Автомобиль на предприятии замена масла

На трёх постах. С чего стартовать на рынке замены масла?

Экспресс-замена масла всегда считалась самым быстроокупаемым видом автомобильного бизнеса. Затраты на вхождение в бизнес невелики. Самый доступный комплект маслосменного оборудования обходится чуть дороже, чем набор для шиномонтажных работ. Работы по замене масла и технических жидкостей не трудоемки, не требуют высокой квалификации. В общем, снимай помещение, заключай договор с поставщиком масла и вперед! Не тут-то было. Оказывается, времена, когда в этой сфере можно было стартовать вот так легко и непринужденно, уже позади. Кое-кто уже успел раньше вас. Но не отчаивайтесь. Если вы полны решимости заработать на замене масла, то и сегодня у вас есть для этого все возможности. Правда, билет на этот рынок будет стоить уже намного дороже.

Посмотрим, что представляют собой многочисленные участки по замене масла в городах региона? Три-пять постов, нехитрый набор оборудования для замены моторного и трансмиссионного масла, сервисные установки для замены технических жидкостей и очистки топливной системы и небольшой склад расходных материалов. Как правило, станция имеет договор с одним-двумя поставщиками смазочных материалов. Финансовая успешность станции во многом зависит от того, как долго она присутствует на этом рынке. У пионеров «экспресс-замены» в каждом крупном сибирском городе, как правило, самая многочисленная клиентура. Услуга по замене технических жидкостей настолько рентабельна, что даже на 3-4 постах, при постоянной загрузке, она позволяет хозяину автосервиса зарабатывать неплохие деньги. Беда в том, что привлечь на свою станцию поток клиентов, предлагая им те же самые условия обслуживания, что и ваши конкуренты, открывшиеся двумя годами ранее, не получится. Но это вовсе не означает, что сама услуга по замене масла стала менее прибыльной. Парк автомобилей сегодня молодеет, и основные обращения на СТО связаны как раз с заменой технических жидкостей и расходных материалов. Сложный ремонт, конечно, всегда будет востребован, но чем дальше, тем в меньшей степени. Учитывая уровень надежности современных автомобилей, поломка какого-либо агрегата или узла, не связанная с износом, будет являться, скорее всего, следствием нарушений правил эксплуатации. Так что, если мы посмотрим на большинство современных автосервисных предприятий, то увидим, что они делают акцент именно на оказании экспресс-услуг. Другое дело, что конкуренция в этом сегменте рынка сегодня довольно высока и для того, чтобы заработать здесь неплохие деньги, необходимо каким-то образом выделяться и предлагать сервис более высокого уровня. Иначе попросту не удастся выйти на приличные объемы продаж масел и технических жидкостей, а это, как известно, основная статья доходов на станциях, предлагающих экспресс-услуги.

«Я сомневаюсь в том, что предприятие, состоящие из трех постов, ориентированное исключительно на замену масла, сможет быть достаточно рентабельным, — считает директор компании «АДЭКС-Сервис» Вячеслав Афанасьев, — это связано с тем, что большинство автомобилистов сегодня предпочитают совмещать смену масла с какими-либо другими профилактическими работами — никто не хочет терять время. Если станция будет только менять технические жидкости, то значительная часть клиентов попросту не поедет туда».

Директор «АДЭКС-Сервис» добавил, что он имел в виду обычную станцию экспресс-замены масла в её традиционном понимании, укомплектованную обычными комплектами маслосборников и маслораздатчиков. Добавление очень важное, поскольку большинство продавцов автосервисного оборудования действительно убеждены в том, что подход к комплектации современного пункта экспресс-замены масла должен быть совсем другим.

Все на конвейер

«Прежде чем подходить к вопросу комплектации автосервиса на три поста, следует определиться — на чем человек планирует зарабатывать деньги, — рассуждает исполнительный директор компании «Автомаркет» Александр Ермаков. — есть три категории предприятий, которые занимаются заменой масла. Первая — автопарк. Другими словами, эта организация, основной сферой деятельности которой является не оказание автосервисных услуг, а эксплуатация автомобилей с целью получения прибыли. Вторая категория — крупные автосервисы, которые предлагают замену масла наряду со многими другими услугами по ремонту автомобилей. Это может быть как независимое, так и дилерское СТО. Третья категория — экспресс-автосервисы, зарабатывающие на продаже масла и технических жидкостей».

По мнению Александра Ермакова, наиболее высокие требования к оснащению постов должны предъявляться на крупных дилерских станциях, а также на предприятиях, которые имеют собственный автопарк.

