Автомобиль отъезжает от остановки

Автомобиль отъезжает от остановки

Нужно ли уступать автобусу, отъезжающему от остановки?

Водители, живущие в крупных городах, практически ежедневно сталкиваются с ситуацией, когда во время движения по своей полосе справа, от остановки общественного транспорта, на дорогу начинает выруливать автобус или маршрутка.

Для ответа на этот вопрос мы заглянет в главную настольную книгу автомобилиста – Правила дорожного движения РФ.

Пункт 18.3 ПДД гласит буквально следующее: «В населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки. Водители троллейбусов и автобусов могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу».

Как мы видим, в этой норме Правил закреплена не только обязанность водителя автомобиля уступать дорогу общественному транспорту, но также и обязанность водителя автобуса (троллейбуса) выезжать с остановки на полосу только после того, как они убедятся, что их пропускают.

Важно! Общественный транспорт имеет преимущество при выезде с остановки только в том случае, если остановка имеет обозначение, установленное в соответствии с законом (знак или специальная разметка). Выезд автобуса на соседнюю полосу в ином месте (например, с обочины), не порождает у водителей попутного транспорта обязанность уступить дорогу

Судебная практика трактует такие ситуации, как правило, не в пользу водителей автомобилей. Однако, каждый случай индивидуален и определенные нюансы могут сыграть важную роль. Например, часто бывает так, что автобус начинает выезжать с остановки как раз в тот момент, когда следующий по соседней полосе автомобиль уже почти поравнялся с ним, либо без обозначения своего маневра указателем поворота. В этой ситуации вина автовладельца далеко не так очевидна, как это иногда пытаются представить водители общественного транспорта.

Хотите получить ценный совет автоюриста относительно конкретного ДТП? Задайте вопрос онлайн-консультанту нашего сайта, опишите свою ситуацию, оставьте контактные данные и дождитесь ответа

Нужно ли пропускать маршрутки, отъезжающие от остановки?

Говоря формально, в ПДД вообще не существует таких понятий, как «маршрутное такси» или «маршрутка», а говорится лишь о том, что водитель должен уступать дорогу автобусам и троллейбусам, отъезжающим от остановки.

Соответственно, весь вопрос заключается в том, относится ли маршрутка к автобусам или нет. Попробуем разобраться.

В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», к автобусам относятся ТС категории М2 и М3, используемые для перевозки пассажиров с количеством мест для сидения более 8 (не считая водителя).

Таким образом, следует констатировать, что маршрутки, курсирующие по улицам наших городов, в соответствии с законом попадают под понятие «автобус», и соответственно, водители также обязаны пропускать маршрутку, выезжающую с остановки.

Нужно ли пропускать автобус отъезжающий от остановки вне населенного пункта?

Правилами дорожного движения установлена обязанность водителей уступать дорогу автобусам, отъезжающим от остановки в населенном пункте, а вот по поводу аналогичной ситуации вне населенного пункта не говорится ничего. Отсюда следует однозначный вывод о том, что на загородной трассе, вне пределов города (села, поселка), у общественного транспорта, выезжающего от остановки, нет никакого преимущества.

Не уступил дорогу автобусу – какой штраф?

А теперь поговорим о мере ответственности, которая ждет водителя, не уступившего дорогу автобусу, троллейбусу или маршрутке, которая отъезжает от остановки.

Для ответа на этот вопрос обратимся к статье 12.17 КоАП РФ, которая гласит, что непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству влечет предупреждение или штраф 500 рублей.

Какое из двух указанных видов наказания применять к нарушителю – остается на усмотрение должностных лиц ГИБДД, которые уполномочены выносить постановления по данной категории дел.

Нужен профессиональный совет автоюриста по теме статьи? Задайте свой вопрос онлайн-консультанту нашего сайта и дождитесь ответа! Это бесплатно!

Источник

Автомобиль отъезжает от остановки

Необходимо ли уступать дорогу отъезжающим от остановки «маршруткам»?

Читайте также:  Аккумуляторы для автомобиля форс отзывы

Хорошее знание правил дорожного движения избавляет водителей от опасных ситуации на дороге, исключая при этом получение штрафов от «гаишников». Многие из нас знают, что необходимо уступать дорогу автобусам и троллейбусам, которые отъезжают от остановок. При этом мы не знаем, нужно ли уступать выезжающим с остановки маршруткам, относятся ли они к общественному транспорту, и можно ли за их не пропуск получить штраф. Именно об этом мы и поговорим в этой статье.

