Автомобиль на ремонте и енвд по грузоперевозкам

Содержание
  1. ЕНВД: транспортные услуги
  2. Контур.Бухгалтерия — оптимальный сервис для ЕНВД
  3. Условия для применения ЕНВД: транспортные услуги
  4. Переходите с ЕНВД? Подключите Контур.Бухгалтерию
  5. Скидка 45% в ноябре: 7 590 р. вместо 13 800 р. за год работы
  6. Когда при грузоперевозках нельзя применять вмененку
  7. Как перейти на ЕНВД по транспортным услугам
  8. Переход с ЕНВД для автосервисов и автомоек
  9. 1. Может ли автосервис после отмены ЕНВД перейти на упрощенку?
  10. 2. Может ли автосервис перейти на патентную систему налогообложения?
  11. 3. Может ли автослесарь, работающий сам на себя, уплачивать налог на профессиональный доход?
  12. 4. Какой режим налогообложения можно использовать, если оказываются услуги по замене масла в автомобилях?
  13. 5. Какой режим налогообложения могут использовать мойки самообслуживания?
  14. 6. Как рассчитать, какой вариант выгоден именно моему автосервису?
  15. 7. Как быть автосервисам, которые совмещали ЕНВД с УСН?
  16. 8. Что ждет автосервисы, которые совмещали ЕНВД с ОСНО?
  17. 9. Какую отчетность потребуется сдавать автосервису после смены режима?
  18. 10. Как эффективно вести управленческий учет в автосервисе после перехода с ЕНВД?
  19. 11. Нужно ли перепрошивать контрольно-кассовую технику после перехода с ЕНВД?
  20. Как рассчитывается ЕНВД для грузоперевозчиков
  21. Понятие ЕНВД и право его применения
  22. ЕНВД: грузоперевозки и ограничения
  23. Пример расчета вмененного дохода и суммы к уплате
  24. Отмена ЕНВД. Какой налоговый режим выбрать перевозчику? 16:30, 11 ноября 2020 Версия для печати
  25. Почему ЕНВД так популярен среди перевозчиков?
  26. Налог на профессиональный доход (НПД)
  27. Патентная система налогообложения (ПСН)
  28. Упрощённая система налогообложения (УСН)
  29. Основная система налогообложения (ОСНО)
  30. ИП или ООО: что выбрать перевозчику
  31. На что переходить с ЕНВД?
  32. Какие перевозки грузов и людей нельзя перевести на уплату ЕНВД?
  33. Вместо ЕНВД – НДФЛ и НДС
  34. Стыкуем законодательные нормы
  35. Фактические обстоятельства
  36. Классификация деятельности налогоплательщика
  37. Подведем итог

ЕНВД: транспортные услуги

Контур.Бухгалтерия — оптимальный сервис для ЕНВД

Автоматизированный расчет налогов и операций с сотрудниками. Максимально простая бухгалтерия. Сервис сам сформирует КУДиР, декларацию и отчеты. Можно совмещать режимы.

В рамках российского законодательства (ст. 346.26 НК РФ), компании и частные предприниматели, которые оказывают транспортные услуги (перевозка грузов или пассажиров), могут воспользоваться ЕНВД — налоговым спецрежимом, который освобождает от уплаты некоторых налогов и помогает упростить ведение учета.

При соблюдении этого режима налогооблагаемая база определяется исходя не из размеров реальных доходов, а из вмененного дохода — теоретически возможного дохода, который закреплен в НК РФ и различается для разных видов деятельности.

Организации и ИП, которые занимаются перевозками, должны соответствовать определенным критериям, чтобы иметь возможность перейти на “вмененку”. В каких случаях возможно применение ЕНВД на транспортные услуги, как на него перейти и какие существуют ограничения — расскажем в данной статье.

Условия для применения ЕНВД: транспортные услуги

Компания или ИП, которые реализуют такой вид деятельности, как транспортные услуги (перевозка грузов или пассажиров с помощью транспортных средств), могут воспользоваться ЕНВД. Чтобы стать плательщиком вмененного налога, надо соответствовать ряду критериев. Вот некоторые из них:

Переходите с ЕНВД? Подключите Контур.Бухгалтерию

Скидка 45% в ноябре: 7 590 р. вместо 13 800 р. за год работы

Физический показатель при расчете ЕНВД по перевозкам — это число транспортных средств, а в случае перевозки пассажиров — количество пассажирских мест в транспорте. Транспортные средства, которые находятся в ремонте или стоят в запасе, т.е. не участвуют в хозяйственной деятельности и не приносят дохода, не учитываются при расчете ЕНВД по транспортным услугам.

