Автомобиль паккард 1935 года

Командовать Паккардом буду я: тест-драйв 1939 Packard V12

Тридцатые года прошлого столетия для Паккарда были, мягко говоря, не самыми радостными. К этому мы ещё вернёмся, а пока один простой факт: в 1915 году Паккард продал 35 тысяч машин с мотором V12, а в 1939 году — всего 446. Одним из этих 446 проданных машин стал наш сегодняшний герой. Как этот автомобиль связал между собой старорежимного русского графа, советского лётчика-испытателя, отца народов Сталина и создателя компании Boeing Уильяма Боинга? О, это удивительная история!

Остатки былой славы

Мы уже как-то коротенько вспоминали, как шли дела у Паккарда в тридцатых годах. Экономический кризис в Америке не мог обойти стороной компанию, которая выпускала самые роскошные автомобили того времени. Тогда мечтой многих американцев была хотя бы более-менее стабильная работа, куда уж там всякие “люксы” и лимузины… Ещё немного грустных цифр: если в 1928 году Паккард выпустил около 50 тысяч машин, то в 1932 году — 11 700, а 1934 году — всего 7 тысяч. Причём пришлось заняться махровым даунсайзингом, делая ставку не на машины с престижными и очень успешными моторами V12, а со скромными “восьмёрками” и даже — просто позор! — “шестёрками”. Ну, а куда было деваться: ещё на самом старте, в то время, когда средненький Oldsmobile (даже не дешёвый Форд!) можно было купить за 500 долларов, за “базовый” Packard просили от 2 600$.

Скатываясь всё ниже в американской автомобильной иерархии, Паккард никогда не отказывался от поиска новых форм и производства самых дорогих машин. В 1931 году, когда кризис уже чувствовался весьма ощутимо, компания взялась за строительство мотора V12 нового поколения (первый серийный V12 появился у Паккарда в 1915-м), который предполагалось поставить на шасси седьмой серии (всего до Второй мировой было выпущено 20 серий (series), хотя по факту их было 19 — серию под номером 13 суеверные американцы пропустили).

Изюминка новой машины — передний привод. А её дизайнером стал Алексей Владимирович Сахновский (Alexis de Sakhnoffsky), сын графа Сахновского, руководителя Петроградской портовой таможни и личного советника Николая ll. Старший Сахновский в 1917 году предпочёл закончить жизнь самоубийством, а вот его сын после службы в Белой армии эмигрировал в Бельгию, а оттуда — в США. Он успел поработать во многих компаниях, но нас интересует только Паккард.

Переднеприводная машина, к сожалению, в серию так и не пошла, зато кроме неё Сахновский создал облики кабриолета Packard Eight, Packard Phantom и Packard Twelve. Последний со временем станет основой для проектирования поколения, к которому принадлежит наш герой.

Новый мотор V12 тоже не пропал бесследно: его будут многократно модернизировать, увеличивать объём, и в итоге он, хоть и значительно изменённый, попадёт под капот лимузина 1939 года. Правда, как раз 1939 год для Паккардов с V12 стал последним: мощные моторы и роскошь были окончательно убиты кризисом.

Любовь к Паккардам — это то немногое, что роднило царскую семью и партийную верхушку СССР. Так, перед самой февральской революцией американский лимузин заказал Николай II, хотя по понятным причинам насладиться им у царя так и не получилось. История “того самого” Паккарда туманна — то ли машина так и осталась в Штатах, то ли доехала до Петрограда и была экспроприирована кем-то из представителей новой власти. Как бы там ни было, к 1930-м годам на Паккарды пересела едва ли не вся высшая советская элита.

Цифры называют разные (от 10 до 20 машин), но факт остаётся фактом: в ГОНе Паккарды были, причём первый из них появился там ещё в 1918 году (по-видимому, Паккарду было всё равно, кому продавать машины: сверженному императору или большевикам. А вы говорите — санкции какие-то). А бронированный Packard Twelve был и у Сталина. Вообще, любовь Сталина к Паккардам началась ещё во время гражданской войны: он тогда впервые сел в Packard Twin Six. Ну, а потом, само собой, ему нужны были машины посерьёзнее. Сначала — Light Eight, в 1933 году — фаэтон с V12, в 1935 году — Twelve 1408. Последний, правда, достался вождю нахаляву — это был подарок Рузвельта.