«Возьмем, к примеру, дилерскую станцию. Здесь все регламентировано. Каждая услуга имеет свою стоимость, выраженную в нормо-часах. Клиент в любом случае платит по этому прайс-листу, но за счет более оперативного технического обслуживания дилерская станция может сэкономить время своих сотрудников и обслужить больше машин в день», — заявляет коммерческий директор компании «Автомаркет».

Что же касается транспортных предприятий, то на них современная автоматизированная система раздачи масел преследует в том числе и иную цель — снизить вероятность хищений масла.

«Это особенно актуально для станций, которые обслуживают парк грузовых автомобилей, поскольку у них большие заправочные емкости. Естественно, автоматизированная система сбора и раздачи масла стоит дорого, но за счет экономии средств и времени она окупит себя во вполне разумные сроки», — считает Александр Ермаков.

Итак, с комплектацией постов замены масла на крупных предприятиях мы разобрались. Как же быть независимому экспресс-сервису, для которого автомобильные масла — это основной источник прибыли? Начальник отдела продаж компании «Техноэкспорт» Павел Распопин уверен, что построить максимально эффективный бизнес можно только на основе компьютеризированной системы раздачи масел и технических жидкостей.

«Использование комплекта пневмонагнетателей масла для предприятий, которые намерены зарабатывать на продаже масел, на мой взгляд, сегодня не имеет смысла. Это отнимает слишком много времени, и имеет целый ряд неудобств, — говорит представитель компании «Техноэкспорт», — такая станция получает основную прибыль от продажи масел. Соответственно, здесь наблюдается четкая взаимосвязь: чем больше машин за день прошло, тем больше масла продано, тем выше доход. Автоматизированная система раздачи масла позволяет не только ускорить процесс обслуживания, но и сводит к нулю так называемые «необязательные» потери смазочных материалов, за счет строгого учета каждого грамма масла».

Есть и более продвинутые варианты комплектации, когда подачу масла на конкретный пост осуществляет мастер-приемщик с единого блока управления системой. На пульте управления он выбирает номер поста, тип масла и необходимое количество масла, исходя из нормативных заправочных емкостей, заложенных в базу данных системы. Таким образом, вероятность перерасхода масла в любой из операций исключена.

«Естественно, инвестиции в такой экспресс-сервис будут намного выше, чем в обычный, — признает Павел Распопин, — однако экономия на маслах, прозрачный и автоматизированный документооборот и повышенная пропускная способность позволят такой станции заработать намного больше. К тому же на сегодняшний день предприятий подобного уровня на рынке фактически нет, и первые станции, оснащенные по такому принципу, имеют отличную возможность привлечь к себе повышенное внимание без крупных вложений в рекламу. Первые клиенты такого сервиса сами будут разносить рекламу о вашем предприятии по своим знакомым».

Кстати, в этом вопросе практически все продавцы автосервисного оборудования солидарны. Александр Ермаков признает, что «переход на более совершенные виды раздачи смазочных материалов должен произойти уже в ближайшие 1-2 года, и уже сегодня вновь открывающимся СТО сложно конкурировать на этом рынке, если технологии замены масла не отвечают современным требованиям». Согласен с этим и Вячеслав Афанасьев:

«Единственное, на чем сегодня можно сыграть, — максимально быстрое обслуживание. Работая с маслосборниками, конвейер по замене масла создать не получится. Это вчерашний день. Надо создавать централизованный центр раздачи масла. А если такой возможности нет, то лучше оставить, как минимум, два подъемника под ремонт ходовой части и прочий мелкосрочный ремонт».

На периферии

Следует оговориться, что все вышесказанное справедливо для большого города, в котором уровень конкуренции на рынке экспресс-услуг очень высок. В каждом конкретном случае следует исходить из той конкурентной среды, которая сложилась на данный момент. Скорее всего, в городах областного подчинения сфера экспресс-услуг развита ещё не настолько хорошо, чтобы не попробовать организовать пункт замены масла с использованием более доступного оборудования. Но даже в этом случае эксперты советуют использовать комплекты для раздачи масел из 200 литровых бочек, а не маслонагнетатели.

«В целом, система раздачи масла из 200-литровых бочек более удобна и позволяет легче контролировать расход масел. По цене же такой вариант не сильно отличается от варианта с мобильными нагнетателями», — говорит Александр Ермаков.

«Состав материала, из которого изготавливаются шланги, качество фитингов, функциональные возможности электронных счетчиков масла и пистолета — все эти мелочи на самом деле имеют значение. Несмотря на то, что китайские производители копируют многое из того, что производят в Европе, пока они не достигли того же технологического уровня» — убежден исполнительный директор компании «Автомаркет».

