Автомобиль объект негативного воздействия на окружающую среду

Содержание
  1. Росприроднадзор разъясняет: Постановка объектов НВОС на государственный учет (гаражи автотранспорта)
  2. Гараж тоже может быть объектом НВОС? Каждый трактует как хочет
  3. Порядок выдачи разрешения
  4. Стационарный источник выбросов Транспорт
  5. Стоянка
  6. Плата за негативное воздействие Стационарный источник выбросов
  7. Плательщики
  8. Подведем итоги
  9. Экология автосервиса
  10. Выбросы от деятельности автосервиса
  11. Действия автосервиса по экологии
  12. 1 этап. Инвентаризация.
  13. 2 этап. Постановка на учет, как объекта негативного воздействия на окружающую среду.
  14. 3 этап. Если присваивается в ПТО УОНВОС 3 категория необходим расчет нормативов допустимых выбросов для веществ 1,2 класса опасности, для 4 категории такого требования нет.
  15. 4 этап. Если присваивается в ПТО УОНВОС 3 категория необходима разработка программы производственного экологического контроля.
  16. 5 этап. Для ОНВОС 3 категории – в течении года соблюдение требований программы производственного экологического контроля в части осуществления производственного контроля.
  17. 6 этап. Для ОНВОС 3 категории – до 25 марта года, следующего за отчетным необходима сдача отчета по ПЭК.
  18. 7 этап. Инвентаризация отходов ( по отходам вне зависимости от присвоенной категории ОНВОС).
  19. Ориентировочный перечень отходов, образующихся от деятельности автосервиса:
  20. 8 этап: Составление паспортов на отходы 1- 4 класса опасности.
  21. 9 этап: Ведение журнала учета отходов.
  22. 10 этап: Своевременная передача отходов.
  23. 11 этап. Сдача ежегодной статистической отчетности: 2-ТП (отходы), 2-ТП (воздух).
  24. Автомобиль объект негативного воздействия на окружающую среду
  25. Плата за загрязнение окружающей среды транспортным средством
  26. Отмена сбора с автотранспорта
  27. Расчет платы
  28. Планируемые изменения
  29. ОТ РЕДАКЦИИ

Росприроднадзор разъясняет: Постановка объектов НВОС на государственный учет (гаражи автотранспорта)

Письмо Росприроднадзора от 14.02.2018 № РН-04-03-27/2839 «О постановке объектов негативного воздействия на государственный учет»

Объектом негативного воздействия является объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

Согласно письму Минприроды РФ от 18.09.2015 № 12-44/22962 «О нормировании выбросов» сами открытые автостоянки и подобные территории не являются стационарными источниками выбросов.

При этом необходимо отметить, что при осуществлении хозяйственной и иной деятельности с использованием зданий, строений, помещений и иных объектов (гаражей), оборудованных вытяжной вентиляцией, стационарным источником выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух является труба вытяжной вентиляции.

В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, в случае осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю необходимо поставить эксплуатируемые объекты негативного воздействия на государственный учет, разработать нормативы ПДВ и получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Заместитель Руководителя Р.Х.НИЗАМОВ

Росприроднадзор разъясняет: Постановка объектов НВОС на государственный учет (гаражи автотранспорта)

Письмо Росприроднадзора от 14.02.2018 № РН-04-03-27/2839 «О постановке объектов негативного воздействия на государственный учет»

Объектом негативного воздействия является объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

Согласно письму Минприроды РФ от 18.09.2015 № 12-44/22962 «О нормировании выбросов» сами открытые автостоянки и подобные территории не являются стационарными источниками выбросов.

При этом необходимо отметить, что при осуществлении хозяйственной и иной деятельности с использованием зданий, строений, помещений и иных объектов (гаражей), оборудованных вытяжной вентиляцией, стационарным источником выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух является труба вытяжной вентиляции.

