Автомобиль на водороде ссср

Roma-Urraco › Блог › Москвич-412 на водородном топливе: 1976-й год

2015-й год. Японская компания Toyota проводит мощную пиар-кампанию по продвижению своей первой серийной водородной модели Mirai. Но, как вы уже знаете на примере электромобиля ВАЗ-2801, все новое — это лишь хорошо забытое старое. Дело в том, что еще в 70-х годах прошлого века в СССР различными организациями были созданы и испытаны опытные легковые автомобили ВАЗ «Жигули», АЗЛК «Москвич», ГАЗ-24 «Волга» и ГАЗ-69, грузовые ЗИЛ-130, микроавтобусы РАФ и УАЗ, работающие на водороде и бензоводородных смесях. Об одном из них я расскажу чуть подробней.

В 1976-м году специалистами Института проблем машиностроения АН УССР в Харькове был построен экспериментальный автомобиль Москвич-412 с силовым агрегатом, работающем на водороде.

Кроме привычного бензобака, на советский седан установили мини-реактор, заправленный энергоаккумулирующими веществами (ЭАВ) — катализаторами, в основе которых лежат окислы различных металлов. Проходя через этот реактор, вода расщепляется на кислород и водород, который потом и сгорает в цилиндрах привычного ДВС. Примечательно, что топливную систему для подачи водорода установили параллельно со стандартной бензиновой.

В реактор одновременно попадают вода и катализатор в количестве, зависящим от требуемой мощности мотора. Скоростью реакции управляет водитель, нажимая на педаль газа.

Чем же так привлекателен водород в качестве топлива для автомобилей? Прежде всего, в единице веса водо­род содержит почти в три раза больше тепловой энергии, чем все известные ископаемые топлива. Водород самый легкий элемент: даже в жидком состоя­нии он примерно в 14 раз легче воды. Этот элемент чрез­вычайно быстро смешивается с другими газами, и в частности с воздухом атмос­феры. Прекрасно горит в ней, и при этом процессе образуются пары дистиллиро­ванной воды, что просто замечательно с точки зрения экологии. К тому же запасы водорода на земле практи­чески безграничны.

Ну и самое интересное — познавательное документальное видео о водородном «Москвиче-412»:

Также в моем блоге можно почитать о советском электромобиле ВАЗ-2801, узнать из чего состоит батарея для Tesla Model S и оценить новый электромобиль от Porsche.

Читайте также:  Автомобиль не роскошь а лишь средство передвижения

Комментарии 742

ну как бе зог допустил электромобили с подзарядкой с домашней розетки, не?

За розетку ты зогу платишь. И не переживай, зог без денег не останется 😉

Это видео не открывается (((
Какое название у ролика чтоб посмотреть?

дотянулась рука буржуев!

Выгодно не выгодно, фиг его знает, если производить его(водород), то наверное пока не выгодно, если непосредственно весь процесс наладить, как в москвиче, наверное смысл есть.
А нефть ни куда не денется, пластик, химия, да еще куча чего, сей час без этого ни как.

Реактивы, которые делают водород из воды очень скоро отравляются, а стоят они недешево. Поэтому и не выгодно в сравнении с традиционным ДВС

Запасы водорода безграничны? Вообще-то в чистом виде водород в природе не встречается вообще.

Можно подумать что 95-й бензин в чистом виде встречается, я его даже на на всех заправках нахожу

Производство бензина дешевле чем производство химически чистого водорода.

Да ни кто и не спорит

Производство бензина дешевле чем производство химически чистого водорода.

не сказал бы. водород можно получить обычным электролизом, в то время как бензин — продукт нефтехимической промышленности, и то с присадками! и потом водород не должен быть химически чистым. А потом: электролиз производит только кислород и водород, там нет грязи никакой. А бензин получают расщеплением нефти, добавкой в бензин присадок от детонации. Водород надо сжать только. Может, в этом и проблема

Проблема еще в том что при электролизе воды затрачивается значительно больше электричества чем мы можем получить после химической реакции в топливных ячейках. Т.е. мы генерируем электричество, 10% теряем на его транспортировке, 25-30% на електролизе, что-то на сжатии водорода, 10-20% на топливных ячейках, и 10% на электродвигателе. Энергетический баланс такой системы можете прикинуть сами. Но это еще не все потери, так, навскидку.
Водород дОрог (в сравнении с продуктами перегонки нефти). Это надо принять. А носятся все с ним только из-за мнимой экологичности — пар из выхлопной трубы — розовая мечта всех «зеленых». А то что для этого в три раза больше должны дымить электростанции никого не волнует — «это ж в соседнем городе».