Packard в частные руки попадал очень редко. Пожалуй, самый известный Паккард в руках частника — это Super Eight, который в 1937 году привёз из США Валерий Чкалов. Простые люди на таких машинах не ездили.

Ну, с русским графом, Сталиным и Чкаловым разобрались. Остался последний вопрос: какое отношение к Паккарду имеет Уильям Боинг? Ответ простой: вот эту самую машину, на которой мы сегодня будем ездить, в 1939 году заказал себе Боинг. Это — его лимузин. Представляете, как нам повезло?

Любой каприз за большие деньги

Полное название нашего автомобиля — “1939 Packard V12 1708 1235 Limousine”. Что это вообще означает? Ну, 1939 — это модельный год. Паккард менял поколения (его языком — серии) очень быстро. Год-полтора — и новая машина (где-то в мире покраснела одна “буханка”). Поэтому год в названии указывают очень часто.

V12 — это, конечно же, V-образный мотор с 12 цилиндрами. Но и тут не всё так просто. То ли американцы тогда с трудом считали до десяти, то ли по каким-то другим причинам, но такие моторы чаще называли не V12, а Twin Six — двойная “шестёрка”. Так бывшим ковбоям было понятнее. А может, просто маркетинг. Вроде как в два раза круче, чем просто Six.

1708 — это 17 серия. А 08 — это Twin Six. Eight семнадцатой серии имели индексы 1701 и 1702, Super Eight — 1703, 1704 и 1705, а Twin Six — 1707 и 1708 в зависимости от длины базы. Ну а 1235 — модель кузова. Тут всё просто.

Теперь скажем пару слов о ценах. Давайте сначала просто посмотрим на стоимость машин того времени.

Читайте также:  Автомобиль тойота аурис и ярис сравнение

А теперь — про наш лимузин. Вот, что говорит один каталог тех времён: “1235 7-passenger touring limousine, 5825 pounds, 4690 US dollars”. 4 690 долларов 1939 года — это совсем не 4 690 долларов сегодня. Если воспользоваться тем же калькулятором инфляции в США, 4 690 долларов конца 1939 года — это около 85 тысяч нынешних долларов.

Скажем честно: делать дешёвые машины Паккард не научился даже в кризис. Хотя, конечно, очень старался. Тем более интересно, что в этот же год инженеры фирмы предложили первые в мире электрические стеклоподъёмники, которые опционально ставили на Super Eight. В общем, дёшево и кондово не получалось никак.

Зато Packard умел делать дорогие машины. Взгляните на этого восьмидесятилетнего старичка. Вот как вы думаете, сколько у него лошадиных сил? 60? 90? 120? Да как бы ни так. У этой машины под капотом целых 205 “лошадок” при 8,2 литрах объёма… И 205 л.с. для 1939 года — это очень много. Да что там для 1939 — сейчас это тоже неплохая мощность. Правда, и весит машина около трёх тонн. Для объёмности картины поясним, что в 1932 году, когда этот мотор только появился, он развивал всего 160 л.с. при объёме 7,3 л. И его дважды просто “расточили”, увеличивая объём. Первый раз — в 1936 году до 7,8 л, второй раз — в 1939 до нынешних 8,2 л.

У мотора есть и свои недостатки. Например, регулировка клапанов тут — это не для слабых духом. Нужно снять коллекторы, головки… А на одной “голове” только болтов больше 20 штук. Зачем-то хромированных. Да и вообще настройка этого мотора — процесс сложный. Несмотря даже на скромность, выражающуюся в количестве карбюраторов — тут всего один Stromberg. Впрочем, есть некоторые другие технические изыски.

Источник

Def-Aleks › Блог › Забытые имена. Глава 87. Packard (часть 2)

С 1929 года автомобили начинают носить цифровое обозначение серий, так автомобили 1929 года являются 6й серией, т.к. модельный ряд составляют автомобили 626 и 633, так же имеющие название Standart Eigh, их мотор равнялся 5.2л и имел мощность в 90л/с, кроме 5.2л модели были серии с мотором в 6.3л и доведённой до 106л/с мощностью, они носили название 640 Custom Eight и 645 DeLuxe Eight, как всегда две последние цифры обозначали длину базы в дюймах.