В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, в случае осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю необходимо поставить эксплуатируемые объекты негативного воздействия на государственный учет, разработать нормативы ПДВ и получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Заместитель Руководителя Р.Х.НИЗАМОВ

Источник

Гараж тоже может быть объектом НВОС? Каждый трактует как хочет

П исьмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 14 февраля 2018 г. N РН-04−03−27/2839 «О постановке объектов негативного воздействия на государственный учет»

Разъяснено, что стационарным источником загрязнения окружающей среды является тот, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника.

Открытые автостоянки и подобные территории не являются стационарными источниками выбросов. При ведении деятельности с использованием зданий, строений, помещений и иных объектов (гаражей), оборудованных вытяжной вентиляцией, стационарным источником выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух является труба вытяжной вентиляции.

Юрлицу и ИП необходимо поставить эксплуатируемые объекты негативного воздействия на государственный учет, разработать нормативы ПДВ и получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Читаем внимательно письмо!

Согласно позиции Росприроднадзора, если гаражи имеют стационарные источники выбросов, они подлежат постановке на учет, как объекты негативного воздействия на окружающую среду (далее — НВОС).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона 7-Ф3 стационарным источником загрязнения окружающей среды является источник загрязнения окружающей среды, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника загрязнения окружающей среды.

При осуществлении хозяйственной и иной деятельности с использованием зданий, строений, помещений и иных объектов (гаражей), оборудованных вытяжной вентиляцией, стационарным источником выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух является труба вытяжной вентиляции.

Таким образом, в случае осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю необходимо:

— поставить эксплуатируемые объекты НВОС на государственный учет;

— разработать нормативный проект предельно-допустимых выбросов;

— получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Источник

«Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение», 2008, N 9

Порядок выдачи разрешения

Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
Утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.08.1992 N 545.
Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух введено в действие Письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 N 14-01-333.

Утверждена Минтрансом России 28.10.1998.

Стоит сказать, что существует расхожее мнение, что разрешение на выброс должно быть получено только в тех случаях, когда имеет место загрязнение атмосферного воздуха, что в силу ст. 1 Закона N 96-ФЗ есть поступление в атмосферный воздух загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих установленные гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, в частности, на объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ (фактические концентрации устанавливаются в результате инвентаризации выбросов). В действительности, положения п. 1 ст. 14 Закона N 96-ФЗ позволяют утверждать, что разрешение должно быть получено во всех случаях осуществления выбросов вредных веществ.

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

Стационарный источник выбросов Транспорт

Из п. 1 ст. 14 Закона N 96-ФЗ следует, что разрешение должно быть получено для стационарного источника выбросов. Подчеркнем, именно для источника выбросов.

В соответствии с п. 2 Методического пособия стационарным источником выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух является любой (точечный, площадной и т.д.) источник с организованным или неорганизованным выбросом загрязняющих веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством.

В том же п. 2 указано: в рамках работ по учету, нормированию и контролю выбросов стационарных источников к неорганизованным источникам также относятся транспортные средства, хранящиеся или эксплуатируемые на производственной территории предприятия, в том числе автотранспорт.

Исходя из сказанного, можно сделать следующий вывод: если участок, на котором расположена автостоянка, не принадлежит предприятию или не закреплен за ним, то транспорт, хранящийся на этом участке, не должен рассматриваться в качестве стационарного источника выброса предприятия.

Кроме того, изложенное наводит еще и на такой вопрос: следует ли ставить знак равенства между автостоянкой и производственной территорией, упомянутой в пособии? Если нет, то выходит, что транспорт хранится не на производственной территории предприятия и не относится к его стационарным источникам выбросов.

Читайте также:  Автомобиль митсубиси аутлендер с коробкой автомат

См., например, Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, утв. Приказом начальника департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области от 19.04.2007 N 139.

Если исходить из того, что и в Методическом пособии под производственной территорией понимаются площадки строительных и промышленных предприятий, к которым не относится участок земли возле дома или подземная стоянка, то снова приходим к выводу: стационарного источника выбросов попросту не возникает.

