Автомобиль передан в лизинг

Приобретение ООО автомобиля в лизинг (плюсы и минусы)

Малому бизнесу сложно приобрести крупное основное средство для деятельности организации путем обычной купли-продажи. В особенности если такое ОС — автомобиль. В связи с чем приходится прибегать к другим инструментам его получения. Наиболее востребованный из них — лизинг.

В рамках нашей статьи мы постараемся раскрыть плюсы и минусы его использования и моменты, на которые при заключении договора лизинга необходимо обращать внимание. Это позволит использовать лизинг на более выгодных финансовых условиях и с учетом налоговых рисков.

1. Виды лизинга.

Плюс.

В отличие от обычной купли-продажи или кредита, лизинг многообразен. Наиболее частые его варианты — лизинг с выкупом автомобиля и без выкупа.

В первом случае по окончанию срока лизинга вы становитесь полноправным собственником транспортного средства, выкупая его у лизинговой компании по остаточной стоимости.

Во втором случае завершения срока лизинга можно вернуть автомобиль обратно лизинговой компании. То есть для вас это обернется практически обычной арендой. Такая возможность позволит вам выбрать новый автомобиль и заключить новый контракт.

Минус.

Если будет вариант лизинга без выкупа, то тут положительная сторона в части выбора автомобиля может обернуться для вас и другой стороной. В частности, когда в замене нет необходимости, но нужно снова проходить процедуру заключения нового договора и снова платить за аренду автомобиля лизинговой компании, а не пользоваться уже своим автомобилем.

2. Форма расчета.

Плюс.

Формы расчетов по лизингу бывают разные. Как правило, они выражаются в уплате денежных средств. Но на практике встречается и бартерный лизинг, когда в счет платежей отгружаются товар, материал, и оказываются какие-то работы и услуги. При втором варианте, если у вас есть какой-то ходовой товар (услуги), есть возможность получить авто практически без вложения оборотных средств компании.

Минус.

Второй вариант расчета в России встречается редко. Такая система лизинга пока не очень развита в экономике нашей страны. Поэтому, чтобы найти лизинговую компанию с таким вариантом договора, придется потрудиться.
«Плюс» при бартерной системе расчетов сложно соразмерно оценить товары, услуги, зачитываемые в счет платежей. Так как не всегда лизинговая компания готова зачесть их по стоимости, интересной именно для вашего бизнеса.

3. Выбор марок.

Плюс.

При лизинге вы можете выбрать любое авто, и лизинговая компания приобретет его для вас. В случае с простой покупкой или кредитом вы будете ограничены обычными предложения автосалонов и других автомобильных рынков.

Минус.

Как правило, все лизинговые компании строят свою деятельность на работе только с новыми автомобилями в отличие от стандартных рынков продажи авто, где можно купить и БУ. То есть при необходимости поиска бюджетного варианта с новым автомобилем может оказаться и не таким уж дешевым для вашего кошелька в отличие от поддержанного автомобиля.

4. Сумма лизингового платежа.

Плюс.

Суммы лизинговых платежей, как правило, значительно ниже, чем при варианте с кредитом. В них не закладывается процента ставка. Особенно они финансово выгодны, когда используется вариант лизинга без выкупа.

Минус.

Ее размер зависит от графика платежей и суммы предоплаты или ее отсутствия.

5. Предоплата.

Плюс.

Очень часто лизинговые компании работают без авансовой системы. При ней не требуется внесение каких-либо первоначальных взносов, как при варианте с обычным кредитом. У банков это бывает только в виде рассрочки, а она на практике встречается в предложениях банков не по всем маркам и моделям, которые вам бы хотелось получить. Ну и предлагается банками не так часто, а обычно в преддверии сезонов продаж.

Согласитесь, если необходимость в автомобиле у вас возникнет летом, дождаться интересных новогодних акций по кредиту может быть очень затруднительным.

Минус.

Отсутствие уплаты аванса. Это сказывается на сумме лизинговых платежей. В такой ситуации они увеличиваются. Поэтому здесь надо реально оценить, что для вас будет интереснее: взять лизинг с авансом и потом платить значительно меньше, или сэкономить сейчас, но потратится потом в процессе расплаты за авто.

