Автомобиль пенного тушения презентация

Автомобили пенного тушения ПМЗ-16 и ПМЗ-16В

Различные пожары требуют разных приёмов тушения: если в одних случаях достаточно воды в качестве огнетушащего средства, то при тушении легковоспламеняющихся и горючих жидкостей нужны иные средства: в первую очередь специальная пена. И если небольшое возгорание можно ликвидировать ручным огнетушителем, то пожары на промышленных объектах – нефтехранилищах или нефтяных месторождениях, связанные с тушением большого количества как резервуарных, так и разлившихся нефтепродуктов, требуют иного подхода с наличием соответствующих средств пожаротушения.

Вопросы, связанные с проблематикой пенного тушения, регулярно, начиная с 1930-х годов, освещались на страницах ведомственного журнала «Пожарное дело» и в фундаментальных трудах исследователей этого направления. Особое внимание этой проблеме уделял Центральный научно-исследовательский институт противопожарной обороны (ЦНИИПО – ныне ФГБУ ВНИИПО МЧС России). Результатом его работы стало появление новых конструкций пеногенераторов и порошковых составов для химического тушения. Но несмотря на определённую эффективность процесса химического пенного тушения, он был далёк от совершенства, будучи весьма трудоёмким, дорогостоящим и даже опасным для жизни бойцов пожарной охраны из-за непредсказуемости самих пожаров.

Пена. Ах, пена…

Химическая пена представляет собой концентрированную эмульсию двуокиси углерода в водном растворе минеральных солей с содержанием пенообразующего вещества. Химическая пена образовывалась из пенопорошков, состоящих из кислотной (размолотый сернокислый глинозём) и щелочной (измельчённый бикарбонат натрия) частей, а непосредственное получение пены из пенопорошка осуществлялось с помощью пеногенераторов.

Успех химического тушения напрямую зависел от чистоты и состояния пенопорошка. Ведь, впитывая влагу, он терял свои свойства, превращаясь в твёрдую массу с последующим окаменением. Слежавшийся пенопорошок терял сыпучесть, становясь малопригодным для дальнейшего эффективного использования. А потому нужно было найти выход, повышающий эффективность применения пенопорошка. Для этого были определены два пути решения проблемы: совершенствование существующих средств пенного тушения с учётом способа их доставки и применения и создание принципиально новых образцов противопожарного вооружения.

В рамках первого направления был создан автомобиль ПАХТ (пожарный автомобиль химического тушения) на шасси бортового грузовика ЗИС-150, отличавшегося простотой конструкции и невысокой себестоимостью. Но несмотря на массу положительных моментов конструкции данного автомобиля, он не решал главной проблемы: эффективного химического тушения с устранением известных недостатков, оставаясь, по сути, только транспортным автомобилем, который мог работать в паре с настоящим пожарным автомобилем.

Эдакая транспортно-заряжающая машина, если брать военную аналогию. Но при этом основные функции по непрерывности и дозированию пенопорошка, как и успех тушения, зависели от человеческого фактора. А учитывая состояние тогдашних российских дорог, то проходимости базового неполноприводного шасси было недостаточно…

Человеческий фактор к минимуму

В советские времена во многих механических мастерских и гаражах висели плакаты «Используй соответствующий инструмент!» Это было справедливо и для пожарных: техника, удовлетворяющая профессиональные потребности гарнизона по охране небольшой нефтебазы, не очень подходила тем, кто охранял большие объёмы ГЖ и ЛВЖ на предприятиях нефтедобычи, нефтепереработки и нефтехранилищ. С учётом опыта пожарных в такой специфике были разработаны требования к специализированным пожарным автомобилям, которые позволили бы повысить эффективность их использования, сведя к минимуму влияние человеческого фактора:

На человека возлагались функции контроля за процессом (механизмы, вода) и своевременная перезагрузка резервуара (бункера) с пенопорошком.

ПМЗ-16, он же АХП

На основе перечисленных требований в начале 1950-х годов был построен автомобиль пенного тушения, ставший своеобразным прототипом для последующих серийных машин Прилукского завода ППО, известных под общим названием – ПМЗ-16. Автомобиль выпускали с 1956 по 1959 год на шасси ЗИС-151. Пожарный автомобиль химического пенного тушения ПМЗ-16 был предназначен для доставки к месту пожара личного состава боевого расчёта, пенопорошка, аппаратуры для образования химической пены, специального оборудования и пожарно-технического вооружения.