В таком случае все непромышленные и нестроительные предприятия, оказывающие исключительно услуги автостоянки, также не несут обязанности оформить разрешение на выбросы. Тем не менее в СМИ периодически появляются сообщения о том, что природоохранные органы проверили автостоянки и привлекли их владельцев к ответственности за отсутствие данного разрешения. Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 8.21 КоАП РФ выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа:

Стоянка

Или имеет значение только факт выброса вредных веществ на территории стоянки, иными словами, сама автостоянка рассматривается как источник выбросов? Такой подход характерен, например, для арбитров Уральского округа. В Постановлении от 18.05.2006 N Ф09-4026/06-С1 суд сделал вывод о том, что владелец платной автостоянки обязан был получить разрешение на выброс загрязняющих веществ, предусмотренное п. 1 ст. 14 Закона N 96-ФЗ, хотя охраняемые автомобили принадлежали третьим лицам. В другом случае (Постановление от 29.05.2008 N Ф09-3881/08-С1) тот же суд конкретизировал свою позицию, сообщив, что требования п. 1 ст. 14 Закона N 96-ФЗ распространяются на лицо, в чьей собственности, владении или распоряжении находится объект (автостоянка), на территории которого осуществляется концентрированный выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух вне зависимости от принадлежности источников такого выброса иным лицам.

Плата за негативное воздействие Стационарный источник выбросов

Мы уже акцентировали внимание на том, что автотранспорт признается стационарным источником выбросов (при допущении, что автостоянка приравнивается к производственной территории, а участок, на котором она расположена, принадлежит предприятию) в рамках работ по учету, нормированию и контролю выбросов (п. 2 Методического пособия).

Между тем общее понятие стационарного источника выбросов сформулировано иначе, чем в данном пособии. Согласно ГОСТу 17.2.1.04-77 «Охрана природы. Атмосфера. Метеорологические аспекты загрязнения и промышленные выбросы. Основные термины и определения» это источник выброса, не меняющий своего положения во времени относительно заданной системы координат. Поскольку автомобили такому определению не соответствуют, представляется, что в иных целях, кроме целей учета, нормирования и контроля выбросов, они не должны рассматриваться как стационарные источники выбросов.

Более того, общеизвестный факт: транспорт относится к передвижным объектам негативного воздействия на окружающую среду, плата за выбросы транспорта (с юридических лиц) взимается в зависимости от количества использованного топлива. Если бы транспорт, хранящийся на стоянке, рассматривался в целях исчисления платы за НВОС еще и как стационарный объект негативного воздействия, одни и те же выбросы облагались бы платой дважды.

Вот еще один аргумент в подтверждение нашей позиции. В соответствии с п. 1 Порядка заполнения Раздела 1 «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами» данный раздел заполняется плательщиком, осуществляющим выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных объектов, для каждой производственной территории или по хозяйствующему субъекту в целом в зависимости от выданного разрешения.

Утвержден Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204.

Пункт 2 Порядка ведения территориальными органами Ростехнадзора государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утв. Приказом Ростехнадзора от 24.11.2005 N 867.

Пункт 5 Порядка постановки на учет плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду в территориальных органах Ростехнадзора, утв. Приказом Ростехнадзора от 02.08.2005 N 545, п. 3 Порядка ведения территориальными органами Ростехнадзора государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Технические критерии отнесения имущества к недвижимому сформулировал ФАС УО в Постановлении от 15.01.2008 N Ф09-4441/07-С6. По мнению арбитров, это монтаж имущества на специально возведенном для него фундаменте, подведение к нему стационарных коммуникаций, принадлежность строения к капитальным, характер работ по привязке фундамента к местности.

Вряд ли у кого-то возникнут сомнения в том, что транспорт к стационарным объектам негативного воздействия не относится. На вопрос, является ли таким объектом сама автостоянка, в большинстве случаев также ответим «нет».

См. также Постановление ФАС ВВО от 04.06.2008 N А17-3350/2007.

На наш взгляд, стационарным объектом негативного воздействия может признаваться только стоянка, возведенная на фундаменте и имеющая коммуникации, например, подземная стоянка или стоянка, организованная как самостоятельный объект недвижимости. Стоянка у дома вышеназванным требованиям вряд ли отвечает.