Когда при грузоперевозках нельзя применять вмененку

Для применения ЕНВД надо оказывать транспортные услуги на возмездной основе и со всеми сопутствующими документами. Есть случаи, когда осуществление транспортных услуг не дает право организации или ИП применить данный налоговый режим:

В таких случаях применения ЕНВД по транспортным услугам невозможно, придется работать на общей системе налогообложения или упрощенке.

Как перейти на ЕНВД по транспортным услугам

Для перехода на вмененку по виду деятельности «транспортные услуги» надо предоставить в ИФНС по адресу организации или месту жительства заявление для постановки на учет ЕНВД. Для этого используются бланки ЕНВД-1 (для компаний) или ЕНВД-2 (для предпринимателей), установленные приказом ФНС РФ №ММВ-7-6/941.

Автор статьи: Арина Гюлметова

Работайте на ЕНВД или с совмещением налоговых режимов в веб-сервисе для малого бизнеса Контур.Бухгалтерия. Легко ведите учет, платите налоги, начисляйте зарплату и отправляйте отчетность через интернет без авралов и рутины. Первый месяц работы в сервисе — бесплатно.

Источник

Переход с ЕНВД для автосервисов и автомоек

1. Может ли автосервис после отмены ЕНВД перейти на упрощенку?

Да, это хороший вариант для автосервиса в 2021 году.

Есть два варианта упрощенки: по ставке 6% (налог платится с доходов) и 15% (налог платится с разницы между доходами и расходами) — если численность не более 100 сотрудников, а доходы не превышают 150 млн рублей в год. При превышении лимитов по доходам (до 200 млн. руб.) и количеству сотрудников (до 130 человек) с 2021 года будут действовать повышенные ставки УСН — 8% (с доходов) и 20% (доходы минус расходы).

В упрощенном варианте выгодно выбирать УСН «доходы», когда расходы не превышают 60% от выручки. Если превышают, то УСН «доходы-расходы». Однако есть нюансы. Перечень разрешенных расходов строго ограничен и должен быть документально подтвержден. А размер ФОТ (фонд оплаты труда) будет влиять на сумму налога. Поэтому советуем все внимательно посчитать, например, с помощью специального инструмента для сравнения налоговой нагрузки (см. вопрос № 6).

2. Может ли автосервис перейти на патентную систему налогообложения?

Вариант с ПСН хорош для небольших автосервисов и автомоек, в том числе для моек самообслуживания.

Большой плюс патентной системы налогообложения — вы заранее знаете, сколько налога заплатите, и эта сумма не зависит от ваших фактических доходов. Размер налога определяют на региональном уровне, исходя из потенциального дохода (сколько по мнению властей вы можете заработать за год), по ставке 6%.

А еще предприниматели вправе уменьшать налог при ПСН на суммы страховых взносов, выплаты по больничным за счет работодателя и платежи по ДМС для сотрудников (см. подробнее).

3. Может ли автослесарь, работающий сам на себя, уплачивать налог на профессиональный доход?

Закон о самозанятых не содержит прямых ограничений для оказания услуг автосервиса (шиномонтажа). Так что, если вы оказываете услуги по ремонту автомобилей и работаете сами на себя, без наемных работников, то вариант с НДП (налог на профессиональный доход или «налог для самозанятых») для вас допустим. Напомним про ограничения:

Для контроля движения денег, выставления счетов, приема онлайн-платежей можно использовать 1С:БизнесСтарт для самозанятых. Программа сама рассчитает налоги и передаст данные в ФНС.

4. Какой режим налогообложения можно использовать, если оказываются услуги по замене масла в автомобилях?

Моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей относятся к подакцизным товарам.

Замена масла, если масло используется как материал и входит в стоимость услуги по замене, можно учитывать на упрощенке, на патенте (у ИП) и на общем режиме налогообложения.

Если же вы торгуете автомобильным моторным маслом, то для этой деятельности можно использовать только упрощенку или общий режим, поскольку реализация подакцизных товаров на патенте не разрешена.

5. Какой режим налогообложения могут использовать мойки самообслуживания?

При соблюдении общих лимитов (по численности сотрудников и выручке) можно комфортно перейти на спецрежимы ПСН и УСН.

Отметим, что если у вас ИП и вы хотите перевести деятельность автомойки самообслуживания на патент, то:

6. Как рассчитать, какой вариант выгоден именно моему автосервису?

Воспользуйтесь инструментом «Сравнение режимов налогообложения» в программе 1С:БизнесСтарт. Введите данные по вашей деятельности, и программа посчитает сумму налогов для разных режимов. В этом видео можно посмотреть, как это происходит.