Пожарная машина была по тем временам укомплектована максимально:

Как уже сказано, базой спецмашины стало полноприводное трёхосное шасси 6х6 ЗИС-151, но с некоторыми изменениями. На раме автомобиля монтировали кронштейны для крепления закрытого кузова, выполненного отдельно от кабины водителя; на раздаточной коробке крепилась на фланце коробка отбора мощности (КОМ), передающая крутящий момент от двигателя к редуктору шнеков и к насосу. Редуктор шнеков установлен на раме автомобиля, на специальных кронштейнах. От него крутящий момент передаётся к шнекам и к насосу, расположенному в задней части рамы автомобиля.

На раме автомобиля, на соответственных кронштейнах, установлен бункер, служащий ёмкостью для пенопорошка. Шнеки расположены в правом и левом отсеках бункера и при своём вращении производят дозированную подачу пенопорошка к пеногенераторам. Регулировка подачи пенопорошка из бункера достигается изменением числа оборотов вала шнека, при помощи сменных шестерён. Так, при установке шестерён с числом зубьев 17 и 55 подача пенопорошка равнялась примерно 1 кг/с, а при установке шестерён с числом зубьев 21 и 51 – увеличивалась до 1,3 кг/с. При этом шнеки могли подавать раздельно разные порошки, если таковые были загружены, или работать как один бункер.

Читайте также:  Автосалон продал битый автомобиль как новый

Cерийный вариант ПМЗ-16 имел бункеры на 2000 кг пенопорошка. С переходом в 1960 году на новую систему обозначений ПМЗ-16 получил маркировку АХП-2(151) мод. 16. Передача крутящего момента от КОМ к редуктору осуществлялась карданным валом, а от редуктора к насосу – двумя карданными валами через промежуточную опору. Вода в пеногенераторы подавалась насосом ПН-25Б. Управление насосом и шнеками осуществлялось из насосного отделения, расположенного в задней части автомобиля.

Закрытый кузов автомобиля типа «фургон» выполнен отдельно от кабины. В задней его части, по бокам устроены две одноместные кабины, а в средней части расположен бункер. Всё пожарно-техническое вооружение уложено в боковых отсеках, с обеих сторон автомобиля. При этом доступ к отсекам кузова и в насосное отделение осуществлялось через боковые и задние двери. На крыше кузова размещались пеноподъёмники, доступ к которым осуществлялся со стороны заднего борта.

ПМЗ-16 оборудован дополнительным сигналом (сиреной), работавшим от выхлопных газов двигателя. Управление сиреной производилось из кабины водителя. Здесь же осуществлялось управление включением дополнительной сигнализации и освещения. С правой стороны передней части кабины, на телескопической стойке установлен поворотный прожектор, питаемый от бортовой сети автомобиля и служащий для освещения места пожара в ночное время. На крыше кабины в средней её части установлена мигающая красным цветом фара, а в ранних версиях по углам крыши – передние габаритные огни.

Модернизированная версия получила некоторые внешние изменения. Так, боковые патрубки были перенесены из-под нижнего среза надстройки выше, в боковины кузова. На крыше появились приспособления с подвижными каретками на направляющих для удобства работы с пеносливами при погрузке-выгрузке.

Одноместные кабинки в задней части получили сдвижные боковые окна для обеспечения вентиляции, а в задней стенке появились дополнительные окошки для улучшения естественного освещения.

Кроме тушения пожаров химической пеной автомобиль ПМЗ-16 мог быть использован и как автонасос общего назначения. Последним серийным АХП стал АХ-2,4(157К) мод. 16М на шасси ЗИЛ-157К.

Пенная атака

Спустя четыре года после первой презентации масштабных моделей семейства ЗИС-151, DiP Models вновь радует своих почитателей, выпустив долгожданную многими линейку пожарных автомобилей на этом шасси: два варианта ПМЗ-16 и один ПРМ-43. Давайте же ознакомимся с особенностями миниатюрных «химпенников».

Традиционно работе над моделями предшествовала большая изыскательская деятельность, связанная с изучением имеющихся исторических и технических материалов, касаемо прототипов. После демонстрации первых рабочих образцов модели, с учётом выявленных замечаний и пожеланий были внесены соответствующие изменения.