Читайте также:  Адреса по шиномонтажу грузовых автомобилей

Дополнительные работы

Но даже если вы решитесь на создание настоящего конвейера по замене масел и технических жидкостей, не стоит пренебрегать другими экспресс-услугами. Однозначно, такое предприятие должно иметь собственный склад расходных материалов (фильтры, колодки, свечи), чтобы при желании клиента быстро заменить износившиеся детали. Не лишними на таком предприятии будут такие услуги, как сервис топливной системы. Как минимум — профилактическая промывки инжекторов. Это очень быстрая и весьма рентабельная услуга, которая не требует больших трудозатрат, серьезных вложений в оборудование и высокой квалификации персонала. Оправдает себя и сервис тормозной системы: замена тормозных колодок, замена тормозных жидкостей, проточка тормозных дисков. Это также довольно быстроокупаемый проект на автосервисе.

В общем, оправдано будет все, что связано с заменой расходных материалов. Все прочие услуги требуют уже более серьезных капиталовложений и фактически выводят станцию на иной уровень, когда она должна зарабатывать не столько на продажах расходных материалов и технических жидкостей, сколько на оказании услуг: диагностика, регулировка развал-схождения, ремонт двигателя и т. д.

Источник

Как открыть пункт замены масла в авто? Бизнес планирование и расчет вложений.

Количество автомобилей в городах постоянно растет, что приводит к повышению спроса на услуги по их обслуживанию. Одной из таких услуг является замена моторного масла в автомобиле, которая за счет простоты запуска и минимального стартового капитала стала очень популярной среди многих предпринимателей. Каждый владелец авто, делает замену масла 1 или 2 раза в год, а таксисты могут менять моторную жидкость и до 10 раз на год. Обычно замена масла происходит каждые 10 – 15 тысяч пробега. Необходимость такой процедуры связана с тем, что за счет постоянного нагрева масла и интенсивной его эксплуатации оно теряет свои свойства, переставая смазывать трение механических узлов двигателя и понижать их температуру, что в итоге может привести к выходу из строя отдельных деталей движка.

Часто, начинающие предприниматели открывают бизнес на экспресс замене масла. Одним из главных преимуществ такого подхода – это время на замену жидкости, которое составляет 15 – 30 минут, в зависимости от типа авто и опытности мастера. При экспресс замене масла используют вакуумную помпу, которая откачивает жидкость через щуп.

Плюсы и минусы бизнес идеи

Как и в любой деятельности в этой нише есть как свои преимущества, так и недостатки.

Правильным решением будет, если вы тщательно подготовитесь к открытию своего дела в этой нише. Имеется в виду обучение и получение практических навыков работы. К теории можно отнести изучение технологий замены масла для различных марок автомобилей, виды масла для бензиновых и дизельных двигателей, умение подбирать масло, масляный и воздушный фильтр по марке авто и прочие нюансы, в которых должен ориентироваться мастер. Отличным решением будет сделать полноценную таблицу с самыми популярными марками авто, в которой будет указано тип масла, например 10W-40, 5W-30 и прочие, а также объем заливаемой жидкости. Такая справочная информация упростит вам работу, и если будете нанимать персонал, то нужные цифры всегда будут у них перед глазами.

Практические навыки можно получить, устроившись на работу к конкурентам на 2 – 3 месяца. Там вы сможете научиться менять фильтры, пользоваться оборудованием, общаться с клиентами, и в целом увидеть «кухню» бизнеса на замене масла в двигателе изнутри. Такая подготовка позволит понять, что нужно покупать из оборудования в первую очередь, каких марок машин больше всего и какие фильтры и масло для них стоит держать у себя на складе в наличии.

Виды услуг

Есть целый список услуг, которые входят в прайс-лист пункта по замене масла.

Дополнительно ваша точка по выкачке моторного масла будет зарабатывать на продаже отработанного масла для скупщиков или же на нефтеперерабатывающие предприятия, обеспечивая неплохой дополнительный доход для вас, как владельца бизнеса.

Целевая аудитория клиентов

Пришло время определиться с целевой аудиторией, которая будет заказывать услуги по замене моторного масла в двигателе автомобиля.

Если говорить проще, то ваши клиентов может стать любой владелец авто. Конечно же, есть те, кто меняем масло самостоятельно, но в большинстве случаев люди обращаются к специалистам.

Зачастую даже те, кто обслуживаются в официальных сервисных центрах, со временем стают заказчиками «гаражных» мастеров, поскольку те делают не хуже, а иногда и намного качественнее, и на порядок дешевле.

Технология замены масла в двигателе автомобиля

Масло обеспечивает защиту износа подвижных элементов двигателя за счет трения и очищает камеру сгорания от нагара и отложений, а еще обеспечивает отведение избыточного тепла от корпуса мотора. Антикоррозийные присадки, которые обычно входят в состав смазочного материала, защищают сердце автомобиля и его узлы от образования ржавчины. Со временем все эти свойства масла теряются и каждые 10 – 15 тысяч пробега, нужно менять этот материал на новый.