Требования правил дорожного движения.

По статистике большинство аварии с маршрутками происходит именно при отъезде их от остановки. Часто водители таких маршруток внаглую начинают отъезжать от остановки, не убедившись в безопасности такого маневра, другие водители, не зная правил дорожного движения, не предоставляют им преимущественное право проезда, что и приводит к дорожно-транспортным происшествиям.

В соответствии с действующим правилами водители должны уступать дорогу общественному транспорту, который отъезжает от остановки. К такому общественному транспорту также относятся маршрутки, которые ходят по заранее утвержденному маршруту. Тогда как водители маршруток должны по правилам начинать движение, включив поворот, а также убедившись в безопасности совершаемого ими маневра.

Обоюдная вина водителей.

Несмотря на преимущественное право проезда маршруток, которые отъезжают от остановок, всё же часто при рассмотрении дела по такой аварии в ГИБДД или же непосредственно инспектор ДПС на месте выносит решение об обоюдной вине водителей. «Гаишники» руководствуются тем, что водитель машины должен был предоставить преимущество отъезжающей от остановки маршрутки. Тогда как водитель маршрутки, начиная движение, не удостоверился в безопасности своего маневра.

К сожалению, из-за обоюдной вины водителей появляются определенные проблемы при получении страхового возмещения по ОСАГО. Так как четко определенного виновника такой аварии нет, то страховая компания на вполне законных основаниях может отказать в выплате. Чтобы избежать подобных сложностей, водителю необходимо всё же сохранять максимальную внимательность проезжая такие остановки общественного транспорта, в особенности, если он видит что автобус, троллейбус или маршрутка отъезжают от остановки.

Помните, что пропускать такие маршрутные автомобили можно в том случае, если они остановились в специально отведенных на то местах, которые имеют соответствующий знак. Если же маршрутка останавливается просто на обочине или у светофора, то в подобном случае водитель такого транспорта нарушает правила дорожного движения, в таком случае в начале движения пропускать другие водители маршрутку не обязаны.

По действующим правилам дорожного движения требуется пропускать любой общественный транспорт, к которому относятся также маршрутки, отъезжающие от остановки. При этом водитель маршрутки должен удостовериться в безопасности совершаемого им маневра. Часто в таких ДТП признают виновными обоих водителей, так как один не предоставил преимущество маршрутке, а второй не убедился в безопасности выполняемого маневра. Соответственно, появляются сложности с получением возмещения по ОСАГО. Также помните о том, что пропускать маршрутки обязательно лишь в том случае, если они отъезжают от остановки, которая имеет соответствующие дорожные знаки.

По правилам дорожного движения маршрутки относятся к общественному транспорту, поэтому их требуется пропускать, когда они отъезжают от обозначенных остановок.

Источник

Уступить дорогу автобусу отъезжающему от остановки

Автобус, троллейбус или маршрутка отъезжают от обозначенного места остановки, всегда ли водители обязаны им уступать дорогу?

Казалось бы, Правила однозначно регулируют эту дорожную ситуацию:

18.3. В населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки. Водители троллейбусов и автобусов могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу.

Однако, очень часто маршрутные транспортные средства вынуждены начинать движение со второй полосы из-за препятствия в правой полосе в виде припаркованного автомобиля. И судя по дискуссиям в сети единого мнения по идентификации данного маневра нет. Одна сторона утверждает, что начало движения со второй полосы содержит маневр перестроение, и уступать маршрутным транспортным средствам нет обязанности, другая, что начало движения отдельный маневр и маршрутное транспортное средство имеет преимущество при любой траектории.

Несмотря на то, что зачастую отъезжать от остановки приходится из-за нарушения ПДД припаркованным автомобилем, есть случаи, когда нарушения ПДД отсутствует.

Автобус вынужден начинать движение от остановки с левой полосы

Автомобиль припаркован через 15 метров после знака 5.16, практически сразу после места остановки, автобус вынужден начинать движение выезжая(перестраиваясь) в левую полосу. Мы видим, что Правила дорожного движения такую ситуацию допускают. Далее без выводов, соберем аргументы сторон.

Читайте также:  Автомобиль лада с полным приводом

Автобус не имеет преимущества, так как совершает перестроение

Текста Правил регулирующий эту ситуацию совсем не много, люди придерживающиеся этой версии, назовем их «сторона А», не прибегают к толкованию, а рассуждают строго по тексту.