Размер аванса. Как правило, при кредите довольно часто возможны авансы в размере 10%-15%. В лизинге же чаще всего их размер ограничивается рамками от 20% до 49%.

6. Процедура оформления.

Плюс.

Пакет документов для его получения значительно меньше, и процесс одобрения сделки значительно быстрее. То есть, если время поджимает, то получить авто по лизингу можно в очень короткое время. В банках же, как правило, такая спешка приводит к повышению процентной ставки по кредиту.

Минус.

Как такового минуса по данному фактору нет.

7. Право собственности.

Плюс.

В случае с ДТП ответственность и убытки будет нести лизинговая, если:

— в договоре лизинга указано, что обязанность лизингополучателя возместить лизинговой комании убытки, возникшие в случае повреждения или гибели предмета лизинга, возникает лишь в случае отказа страховой компании от возмещения убытков, либо в случае превышения фактической стоимости восстановительного ремонта над суммой страхового возмещения;
— включить в договор страхования условие, что к страховщику не переходит право требования к лизингополучателю, кроме случая умысла лизингополучателя в причинении убытков;.
— включить в договор страхования транспортного средства условие, что лизингополучатель вправе только пользоваться предметом лизинга. То есть сотрудники вашего ООО будут рассматриваться лицами, допущенными к управлению им, с разрешения собственника — лизинговой компании.

Минус.

— на время действия договора лизинга Автомобиль считается собственностью лизинговой компании, и вы будет считаться по сути обычным его арендатором, которому он передан на временное пользование;
— у вас не будет прав сдать его в субаренду или выехать на нем заграницу без одобрения лизинговой компании;
— при несоблюдении условий договора лизинга автомобиль может быть изъят без решения суда;
— утрата (кража, «фатальная» поломка автомобиля) по вашей вине не освобождает от обязательств по договору лизинга. В связи с чем для подстраховки приводит к оформлению КАСКО. А ее сумма, как правило, может оказаться весомой для бюджета. Особенно, если авто недешевое.

8. Досрочное погашение.

Плюс.

Он один — договором лизинга такой вариант практически всегда предусмотрен.

Минус.

Чаще всего досрочное погашение невозможно ранее, чем через полгода с момента заключения договора лизинга. В случае нарушения условия могут быть выставлены штрафы. Сейчас же в сфере автокредитов таких санкций уже практически нет, как и ограничений по сроку и суммам досрочного погашения.

9. Выкупная стоимость.

Плюс.

Для лизинга на момент договора она рассчитывается предварительно и может меняться, исходя из состояния износа автомобиля. А при варианте с кредитом или обычной покупкой стоимость машины, выплачиваемая продавцу или банку, в любом случае будет неизменна, вне зависимости от будущего износа автомобиля.

Минус.

При варианте с кредитом или обычной покупкой такой платеж в целом отсутствует. Учитывая тот фактор, что лизинг позволяет растянуть затраты на авто на более долгий период и учесть при выкупе износ, то переплата из-за нее, как правило, не такая уж и значительная. Поэтому данный минус в целом будет довольно спорным.

Читайте также:  Акпп буксировали другой автомобиль

10. График платежей.

Плюс.

Как правило, график из уплаты плавающий и не всегда ежемесячный, что позволяет успеть заработать нужную сумму для погашения в отличие от ситуации с ежемесячными платежами по автокредиту.

Минус.

Чем реже платежи, тем больше их суммы, а это тоже не всегда финансово выгодно вашему карману.

11. Транспортный налог

Плюс.

Платит данный налог та сторона договора лизинга, на которую он зарегистрирован. В частности, если автомобиль зарегистрирован на лизинговую компанию, то платит его именно она в течение всего срока действия договора лизинга и по его окончанию (если договором лизинга не предусмотрен выкуп лизингового имущества).

Если автомобиль регистрируется на лизингодателя, а затем передается вам и временно (на срок действия договора лизинга) регистрируется на ваше ООО, то и в этой ситуации транспортный налог платит лизинговая компания. Как в течение срока действия договора, так и по его окончанию (если договором лизинга не предусмотрен выкуп лизингового имущества).