Есть две технологии, которые используют мастера при открытии бизнеса по замене масла в автомобилях, давайте рассмотрим их более детально.

Замена масла через сливное отверстие. Последовательность работ тут следующая.

Замена масла с помощью вакуумной помпы (насоса). Тут технология немного отличается от предыдущего варианта. В этом случае используют вакуумную помпу с воздушным компрессором, она оборудована сливным бачком и трубками для выкачки материала.

Обычно в автомобиль заливают около 3 – 4 литров масла.

Есть еще дополнительная услуга промывки двигателя при замене масла. О ее полезности или вреде идут постоянные дискуссии, и каждый мастер сам решает, предлагать ее клиенту или нет.

Суть ее заключается в следующем. После слива масла и до замены фильтра, вы не заливаете новое, а льете специальное средство для промывки, по объему ориентируясь по минимальному значению уровня на щупе. Далее запускаете двигатель и даете ему поработать около 5 минут, после чего глушите авто и сливаете промывку. Только после этого заливаться новый смазочный материал. Осуществление промывки увеличивает время процедуры на 10 – 15 минут.

Документы

Для официальной работы вашего пункта по замене масла, вам нужно будет оформить пакет документов.

В случае возникновения проблем с оформлением документов, можете обратиться к юристу в вашем городе, который поможет сделать все правильно и обезопасит вас от штрафов проверяющих служб.

Помещение

Для полноценной работы вашего пункта по замене моторного масла важно найти подходящее помещение, конечно же, лучшим вариантом будет, если у вас есть собственный гараж, и вы сможете его переоборудовать в бокс. Собственная недвижимость существенно подымет рентабельность данного бизнеса. Но и аренда дает плюсы, а именно возможность выбрать наиболее подходящее для работы место.

Если рассматривать локации для размещения бизнеса, стоит смотреть варианты аренды возле АЗС, магазинов запчастей, гаражных зон. Также неплохо чувствуют себя мастера, которые работают в густонаселенных спальных районах города.

Площадь помещения может быть около 30 кв.м. для обслуживания одного автомобиля, если вы берете с запасом, то нужно искать площадь размером 50 – 60 кв.м. В помещении вы сделаете зонирование, на рабочий зал, склад ГСМ, санузел и витрина с материалами и фильтрами.

К помещению нужно подключить коммуникации: электричество, вентиляцию, отопление на зимний период, канализацию и водопровод по возможности. Огромным плюсом будет наличие места для стоянки нескольких авто.

Если вы планируете работать в маленьком городе, то замена масла, как бизнес можно организовать в гараже, с минимальными вложениями.

Оборудование

Для полноценной работы вашего сервиса нужно будет закупить набор оборудования.

Персонал

Первое время, на этапе раскрутки бизнеса, лучше поработать самому, обеспечивая высокое качество обслуживания и работая с клиентами напрямую, убеждая их стать вашими постоянными заказчиками.

Как только бизнес «пойдет в гору», можно взять помощника, который будет делать часть работы. Обучить вы его сможете сами, главное – это контроль качества его работы и смотреть на то, как он общается с клиентом, чтобы потом не нести потери репутации.

Роль бухгалтера и маркетолога вы также можете взять на себя.

Реклама

Для привлечения первых клиентов и постепенной раскрутки бизнеса, нужно будет вкладывать средства в рекламу. Эти затраты нужно включить в бюджет еще до того как открыть пункт замены масла.

В будущем, вы сможете получать постоянных клиентов за счет рекомендаций обслуженных заказчиков. Вот именно поэтому важно следить за качеством проведения работ, уровнем сервиса и аккуратностью вашего персонала.

Сколько нужно денег для старта?

Следующий этап – это деньги, которые нужно вложить. Еще на шаге составления бизнес плана пункта по замене масла важно учитывать все статьи расходов.

Как уже говорилось выше, лучшим решением для открытия пункта замены моторного масла является наличие или покупка собственного бокса, а также самостоятельная работа на начальных порах. Таким образом, вы сможете быстро вернуть инвестиции и начать зарабатывать с этого бизнеса.

Сколько можно заработать?

Чтобы оценить уровень заработка на пункте замены масла для автомобиля, давайте рассмотрим расценки.

Рассмотрев, реальную загруженность вашего сервиса и умножив на количество рабочих дней, можно оценить уровень заработка в этой нише.

Читайте также:  Автомобиль на смену шевроле

Выводы. Замена масла – это неплохой бизнес, с высоким спросом на данную услугу, но в то же время здесь много конкурентов и есть смысл совмещать данный сервис с магазином по продаже ГСМ или же с СТО. Но и отдельно можно работать, но в процессе раскрутки точки, будет сложно с деньгами.