«Перестроение» — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.

Как это выглядит со стороны водителя в левой полосе?

Автобус включает поворотник и начинает движение в своей полосе, водитель движется по свободной левой полосе, требование уступить дорогу автобусу не возникает, так как их траектории не пересекаются.

Автобус начинает движение

Если давать автобусу преимущество, то преимущество не может быть в одной ситуации и отсутствовать в другой. Представим, автобус начинает движение от остановки сразу в крайнюю полосу пересекая среднюю или начинает разворот от места остановки, или препятствие отсутствует? Если автобус при начале движения начнет совершать разворот не возникает же вопроса, разворачивается он или нет? Почему возникает вопрос перестраивается он или нет?

Автобус начинает движение с левой полосы

Автобус имеет преимущество только при объезде препятствия — такого в Правилах не написано. Преимущество, если рассматривать обе стороны, при начале движения либо есть всегда, либо оно исключительно при начале движения без сопряженных маневров.

Автобус имеет преимущество, так как начинает движение от остановки

Сторона Б имеет более логичный подход с точки зрения дорожной ситуации.

Еще раз определение перестроения:

«Перестроение» — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.

Акцент на направление движения. При совершении остановки движение прекращается. Для сохранения первоначального направления необходимо начать движение. То есть совершить перестроение возможно только в движении.

При принятии стороны А данный абзац практически теряет смысл, если автобус начинает движение в той же полосе, так как автомобиль приближается сзади и создать помеху автобусу не может физически. Действие абзаца сокращается только на остановочные карманы в уширениях проезжей части в населенных пунктах, однако в тексте Правил указаны все обозначенные остановки без исключений.

Автобус начинает движение в правой полосе

Относительно заголовка главы «Приоритет маршрутных транспортных средств» при отсутствии преимущества при начале движения со второй полосы маршрутные транспортные средства практически не имеют дополнительного приоритета в сравнении с обычным транспортом.

Маршрутные транспортные средства движутся по утвержденному маршруту и исключена организация маршрута с разворотом сразу после остановки.

В официальных экзаменационных билетах ГИБДД — верным считается ответ, где автобус имеет преимущество.

Вопрос из экзаменационного билета

Не забывайте про вежливость и взаимоуважение на дороге. Тем более что пропустить в поток один автобус с десятком пассажиров намного проще, чем водителю автобуса вклиниться в непрерывный поток.

RusPDD.ru на других площадках:

Не забывайте делиться статьей в социальных сетях

Источник

Нужно ли пропускать автобус, который выезжает с остановки

Дорожная ситуация в городе всегда непредсказуема. Оценить ее бывает трудно даже опытным водителям.

Одной из таких проблем является перестраивающиеся в полосу движения маршрутные транспортные средства (автобусы, маршрутки и т. д.). Зачастую они считают, что имеют приоритет при движении в любом направлении.
Пункт ПДД о том, что нужно уступать дорогу маршрутным ТС, отрабатывается это ещё при обучении в автошколе и на сдаче экзаменов в ГИБДД. Хотя в реальности довольно немногие водители соблюдают это правило, поскольку для манёвра и разгона автобуса потребуется определённое время, а легковому ТС придётся перестраиваться и выполнять манёвр опережения, что только приведёт к затратам времени. Да и сами водители автобусов зачастую не используют этот пункт правил.

Трактовка ситуации по ПДД. В пункте 18.3. ПДД указано, что автобус (маршрутное транспортное средство), которое выезжает с участка, являющиеся автобусной остановкой (обозначено соответствующими знаками или разметкой), имеет приоритет в движении, то есть вы обязаны ему уступить и позволить закончить манёвр. Но при этом автобус должен обязательно включить левый поворотник и в этом случае случае вы обязаны снизить скорость вплоть до полной остановки, уступая тем самым дорогу.

Определение автобусных остановок не является чем-то затруднительным. Они имеют обозначение в виде разметки или специального знака (5.16 ПДД). Разметка должна иметь жёлтый цвет и зигзагообразную форму. Важным моментом в пункте 18.3 также является то, что водитель маршрутного ТС обязан убедиться, что сможет безопасно совершить перестроение.

Читайте также:  Автомобиль рено сандеро степвей новый в саратове

Приоритет в перестроении. Общие правила приоритета при перестроении регулирует пункт 8.4 ПДД, в котором водитель автомобиля обязан уступать транспортным средствам, движущимися попутно в своей полосе движения. В случае совершения манёвра перестроения обоих ТС, стоит помнить, что уступать нужно транспортным средствам, перестраивающимся справа.