Минус.

В случае, когда автомобиль сразу регистрируется на ваше ООО (временно, на срок действия договора) без изначальной регистрации на лизинговую крмпанию, то его платите вы. Если выкуп предмета лизинга не предусмотрен, то по окончанию срока действия договора и перерегистрации его обратно — эта обязанность перейдет обратно лизинговой компании.

12. Поэтапная оплата.

Плюс.

Нет сразу большой финансовой нагрузки по оплате всей стоимости автомобиля.

Минус.

Переплата сверх изначальной стоимости автомобиля.

Важный момент! Если вы решите себя «побаловать» и купить для бизнеса очень дорогое и брендовое авто, то при такой покупке есть определенные налоговые риски. Рассмотрим их подробнее.

Приобретая в лизинг дорогостоящий автомобиль премиум-класса, имейте в виду, что с учетом расходов на них могут возникнуть определенные проблемы на режиме УСН и ОСНО. Но особенно проблемно это будет на ОСНО, поскольку коснется не только Налога на прибыль, но и НДС. Поэтому более развернуто рассмотрим учет расхода на дорогой автомобиль именно по ОСНО.

Налог на прибыль.

Любая покупка со средств организации должна быть направлена на прибыль в дальнейшем и ни в коем случае не ухудшать финансовое положение бизнеса.

Ввиду того, что автомобиль будет относиться к категории дорогостоящих, то будет «напрашиваться вопрос» в части экономической обоснованности затрат и того, как сделать затраты на лизинг дорогого автомобиля оправданными для бизнеса?

Поэтому, планируя лизинг дорогого автомобиля, важно учитывать, как минимум, следующие факторы:

— приобретение авто (даже лизинг) не должно «загонять» ООО в долги. Если в компании нет оборотных средств, и придется брать займы (пусть даже учредителя), то у налоговой вполне обосновано могут появиться подозрения, что это своего рода схема для занижения налога. Особенно когда заимодавец — учредитель и будете в основном использовать это авто сам;

— ООО в этот момент должно вести активную работу (заключались договора, имелись доходные поступления от сделок). Так как иначе сложно будет объяснить, зачем организации авто премиум-класса, когда деятельности нет совсем и надобности в нем как таковой нет.

— должны быть видимые признаки использования автомобиля в коммерческой деятельности (затрат на приобретение ГСМ, страхование (ОСАГО), составление путевых листы, приказов о закреплении автомобиля за сотрудником и т.д). Так, если компания приобрела машину, но при этом не несет расходов на оплату ОСАГО, бензина и т.п., то уже есть основания для сомнений со стороны налоговой.

То есть отсутствие причин, указанных выше, поможет снизить риск проблем с налоговой.

Практика показывает, что при наличии покупок автомобилей люксовых марок внимание инспектора к ним практически 100% гарантировано. Чаще всего в таких случаях налоговая старается отследить факт использования приобретенного автомобиля. При этом крайне важно, чтобы он не был передан в пользование сторонним физическим лицам или сотрудникам компании в их личных интересах, которые никак не связаны с их трудовой деятельностью, либо с извлечением доходов самой организацией.

Также, если время использования автомобиля, по данным имеющихся документов, не совпадает с графиком работы директора, то налоговая придет к выводу, что автомобиль эксплуатируется вами как физическим лицом, а не для компании и вне связи с коммерческой деятельностью организации. Иначе такие затраты будут исключены. А это «чревато» доначислением налога, штрафа за его не уплату и пени. Это подтверждается судебной практикой —постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2015 No 11АП-5693/2015.

Но есть лазейка! Законом не установлены требования подтверждения экономической оправданности затрат. То есть нет перечня конкретных документов и их форм для этих целей. Поэтому для обоснованности расхода можно воспользоваться внутренними документами организации. К примеру, составить положение о деловом стиле компании и обязательно включить в должностные инструкции сотрудников условие о том, что эти работники используют машины представительского класса в интересах компании для создания благоприятного имиджа у деловых партнеров.