Источник

Замена моторного масла: все, что нужно знать бухгалтеру

Мы с вами уже знаем, как правильно заправить «железного коня» (см. статью «Талоны, смарт- и скретч-карты на горючее: что и как правильно применять» // «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 41), а также как заменить в нем тормозную и охлаждающую жидкость (см. «Списываем тосол и тормозную жидкость» // «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 20). Остается лишь заменить моторное масло и — полный вперед!

Однако моторное масло отличается от того же горючего тем, что последнее полностью сгорает в процессе работы автомобильного двигателя. Тогда как масла после отработки ими своего функционального ресурса требуют слива из автомобиля. И с учетом этого возникает закономерный вопрос: что делать с таким отработанным материалом? Но, чтобы было, что сливать, сначала нужно что-то залить. Поэтому для начала выясним нюансы замены моторного масла.

Замена моторного масла

С какой периодичностью следует проводить замену масла в двигателе автомобиля?

Порядок проведения технического обслуживания (в том числе замены моторного масла) и ремонта дорожных транспортных средств определен Положением № 102. Согласно п. 3.7 этого Положения техническое обслуживание транспортного средства необходимо выполнять в планово-обязательном порядке, включая определенный этим документом и инструкциями производителей перечень обязательных работ. В частности, первое техническое обслуживание рекомендовано осуществлять с периодичностью в соответствии с таблицей 1 ( п. 3.9 Положения № 102). Примерный перечень операций ТО-1 приведен в приложении А к Положению № 102. Работы по замене масла в поддоне картера двигателя как раз входят в этот перечень операций. Согласно таблице 1 такое техобслуживание для легковых автомобилей и автобусов должно проводиться каждые 5000 км.

Важно! Если определенная в таблице 1 периодичность обслуживания отличается от периодичности, установленной документацией завода-производителя, следует руководствоваться указанной документацией.

Также периодичность техобслуживания в целом и замены моторного масла в частности в значительной степени зависит от условий эксплуатации (рельефа местности, технической категории автомобильных дорог и т. п.). Таким образом, в первую очередь нужно ориентироваться на периодичность замены моторного масла, определенную заводом-изготовителем соответствующего автомобиля. На практике моторное масло меняют, как правило, через каждые 7000 — 8000 км. Также желательно каждые 1000 — 2000 км пробега все-таки заглядывать под капот и проверять уровень масла. Чтобы определить, нужно ли добавлять моторное масло, следует воспользоваться масляным щупом, который отражает его уровень в двигателе.

Какими нормами расходов моторного масла следует руководствоваться?

Для планирования потребности в горюче-смазочных материалах, контроля за их расходами и ведения отчетности бюджетные учреждения руководствуются Нормами № 43. Об этом должно быть указано в приказе об учетной политике учреждения или же в отдельном приказе, которым будет установлено, что при списании горюче-смазочных материалов надо использовать именно Нормы № 43.

Так, согласно п. 1.10 разд. 1 этих Норм нормативы расходов смазочных материалов приведены в приложении В к Нормам № 43. Эти нормативы установлены из расчета на 100 л (100 м 3 СПГ) нормативных расходов топлива для соответствующего автомобиля:

— нормативы расходов масел — в л/100 л (л/100 м 3 СПГ);

— нормативы расходов смазок — в кг/100 л (кг/100 м 3 СПГ).

Таким образом, расходы смазочных материалов напрямую зависят от количества использованного автомобилем горючего.

Стоит также заметить, что большинство используемых на сегодняшний день автомобилей не включены в приложение В к Нормам № 43. Для таких авто следует применять временные нормативы расходов смазочных материалов в следующих размерах ( п. 2.3 разд. 2 Норм № 43):

— для дизельных и газодизельных грузовых автомобилей и автобусов с полной массой свыше 3,5 т:

моторное масло — до 2,8 л/100 л (л/100 м 3 СПГ) Qн;

трансмиссионное масло — до 0,4 л/100 л (л/100 м 3 СПГ) Qн;

специальные масла — до 0,1 л/100 л (л/100 м 3 СПГ) Qн;

пластичные (консистентные) смазки — до 0,3 кг/100 л (кг/100 м 3 СПГ) Qн;

— для остальных автомобилей и автобусов:

моторное масло — до 1,8 л/100 л (л/100 м 3 СПГ) Qн;

трансмиссионное масло — до 0,15 л/100 л (л/100 м 3 СПГ) Qн;

специальные масла — до 0,05 л/100 л (л/100 м 3 СПГ) Qн;

пластичные (консистентные) смазки — до 0,1 кг/100 л (кг/100 м 3 СПГ) Qн.