Зарегистрироваться в 1С:БизнесСтарт можно здесь (это займет несколько минут). Программой можно бесплатно пользоваться в течение 30 дней. Регистрация вас ни к чему не обязывает.

7. Как быть автосервисам, которые совмещали ЕНВД с УСН?

Если вы планируете всю свою деятельность перевести на упрощенку с 2021 года, то уведомлять о «полном» переходе на УСН налоговую не нужно — вас переведут автоматически.

Если вы хотите сменить объект налогообложения при упрощенке (например, сейчас у вас «доходы», а вы хотите уплачивать налог с разницы «доходы минус расходы»), то нужно не позднее 31 декабря 2020 года подать в налоговую инспекцию уведомление по форме № 26.2-6. Уведомление можно подать в бумажном виде или электронном, например, через сервис 1С-Отчетность.

8. Что ждет автосервисы, которые совмещали ЕНВД с ОСНО?

Это распространенная ситуация для автосалонов на ОСНО, в которых есть автосервис, и он на ЕНВД. Если вы планируете всю деятельность вести на ОСНО в 2021 году, то делать ничего не нужно.

Читайте также:  Аккумулятор для автомобиля supernova

Совмещать общий режим с упрощенкой нельзя. На УСН можно перевести только бизнес целиком при условии, что вы укладываетесь в установленные лимиты для применения УСН. При переходе на УСН нужно до 31 декабря 2020 года подать в налоговую инспекцию уведомление по форме № 26.2-1 в бумажном виде или в электронном, например, через 1С-Отчетность.

Допустим вариант совмещения ОСНО и Патента, но он доступен только для индивидуальных предпринимателей.

9. Какую отчетность потребуется сдавать автосервису после смены режима?

Отчетность будет зависеть от выбранного вами режима налогообложения.

Можно самому вести учет и сдавать отчетность, например, в 1С:БизнесСтарте— он сделан специально для предпринимателя, там нет «страшных бухгалтерских слов». Можно доверить свой учет специалистам 1С:БухОбслуживания — это выгоднее, чем нанимать штатного бухгалтера.

10. Как эффективно вести управленческий учет в автосервисе после перехода с ЕНВД?

Обратите внимание на 1С:Автосервис 8 — отраслевое решение, которое предназначено для автоматизации управленческого учета в небольших автосервисах, автомойках, станциях технического обслуживания автомобилей. Вот некоторые функции этой программы:

Подробнее о программе здесь.

11. Нужно ли перепрошивать контрольно-кассовую технику после перехода с ЕНВД?

Закон обязывает предпринимателей и организации, которые проводят техобслуживание или ремонт автомобилей и мототехники, машинного оборудования, а также торгуют автозапчастями, использовать онлайн-кассы вне зависимости от применяемого режима налогообложения.

При переходе с ЕНВД на другую систему налогообложения нужно проверить и при необходимости обновить обязательные реквизиты кассового чека. Нужный реквизит проходит по тегу 1055 и отражает применяемую систему налогообложения — ОСН, УСН доход, УСН «доход-расход», ПСН (ст.4.7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ). Подавать в ФНС заявление на перерегистрацию кассы не нужно.

На канале Справочное бюро предпринимателя есть видеоролик о том, как быть с кассами после отмены ЕНВД. Посмотрите, оно не только содержательное, но и веселое.

Источник

Как рассчитывается ЕНВД для грузоперевозчиков

Понятие ЕНВД и право его применения

В статье 18 НК РФ сказано, что ЕНВД относится к специальным налоговым режимам, применение которых предусматривает:

Применять ЕНВД имеют право как организации, так и ИП, которые осуществляют деятельность, прямо предусмотренную перечнем из ст. 346.26 НК РФ. Правда, при этом региональные и местные власти также должны включить код вида такой деятельности (ОКВЭД2) в список разрешенных на данной территории для применения вмененного налогообложения. Обычно ИП имеют право применять ЕНВД транспортные услуги 2020. Правда, только в том случае, если имеют в своем распоряжении не более 20 автомобилей.

Выбирая такую систему, налогоплательщик при определении базы налогообложения исходит не из размера реального дохода, а из так называемого вмененного дохода, который установлен Налоговым кодексом для разных сфер бизнеса. Поскольку сумма реально полученного предпринимателем дохода не играет роли, можно представить, какой платеж предусмотрен в месяц на ЕНВД грузоперевозки-2017. Расчет этой суммы мы рассмотрим на примере.