Плательщики

Наконец, напомним несколько основополагающих принципов Определения плательщика платы за НВОС. В силу п. п. 8, 9 РД-19-02-2007 плательщиками являются:

Обязанность по внесению платы за НВОС возникает независимо от видов осуществляемой деятельности (производственная, непроизводственная или иная сфера) в случае оказания негативного воздействия на окружающую среду в виде выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. По общему правилу плательщиком платы признается лицо, фактически эксплуатирующее источник (объект) и оказывающее тем самым негативное воздействие на окружающую среду (см., например, п. 11 РД-19-02-2007).

Подведем итоги

Смоделируем несколько типичных ситуаций организации стоянки возле дома и посмотрим, как на практике можно применить вышесделанные выводы.

Представляется, что в этом случае, даже если земля и находится на каком-то праве у ТСЖ, его риски попасть в зону внимания экологов практически сводятся к нулю, поскольку невозможно доказать, что имеет место именно хранение автомобилей.

Поскольку территория, на которой расположена стоянка, принадлежит физическим лицам, транспорт, размещаемый на ней, не рассматривается в качестве стационарного источника выбросов ТСЖ. Значит, обязанности получить специальное разрешение и вносить плату за НВОС не возникает.

Эта ситуация представляется нам наиболее рисковой для ТСЖ (ЖСК), поскольку при определенных допущениях автомобили, хранящиеся на подобной стоянке, могут рассматриваться как стационарные источники выбросов. Кроме того, как мы показали, существует и иное трактование норм природоохранного законодательства, при котором сама стоянка рассматривается как стационарный источник выбросов. Если согласиться с этим, то ТСЖ (ЖСК) должно получить в Ростехнадзоре соответствующее разрешение на выброс загрязняющих веществ. Мы привели множество доводов, которые, надеемся, помогут ТСЖ (ЖСК) избежать необходимости получения разрешения.

Источник

Экология автосервиса

Вид деятельности СТО – 45.20 Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств.

Выбросы от деятельности автосервиса

Выбросы в атмосферный воздух осуществляются как от основной деятельности автосервиса, так и от вспомогательной (например, от отопления помещений).

Соответственно, деятельность СТО на объекте неразрывно связана с осуществлением выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником выброса вредных веществ ( в зависимости от виды деятельности- в том числе веществ 1,2 класса опасности).

Следовательно, СТО (автосервис):

— оказывают негативное воздействие на окружающую среду, выраженное в осуществлении выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

— в зависимости от осуществляемых видов работ могут относиться к III категории или IV категории.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее – Закон № 96-ФЗ) источником выброса является сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух вредные (загрязняющие) вещества.

Автотранспортные средства относятся к передвижным источникам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, технические нормативы выбросов загрязняющих веществ для которых согласно пункту 6 статьи 12 Закона № 96-ФЗ устанавливаются техническими регламентами, принимаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Согласно разъяснениям Минприроды Российской Федерации от 02.04.2018 № 01-20-27/8793 при отсутствии в здании (строении, помещении и ином объекте) хозяйственной деятельности, приводящей к выбросам загрязняющих веществ в рабочую зону помещения, выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не будет. Выбросы от автотранспортных средств на открытых стоянках учитываются при расчете нормативов выбросов в качестве фонового загрязнения атмосферного воздуха.

Таким образом, открытые стоянки, а также гаражные боксы и иные помещения, используемые только для стоянки, въезда и выезда автотранспорта, в случае отсутствия выбросов загрязняющих веществ в рабочую зону в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности не подлежат постановке на государственный учет в качестве объектов НВОС.

Действия автосервиса по экологии

1 этап. Инвентаризация.

2 этап. Постановка на учет, как объекта негативного воздействия на окружающую среду.

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий (далее – Критерии) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398.

Согласно пункта 7 раздела IV Постановления Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» (далее-Постановление) одним из критерием отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории является наличие одновременно следующих критериев:

Читайте также:  Автомобиль спасательно аварийной команды

1) отсутствие выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух или наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, а также при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 8 и 9 настоящего документа);

2) отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

Согласно подпункта 5 пункта 6 раздела III Постановления критерием отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории является осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности, не указанной в разделах I, II и IV Постановления и не соответствующей уровням воздействия на окружающую среду, определенным в разделе IV Постановления.

