-дней

т или 88,7 3 = 266,1 т

т

А) Автомобиле – дни простоя в ремонте

88,7 31,1 = 2759 авт – дн.

Б) Ктехнич. готов.=

А) Автомобиле – дни в работе

32370-2759-(118 88,7) = 19144 авт.-дней

Б) Кисп.парка=

После расчета производственной базы планирую технико-эксплуатационные показатели, как правило, опытно-статистическим методом исходя из задачи по повышению эффективности использования транспорта.

По данным за отчетный год коэффициент использования пробега составил 0,685 в планируемом году возрастет на 0,015. Коэффициент использования грузоподъемности составил 0,850 с учетом мероприятий по наращиванию бортов и использования автомобилей различной грузоподъемности возрастет в планируемом на 0,050.

Средняя техническая скорость автомобиля с учетом улучшения состояния дорог и повышения квалификации водителей возрастет с 22 км до 24 км в час.

Средняя продолжительность нахождения автомобилей в наряде составит 8 часов в день.

Среднее время простоя под погрузкой – разгрузкой составляло 45,7 минут за счет механизации сократится простой в среднем на 2 минуты.

Среднее расстояние перевозки грузов не изменится и составит 27 км.

Исходя из этого на планируемый год показатели составят:

После этого производится расчет дневной производительности автомобиля в следующей последовательности:

Среднее расстояние ездки с грузом

Коэффициент использование пробега

27 км : 0,700 = 38,6 км

Средняя техническая скорость

60 мин : 24 = 2,5 мин

Время на пробег 1 км Среднее расстояние полной ездки

2,5 мин 38,6 км = 96,5 мин

Время в движении + Время простоя под погрузкой разгрузкой

96,5 мин. + 43,7 мин. = 140,2 мин.

Время работы на линии = 480 = 3,4 ездки

Время в наряде 140,2

Средняя номинальная грузоподъемность К ИСПОЛЬЗ.ГРУЗОПОДЪЕМ.

3 т 0,900 = 2,7 т

Средняя грузоподъемность с учетом Кисп. грузоподъем Количество ездок с грузом

2,7 т 3,4 = 9,18 т

Объем перевозок в тоннах Среднее расстояние ездки с грузом

9,18 27 = 247,86 т.км.

Среднее расстояние полной ездки Количество ездок

38,6 км 3,4 = 131,24 км

в том числе с грузом

Среднее расстояние ездки с грузом Количество ездок

27 км 3,4 = 91,8 км

После этого рассчитываем производственную программу на планируемый период (месяц, квартал, год) путем умножения

Дневная производственная Среднесписочное число Число дней Коэффициент испо-

программа автомобилей в периоде льзования парка

Данные берем из соответствующих плановых показателей.

Расчет годовой производственной программы автомобилей на планируемый год

Показатели Дневная производ. 1 автомоб. Среднесписочное число автомоб. Число дней в периоде Коэф. использ. парка Годовая программа
Перевезено грузов в тоннах 9,18 88,7 0,591
Грузооборот в тонно-километрах 247,86 88,7 0,591
Общий пробег, км в том числе с грузом 131,24 91,8 88,7 88,7 0,591 0,591
Число ездок с грузом 3,4 88,7 0,591

Планирование материально-технического снабжения.

Основой планирования расхода топлива для автомобилей является производственная программа по эксплуатации (общий пробег и грузооборот), а также установленные нормы расхода топлива для каждого типа и марки автомобиля. Нормы расхода топлива устанавливаются на 100 км пробега автомобиля, а также на 100 т-км транспортной работы (учитывается дополнительный расход топлива при движении автомобиля с грузом).

Кроме этого, устанавливается процент повышения нормы расхода топлива при работе в зимний период времени, в горных районных и др.

Планируется также дополнительный расход топлива на маневрирование в пунктах погрузки-разгрузки и на внутригаражные нужды.