Очень важно не перепутать коды видов предпринимательской деятельности с кодами ОКВЭД. Если первые предназначены исключительно для заполнения налоговой декларации и утверждены ФНС, то вторые классифицируют все виды бизнеса и позволяют определить право на ЕНВД по правоустанавливающим документам ИП или юрлица. Это может быть свидетельство о регистрации или выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП. Код вида предпринимательской деятельности ЕНВД-2017 грузоперевозки по версии ФНС — 05. Именно это значение следует указывать в заявлении о переходе на единый налог, а также в отчетности. При этом ОКВЭД-2017 (транспортные услуги, грузоперевозки) ИП ЕНВД или юрлица также должен соответствовать этому значению.

ЕНВД: грузоперевозки и ограничения

Для того чтобы иметь возможность применять вмененное налогообложение при грузоперевозках, налогоплательщик должен соответствовать ряду критериев:

Все это в равной степени относится к грузоперевозкам. Кроме того, право применения «вмененки» заканчивается с момента приобретения 21 транспортного средства. Также нужно учитывать, что единый налог можно исчислять только с разрешенных видов деятельности. Поэтому, если одновременно с грузоперевозками организация или ИП занимается чем-то еще, то можно совмещать эту систему с упрощенной или общей.

Пример расчета вмененного дохода и суммы к уплате

Предположим, что нам надо рассчитать сумму ЕНВД для ИП (грузоперевозки, 1 машина, 2020). Применим следующий алгоритм:

Для того чтобы рассчитать сумму платежа, проще всего применять простую формулу:

Ежемесячный платеж = БД × ФП × К1 × К2 × 15 %.

Полученную сумму можно уменьшить на сумму страховых взносов:

Платеж является ежеквартальным, поэтому рассчитывается за 3 месяца. Далее его нужно перечислить в бюджет до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Кроме того, до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, необходимо сдать налоговую декларацию. В этом случае обязанность плательщика ЕНВД будет исполнена.

В 1998 году закончила КГАУ, экономический факультет по специальности бухгалтер. В 2006 году ТНУ, юридический факультет по специальности гражданское и предпринимательское право. Опыт работы бухгалтером с 1998 по 2007 год. Пишу статьи с 2012 года

Источник

Отмена ЕНВД. Какой налоговый режим выбрать перевозчику? 16:30, 11 ноября 2020 Версия для печати

С 1 января самый популярный среди перевозчиков режим налогообложения будет отменён. Тем, кто еще не определился, пора поторопиться с выбором альтернативы.

Автор блога Дальнобой PRO рассказал об альтернативах ЕНВД с точки зрения автоперевозчика. Приводим cамые важные тезисы его рассказа.

С 1 января 2021 года в России нельзя будет применять ЕНВД – систему налогообложения, которую используют многие перевозчики, индивидуальные предприниматели и небольшие транспортные компании. На данный момент нет даже слухов о возможной пролонгации этой системы: надеяться на неё не стоит.

Перевозчикам, использующим ЕНВД, необходимо до 31 декабря текущего года определиться с выбором другой системы налогообложения. Если они не подадут в налоговую уведомление о переходе на какой-либо из режимов в указанный срок, то с 1 января автоматически перейдут на общий режим налогообложения – ОСНО.

Почему ЕНВД так популярен среди перевозчиков?

Многие предприниматели, отдающие бухгалтерию на аутсорс, даже не знают, за что платят налоги. В случае с ЕНВД всё очень просто: требуемый налог начисляется не от реальных доходов, а от фиксированной, установленной государством суммы. Для грузоперевозок вменённая базовая доходность одного грузовика равняется 6000 рублей в месяц. Умножим эту сумму на годовой инфляционный коэффициент (2,005) и получим 12030 рублей – такой доход как бы должен приносить один автомобиль в месяц. От этой суммы предприниматель должен уплатить 15% налога; если у него одна машина, ежемесячно он будет платить всего 1805 рублей. Но даже этот небольшой платёж можно сократить на сумму взносов на пенсионное и медицинское страхование наёмных работников или самого себя.

Таким образом ИП, работающий на собственном грузовике, фактически не платит налоги: он лишь делает социальные отчисления, большая часть которых идёт на его же счёт в Пенсионном фонде.

Отчётность по ЕНВД заполнять несложно: единственный минус – сдавать её нужно 4 раза в год.

Налог на профессиональный доход (НПД)

Также известен как налог для самозанятых. Появился совсем недавно и подходит лишь для частников-индивидуалов: компании с несколькими машинами его применять не могут, так как НПД не предполагает наличия наёмных сотрудников.