Таким путем, если организация сможет подтвердить, что автомобиль класса люкс необходим ей для поддержания делового имиджа компании. Например, в результате использования для перевозок своих сотрудников (особенно, руководства) бюджетного автотранспорта компания может потерять репутацию. А таким образом и клиентов, и прибыль. Для этого также лучше издать внутренний документ (например, служебную записку с визой руководителя), обосновывающий необходимость покупки дорогого автомобиля. Так как это увеличивает шансы компании на заключение новых контрактов. Все это будет подтверждать, что расходы направлены на получение прибыли в будущем. А, значит — они целесообразны и экономически оправданны.

«Плюс», как было указано выше — нужно обосновать, что автомобиль компания действительно использует в предпринимательских целях (оформлять путевые листы, в которых указаны маршруты поездок и пункты назначения, кассовые и товарные чеки на приобретение ГСМ, а также авансовые отчеты).

В целом по покупке авто в лизинг НДС можно принять к вычету на общих основаниях. Но на практике налоговые очень часто отказывают в таком вычете по НДС, связывая это с тем, что для этого авто надо использовать именно в деятельности, облагаемой НДС. Поскольку вычет применяется только по объектам, приобретенным для использования в деятельности, облагаемой НДС. Если инспекторы при проверке обнаруживают, что в том периоде, когда заявлен вычет по приобретенному автомобилю, он в деятельности, облагаемой НДС, не использовался, следует отказ в вычете и доначисление налога.

По судебной практике в большинстве случаев налогоплательщикам удается отстоять свою позицию, даже если авто используется в деятельности, не облагаемой НДС.(постановление АС Уральского округа от 21.10.2015 No Ф09-6824/15, постановление АС Центрального округа от 01.09.2016 No А64-5617/2015). Но есть и обратная практика (постановление АС Дальневосточного округа от 01.11.2016 No Ф03-4901/2016).

Для вычета по НДС важно не допускать риски привлечения внимания к себе. Они будут аналогичными налогу на прибыль.

Читайте также:  Аккумулятор для автомобиля 55b24r

Имейте в виду, налоговая, чтобы доказать факт необоснованности вычета, часто проводит целые расследования, используя не только ресурсы ФНС России, но и запрашивая информацию из других госорганов. Например, из ЗАГСа — о лицах, не состоящих в браке, но имеющих общих детей. Или из органов ГИБДД — о фактах ДТП с автомобилями, в отношении которых применен вычет, и лицах, управлявших этими автомобилями в момент аварии. Также инспекторы при сборе доказательств могут, к примеру, провести опрос участкового инспектора полиции на предмет выяснения того, где и как хранятся автомобили в ночное время и в выходные дни, а также, кто фактически пользуется транспортными средствами. И в результате такой работы налоговикам удается убедить суд не только в том, что фактически автомобилем владеет не компания, а физическое лицо, но и в том, что вся операция по покупке от имени организации затевалась исключительно ради налогового вычета.

Поэтому, если решите взять в лизинг дорогой автомобиль, то готовьтесь к тому, что к этому расходу внимание налоговой практически будет гарантировано. Как можно попробовать обосновать свою позицию по экономической оправданности покупки, информация приведена выше. Также выше рассмотрено, при каких условиях риск исключения расхода (или вычета в части НДС) максимален. Есть вероятность, что даже такие доводы налоговую не удовлетворят. Таким образом, вероятнее всего, что свою позицию придется отстаивать в суде. Но, по имеющейся судебной практике, при соблюдении приведенных условий и оформлению нужных документов, суды чаще встают на сторону налогоплательщика.

Исходя из приведенным нами рисков и факторов, вы можете провести для себе анализ выгодности лизинга для своего бизнеса и заключить договор по нему на условиях, выгодных, в первую очередь, вам и вашим финансам. Удачного вам ведения бизнеса!

Источник

Автомобильный лизинг: учет и налогообложение

Материал предоставлен корпоративным изданием для клиентов ГК «ИРБиС» «Система успеха»

Машины и техника необходимы в деятельности практически любой организации. Однако в период кризиса, когда бюджеты организаций и так урезаны до предела, свободных денежных средств на покупку транспорта у компаний просто нет, но необходимость осталась по-прежнему. В этой ситуации бизнес сможет выручить приобретение автомобилей в ЛИЗИНГ.