Прежде чем остановиться на особенностях каждого варианта, несколько слов, про общие инженерные решения. Внесены изменения в конструкцию трансмиссии. Это позволило повысить копийность, путём изменения угла наклона переднего кардана, который вызывал справедливые нарекания коллекционеров, применительно к ранее выпущенным моделям семейства ЗИС-151. А поскольку изначально кабины настоящих «151-х» были покрашены в защитный цвет, то эта особенность отображена и в модели. Как видно, не забыты и информационные таблички, прикреплённые на «торпедо».

Внутри закрытого кузова, в его нижней части есть имитация донышек бункеров, в виде двух V-образных «гребней», которые можно видеть между лонжеронами рамы и деталями трансмиссии. Соответственно внесены изменения и в саму трансмиссию. Сделан дополнительный редуктор, из которого выходит три вала: два – на шнеки в бункерах, а один длинный – к насосу. В задней части надстройки отображены элементы интерьера одноместных кабин. Здесь же находится и модель насоса ПН-25Б, выполненная отдельным агрегатом, с весьма реалистичными вентилями, изготовленными при помощи фототравления. Насос выкрашен в серебристый цвет.

Задняя стенка надстройки имеет все необходимые элементы конструкции, с ажурными лестницами доступа на крышу и рабочим фаркопом. На крыше фургона – пеналы и элементы пеноподъёмников. Особого внимания заслуживает исполнение передней части пеналов в виде хромированного ограждения из четырёх горизонтальных прутьев П-образной формы.

Сигнальная фара красного цвета на крыше – общий элемент для обоих вариантов, как и фара-прожектор на правой стороне кабины. Хотя оба варианта имеют базовый красный цвет, но схема окраски у каждого своя, а значит, стоит ознакомиться с их индивидуальными особенностями.

ПМЗ-16, артикул 115130

Модель серийного автомобиля химического пенного тушения образца 1955 года представляет собой ранний вариант на шасси ЗИС-151. Отличительная особенность оформления – использование множества хромированных элементов, придающих спецавтомобилю самобытный, узнаваемый вид. Но кроме декоративной функции можно утверждать, что эти элементы повышали информативность машины в транспортном потоке, фактически выполняя ту же функцию, что ставшие обязательными значительно позже белые контрастирующие полосы.

Хромом выделены рамка ветрового стекла, ободки сигнальной фары и прожектора, поводки «дворников», пять вертикальных элементов переднего бампера, надпись «ЗИС» на «носу», элементы конструкции пожарной надстройки, включая окантовку боковых окон одноместных кабинок. Особого позитива добавляют хромированные надписи «ПМЗ-16» на боковинах капота и на задней стенке.

Завершает целостность образа обозначение «ХТ-13» в виде белого трафарета, нанесённого в нижней части правой половики ветрового стекла: «химическое тушение» и номер части. Диски колёс на модели чёрного цвета, включая запасное колесо. Согласно временному промежутку выпуска прототипа, защитные решётки фар плоские, выполненные методом фототравления и окрашенные в основной цвет. Такого же цвета и дверные ручки кабины. Особенность данного варианта – габаритные огни по углам крыши кабины.

Читайте также:  Аккредитив при покупке автомобиля

Модель имеет госномера образца 1946 года (жёлтые) «лг 42-94», указывающие на ленинградскую прописку.

ПМЗ-16В, артикул 115131

Модель серийного автомобиля химического пенного тушения образца 1958 года представляет собой дальнейшее развитие АХП на шасси ЗИС-151.

В отличие от ранее рассмотренного варианта здесь на верхней части облицовки радиатора машины красуется хромированная надпись «ЗИЛ» (после перреименования ЗИС), число хромированных элементов меньше, а отличительная особенность этого варианта, кроме собственных конструкционных решений, – наличие на крыше надстройки приспособления для удобства работы с пеносливами.

У этой пожарной надстройки есть отличительные особенности: наличие двух окон сзади, для улучшения естественного освещения внутри кабинок, имитация сдвижных форточек на боковых окнах, иное размещение боковых патрубков, другие ручки открывания отсеков и задний фонарь на стенке, в отличие от ранее свободно свисающего.

Как уже отмечалось, площадь использования хромированных элементов уменьшилась. Есть мнение, что это было связано с рационализаторством, направленным на снижение себестоимости готового автомобиля.