НПД хорош своей простотой: для регистрации и подачи отчетности не нужно ходить в налоговую, всё это можно сделать через специальное приложение для смартфона. В этом же приложении можно настроить автооплату, а отчетность будет формироваться автоматически. Еще один плюс – необязательность уплаты взносов на пенсионное страхование. Платить или не платить их – каждый решает сам, но если вы решите платить, НПД не позволит уменьшить налог на сумму уплаченных взносов.

Однако существует несколько препятствий, которые делают НПД режимом, неподходящим для автоперевозчиков.

Система привлекательна тем, что не обязывает регистрироваться как ИП. Однако перевозчик не сможет уберечь себя от огромных штрафов за РТО и тахографы, так как Устав Автомобильного Транспорта гласит:

перевозчик – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки.

Второй минус – сам размер налога (4% при оплате от физических лиц и 6% при оплате от ИП и компаний). Уменьшить налоговую базу на расходы не выйдет, а расходная часть в перевозках велика. Так что если за перевозку вам заплатят 100 тыс. рублей, то налог будет высчитываться прямо из этой суммы и составит 6 тыс.

Третий минус – ограничение максимального дохода в размере 2,4 млн рублей, т.е. 200 тыс. рублей в месяц. При плотной работе в эту сумму можно не уложиться.

Патентная система налогообложения (ПСН)

ПСН подходит только индивидуальным предпринимателям и позволяет нанимать до 15 сотрудников. Эта система похожа на ЕНВД: в ней сумма налога также не зависит от реальных доходов. Есть у неё сходство и с НПД: предпринимателю не нужно сдавать отчетность, если у него нет наёмных работников.

Для перехода на эту систему нужно получить патент: он выдаётся на срок от 1 до 12 месяцев. Стоимость патента зависит от региона: узнать её можно в режиме онлайн на сайте ФНС. Для этого пройдите по ссылке, выберите свой регион и укажите вид деятельности «Грузоперевозки».

Читайте также:  Автоцентр санкт петербург автомобили с пробегом

У этого режима есть одна особенность: патент действует лишь в том регионе, где был выдан. Минфин разъясняет: если договор о перевозке заключен в регионе, где выдан патент, то везти груз можно в любые другие регионы. Но если договор заключен не в родном регионе, перевозчику придётся покупать еще один патент.

Иными словами, патент должен покупаться там, где выдаётся накладная.

Если рейсы по одному и тому же маршруту постоянны, проблем не возникнет: покупка патента всё равно окажется выгоднее оплаты 6% на НПД. Но для случайных «обраток» это большая проблема. Предприниматели, конечно, могут найти способ обойти этот острый угол, но не все диспетчеры и логисты согласятся пойти им навстречу.

Индивидуальный предприниматель на ПСН также обязан платить страховые взносы. В 2020 году их сумма составила 40 874 рубля (взносы на себя). Учитывать их для уменьшения налога нельзя, хотя государство планирует такую возможность реализовать. Тогда ПСН станет отличной заменой ЕНВД.

Упрощённая система налогообложения (УСН)

УСН бывает двух видов: 6% от доходов и 15% от доходов минус расходы.

Это простая система, которая не требует сложных расчётов: предприниматель платит 6% от всех сумм, полученных от клиентов, т.е. от «грязного дохода». Декларация подаётся всего один раз в год, а налог можно уменьшить на сумму уплаченных страховых взносов.

Финансовая нагрузка на перевозчика в данном случае будет почти такой же, как в случае с НПД.

УСН – доходы минус расходы

Тут всё уже не так просто. Система будет выгодна лишь для тех, у кого доля расходов (которые можно подтвердить документально!) составляет более 60% от общей суммы, полученной за предоставленные услуги. Если расходов меньше – сэкономить не получится. Для наглядности сравним разные системы при одинаковом «грязном» доходе:

У автоперевозчиков расходы, как правило, велики, особенно если в компании работают наёмные водители, поэтому УСН пользуется популярностью. Так что если официально получаемая выручка невысока или существенную её часть составляют неучитываемые наличные, то для простоты отчетности можно использовать обычную УСН. А при относительно больших официальных оборотах можно выбрать УСН минус расходы. Для этого придётся заморочиться с подсчётом расходов.

Основная система налогообложения (ОСНО)

Главное достоинство ОСНО – увеличение числа возможных контрагентов за счет предприятий, работающих с НДС. ООО и ИП, работающие с ОСНО, обязаны платить НДС (в большинстве случаев он составляет 20% от стоимости реализованных услуг/товаров).