Организации, не располагающие достаточным капиталом, выбирают наиболее подходящую лизинговую компанию и составляют с ней договор лизинга, в котором предусмотрено, что по окончании договора имущество переходит к лизингополучателю посредством выкупа. Компания выбирает необходимый автомобиль, вносит авансовый платеж лизингодателю и через определенное время получает транспортное средство в свое распоряжение. Обычно в договор лизинга также включается и график уплаты лизинговых платежей, по которому и происходит оплата имущества – постепенно и равномерно. А после выплаты всех причитающихся по договору платежей, если это предусмотрено договором, к лизингополучателю, наконец-то, переходит и право собственности на автомобиль.

А вот обязательства лизингополучателя по уплате лизинговых платежей в соответствии с п. 3 ст. 28 Закона N 164-ФЗ наступают с момента начала использования лизингополучателем предмета лизинга, если иное не предусмотрено договором. Осуществляется же передача лизингового имущества лизингополучателю на основании Акта о приеме-передаче (форма N ОС-1).
Автомобиль, приобретаемый в лизинг, по условиям договора может находиться как на балансе лизингодателя, так и на балансе лизингополучателя, но в нашей статье мы будем рассматривать встречающийся чаще всего второй вариант (автомобиль находится на балансе лизингополучателя).

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ:

В соответствии с п. 8 приказа N 15 стоимость лизингового имущества, поступившего лизингополучателю, отражается по дебету счета 08 «Капитальные вложения», субсчет «Приобретение отдельных объектов основных средств по договору лизинга» в корреспонденции с кредитом счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Арендные обязательства». Затраты, связанные с получением лизингового имущества, и стоимость поступившего лизингового имущества списываются с кредита счета 08 «Капитальные вложения», субсчет «Приобретение отдельных объектов основных средств» в корреспонденции со счетом 01 «Основные средства», субсчет «Арендованное имущество».

При этом под стоимостью лизингового имущества понимается вся сумма платежей, причитающихся по договору лизинга, включая выкупную цену (если она предусмотрена).
Амортизационные отчисления производит сторона договора лизинга, на балансе которой находится предмет лизинга.
В бухгалтерском учете амортизационные отчисления отражаются по дебету счетов учета издержек производства (обращения) в корреспонденции со счетом 02 «Амортизация основных средств».

Начисление же причитающихся лизингодателю лизинговых платежей отражается по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Арендные обязательства» в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Задолженность по лизинговым платежам». Срок полезного использования автомобиля, полученного по договору лизинга, который учитывается на балансе лизингополучателя, определяется лизингополучателем самостоятельно в порядке, предусмотренном п. 20 ПБУ 6/01 «Учет основных средств».

При выкупе лизингового имущества в соответствии с п. 11 приказа N 15, его стоимость на дату перехода права собственности списывается с забалансового счета 001 «Арендованные основные средства». Одновременно с этим производится запись на эту стоимость по дебету счета 01 «Основные средства» и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств», субсчет «Амортизация собственных основных средств».

Очень часто, дабы обезопасить себя от резких колебаний курса рубля, договоры лизинга составляются в иностранной валюте. В результате чего в организации возникают курсовые разницы.
С 1 января 2007 года учет курсовой разницы в бухгалтерском учете осуществляется в соответствии с п. 11-14 раздела III «Учет курсовой разницы» ПБУ 3/2006 (утвержденным приказом Минфина РФ от 27.11.2006 N 154н).

Также важно, что все разницы, связанные с изменениями курсов валют, в том числе, по выраженным в иностранной валюте активам или обязательствам, подлежащим оплате в рублях, рассматриваются теперь для целей бухгалтерского учета как курсовые. Пересчет же стоимости обязательств, выраженных в иностранной валюте, производится по курсу, действующему на отчетную дату (п. 8ПБУ 3/2006).

Стоимость выраженных в иностранной валюте вложений во внеоборотные активы (основные средства, нематериальные активы и др.), материально-производственных запасов и других активов в соответствии с п. 9 ПБУ 3/2006 принимается в оценке в рублях по курсу, действовавшему на дату совершения операции в иностранной валюте, в результате которой эти активы принимаются к бухгалтерскому учету. После же принятия к бухгалтерскому учету этих активов пересчет их стоимости в связи с изменением курса не производится на основании п. 10 ПБУ 3/2006.