При этом нормативы расходов смазочных материалов уменьшаются на 50 % для всех автомобилей, находящихся в эксплуатации менее 3 лет. В то же время для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 8 лет или имеющих пробег свыше 150 тыс. км, такие нормы могут быть увеличены до 20 %. Но такое увеличение обязательно должно быть надлежащим образом обосновано.

Необходимо понимать, что нормативы расходов смазочных материалов включают в себя замену смазочных материалов во время технического обслуживания и периодическое их добавление в процессе эксплуатации.

Внимание! Нормативные расходы соответствуют предельно допустимым расходам. То есть они могут быть значительно выше, чем обычные расходы смазочных материалов автомобилей в удовлетворительном техническом состоянии. Особенно это касается авто современных конструкций.

Таким образом, рекомендуется применять минимально возможные значения нормативов расходов смазочных материалов в соответствии с конструктивными особенностями и техническим состоянием транспортного средства.

Временные нормы расходов смазочных материалов вводятся в действие приказом руководителя учреждения и распространяются только на автомобили данного учреждения. Причем уже из названия таких норм понятно, что они будут действовать не постоянно, а только в течение определенного времени. А конкретно, при введении в действие в Украине постоянных норм расходов топлива и смазочных материалов на соответствующие модели (модификации) автомобилей эти нормы утратят свою силу.

Теперь о том, как определить предельно допустимые расходы смазочных материалов для конкретного пробега служебного автомобиля. Для этого нужно воспользоваться следующей формулой:

Qс = Qн х Qг : 100 л,

где Qс — нормативные расходы смазочных материалов для фактического пробега автомобиля;

Qн — временный норматив расходов смазочных материалов на 100 л израсходованного горючего;

Qг — нормативные (исходя из базовой линейной нормы) расходы горючего исходя из фактического пробега автомобиля.

Пример 1. Заведение здравоохранения имеет на балансе специализированный медицинский автомобиль ГАЗ-32214. Приказом руководителя заведения установлен временный норматив расхода моторного масла для этого автомобиля на уровне 1,8 л в расчете на 100 л израсходованного горючего. С учетом инструкции производителя руководителем учреждения принято решение о проведении замены моторного масла через каждые 7000 км пробега. Нормативный расход горючего (с учетом базовой линейной нормы) на этот пробег — 1456 л (20,8 л/100 км х 7000 км).

Таким образом, нормативные расходы моторного масла равны: 1,8 л х 1456 л : 100 л = 26,21 л. То есть это максимально возможное количество моторного масла, которое можно списать на работу такого автомобиля в течение выполнения им пробега в 7000 км.

По каким КЭКР планировать расходы на замену моторного масла?

Для того чтобы правильно запланировать расходы на замену моторного масла в служебном авто, прежде всего нужно четко понимать, каким способом будет проводиться такая операция. Ведь здесь есть два варианта развития событий:

— или замена выполняется собственными силами учреждения без привлечения сторонних специалистов (штатным водителем, механиком учреждения). Этот вариант выполнения работ по замене моторного масла является более распространенным;

— или замена производится на СТО.

Если вы избрали первый вариант, тогда сначала нужно приобрести моторное масло. Расходы на приобретение таких материалов согласно п. 15 п.п. 2.2.1 Инструкции № 333 следует планировать и осуществлять по КЭКР 2210 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь».

Если же в учреждении нет специалиста, который мог бы заменить моторное масло в автомобиле, то придется обратиться в СТО. Оплату услуг по техобслуживанию транспортных средств (в том числе и замене масла в двигателе) следует проводить по КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)». Этого требует п. 8 п.п. 2.2.4 Инструкции № 333. По большей части, исполнитель работ использует собственные расходные материалы, поэтому в отдельном приобретении масла нет необходимости.

Как правильно отразить в учете операцию по замене моторного масла?

Для учета смазочных материалов в Плане счетов предназначен субсчет 235 «Топливо, горючие и смазочные материалы». Учет по этому субсчету следует вести в разрезе видов горючего и смазочных материалов. То есть для учета моторного масла определенного вида и производителя необходимо открыть отдельный аналитический счет в рамках субсчета 235.

Что касается документального оформления операции по замене моторного масла в служебном автомобиле, то здесь опять-таки все зависит от способа выполнения такой замены. В частности, при проведении замены собственными силами учреждения списание моторного масла следует оформлять Актом списания по типовой форме № З-2, утвержденной приказом Госказначейства от 18.12.2000 г. № 130. В акте обязательно нужно указать, для техобслуживания какого конкретно автомобиля было использовано моторное масло. Основанием для выполнения работ по техническому обслуживанию служебного автомобиля должно быть распоряжение руководителя учреждения.