Согласно пункта 8 раздела IV Постановления осуществление на объекте деятельности по производству, в том числе для собственных нужд, электрической энергии (с использованием оборудования с проектной электрической мощностью менее 1 МВт) и (или) пара и горячей воды (тепловой энергии) (с использованием оборудования с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным подпунктом 2 пункта 7 настоящего документа.

Кратенько:

— если используются для отопления отопительные котлы, попадающие под пункт 8 Критериев, и при этом в выбросах (не от отопительного котла, а от других работ) отсутствуют ЗВ 1,2 класса опасности – 4 категория ОНВОС;

— если используются для отопления отопительные котлы, попадающие под пункт 8 Критериев, и при этом в выбросах (не от отопительного котла, а от других работ) имеются ЗВ 1,2 класса опасности – 3 категория ОНВОС;

— если в выбросах присутствуют ЗВ 1,2 класса опасности – 3 категория ОНВОС;

— если количество выбросов ЗВ в атмосферный воздух равно или более 10,0 тонн в год – 3 категория ОНВОС;

— если в выбросах отсутствуют вещества 1,2 класса опасности, если количество выбросов менее 10,0 тонн в год, если нет выбросов вообще – 4 категория ОНВОС.

3 этап. Если присваивается в ПТО УОНВОС 3 категория необходим расчет нормативов допустимых выбросов для веществ 1,2 класса опасности, для 4 категории такого требования нет.

4 этап. Если присваивается в ПТО УОНВОС 3 категория необходима разработка программы производственного экологического контроля.

5 этап. Для ОНВОС 3 категории – в течении года соблюдение требований программы производственного экологического контроля в части осуществления производственного контроля.

6 этап. Для ОНВОС 3 категории – до 25 марта года, следующего за отчетным необходима сдача отчета по ПЭК.

7 этап. Инвентаризация отходов ( по отходам вне зависимости от присвоенной категории ОНВОС).

Ориентировочный перечень отходов, образующихся от деятельности автосервиса:

8 этап: Составление паспортов на отходы 1- 4 класса опасности.

9 этап: Ведение журнала учета отходов.

10 этап: Своевременная передача отходов.

11 этап. Сдача ежегодной статистической отчетности: 2-ТП (отходы), 2-ТП (воздух).

Экологические требования при эксплуатации автосервиса можно применить к любым автотранспортным предприятиям.

Источник

Автомобиль объект негативного воздействия на окружающую среду

Золотова Е. Н.,
практикующий бухгалтер

Плата за загрязнение окружающей среды
транспортным средством

Плата за НВОС (негативное воздействие на окружающую среду) является обязательным сбором для всех организаций, в том числе для «упрощенцев». Уплата данного сбора всегда вызывала много споров. Часть вопросов исчезнет после вступления в силу со следующего года поправок в природоохранное законодательство, например, отмены сбора с автотранспорта.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду установлена Порядком определения платы, а также ст. 16 Закона «Об охране окружающей среды» для всех организаций и предпринимателей, в деятельности которых используются следующие загрязняющие окружающую среду факторы:

Виды вредного воздействия согласно данному постановлению Виды деятельности, в которой появляется НВОС Нормативный документ
Выброс загрязняющих и иных веществ
в атмосферу стационарными источниками – недвижимое имущество
Котельные, ТЭЦ, заводы и фабрики, которые загрязняют атмосферу через трубы, уходящие
в небо, работы сварочным или газовым оборудованием
Пункт 3 приказа Ростехнадзора от 24.11.2005 № 867
Выброс загрязняющих и иных веществ
в атмосферу передвижными источниками – движимое имущество
Транспортные средства, воздушные или водные суда, работающие на бензине, керосине, газе или дизельном топливе Пункт 4 приказа Ростехнадзора от 24.11.2005 № 867
Сброс загрязняющих веществ
в водные объекты – надземные
и подземные воды
Заводы и фабрики, чьи отходы загрязняют воду Статья 5 ВК РФ
Размещение отходов производства
и потребления
Хранение и захоронение отходов твердого мусора (например, отработанных люминесцентных ламп, бытового мусора и т. д.) на полигонах и свалках,
а также отвалы горных пород
Статья 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ

В настоящее время в нормативных документах перечислены следующие виды негативного воздействия на окружающую среду: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы в водные объекты, размещение отходов. Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 предусматривает два вида платы за перечисленные воздействия: в пределах нормативов и в пределах установленных лимитов.

Если используются только передвижные источники загрязнения, то оформлять разрешение на их действия не нужно, если же загрязнение природы происходит по другим категориям, то требуется получить разрешение на выбросы в окружающую среду (ст. 14 ФЗ от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха») в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (далее – Росприроднадзор) согласно положениям постановления Правительства РФ от 13.09.2010 № 717 либо оформить лицензию на размещение и захоронение отходов согласно постановлению «О лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов». При этом если предприятие нанесло вред окружающей среде, то уплата экологического сбора не освобождает нарушителя от возмещения вреда природе и государству.

Право собственности на отходы теперь определяется в соответствии с гражданским законодательством. Иными словами, в силу п. 2 ст. 226 ГК РФ лицо вправе обратить в свою собственность отходы производства и другие отходы, совершив при этом действия, свидетельствующие об их обращении в собственность.

Чаще всего организации на УСН используют в своей деятельности транспортные средства, как свои собственные, так и арендованные. При этом необходимо помнить, что кроме выбросов в атмосферу автотранспортом данные источники загрязнения при эксплуатации или ремонте создают специфические отходы, как то:

Поэтому нужно, чтобы в договоре, например с обслуживающей автотранспорт мастерской, и актах выполнения работ было прописано, что отходы после техосмотра или ремонта остаются в автомастерской.

Платить же сбор необходимо за весь используемый транспорт. При этом вставать на учет нет необходимости, нужно только ежеквартально представлять отчет по сбору в Росприроднадзор по месту нахождения стационарных источников загрязнения или по месту регистрации передвижного источника загрязнения и перечислять исчисленную сумму в бюджет.

Действующим законодательством не предусмотрено взимание пени за нарушение сроков перечисления платы за негативное воздействие на окружающую среду.

За непредставление отчетности организация может быть наказана согласно ст. 8.5 КоАП РФ как за сокрытие информации о состоянии окружающей среды. Данное нарушение влечет за собой штраф для юридических лиц в размере от 20 000 до 80 000 руб. Несвоевременное внесение платы штрафуется по ст. 8.41 КоАП РФ на сумму от 50 000 до 100 000 руб. За нарушения правил обращения с отходами, касающихся паспортизации и разработки лимитов, ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрено административное приостановление деятельности.

Поэтому «упрощенцам», как и другим организациям, в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, надо составить и представить расчет – отчет о плате НВОЗ и оплатить в этот же срок данный сбор в бюджет.

Субъекты малого и среднего предпринимательства (включая ИП), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, могут отчитаться об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов в уведомительном порядке.

Отмена сбора с автотранспорта

Согласно п. 8 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды», вступающие в действие с 01.01.2016.

В связи с этим с 01.01.2016 плата за НВОЗ будет взиматься только:

Как видите, за выбросы в атмосферу движимыми средствами (т. е. автотранспортом) загрязнений плата браться не будет начиная с 01.01.2016.

Однако указанные изменения в настоящее время каждый трактует по-своему. Все дело в том, что Закон № 219-ФЗ не только изменил ст. 16 Закона «Об охране окружающей среды», но и внес изменения в ст. 28 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», новая редакция которой вступила в силу с 01.01.2015.

Фактически изменениями конкретизированы источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух – стационарные. За них плата взимается в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды».

Получается, что в одной норме на сегодняшний день перечислены и передвижные, и стационарные источники (ст. 16 Закона «Об охране окружающей среды»), а в другой – только стационарные (ст. 28 Закона «Об охране атмосферного воздуха»).