В 1930м появляется 7я серия и через год 8я серия, которые практически идентичны модельному ряду 1929 года. В 1931м году руководство фирмы Паккард приглашает Ван Раста и Милтона, которые были гонщиками и принимали участие в проектировке переднеприводного Cord L29 спроектировать новый 12ти цилиндровый мотор, а заодно и переднеприводную схему для Паккарда. Ван Раст и Милтон строят V12 объёмом 6.2л, который устанавливают на раму 7й серии, к раме крепят Х-образные усилители и передний привод. Кузов прототипа было поручено спроектировать графу Алексису Сахновски. На выходе получился довольно низкий мощный автомобиль, автомобиль активно испытывался и особых проблем не было выявлено. Однако в разгар кризиса руководство Паккарда всё-таки не решается идти по пути Корда. Машина хранилась до 1935 на заводе, когда её было решено сдать под пресс, однако каким-то чудом машина была спасена и продана, она активно пользовалась своими хозяевами, а теперь радует посетителей музея где и хранится после реставрации.

Но, идея 12 цилиндрового автомобиля не была похоронена и в январе 1932 года на автомобильной выставке был представлен новый Twin Six классической компоновки, мотор имел объём 6.4л и мощность 150 сил. Этот мотор был доработан Винсентом. Машины с этими моторами получили индекс 905 и 906, причём последний обозначался еще как Twin Six Individual Custom, 906 модель имела базу на 13см больше, чем 905я модель.

Правда хоть машина и была представлена официально в январе 1932 года, первые образцы были построены летом 1931 года, тогда же была представлена Паккардовская фишка — регулируемая жёсткость амортизаторов, можно было выбрать 3 позиции при помощи рычажка находящегося на панели приборов, эта система получила название Packard Ride Control. Водитель мог исходя из нагрузки, типа дороги и скорости самостоятельно выбирать режим: мягкий, средний и жёсткий. При помощи троса менялась высота штока гидравлического амортизатора.

Однако как мы помним в это время на дворе бушует кризис, если до кризиса дорогие машины занимали около 10% от всего объёма сбыта, то теперь дорогие машины типа Кадиллака, Паккарда, Пирлесс и др едва достигают 2% от числа продаваемых машин, что бы быть в струе Паккард решает выпустить на рынок модель которая будет стоить в районе 1700 долларов (базовая восьмёрка стоила от 2500 долларов). Так появляется автомобиль 900й серии или Light Eight, машина имела укороченную базу, мотор был прежний 5.2л, но уже к этому моменту развивающий 110 сил. Теперь интересный момент запутывающий людей знакомых с историей фирмы поверхностно, дело в том, что Лайт Эйт имела 4 базовых кузова, которые имели свои индексы:
Type 553 – Sedan с 5тью местами
Type 563 – Coupe-Sedan с 5тью местами
Type 568 – Coupe на 2 или 4 пассажира
Type 569 – Coupe-Roadster так же на 2 или 4 пассажира.

От других Паккардов эту машину внешне можно отличить по загибающейся к низу решетке радиатора.

Кроме появившейся дешевой версии 8 цилиндровых автомобилей сохранились в каталогах и модельные ряды бывшие до этого: Standart Eight, DeLuxe Eight и Custom Eight. Первый оснащался 5.2л мотором и 2мя базами шасси, эти серии носили название 901 и 902. ДеЛюкс и Кастом имели 6.3л мотор доведённый до 135 сил. Автомобили с этим мотором имели индекс 903 и 904, и так же отличались базой колёс, у последнего она была 3.74см.

В 1933м году машины получают центральную смазку шасси и автоматические шторки радиатора. Машины этого года являются автомобилями 10й серии.
В 10й серии из каталога были изъяты автомобили Light Eight, теперь 5.2л автомобили стали называться просто Eight и в зависимости от длины базы индекс: 1001 или 1002. Мотор 5.2л теперь развивает 120 сил, благодаря 2х камерному карбюратору, более лёгкому маховику, автоматическому дросселю и модифицированному коллектору.

Читайте также:  Автомобиль уаз на торгах

Автомобили с 6.3л мотором получили индекс Super Eight, мощность этих автомобилей так же была увеличена, на этот раз до 145 сил, в зависимости от шасси машины имели индекс 1003 или 1004, причём 1003 была короче более младшей серии 1002.