Читайте также:  Автомобиль приора гранта цена

Зато, если замена масла осуществляется на СТО, отношения с исполнителем работ прежде всего следует оформить договором. Также взаимоотношения между заказчиком и исполнителем услуг по техническому обслуживанию и ремонту колесных транспортных средств (далее — КТС) урегулированы Правилами № 615. Так, в момент передачи подрядной организации транспортного средства оформляется Акт передачи-приема КТС, его составных частей (систем) для предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту ( приложение 2 к Правилам № 615), который составляется в двух экземплярах. В свою очередь, Акт передачи-приема КТС, его составных частей (систем) после предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту ( приложение 3 к Правилам № 615) удостоверяет факт предоставления услуг. В случае замены эксплуатационных жидкостей (в том числе моторного масла) при техническом обслуживании КТС исполнитель указывает в данном акте их наименование, маркировку и необходимые эксплуатационные параметры. Кроме того, после завершения работ исполнитель должен предоставить заказчику следующие документы ( п. 8 разд. VІІ Правил № 615):

1) счет-фактуру, наряд-заказ, накладную, квитанцию и т. п.;

2) гарантийный талон (один экземпляр);

3) приложения к эксплуатационной документации;

4) справку-счет на составные части, приобретенные и установленные исполнителем на КТС.

Утилизация отработанных моторных масел

Что делать с отработанным моторным маслом?

Ответ однозначный — утилизировать. Ведь отработанные нефтепродукты, не пригодные для использования по назначению (в том числе отработанные моторные, индустриальные масла и их смеси), являются опасными отходами. Они относятся к разделу А Желтого перечня отходов.

Механизм сбора, перевозки, хранения, обработки (переработки), утилизации и/или обезвреживания отработанных моторных масел регламентирован Порядком № 1221. Действие этого Порядка распространяется на субъектов хозяйствования всех форм собственности, в процессе деятельности которых на территории Украины образуются отработанные масла ( п. 3 Порядка № 1221). Такие субъекты хозяйствования считаются потребителями масел (смазок).

Основные обязанности потребителей масел (смазок) приведены в п. 6 Порядка № 1221. В частности, они должны:

— обеспечить раздельный сбор отработанных масел;

— сдавать отработанные масла на приемные пункты или непосредственно переработчикам отработанных масел (смазок);

— осуществлять первичный учет в отношении приобретенных масел, их использования, дальнейшего обращения с отработанными маслами;

— подавать информацию о состоянии обращения с отработанными маслами. Такая информация подается ежеквартально до 10 числа следующего месяца в Госэкоинспекцию по форме в соответствии с приложением 5 к Порядку № 1221. Это требование не касается субъектов хозяйствования, которые проводят замену масел (смазок) в транспортных средствах в пунктах замены.

Таким образом, каждое учреждение должно либо самостоятельно обеспечить утилизацию отработанных масел, либо поручить это специализированному предприятию. Если учреждение не может самостоятельно обеспечить их утилизацию, оно должно заключить договор или с переработчиком масел, или с пунктом их приема.

Факт приема отработанного моторного масла специализированное предприятие должно подтвердить актом приема отработанных масел (смазок) в соответствии с приложением 3 к Порядку № 1221. Этот документ оформляется в двух экземплярах. Один из них предоставляется учреждению, которое сдает указанные отходы, а второй остается у принимающего их субъекта хозяйствования, который имеет лицензию на право осуществления хозяйственной деятельности в сфере обращения с опасными отходами ( п. 13 Порядка № 1221).

И еще одно. Не так давно постановлением № 118 была утверждена форма декларации об отходах (приложение к указанному постановлению). Такую декларацию согласно п. 2 Порядка предоставления декларации об отходах, утвержденного упомянутым постановлением, должны подавать все субъекты хозяйствования, деятельность которых так или иначе приводит к образованию отходов в объеме от 50 до 1000 условных единиц. Рассчитать объемы образования отходов в условных единицах можно с помощью специального калькулятора*.

Декларация об отходах подается один раз в год одновременно в бумажной и электронной форме в центр предоставления административных услуг. Срок подачи — до 20 февраля года, следующего за отчетным.

Для заполнения этой декларации нужно также знать класс опасности отходов. Отработанное моторное масло, в частности, относится к ІІІ классу опасности. Но стоит отметить, что на сегодняшний день на государственном уровне не существует утвержденного перечня (классификатора) отходов с установленными классами опасности. В то же время в отдельных регионах используются локальные перечни в пределах функционирования региональных систем управления отходами.

Класс опасности отходов определяется в соответствии с ДСанПіН 2.2.7.029-99 (разд. 5), утверждается органами Минздрава по согласованию с территориальными органами Минприроды. Информация о классах опасности отдельных видов отходов также приводится в выданных разрешительных документах (разрешениях на размещение отходов и лимитах) в сфере обращения с отходами. То есть информацию о классе опасности отходов вы можете узнать в том специализированном предприятии, куда будете сдавать отработанное масло на переработку.