ПМЗ-16В имеет такие хромированные элементы: ободки всех фар спереди, включая сигнальную фару и прожектор, дверные ручки кабины, элементы конструкции пожарной надстройки и заглушки боковых патрубков. На бампере вместо пяти вертикальных хромированных элементов осталось три, но зато сам бампер приобрёл характерные габаритные усы по углам, для удобства водителя при контроле габаритов.

Учитывая временные особенности выпуска более позднего варианта базового шасси, защитные решётки фар должны быть объёмными, но технологические ограничения на минимальную толщину проливаемой детали, делают их переразмеренными. А потому по пожеланиям коллекционеров, стремящихся к повышению копийности, и как вариант самостоятельной установки решёток в виде продукции мастерских, специализирующихся на «афтемаркете» для моделей, эти решётки не стали устанавливать, разместив их в отдельном пакетике: каждый примет наиболее подходящее для него решение самостоятельно. Отдельно в пакетике находятся и два пенослива, которые можно установить на модель самостоятельно.

Все колёсные диски красного цвета. На модели, как и у предыдущей версии, есть свои номерные таблички («номера»), отображающие государственные жёлтые регистрационные знаки «фю 29-72» образца 1946 года Черниговской области.

Тираж каждого варианта составляет 360 экземпляров. Стоимость – 8750 руб.

ИСТОЧНИКИ

Лылов Д.В., Сусленников В.В., Зазовит А.В. Автомобили специальных служб пожарной охраны. – М., 1960.

Противопожарное оборудование. Каталог-справочник. Под общ. ред Шарова Н.В. и Шебеко Н.Д. – М., 1960.

Карпов А. Пожарный типаж. Том 2. Целевое применение. – М., 2013. (ISBN 978-5-9902405-5-1).

Источник

Презентация на тему: «Классификация пожарной и аварийно – спасательной техники»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Ульяновской области

Дисциплина: Специальная подготовка

Презентацию выполнил преподаватель УП ПС УМЦ ГОЧС Ульяновской области Мулюкин Александр Владимирович

Дополнительная профессиональная образовательная программа «Подготовка водителей пожарных автомобилей» № темы Наименования тем 3.1 Классификация пожарной и аварийно – спасательной техники. 3.2 Дополнительная трансмиссия специальных агрегатов пожарных АЦ и АНР. 3.3 Насосные агрегаты пожарных АЦ и АНР. 3.4 Размещение пожарно-технического оборудования и вооружениянапожарных АЦ и АНР. 3.6 Вакуумные системы пожарных АЦ и АНР.

Учебные цели: Изучить требования нормативных правовых документов по пожарной безопасности. Ознакомить с классификацией пожарных автомобилей. Изучить требования нормативных правовых документов по технической службе ГПС. Закрепить навыки работы на специальных агрегатах пожарных автомобилей у водительского состава.

Приказ МЧС России от 18.09.2012 № 555 «Об организации материально- технического обеспечения системы Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ЛПСБ» Приказ МЧС России от 5 апреля 2011 г. N 167 Об утверждении порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны. 4. Приказ МЧС России от 31 марта 2011 г. N 156 Об утверждении порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 23 декабря 2014 года № 1100н Об утверждении «Правил по охране труда в подразделениях Федеральной противопожарной службы ГПС». 6. Пожарные автомобили: Учебник водителя пожарного автомобиля. – Санкт-Петербург, 2006. – 507 с. Текст даётся в редакции А.И. Преснова и А.Я. Каменцева. ЛИТЕРАТУРА:

Тема № 3.1 Классификация пожарной и аварийно – спасательной техники

Первый учебный вопрос Законодательство Российской Федерации в области пожарной безопасности. Основные нормы и требования. Федеральный закон № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», принятый 21 декабря 1994 года, является основным нормативным правовым актом в области обеспечении пожарной безопасности в Российской Федерации. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

В России ежегодно регистрируется до 200 тыс. пожаров, число погибших людей при них значительно превы­шает средние показатели высокоразвитых стран и достигает 15-18 тыс. человек, материальный ущерб составляет десятки миллиардов рублей. Около 30% всех пожаров в России возникает на предприятиях, в учреждениях и организациях, на них приходится 50% от общего ущерба. Около 70% возникающих пожаров и около 85—90% погибших приходится на жилой сектор. Актуальность темы: Распределение пожаров: по причинам возникновения по объектам

Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя настоящий ФЗ, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. Законодательство субъектов Российской Федерации не действует в части, устанавливающей более низкие, чем настоящий Федеральный закон, требования пожарной безопасности. Статья 2 №69-ФЗ История пожарной охраны России начинается с 30 апреля 1649 года, когда был принят «Наказ о градском благочинии», устанавливающий строгий порядок при тушении пожаров в Москве.