Предположим, перевозчик, работающий на ОСНО, доставил заказчику груз и получил за это 120 тыс. рублей. Теперь ему придётся заплатить НДС в размере 20 тыс. рублей. Заказчик реализовал товар за 300 тыс. рублей и должен заплатить НДС в размере 50 тыс. рублей, но из этой суммы можно вычесть 20 тыс. рублей, которые за него уплатила фирма-перевозчик. А вот если бы перевозчик работал с УСН или другой системой, то вычесть эти деньги не вышло бы. Из-за этого таким перевозчикам приходится предлагать заведомо меньшие (примерно на 20%) ставки, чтобы оставаться конкурентоспособными.

При этом перевозчик может и сам сокращать свои обязанности по НДС, ведь он является клиентом фирм, являющихся плательщиками НДС (покупает запчасти, шины, ГСМ и так далее).

Для этого нужно документировать все покупки и траты.

Есть у этой системы и минусы. На ОСНО индивидуальным предпринимателям необходимо платить налог на доходы физлиц (от 13 до 15%), а ООО – налог на прибыль (20%). Чтобы свести их к минимуму, придётся тщательно документировать все расходы. Кроме того, предпринимателю придётся платить налоги на имущество (около 2%) и страховые взносы (за себя и/или за сотрудников).

Платить налоги и предоставлять отчётность придётся каждый квартал, а в некоторых случаях и каждый месяц. Для этого необходимо будет нанять специалиста, знакомого со спецификой автоперевозок, или отдавать бухучёт на аутсорс. Эти расходы могут «съесть» всю выгоду от работы с НДС.

Что же касается платежей, за счёт которых можно сократить размер налога, то не всегда их можно собрать в достаточном количестве. Ремонт в гараже у проверенного мастера, который не работает с НДС, может быть дешевле и качественнее, чем ремонт на незнакомом сервисе с НДС.

Поэтому решая вопрос о целесообразности использования ОСНО, перевозчик должен ответить на два вопроса:

Если ответ на оба вопроса «нет», то лучше всего перейти на патенты – иные системы не очень хорошо подходят для грузоперевозок.

ИП или ООО: что выбрать перевозчику

Отличия у этих организационно-правовых форм серьёзные, и одно из них может начать проявляться уже в 2021 году, когда начнёт действовать очередная редакция режима труда и отдыха. В ней, по всей видимости, будет указано, что РТО действует не только для наёмных водителей, но и для ИП, которые водят грузовик сами. И любое нарушение (переработки, отсутствие бумаги в тахографе и т.д.) может обернуться для предпринимателей штрафами в десятки тысяч рублей. Поэтому

многие водители задумываются: а не стать ли им наёмниками, объединившись с другими ИП в ООО?

Но и у ООО есть минусы для небольших компаний. Это сложный бухучет и трудности с выводом денег для личного пользования. ИП может тратить заработанное без ограничений, а учредитель ООО, выводя деньги для собственных нужд, должен заплатить НДФЛ.

На что переходить с ЕНВД?

Разобрав все плюсы и минусы различных систем налогообложения, автор блога «Дальнобой PRO» приходит к таким выводам:

Источник

Какие перевозки грузов и людей нельзя перевести на уплату ЕНВД?

Автор: Манкина О. С., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Вправе ли индивидуальный предприниматель, имеющий в собственности транспортные средства и специальную технику и оказывающий услуги юридическим лицам и ИП, применять спецрежим в виде ЕНВД? Ответим на этот вопрос, взяв за основу Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2018 № 08АП-10140/2018 по делу № А70-3690/2018.

Вместо ЕНВД – НДФЛ и НДС

При регистрации в качестве основного вида деятельности предпринимателем была заявлена перевозка грузов неспециализированными автотранспортными средствами (код 49.41.2 ОКВЭД). Проверка проводилась за 2014 – 2016 годы и закончилась доначислением налогов по общей системе налогообложения. Инспекция сделала вывод о том, что деятельность налогоплательщика по предоставлению во временное пользование за плату транспортных средств, технологического транспорта и специальной техники, по своему назначению не предназначенных для перевозки грузов, пассажиров или багажа, не подпадает под спецрежим в виде ЕНВД.

Арбитры признали действия проверяющих законными. Ход рассуждений судей следующий.

Стыкуем законодательные нормы

Система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и ИП, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг (пп. 3 и 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

В соответствии со ст. 346.27 НК РФ к транспортным средствам относятся автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили). К транспортным средствам не относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски.

Автомобильный транспорт подлежит государственной регистрации, порядок проведения которой определен Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 № 938. Согласно п. 2 этого документа все транспортные средства, относящиеся к автомототранспорту, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируются в органах ГИБДД.

Тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные аналогичные машины и прицепы к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируют органы Гостехнадзора.