Потребность в материальных ресурсах рассчитывается в натуральном и стоимостном выражении.

Расчет производится в следующем порядке:

Потребность в топливе в = Общий пробег автомобиля Норму расхода топлива

натуральном выражении на пробег 100

Потребность в топливе = Грузооборот в т.км. Норму расхода топлива

на выполнение грузооборота 100

Читайте также:  Аккумуляторы для автомобиля energizer отзывы

Так как в зимний период устанавливаются повышенные нормы расхода топлива, то расчет лучше вести отдельно на зимний и летний периоды, разделив производственную программу по опыту работы за предыдущие годы.

Затем планируется дополнительные расходы топлива

Общая потребность топлива % дополнительного расхода топлива

на выполнение работ

План общего пробега составляет 2511136 км, грузооборота 4742534 т.км. В зимний период времени будет выполнено 40 % работ. Норма расхода топлива в летний период 23 л на 100 км пробега и 2,5 л на 100 т.км. Дополнительный расход топлива на внутригаражные нужды предусмотрен в размере 5 % от основного топлива. На зимний период нормы повышаются на 10 %. Цена за 1 л топлива – 23 руб.

Дата добавления: 2014-12-09 ; просмотров: 10311 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Компания имеет автомобиль: какие обязанности это накладывает на нее?

Даже если компания не занимается профессионально перевозками грузов или пассажиров, она может иметь транспорт — для перевозки сотрудников, для выполнения разовых оперативных задач и т. п. При этом в отличие от транспортного средства, находящегося в личной собственности гражданина, транспортное средство, зарегистрированное на компанию, обязывает ее соблюдать некоторые дополнительные требования закона. Подробности в материале.

Безопасность дорожного движения — многогранное явление общественной жизни. Необходимость детального правового регулирования сферы, в которую вовлечены абсолютно все, не вызывает сомнений. В то же время, вводя запреты и ограничения, законодателю и правоприменителю необходимо выдержать баланс, не допуская чрезмерного регулирования, под гнетом которого ожидаемый положительный эффект не достигается, а отдельно взятые требования становятся и вовсе неисполнимыми.

Специальные требования: кто выполняет?

На сегодняшний день базовым нормативным актом, регулирующим указанную сферу, является Федеральный закон от 10.12.95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Закон о безопасности движения), а сферу оказания услуг автомобильным транспортом — Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Устав), отдельные положения которых развиваются многочисленными подзаконными актами и дополняются разъяснениями ведомств.

В практике применения указанных норм при проверке организаций, использующих в своей деятельности транспортные средства, довольно давно наметилась болевая точка, своего рода индикатор степени регламентированности этой сферы общественных отношений, связанная с выполнением специальных требований Закона о безопасности движения.

Проблема заключается в следующем. Предположим, на балансе организации учтено пять автомобилей категории «B». В штатном расписании организации отсутствует должность «водитель». Автомобили используются работниками исключительно для служебных нужд. При этом основная деятельность организации не связана с автотранспортом, например, общество производит какую-либо продукцию. Должна ли организация оформлять путевые листы по обязательным реквизитам? Проводить инструктажи безопасности, медосмотры и т. д.? Или такие требования Закона о безопасности движения применимы только к автотранспортным предприятиям?

Отслеживая тенденции судебной практики, можно зафиксировать прямо противоположные доводы в отношении того, какие юридические лица должны исполнять подобные обязанности. В одних случаях суды, разрешая споры сторон, резюмировали, что указанные специальные требования распространяются только на определенный круг субъектов — автотранспортные предприятия, лиц, выполняющих трудовую функцию «водитель». В других, напротив, исходили из того, что нормативные требования в области безопасности дорожного движения должны в равной мере исполняться всеми юридическими лицами, эксплуатирующими транспорт в служебных целях.