Читайте также:  Автомобиль лада гранта 219060 цена

Федеральные законы: № 69-ФЗ от 21.12.94г. «О пожарной безопасности» № 123-ФЗ от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». № 100-ФЗ от 6.05.2011г. «О добровольной пожарной охране». Постановления Правительства РФ: № 290 от 12.04.2012 г. «О федеральном государственном пожарном надзоре». № 1225 от 30.12.2011г. «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений». № 69 от 31.01.2012г. «О лицензировании деятельности по тушению пожаров в населённых пунктах…». № 390 от 25.04.2012г. «О противопожарном режиме». Нормативные правовые акты:

Нормативные правовые акты: Приказы МЧС РФ: 1. Приказ МЧС России от 5 апреля 2011 г. N 167 Об утверждении порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны. 2. Приказ МЧС России от 31 марта 2011 г. N 156 Об утверждении порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны. 2. Приказ МЧС России от 18.09.2012 № 555 «Об организации материально- технического обеспечения системы Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ЛПСБ» Законы Ульяновской области: № 05-ЗО от 30.01.2006 г. «О пожарной безопасности в Ульяновской области». №170-ЗО от 6.10.2011 г. «О мерах государственной поддержки общественных объединений пожарной охраны и добровольных пожарных в Ульяновской области». № 640-П от 23.12.2011 г. Постановление Правительства Ульяновской области «О некоторых мерах по реализации Закона Ульяновской области … (№ 170-ЗО)»

ПОЖАРНАЯ ОХРАНА – совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ. (№69-ФЗ) Виды пожарной охраны Государственная противопожарная служба Муниципальная пожарная охрана Добровольная пожарная охрана Ведомственная пожарная охрана Частная пожарная охрана

ЗАДАЧИ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ: ст.4, №69-ФЗ К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается организация и осуществление профилактики пожаров спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ

Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны. подразделяется на: Федеральную противопожарную службу. Противопожарную службу субъектов Российской Федерации

Второй учебный вопрос Классификация пожарной и аварийно – спасательной техники.

Назначение и классификация пожарных автомобилей В зависимости от назначения пожарные автомобили подразделяются на: ОСНОВНЫЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ

Назначение и классификация пожарных автомобилей К основным пожарным автомобилям общего применения относятся: Автоцистерна пожарная (АЦ) Автонасос пожарный (АНР) Автомобиль с насосом высокого давления (АВД) Автомобиль первой помощи (АПП)

Вспомогательные пожарные автомобили: Назначение и классификация пожарных автомобилей Пожарный трактор Пожарный трактор Пожарный трактор Пожарный автокран Пожарный тягач Пожарный экскаватор Пожарная пушка

История этих автомобилей берет свое начало еще в начале 20-х годов. С так называемых газовок, когда вода подавалась наружу не насосом, а под действием гза под давлением. В середине 20-х годов появляется несколько иностранных моделей, создаются интересные отечественные разработки, например в Краснодаре. С начала 30-х годов серийный выпуск моделей на шасси ЗИС-5. Серийного количества не хватает и умельцы создают много различных «кустарных» моделей. В войну появляются автоцистерны на полугусеничном ходу. После войны количество моделей с каждым годом возрастает. Для города и села различной емкости и назначения. И в наше время они полностью вытеснили автонасосы из пожарных частей. Автоцистерна «Крайслер» г. Омск. начало ХХ века. Автоцистерна пожарной команды г. Краснодара. 1924 год. Пожарные автоцистерны

Пожарные автоцистерны наиболее массовый тип автомобиля в истории российской пожарной техники. Особое распространение этот тип получил в послевоенные годы, когда насосные установки были унифицированы и разница между ними и автонасосами стерлась. А вывозимая вода сделала их использование более эффективным.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Номер материала: ДВ-328157

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Ответы на популярные вопросы