Допуск транспортных средств для участия в дорожном движении осуществляется путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов (п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Следовательно, на режим в виде ЕНВД может переводиться предпринимательская деятельность, связанная с оказанием услуг по перевозке грузов, при одновременном соблюдении двух условий:

транспортные средства зарегистрированы в органах ГИБДД как автотранспорт, предназначенный для движения по автомобильным дорогам общего пользования (независимо от того, для какой цели изначально предназначено то или иное транспортное средство и какое оборудование на нем размещено);

собственником и (или) арендатором данного транспортного средства заключен договор на оказание услуг по перевозке грузов.

К сведению: спецрежим в виде ЕНВД не применяется при перевозке грузов внедорожным автотранспортом, то есть не предназначенным для движения по автомобильным дорогам общего пользования (например, самоходными дорожно-строительными, мелиоративными, сельскохозяйственными и иными машинами), зарегистрированным в установленном порядке в органах Гостехнадзора.

Легальное определение автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов в действующем законодательстве не закреплено. Поэтому в силу п. 1 ст. 11 НК РФ в целях применения режима в виде ЕНВД налогоплательщик должен оказывать услуги по договору перевозки в его гражданско-правовом смысле, то есть в соответствии с нормами гл. 40 «Перевозка» ГК РФ. В частности, в ст. 784 ГК РФ указано, что перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. При этом общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

К сведению: согласно норме п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.

Согласно ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Читайте также:  Автомобиль не держит обороты холостого хода

В силу ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа – багажной квитанцией.

Договоры перевозки не следует отождествлять с договорами аренды транспортных средств (§ 3 гл. 34 «Аренда» ГК РФ). Так, ст. 632 ГК РФ установлено, что по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение, пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.

Арендодатель в течение всего срока договора аренды транспортного средства с экипажем обязан поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей (ст. 634 ГК РФ).

В силу правил ст. 635 ГК РФ предоставляемые арендатору арендодателем услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства должны обеспечивать его нормальную и безопасную эксплуатацию в соответствии с целями аренды, указанными в договоре. Договором аренды транспортного средства с экипажем может быть предусмотрен более широкий круг услуг, предоставляемых арендатору. Состав экипажа транспортного средства и его квалификация должны отвечать обязательным для сторон правилам и условиям договора.

Фактические обстоятельства

По условиям спорных договоров на оказание транспортных услуг налогоплательщик принял на себя обязательства оказывать заказчикам комплекс услуг, в том числе:

обеспечение специальной техникой для выполнения технологических операций и обслуживания технологических процессов в рамках деятельности заказчиков;

осуществление автомобильных перевозок грузов;

выделение грузоподъемных механизмов для оказания погрузочно-разгрузочных и монтажных услуг на объектах заказчиков.

В свою очередь, заказчики обязаны использовать предоставленные им автотранспортные средства (специальную и специализированную технику) в соответствии с их назначением, обеспечить сохранность техники с момента появления ее на объекте и до выхода ее с объекта.

Также договоры содержали условия:

об обязанности исполнителя предоставить на объекты заказчиков технику в исправном состоянии с обученным, аттестованным, прошедшим проверку знаний персоналом;

об оплате за пользование специальными (специализированными) транспортными средствами исходя из фиксированной стоимости машино-часа.

К сведению: при оказании услуг предприниматель использовал промышленный трактор на гусеничном ходу, кран стреловой автомобильный, специальные автоцистерны, погрузчик фронтальный, самосвал с крано-манипуляторной установкой, многоцелевой тягач, автобус вахтовый, седельный тягач, трал с водителем, специализированные автоцистерны (водовозы, бензовозы), грузовые и легковые автомобили.

В оформленных документах (актах выполненных работ, путевых листах, товарно-транспортных накладных, счетах-фактурах) сведения о пробеге, как правило, не отражались, но указывались:

количество отработанных у заказчика часов;

маршрут движения: «работа на производственной площадке», «доставка вахтовых бригад» и др.;

виды услуг: внутреннее перемещение, погрузо-разгрузочные работы, доставка бензовозом дизельного топлива для заправки транспортных средств на объектах заказчика, завоз питьевой воды в период устранения аварии на сетях, автомобильные перевозки крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов, мобилизация и демобилизация мобильных буровых установок и бригадного хозяйства с одной площадки на другую, организация дежурного транспорта и т. д.