По всей видимости, проблема зародилась на уровне юридической техники. Закон о безопасности движения, в отличие от Устава, имеет общую сферу действия и распространяется на всех без исключения юридических лиц. Рассмотрим, между тем, требования ст. 20 Закона о безопасности движения — именно их должны исполнять организации по результатам проверки. Из сравнительного анализа частей первой и четвертой указанной статьи представляется очевидным, что закон различает юридических лиц, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств (ч. 1 ст. 20), и юридических лиц, которые осуществляют перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (ч. 4 ст. 20), возлагая на последних значительно больший объем обязанностей. Однако на практике все оказалось не так очевидно.

Обращаясь к содержанию ч. 1 ст. 20 Закона о безопасности движения, автовладельцы, как правило, распознают среди этих требований правила общего порядка — обеспечение исправного технического состояния автомобиля, страхование ответственности и т. д., — которые необходимо соблюдать, эксплуатируя транспортное средство, вне зависимости от того, физическое или юридическое лицо является собственником. Это достаточно простые вещи, которые не вызывают дискуссии. Но есть и другие предписания, которые вызывают вопросы на практике:

создавать условия для повышения квалификации водителей;

анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения;

организовывать проведение обязательных медицинских осмотров.

Необходимо отметить, что ч. 4 ст. 20 Закона о безопасности движения дополняет этот перечень для организаций, осуществляющих перевозки, следующими обязанностями:

назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию;

обеспечивать соответствие работников квалификационным требованиям;

организовывать и проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств.

Как свидетельствует практика, буквально в каждом случае организации получают предписания устранить выявленные нарушения и исполнить обязанности сразу из обоих перечней. При этом представители надзорного ведомства исходят из того, что требования закона в равной мере распространяются на всех юридических лиц, имеющих на балансе автомобили. Между тем организации придерживаются прямо противоположной позиции.

До недавнего времени правоприменительная практика особых надежд на определенность не давала, а устоявшейся позиции высших судебных инстанций по этому вопросу не было. Наконец, в 2016 г. объектом внимания Верховного суда РФ стали сразу несколько похожих споров — определения от 22.04.2016 № 301-КГ16-3321 по делу № А28-7292/2015, от 27.05.2016 № 303-КГ16-5282 по делу № А37-1121/2015, от 28.07.2016 № 303-КГ16-10291 по делу № А51-25581/2015. В рамках указанных дел заявители оспаривали законность предписаний управлений Транснадзора, проводивших проверку соблюдений требования законодательства в области безопасности дорожного движения. Суды последовательно поддержали позицию предприятий, которая сводилась к следующему.

Системное толкование ст. 20 Закона о безопасности движения позволяет сделать вывод, что законодатель четко различает правовой статус субъектов транспортной деятельности и иных организаций. Факт наличия на балансе организации транспортного средства не является основанием для возложения на нее обязанностей по соблюдению требований законодательства Российской Федерации, установленных для профессиональных перевозчиков грузов, пассажиров и багажа.

Легальное понятие «перевозка» содержится в ст. 784, 785 ГК РФ. Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу. Пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — за провоз багажа (п. 1 ст. 786 ГК РФ).

Таким образом, перевозка представляет собой коммерческую деятельность, осуществляемую на основании соответствующих договоров по доставке на возмездной основе объекта перевозки в пункт назначения. Как правило, дополняет судебная практика, по заданному маршруту, то есть рейсами.

Если организация не осуществляет деятельность по перевозке пассажиров и грузов в порядке оказания транспортных услуг третьим лицам и основной вид деятельности не связан с перевозками, то и оснований для выполнения специальных обязанностей (осуществлять предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств, назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию и т. д.) у нее не имеется.