У 12 цилиндровых машин произошли изменения под капотом, Винсент довёл объём мотора до 7.3л и мощность до 160л/с. Машины этой модели получили название Twelve и имеют индекс 1005 или 1006.

11я серия 1934го года у младшей 8ки практически неизменна, они носят индекс 1101 и 1102. Но у Супер Ейт кроме 1103 и 1104 появляется 1105, а у Твелв модели серий 1106, 1107 и 1108.

К 1935м году было решено запустить в производство более дешевую машину, нежели просто Ейт, эта машина должна была стоить около 1000 долларов, но для того что бы достичь такой цены надо было автоматизировать производство, т.к. автомобили Паккард выпускаемые до этого времени — ручной сборки. Для этого нанимается Джордж Кристофер, который становится директором нового завода. До этого Кристофер отвечал в Дженерал Моторс за марки Понтиак и Бьюйк.

В январе 1935го года публике демонстрируется модель 120 (название обычно произносят One Twenty, т.е. Один Двадцать), называние этот автомобиль получил от длины своей базы. Машина получила новый мотор объёмом 4.2 и мощностью 110 сил. Передняя подвеска разработанная Форестом МакФарлендом была независимой, впервые на Паккардах, тормоза получили гидравлический привод. У этой модели было 8 типов кузовов.

Однако кроме массовой модели были еще и старые, которые стали на 1935й год носить индекс 12й серии, кстати о сериях, некоторые серии могли выпускаться всего по 4-7 месяцев и заменяться новыми. Автомобили серии Ейт — 1200, 1201, 1202 получили увеличение мощности своих мотор, теперь они выдавали 130 сил, Супер Ейт 1203, 1204 и 1205 так же получили прибавку, но в 5 сил, теперь он давали отдачу в 150 коней. А вот 12 цилиндровые Твелв 1207 и 1208 получили допинг в 25 коников, и теперь могли похвастаться 175л/с при объёме в 7.7л.

К 1936м году 120ю серию модернизировали, она получила более мощный 120 сильный мотор объёмом 4.6л, этому автомобилю — Packard 120B выпала честь стать Пейс-Каром на Инди500, за рулём сидел бывший гонщик Милтон, который принимал участие в проектировании V12 1931 года. Автомобили более дорогих серий получили индекс 14й серии, т.к. походу руководство было суеверным, что бы дать авто этого модельного ряда индекс 13й серии. Автомобили 36го фактически повторяли модельный ряд 35го.

Кстати именно в октябре 1935го Рузвельт через посла США в СССР Аверелла Гарримана подарил товарищу Сталину белый бронированный Паккард Twelve 1408, однако по прибытию в Москву машину срочно перекрасили в чёрный правительственный цвет. Почему именно Паккард выступил в роли подарка? Дело в том, что Сталин заболел Паккардами еще во время гражданской войны, когда ему был выделен один Packard Twin Six из военных автомобилей закупленных еще в царское время для армии, потом у Сталина будет Роллс-Ройс, т.к. Ленин был поклонником этой марки и по уставу все гос.деятели должны были ездить на одинаковых автомобилях, кстати голодной страной после разрухи было закуплено 73 новых Роллс Ройса.
После смерти Ленина правительственных деятелей стали пересаживать на американские автомобили, но сначала Сталину был куплен дешевый Лайт Ейт с кузовом седан, затем в 1933м фаэтон с 12ти цилиндровым мотором, ну и теперь бронированный подарок от президента США. Через год Сталину был подарен бронированный ЗИС 101, однако стал не пересел на советский автомобиль, а передал его своей дочери Светлане.

Для модельного ряда 1937 года была запущена в производство модель 115С, эта машина комплектовалась 6ти цилиндровым мотором, Паккард заполучив не плохие результаты продаж 120й серии, решил вклиниться в нишу еще более дешевых автомобилей, однако многие историки фирмы считают, что это была роковая ошибка, т.к. теперь марка стала терять имидж престижности и недоступности, который фирма приобрела за последние 10 лет с момента снятия с производства последней 6ки (в 1927м).
Однако про 115ю, это был 6ти цилиндровый 3.9л 100 сильный автомобиль. Тормоза у него были гидравлические как и у более старших братьев.