Заказчики услуг осуществляли различные виды деятельности, например:

выполнение общестроительных и земляных работ, разборку и снос зданий;

строительство, капитальный ремонт зданий и сооружений, монолитные, кровельные, фасадные работы, работы по благоустройству территорий, монтажу наружных и внутренних инженерных сетей;

строительство и содержание дорог;

монтаж, ремонт и демонтаж буровых вышек;

обеспечение населения холодным водоснабжением и отоплением и др.

Классификация деятельности налогоплательщика

Итак, предметом договоров было не только осуществление автомобильных перевозок грузов, но и обеспечение заказчиков спецтехникой для выполнения технологических операций и обслуживания технологических процессов, а также предоставление механизмов для погрузочно-разгрузочных и монтажных услуг. Причем эти виды работ и услуг не только были согласованы сторонами на бумаге, но и фактически выполнялись и оказывались, о чем свидетельствовали имеющиеся у ИП документы.

Эти обстоятельства позволили судьям сделать следующие выводы:

спорные договоры являются смешанными, предполагают оказание комплекса услуг, необходимых для организации производственного процесса контрагентов, и заключаются в предоставлении во временное пользование за плату транспортных средств, технологического транспорта и специальной техники;

возникшие между сторонами данных договоров правоотношения обладают сравнительно боґльшим объемом содержания обязательств, нежели отношения, возникающие между сторонами по договору об оказании автотранспортных услуг по перевозке грузов.

Мнение судей: предприниматель осуществлял полное и непрерывное обеспечение деятельности производственных баз заказчиков. Специальные транспортные средства были задействованы при выполнении работ на объектах заказчиков и в течение рабочего дня находились на данных объектах.

в спорных договорах отсутствуют существенные условия договора перевозки, в частности, не указаны наименование перевозимого груза, пункт назначения, сроки доставки;

в спорных договорах содержится существенное условие договора аренды транспортного средства – определено конкретное имущество (транспортные средства, марка, государственный номер), подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды, установлена обязанность исполнителя в соответствии с заявками заказчика подавать исправный транспорт в состоянии, пригодном для транспортного обслуживания, заправленный ГСМ, с обученным и проинструктированным персоналом;

транспортные накладные не оформлялись, ИП груз к перевозке не принимал и не передавал его грузополучателю, груз разво­зился непосредственно на основании распоряжений и под контролем контрагента;

стоимость предоставляемых транспортных услуг рассчитывалась исходя из количества времени, в течение которого транспорт находился в пользовании заказчика, согласно тарифам на транспортные услуги за один машино-час.

При таких обстоятельствах режим в виде ЕНВД не может применяться, поскольку соответствующие договоры предполагают предоставление услуг, доходы от оказания которых подлежат налогообложению по иным режимам налогообложения (например, погрузочно-разгрузочные работы, расчистка подъездных путей и другие услуги (работы), которые могут выполняться самостоятельно по отдельным договорам).

Дополнительно в постановлении отмечается:

определение понятия специальной (специализированной) техники дано в п. 6 ТР ТС 018/2011. Так, под специализированным транспортным средством понимается транспортное средство, предназначенное для перевозки определенных видов грузов (нефтепродуктов, пищевых жидкостей, сжиженных углеводородных газов, пищевых продуктов). Специальными транспортными средствами считаются транспортные средства, предназначенные для выполнения специальных функций, для которых требуется специальное оборудование (автокраны, автоэвакуаторы и т. д.);

машины, имеющие производственное назначение и используемые непосредственно по назначению, в частности при строительных работах, не могут являться предметом договора перевозки грузов по смыслу ст. 785 ГК РФ, так как их функция перемещения в пространстве, являясь технически необходимой, с точки зрения целевого использования такого средства носит вспомогательный характер по отношению к основной строительной деятельности.

Подведем итог

Не любые перевозки грузов и людей можно перевести на уплату ЕНВД. Под действие этого спецрежима подпадает деятельность, связанная с оказанием услуг по перевозке грузов транспортными средствами, зарегистрированными в органах ГИБДД в качестве автомобильного транспорта, на основании договоров перевозки грузов.

Взаимоотношения сторон по таким договорам регулируются нормами гл. 40 «Перевозка» ГК РФ, а также Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272.

При проведении налоговых проверок инспекторы внимательно изучают условия договоров и содержание «первички».

Транспортная накладная – обязательный перевозочный документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза. В оформлении транспортной накладной заинтересованы обе стороны: заказчику услуг она позволяет учесть расходы (Письмо Минфина России от 15.10.2018 № 03-03-06/1/73696), исполнителю – доказать правомерность применения «вмененки».

В случае наличия у налогоплательщика разных видов техники целесообразно рассмотреть возможность совмещения двух спецрежимов – УСНО и ЕНВД.

Источник

Ответы на популярные вопросы