Казалось бы, спор себя исчерпал, но, по-видимому, точку ставить рано. В письме от 17.03.2017 № 03-525ПГ Минтранс России в ответ на обращение заявителя указал, что перевозка может рассматриваться не только как вид экономической деятельности, осуществляемый на основании соответствующего договора, но и как процесс перемещения физических тел в пространстве и времени с применением средств, представляющих повышенную опасность, осуществляемый на основании негласного взаимного согласия. Именно с целью обеспечения безопасности самого процесса и разработаны положения ст. 20 Закона о безопасности движения. При этом п. 4 ст. 20 Закона о безопасности движения, по мнению Министерства, не предусмотрено дифференцирование требований, предъявляемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в зависимости от целей таких перевозок (в том числе для собственных нужд).

Читайте также:  Автомобиль под 1920 года

С учетом таких разных позиций Верховного суда РФ и Минтранса России, по всей видимости, до исправления ситуации на уровне законодательства подобные споры периодически будут повторяться. Соответственно компаниям, у которых возникла необходимость формировать позицию по данному вопросу, стоит учитывать доводы, приведенные высшей судебной инстанцией.

Маршрут построен, оформляем путевой лист?

В свете рассматриваемого вопроса возникает дискуссия и о необходимости ведения путевых листов. Напомним, что Устав определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов и предельно четко ограничивает сферу собственного регулирования лишь отношениями, возникающими при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Пунктом 2 ст. 6 Устава установлено, что перевозка пассажиров и багажа, грузов, в том числе легковыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство, запрещается.

Принятый во исполнение этой нормы приказ Минтранса России от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (далее — приказ № 152) фактически расширил сферу применения упомянутой нормы, обязывая всех юридических лиц, эксплуатирующих легковые автомобили, вне зависимости от целей такой эксплуатации вводить путевые листы с обязательными реквизитами (п. 2 приказа № 152).

Надо отметить, что судебная практика по этому вопросу является противоречивой (см., например, постановления АС Поволжского округа от 24.03.2015 № Ф06-21584/2013 по делу № А57-13332/2014 и ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.06.2014 по делу № А58-5793/2013). Единства и по сей день нет даже на уровне высшей судебной инстанции. Ярким примером того могут служить приведенные выше определения Верховного суда РФ, принятые с незначительным временным интервалом в один месяц (дела № А28-7292/2015 и № А37-1121/2015). В обоих случаях необходимость ведения путевых листов была подробно исследована судом первой инстанции, а вышестоящие суды эти выводы оставили без изменения. В итоге обнаружились две противоположные позиции: в одном случае суд, ссылаясь на приказ № 152, указал на необходимость оформления путевых листов по обязательным реквизитам, в другом, напротив, сделан вывод, что организация не является субъектом деятельности по перевозке, а потому не должна вести путевые листы.

Более взвешенной представляется позиция, что обязанность оформлять путевые листы лежит лишь на профессиональных перевозчиках, но, вероятнее всего, отстаивать ее придется в судебном порядке. Строго говоря, подзаконный акт (которым является приказ № 152) не может расширять круг субъектов, на которых распространяется действие правовой нормы федерального закона, в данном случае Устава. В то же время ведение путевых листов может быть удобным инструментом учета для иных целей организации. В этом случае для организаций открывается возможность разработать путевые листы по собственной форме, с указанием значимых для деятельности сведений.

Медосмотры на дорожку?

Не менее сложная и неоднозначная ситуация сложилась с необходимостью проведения медосмотров. Проведение медицинских обследований водителей названо в числе общих требований Закона о безопасности движения (ч. 1 ст. 20). Любопытно, что закон под термином «водитель» понимает любое лицо, управляющее транспортным средством, в том числе для собственных нужд (ст. 2 Закона о безопасности движения). При этом в п. 3 ст. 23 Закона о безопасности движения упоминается несколько разновидностей медосмотров — предварительные, периодические, предрейсовые, послерейсовые. Первые два законодатель связывает с фактом приема на работу и трудовой деятельностью в качестве водителей транспортных средств, а проведение предрейсового и послерейсового медицинских осмотров — с осуществлением юридическим лицом деятельности по перевозке пассажиров или багажа и грузов.