Среди моделей ручной работы так же происходят изменения, Супер Ейт теперь оснащается мотором 5.2, который был на более младших моделях, машины этой серии несут индексы 1500-1501-1502, 12 цилиндровые машины обозначаются как 1506 и 1507.

Модельный ряд 1938 года (Серия 16) технически не изменилась, изменения были чисто косметического характера, однако опять происходит чехарда с названиями, так 115С становится Six 1600; 120C — Eight 1601; 120CD — Touring Eight 1602, а так же появляется модель с 127дюймовой базой, которая получает индекс DeLuxe Eight 1601D.
Super Eight имеет обозначения 1603, 1604 и 1605.
Twelve как обычно оканчиваются на 6 и 8, т.е 1607 и 1608.

Через год наигравшись со сменой названий руководство решает вернуть прежние названия, так снова появляется модель 120, правда теперь размер базовой модели равняется не 120″, а 127ми, эта машина получила индекс 1701, серия 1702 же имеет всё то же 148″ шасси.
6ти цилиндровая модель временно снимается с производства, что бы стимулировать продажи более дорогих моделей. Супер Ейт и Твелв так и выпускаются со своими индексами 1703, 1704, 1705 и 1707, 1708 соответственно. В августе 1939 года с конвейера сошёл последний 12ти цилиндровый автомобиль марки Паккард, если первое поколение 12 цилиндровых машин, которые появились еще в 1915 года были проданы в количестве 35 000 экземпляров, то второе поколение 12 котловых разошлась в 7 раз меньшим тиражом, так в 1939м продали всего 446 машин, а за год это на 110шт больше. В этом же году Макалей уходит в отставку, на его место приходит Мах Гилман.

По традиции в конце года была продемонстрирована новая — 18 серия автомобилей, она получила обивку передней панели с мягкой набивкой и впервые в мире кондиционер по заказу, эта опция стоила 240 долларов, или 4000 У.Е в пересчёте на современные деньги.

Читайте также:  Автомобиль массой 3 поворачивает с постоянной скоростью

В 18й серии снова появилась 6ка, которая получила название 110 (One-Теn, Один-Десять). Она получила 4х литровый мотор, хотя мощность осталась как у 6ти цилиндровый машины 16й серии, а именно 100 л/с. Машины носили индекс Six 1800. Cамая младшая версия так же получает кузов универсал в свою копилку.

120я получала индекс Eight 1801, но у машины появился вариант со 160″ (4.06м!) базой, который носил индекм 1801А.
Появляются модели 160 и 180, которые продаются как Super 8 1803, 1804, 1805 и Custom Super 8 1806, 1807, обе модели комплектуются 5.8л рядным 8ми цилиндровым мотором мощностью 160 сил. Custom Super 8 в качестве опции получает электрические стеклоподъёмники, так же впервые в мире.

Модельный ряд 1941 года, или 19я серия претерпел фейслифт, фары автомобилей встроили в крылья, причём это касалось всех моделей, начиная с самой младшей модели. Модельный ряд повторял прошлогодний, лишь за одним исключением 180е потеряли в своём названии слово Кастом, теперь это были просто Супер 8 180.

В марте 1941 года была показана новая модель Сlipper 1951, она была построена на 127″ шасси модели 120, мотор имел объём 4.6 и мощность 125 сил, кузов спроектировал Говард «Датч» Даррин, однако кузова стала поставлять фирма Briggs, это было сделано в связи с тем, что компания предложила кузова по более низкой цене, нежели была бы себестоимость производя их на своих мощностях. Это был очень динамичный, красивый автомобиль.

Автомобили 20й серии снова поменяли названия, так 110 стала Special Six 2000, Special Six 2020 и Custom Six 2010.
160 — продавался в 2х вариантах: Super 8 Clipper One-Sixty 2003 и Super 8 One-Sixty 2004 и 2005; так же и со 180й — Custom Super 8 Clipper One-Eighty 2006
и Custom Super 8 One-Eighty 2007 и 2008, они отличались дизайном кузова, 160 Клипер и 180 Клипер имели новый тип дизайна, а автомобили без приставки Клипер имели большую базу колёс и классический дизайн кузова.