Министерство природных ресурсов и экологии РФ в своем письме от 10.03.2015 № 12-47/5413 разъяснило, что с 01.01.2015 взимание платы за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от передвижных источников с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей законодательством Российской Федерации не предусмотрено. При этом дополнило, что в настоящее время Минприроды России готовятся нормативные правовые акты, конкретизирующие правила исчисления, взимания и корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

А вот позиция Росприроднадзора, которая обнародована на их сайте, состоит в том, что данная плата отменяется с 01.01.2016.

В связи с этим «упрощенцам», использующим автомобили, необходимо заручиться разъяснениями территориального управления Росприроднадзора. Хотя понятно, какой ответ будет дан. Поскольку принимают отчеты и штрафуют именно региональные Управления Росприроднадзора, к тому же в Федеральном законе закреплено, что данная поправка вступает в силу именно с 01.01.2016, то в 2015 г. платить за транспорт все же необходимо.

В период с 01 января 2015 г. по 01 марта 2017 г. Правительством РФ должны быть утверждены правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, развивающие положения ст.ст. 16.1–16.5 Закона «Об охране окружающей среды», предусматривающие требования к новому порядку исчисления и внесения платы за НВОС, в том числе в части применения коэффициентов при исчислении платы за НВОС.

Расчет платы

Чтобы вовремя сдать расчет в Росприроднадзор, необходимо его правильно заполнить. Для каждого вида загрязнения в постановлении Правительства от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух» установлены свои нормативы.

В расчете норматив надо перемножить с количеством загрязняющих веществ и поправочными коэффициентами, в расчете участвуют 4 коэффициента (см. таблицу).

Наименование коэффициента Кто использует Где брать значение коэффициента
Коэффициент экологической значимости Все, кто заполняет расчет Приведен в Приложении № 2 к постановлению от 12.06.2003 № 344
и зависит от региона нахождения. Например, для Поволжья – это 1,9
Коэффициент, учитывающий инфляцию В конце года Правительство РФ отдельным постановлением устанавливает значение данного коэффициента на следующий год.
На 2015 г. данный коэффициент равен 2,45 по нормативам, утвержденным в 2003 г. и указанным в постановлении № 344, или 1,98 по нормативам, утвержденным в 2005 г. и указанным в постановлении № 410
Дополнительный коэффициент 1,2 Используется для городского транспорта Уже в названии коэффициента указано его значение. Если транспорт организации не передвигается по городу, то
согласно Приложению № 2 к постановлению № 344 организация данный коэффициент не применяет
Дополнительный коэффициент 2 Используется для определенных территорий В названии коэффициента также уже указано его значение. Он применяется для охраняемых территорий, районов Крайнего Севера и Байкала, для зон экологического бедствия. Для плательщиков из других регионов данный коэффициент равен 1
согласно п. 1 постановления № 344

Если иное не предусмотрено договором, то платить за загрязнение окружающей среды транспортным средством, полученным по договору лизинга, должен лизингополучатель.

Пример.

Фирма ЦСК использует как собственный, так и арендованный автотранспорт. По итогам квартала на основании отчета движения горюче-смазочных материалов (ГСМ) и путевых листов (можно использовать акты на списание ГСМ) бухгалтер рассчитала общее количество израсходованных дизельного топлива и бензина: 3766 л дизтоплива и 1330,05 л бензина. Переводим литры в тонны и получаем 3,766 т дизтоплива и 1,33005 т бензина. Для бензина известна его плотность, поэтому количество умножаем на 0,75 (данное значение плотности для бензина А-95 приводит ФНС РФ в своем письме от 24.03.2005 № 03-3-09/0412/23@) и получаем 0,998 т бензина.

Полученное количество загрязняющих веществ перемножаем с нормативами и коэффициентами и получаем итоговую сумму в 60 руб., как это видно на рисунке 1.

Рисунок 1.

Форма расчета утверждена приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 и состоит из титульного листа, расчета суммы платежа, подлежащей перечислению в бюджет по итогам отчетного квартала, и четырех разделов – по одному для каждого вида загрязнения (стационарные источники, передвижные источники, сбросы и отходы).