В каких случаях имеется приоритет при перестроении? На автобусы и другие маршрутные транспортные средства в равной степени распространяются правила ПДД. Автобус имеет равный приоритет с другими транспортными средствами, поэтому если вы движетесь в своей полосе без перестроения, то маршрутному ТС справа (если он не на автобусной остановке) уступать дорогу не нужно.

Итог. Пункт 18.3 ПДД РФ требует уступить дорогу маршрутному ТС, находящемуся на автобусной остановке, обозначенной соответствующим знаком и разметкой, при этом водитель автобуса должен подать левый сигнал поворота, чтобы обозначить будущий манёвр. В таком случае водитель ТС, движущегося по соседней полосе, обязан вплоть до полной остановки предоставить приоритет движению автобуса. В остальных же случаях, исключая полосы для движения маршрутных транспортных средств и соответствующих знаков, водитель автобуса имеет равный приоритет перед другими участниками дорожного движения. Знание правил поможет с уверенностью водить в городских условиях и не иметь к себе претензий от сотрудников ГИБДД.

Источник

Автобус выезжает из остановки на вторую полосу — имеет ли право?

Нужно ли уступать, если автобус выруливает от остановки на середину дороги?

При движении по городу для многих водителей самой неприятной помехой является именно общественный транспорт. Приходится то и дело перестраиваться, чтобы не плестись вслед за автобусом. В связи с этим возникает много спорных моментов.

Например, известно, что автомобилист обязан пропустить пассажирский транспорт, отъезжающий от остановки. Автобус при этом не всегда занимает крайнюю правую полосу, как должно быть по логике. Иногда он сразу выруливает на левую или среднюю (если дорога трехполосная). В результате на некоторое время он фактически перекрывает движение остальным водителям. Законны ли такие маневры, и нужно ли в этом случае уступать?

Причины

Поводов для выезда на среднюю полосу может быть несколько. Кузов автобуса имеет большие габариты. Водитель, находящийся сзади, может не видеть, что сразу за остановкой припаркована машина. В этом случае у того, кто управляет пассажирским транспортом, просто не будет возможности принять правее. Чтобы начать движение, ему неизбежно придется взять левее, чтобы объехать помеху.

Источник изображения: autofemida.ru

Препятствием может быть не только другое транспортное средство: им может оказаться все что угодно. Автомобилист, подъезжающий сзади, должен понимать, что его обзор ограничен. Водитель автобуса может видеть нечто, недоступное с других точек наблюдения.

Еще одна причина выезда автобуса на вторую или среднюю полосу – необходимость повернуть налево. Если сразу за остановкой расположен перекресток, водитель постарается занять крайнее левое положение как можно раньше. При приближении к пересечению проезжих частей прерывистая разметка почти всегда сменяется сплошной. Если не занять нужную полосу сразу, потом придется нарушить Правила дорожного движения.

Суть спорного момента

Некоторые полагают, что в данном случае автобус совершает перестроение. А при выполнении этого маневра пассажирский транспорт не обладает преимуществом перед другими автомобилями. Ссылка при этом делается на пункт 8.4 ПДД. Он говорит о том, что тот, кто собирается перестроиться, обязан уступить дорогу попутному транспорту. Однако в рассматриваемой ситуации такая точка зрения неверна.

Перестроением считается смена занимаемой полосы, при которой сохраняется первоначальное направление движения. Однако автобус, производящий высадку и посадку пассажиров, в этот момент неподвижен. Перестроение же возможно только в процессе езды.

Источник изображения: pbs.twimg.com

Пункт 18.3 ПДД гласит, что в пределах населенных пунктов водители обязаны пропускать автобусы и троллейбусы, начинающие движение от остановки, обозначенной символом 5.16. При этом лица, управляющие пассажирским транспортом, обязаны убедиться, что им уступают дорогу.

Получается, что маршрутный транспорт, начинающий выезд из остановочного кармана, в любом случае имеет преимущество. При этом траектория, по которой он движется, не имеет значения. Водитель лишь обязан удостовериться в том, что сзади его пропускают. Важно помнить, что данное правило утрачивает силу на загородных дорогах. За пределами населенного пункта водители автобусов обязаны предоставлять преимущество транспорту, который движется по шоссе в попутном направлении.

Источник

Ответы на популярные вопросы
Adblock
detector