Читайте также:  Автопарки грузовых автомобилей в москве и области

УПД. Водородный транспорт имеет смысл только в городах с химическими производствами где водород — побочный продукт. Так в Европах вполне успешно переводят на водород коммунальный автотранспорт. Но ездить на водороде полученном путем электролиза — это нонсенс.

ну допустим у вас есть модифицированные бактерии, которые делают водород под воздействием солнечного света. и часть этого водорода сжигается, чтоб питать компрессорную станцию. Можно делать что-то типа кассет, которые будут ставиться в автомобиль. Сжиженный конечно нельзя, его тупо нечем охладить! А вот сжатый можно. Экспериментально его делают лазерным охлаждением.

Это все если «гипотетически». А если брать в руки калькулятор обязательно получится какая-то фигня. Бактерий чем кормить? Какова эффективность процесса? — не придется ли нам для получения литра жидкого водорода отдать под такую ферму 50га пахотных земель и ждать полтора месяца? )) Интенсивность солнечного света (солнечная постоянная) — ок. 1кВт/м.кв. Это при ясном небе в час летного солнцестояния, на экваторе. На наших широтах надо делить вдвое, минимум. Никакой биологический организм не сможет усвоить и 10% поступившего света, т.е. КПД процесса будет крайне низким.

Кассеты. Хм. А под каким давлением будет хранится водород в этих кассетах? Из какого материала их делать? — да, еще одна проблема — у водорода настолько маленькая молекула что он просачивается через кристаллическую решетку металлов и вызывает их ухрупчение.
Можно конечно хранить водород в гидратах металлов и получать сразу на борту автомобиля — такие проекты были. Но вес заправки на 1 км совсем не радует.

Если интересует эта тема — я бы порекомендовал книгу «современный экономичный автомобиль» Мацкерле, там последняя треть посвящена «альтернативке» и такие вопросы разобраны довольно детально. Самое смешное что книга 1987 года и диву даешься насколько мало с той поры изменилось.

Читайте также:  Автомобиль урал 5557 и его модификации

ничем не кормить. фотопроцесс. говном кормить…

Это все если «гипотетически». А если брать в руки калькулятор обязательно получится какая-то фигня. Бактерий чем кормить? Какова эффективность процесса? — не придется ли нам для получения литра жидкого водорода отдать под такую ферму 50га пахотных земель и ждать полтора месяца? )) Интенсивность солнечного света (солнечная постоянная) — ок. 1кВт/м.кв. Это при ясном небе в час летного солнцестояния, на экваторе. На наших широтах надо делить вдвое, минимум. Никакой биологический организм не сможет усвоить и 10% поступившего света, т.е. КПД процесса будет крайне низким.

Кассеты. Хм. А под каким давлением будет хранится водород в этих кассетах? Из какого материала их делать? — да, еще одна проблема — у водорода настолько маленькая молекула что он просачивается через кристаллическую решетку металлов и вызывает их ухрупчение.
Можно конечно хранить водород в гидратах металлов и получать сразу на борту автомобиля — такие проекты были. Но вес заправки на 1 км совсем не радует.

Если интересует эта тема — я бы порекомендовал книгу «современный экономичный автомобиль» Мацкерле, там последняя треть посвящена «альтернативке» и такие вопросы разобраны довольно детально. Самое смешное что книга 1987 года и диву даешься насколько мало с той поры изменилось.

именно поэтому и ездим на бензине, потому, что тут куча исследований и доводки промышленных образцов нужно. и АЗС, и сам транспорт, вообще вся инфраструктура. Никто не мешает купить лабораторный водород в баллоне. Но это непрактично и пока что дорого

Источник

Ответы на популярные вопросы