Внимание! Следует четко различать декларацию об отходах и декларацию по экологическому налогу — они взаимоувязаны, но подаются в разные органы и с различными целями.

Итак, подведем итог. Вылить отработанное моторное масло просто на землю нельзя. Такие действия могут нанести непоправимый вред окружающей среде. К тому же это карается законом. А конкретно, нарушение требований по обращению с отходами во время их сбора, перевозки, хранения, обработки, утилизации, обезвреживания, удаления или захоронения влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц. Размер штрафа может колебаться в пределах от 50 до 100 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 850 до 1700 грн.). Такие меры воздействия предусмотрены ст. 82 КоАП.

Самым правильным будет сдать отработанное моторное масло на переработку специализированному предприятию. Сейчас пунктов приема таких отходов немало в каждом городе. Однако они часто устанавливают минимально допустимое для сдачи количество таких масел. Поэтому возможно его придется некоторое время накапливать, прежде чем сдать на переработку.

Также отработанное масло может быть использовано в хозяйственных целях. Например, его иногда применяют для смазывания деталей в разных инструментах (бензопила, сучкорезы, мото-косы и т. п.). Не секрет и то, что обработка деревянных поверхностей (исключительно для наружных работ) отработанным маслом предотвращает их порчу под воздействием окружающей среды.

Именно от того, как вы планируете в дальнейшем использовать отработанное моторное масло, и будет зависеть порядок его учета.

Нужно ли оприходовать отработанное моторное масло? Каков порядок его учета?

Запасы признаются активом при условии, что их можно достоверно определить, а также если использование таких запасов предусматривает получение будущих экономических выгод. Указание на это содержит п. 1 разд. ІІ НП(С)БУ 123. Значит, отработанное моторное масло следует оприходовать на баланс учреждения, если вы можете сдать его на переработку и получить за это хоть какой-нибудь доход. Также нужно оприходовать такое масло, если вы планируете его использовать для хозяйственных нужд учреждения. Зато в случае, когда за утилизацию отработанного масла вам не платят, а вам самим придется заплатить (и такое возможно), тогда зачислять его на баланс учреждения нет никакого смысла. Достаточно будет вести только количественный учет этих отходов.

Для учета запасов, удерживаемых с целью дальнейшего распределения, передачи или продажи, Планом счетов предусмотрен субсчет 261 «Запасы для распределения, передачи, продажи». Поэтому отработанное масло, которое учреждение планирует передать (реализовать) специализированному предприятию для утилизации, следует учитывать на этом субсчете. Тогда как учет отработанного масла, которое планируется оставить в учреждении и использовать для хозяйственных целей, целесообразно вести на субсчете 239 «Прочие материалы».

В целом порядок учета отработанного масла мало чем отличается от порядка учета металлолома, о котором мы уже не раз рассказывали на страницах нашей газеты. Оприходование такого масла (аналогично оприходованию металлолома) следует оформлять накладной (актом о приеме материальных ценностей). Результаты его оценки также нужно отразить в акте оценки произвольной формы. Стоимость таких материалов определяют исходя из цены их возможной реализации.

Важно! Если отработанное масло остается для непосредственного использования в учреждении (не сдается специализированному предприятию для переработки), не позднее последнего рабочего дня месяца на сумму таких материалов необходимо составить и подать в органы Госказначейской службы Справку о поступлениях в натуральной форме.

Рассмотрим порядок отражения операций по замене моторного масла в служебном автомобиле на счетах бухгалтерского учета на условном примере.

Пример 2. Больница приобрела 6 л моторного масла для технического обслуживания кареты скорой помощи (ГАЗ-32214). Стоимость моторного масла — 420 грн. (в том числе НДС — 120 грн.). Замену масла в поддоне картера двигателя автомобиля произвел водитель больницы. Стоимость использованного масла списана на фактические расходы на основании акта списания по типовой форме № З-2.

При замене моторного масла из автомобиля было слито и оприходовано 5,5 л отработанного масла. Согласно акту оценки его стоимость составляет 27,50 грн. (5,5 л х 5 грн.). Руководством было принято решение о передаче отработанного масла на переработку специализированному предприятию. Факт передачи отходов специализированному предприятию был удостоверен актом приема отработанных масел (смазок).

Денежные средства за сданное отработанное масло в сумме 27,50 грн. поступили на специальный регистрационный счет бюджетного учреждения.

В бухгалтерском учете эти операции следует отображать так:

Содержание хозяйственной операции

Источник

Ответы на популярные вопросы