В феврале 1942года правительство США призвало все промышленные предприятия переключиться на производство товаров нужных для военного ведомства, так фирма Паккард стала выпускать авиа и морские двигатели по лицензии фирмы Роллс Ройс, выпустив около 55 500 двигателей за время войны, что было больше чем произвели 5 британских вместе взятых заводов за куда больший период.

Не смотря на то, что война принесла прибыль в 33млн тогдашних долларов (благодаря правительственным заказам) в мирное время фирма сталкивается с рядом трудностей. Так например надо было восстановить оборудование, опять обучать персонал, восстанавливать дилерскую сеть. В октябре 1945 года умирает директор фирмы Ньюберри, который проработал в компании с 1903 года, на его место становится вице-президент компании Джордж Кристофер.

В это же время возобновилось производство автомобилей, однако не смотря на то, что публика была жадна до любой новой машины в серию не пошла предвоенная 180я модель классического дизайна, но в СССР вскоре появился ЗИС 110, что даёт почву для взращивания всяких мифов. Один из мифов таков, что якобы, Рузвельт зная любовь Сталина к Паккараду настоял на продаже оборудования по производству 180й модели СССР. Другие «историки» утверждают, что СССР купил штампы от 180й модели у Паккарда, однако советские источники утверждают, что не смотря на то, что машина на самом деле очень похожа на Паккард 180, кузов ЗИС 110 был спроектирован «самостоятельно» т.к. в нём прослеживаются стили кузовов которые ставились на Кадиллака и Бьюйки. Кстати факт продажи штампов не отмечен и в бухгалтерских записях, которые были изучены историками фирмы Паккард. Так что я лично затрудняюсь дать оценку, как было на самом деле, но подтверждения факта продажи или дара оборудования СССР нету.

Модельный ряд 1946 года состоял исключительно из моделей Сlipper:
Clipper 6 2100 c 4.0х литровым мотором мощностью 105 сил.
Standart Clipper 8 2101
Super Clipper 8 2103
DeLuxe Clipper 8 2111
Custom Super Clipper 8 2126
Модельный ряд 1947 был идентичен, это был тот редкий случай, когда одна серия была в производстве около 2х лет. Тем временем не смотря на то, что продажа автомобилей за 46й год составила около 42 000 автомобилей рост продаж автомобилей сдерживала нехватка листовой стали, которую приходилось закупать заводу в Австрии, за довольно высокую цену. В то время когда у Дженерал Моторс, Форда и Крайслера имелось собственное производство оной. В 1947м году продажи составили более 55 000 автомобилей, но фирма была при этом в убытке. С отказом от топовых моделей, которые были эксклюзивным товаром приведёт в последствии к трагическим обстоятельствам для фирмы.

22я серия 1948го модельной ряда была обновлена, она получила оформление передней части как у прототипа 1944 году, который назывался Brown Bomber, на самом деле это был автомобиль построенный для шефа дизайнерского отдела фирмы Паккард — Эварда Маколея, на шасси его авто 1933 года.

Автомобили имели красивый дизайн, так фирмы получила награду и титул автомобиль года в Нью-Йорке, было получено Гран-При в Риме, машины этой серии получили гран-при в конкурсах красоты в Монте-Карло, Каракасе и Луцерне.
Вырос рост продаж — почти 99 000 проданных экземпляров, фирма стала получать прибыль.

Модельный ряд 1949 года сохранил прежние названия и номер серии, однако значительным новшеством стала автоматическая коробка передач собственной разработки, которая получила название Ultramatiс, работа над этой коробкой продолжалась 13 лет! Многие считали эту коробкой лучшей на то время, т.к она была очень проста по конструкции: гидроблок в ней использовался только при трогании с места и ускорении автомобиля, а для поддержания заданной скорости специальное устройство блокировало вторичный вал с коленвалом, благодаря этому автомобиль был довольно экономичен. Управлялось вся эта прелесть с панели приборов.

В октябре 1949 года Джордж Кристофер уходит с поста председателя директоров после горячей дискуссии совета директоров, где решалось будущее компании, на его место избирают финансового директора фирмы — Хью Ферри, кстати в 1949м году фирма отметила свой 50ти летний юбилей.

Источник

Ответы на популярные вопросы