Сумму в 60 руб. бухгалтер ЦСК перенес во второй лист расчета по строке 034, как показано на рисунке 2.

Рисунок 2.

Титульный лист оформляется аналогично налоговым декларациям, подписывается и отправляется в местное Управление Росприроднадзора в срок до 20-го числа следующего за отчетным кварталом месяца, но при этом переноса, как в налоговых декларациях, здесь нет. В 2015 г. надо отчитаться и уплатить налог:

С 2016 года отчетным периодом будет календарный год, соответственно, плату нужно будет вносить не позднее 01 марта года, следующего за отчетным периодом.

Если сумма исчисленного налога, как в нашем случае, меньше 50 тыс. руб., то отчет сдается в бумажном виде. Если же платеж достигает размера 50 тыс. руб., то его сдача осуществляется либо на магнитном носителе, либо по телекоммуникационным каналам связи согласно п. 11 Общих положений Порядка заполнения расчета.

Платежные реквизиты для перечисления сбора лучше уточнить в своем Управлении Росприроднадзора (на стендах или на сайте). КБК Росприроднадзора (как неналоговый платеж) – 498 1 12 01000 01 0000 120.

Сумма платы за НВОС относится к затратам организации в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ в пределах допустимых нормативов для стационарных источников или сбросов в воду, превышение данных нормативов списывается за счет чистой прибыли. Нормировать плату за НВОС по автотранспорту не нужно. «Упрощенцы» также вправе списывать уплаченный экологический сбор на уменьшение доходов (при применении объекта «доходы минус расходы») согласно пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

С 2016 года платить за размещение отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) должны те предприятия, в результате деятельности которых образовались эти отходы.

Планируемые изменения

Упомянутый нами Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ внес значительные изменения в действующее законодательство в части охраны окружающей среды. Часть из них, как мы говорили, уже начала действовать, а часть еще не вступила в силу, причем сроки предусмотрены вплоть до 01 января 2020 года. Изменения связаны с появлением ряда новых понятий в сфере охраны окружающей среды. Также конкретизированы лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, подробно описаны правила определения платежной базы и непосредственного расчета платы, а также порядок и сроки ее внесения. Все основные положения, касающиеся исчисления данной платы, теперь будут изложены в Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Ведь сейчас положения об особенностях исчисления платы, сроках ее внесения и т. п. перечислены в различных актах Ростехнадзора и Росприроднадзора.

Помимо этого, Законом № 219-ФЗ предусмотрен ряд льгот для организаций и предпринимателей, которые осуществляют деятельность на объектах с незначительным негативным воздействием на окружающую среду.

Поправки внесены не только в законодательство об охране окружающей среды, но и в иные нормативные акты, регулирующие отдельные аспекты этой сферы, например, Налоговый кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ.

Подробнее обо всех изменениях, внесенных Законом № 219-ФЗ, читайте в следующем номере журнала.

Итак, перечислим основные нововведения:

ОТ РЕДАКЦИИ

В действующем законодательстве в сфере природопользования понятие «размещение отходов» не содержится. Природопользователями и контролирующими органами оно трактуется по-разному. Так, по мнению Ростехнадзора, для целей определения плательщика является приоритетным вопрос определения лица, являющегося собственником отходов (письмо от 12.02.2007 № 04-09/169). Однако в арбитражной практике есть судебные акты, в которых суды, принимая решения в пользу хозяйствующих субъектов, подчеркивают, что нормы законодательства РФ, регулирующего правоотношения в сфере природопользования, не связывают непосредственно наличие обязанности по уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду в результате размещения отходов с правом собственности на эти отходы (см., например, постановления ФАС УО от 22.01.2013 № Ф09-13560/12, ФАС ЦО от 26.11.2012 № А54-4401/2012, ФАС СКО от 26.12.2012 № А53-2482/2012, ФАС ЗСО от 18.07.2012 № А75-9339/2011).

Источник

Ответы на популярные вопросы
Adblock
detector