Иными словами, из приведенных положений следует, что в данном случае термин «водитель» трактуется более узко по сравнению с его определением, данным в ст. 2. Получается, что обязанность проходить медицинские осмотры возникает лишь у лиц, принятых на работу в качестве водителей, а на другие категории работников данное требование не распространяется. При этом пред- и послерейсовые осмотры обязательны только для субъектов транспортной деятельности.

Подтверждение этой позиции можно найти в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 25.11.2013 по делу № А56-78601/2012, АС Западно-Сибирского округа от 21.12.2015 № Ф04-27561/2015 по делу № А03-4759/2015, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2016 по делу № А05-4955/2016.

Между тем существует и противоположная практика. Так, в одном из недавних дел суд указал, что учреждение хотя и не занимается деятельностью по перевозке, все же обязано проводить послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств. Исполнение юридическим лицом самостоятельной ст. 23 Закона о безопасности движения при эксплуатации транспортных средств, по мнению суда, не ставится законодателем в зависимость от вида и характера перевозок пассажиров автомобильным транспортом (постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2017 № 06АП-363/2017 по делу № А04-10204/2016).

Сверять или не сверять?

Еще одним непростым моментом в практике является вопрос учета дорожно-транспортных происшествий (далее — ДТП). Закон о безопасности движения и постановление Правительства РФ от 29.06.95 № 647 «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий» обязывают организации вести учет ДТП с участием принадлежащих организациям транспортных средств с последующим проведением ежемесячных сверок. Ключевой вопрос практического применения этих требований: должна ли организация проводить сверки, если ДТП не было? Судебная практика в подавляющем большинстве случаев исходит из того, что сверки необходимы только в случае, если имело место ДТП с автомобилем, принадлежащем организации (см., например, Определение Верховного суда РФ от 18.05.2015 № 307-КГ15-5004 по делу № А66-8046/2014).

Вместе с тем, если исходить из буквального толкования закона, подобный вывод не имеет достаточного обоснования. Дело в том, что по смыслу законодательства предполагается, что сверки с ГИБДД должны проводиться на ежемесячной основе, вне зависимости от того, имело ли место ДТП. В этом есть определенная логика: например, если работник скрыл факт ДТП от предприятия. В таком случае для целей полного и точного учета всех ДТП с участием транспорта, принадлежащего организации, требуется именно сверка — сравнение имеющейся в распоряжении юридического лица информации о ДТП с данными ГИБДД.

Резюмируя выводы судебных инстанций, можно выделить некоторые критерии, когда специальные требования Закона о безопасности движения не применимы к организациям, имеющим автотранспорт:

основная деятельность организации не связана с перевозками — коммерческой деятельностью, осуществляемой на основании договоров перевозки по доставке на возмездной основе объекта перевозки в пункт назначения;

в штате организации отсутствует должность «водитель»;

транспортные средства персонально ни за кем из сотрудников не закреплены;

имеющиеся на балансе общества транспортные средства используются эпизодически для передвижения сотрудников;

при этом такие перемещения не являются рейсами, то есть осуществляемой в течение рабочей смены деятельностью, нацеленной на доставку в известный пункт пассажиров или груза.

Однако даже если организация соответствует всем указанным критериям, ей следует все же проявлять осторожность и помнить об общих требованиях Закона о безопасности движения. Существует серьезный риск, если произойдет ДТП, что возникнут вопросы о соблюдении организацией требований охраны труда и обеспечения безопасности дорожного движения. В этой связи компаниям, имеющим автотранспорт, целесообразно назначить лицо, ответственное за безопасность дорожного движения, с определенной периодичностью проводить с сотрудниками инструктажи безопасности, осуществлять с ГИБДД сверки наличия/отсутствия ДТП с участием транспорта, принадлежащего организации. Принятие таких превентивных мер позволяет снизить риск возникновения неблагоприятных последствий.

Источник

Ответы на популярные вопросы