На основании п. 5 ПБУ 3/2006 пересчет в рубли выраженной в иностранной валюте стоимости актива или обязательства, подлежащего оплате в рублях, производится по официальному курсу этой иностранной валюты к рублю, устанавливаемому ЦБ РФ. Но если законом или соглашением сторон установлен иной курс, то пересчет стоимости актива или обязательства производится по иному курсу.

Как правило, стороны в договоре определяют, как будет определяться рублевый эквивалент обязательства. Специально для этой цели закрепляется дата исполнения обязательства и курс. Чаще всего стороны устанавливают величину обязательства на дату оплаты, а курс привязывают к курсу ЦБ РФ с некоторым увеличением ставки. Допустим, в договоре может быть прописано: «курс доллара США, установленный ЦБ РФ на день оплаты, плюс 2 процента»

Читайте также:  Автомобиль подъезжая к пункту а набрал скорость

Курсовая разница по таким обязательствам в бухгалтерском учете не возникает, а как следствие, не возникает и суммовая разница.
Но чтобы не рисковать и не столкнуться с претензиями налоговиков, лучше все-таки отражать курсовые разницы в бухгалтерском учете. Если лизинговый платеж произведен до его начисления в учете, то на счете 76 «Задолженность по лизинговым платежам» образуется дебиторская задолженность. На счете 76 субсчет «Задолженность по лизинговым платежам» отражается образовавшаяся из-за изменения курсов разница, и, в зависимости от изменений курса доллара, означает задолженность либо лизингополучателя (когда курс повышается), либо лизингодателя (когда курс понижается).

Счет 76 корреспондирует с 91. Субсчет счета 91 (1 или 2) выбирается в зависимости от того, снизился курс или повысился, доходы у организации или расходы.

НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ:

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

В соответствии с п. 7 ст. 258 НК РФ имущество, полученное в финансовую аренду, включается в соответствующую амортизационную группу той стороной, у которой оно учитывается на балансе согласно договору лизинга. Лизингополучатель, учитывающий автомобиль на своем балансе, должен его амортизировать. Но перед этим машину нужно обязательно оценить. И в соответствии с п. 8 приказа N 15 в бухгалтерском учете первоначальная стоимость автомобиля будет равна сумме лизинговых платежей без НДС.

Таким образом, первоначальная стоимость определяется как сумма расходов лизингополучателя на приобретение, доставку, сооружение, изготовление и доведение до состояния, в котором имущество пригодно для использования. Исключить из этой стоимости надо лишь суммы налогов, подлежащих вычету или отражаемых в составе расходов в соответствии с законодательством (п. 1 ст. 257 НК РФ).

Лизинговые платежи за минусом сумм начисленной амортизации по принятому на баланс имуществу учитываются у лизингополучателя как прочие расходы, связанные с производством и реализацией, и могут приниматься к расходам по налогу на прибыль.

Будьте внимательны!
Если в договоре лизинга не выделена выкупная цена, то все расходы можно будет списать в том периоде, в котором они были произведены. Поэтому лизингополучателю намного выгоднее не разделять в договоре выкупную стоимость и лизинговые платежи.

Ну а если в договоре все же прописана выкупная цена, то расходы по уплате выкупной цены можно будет списать в налоговом учете только в том периоде, когда договор лизинга будет полностью исполнен. Чиновники же в своих письмах отстаивают противоположную точку зрения и указывают на то, что учитывать выкупную стоимость и лизинговые платежи необходимо раздельно. А сам лизинговый платеж надо отнести к прочим расходам только в той части, в которой он уплачивается за получение предмета лизинга во временное владение и пользование. При этом выкупная цена предмета лизинга для целей налогообложения прибыли не учитывается (письма Минфина России от 27 апреля 2007 года N 03-03-05/104, от 4 марта 2008 года N 03-03-06/1/138, от 25 июня 2009 года N 03-03-06/1/428).

В подобных случаях суды принимают сторону налогоплательщика. По их мнению, несмотря на то, что в расчет лизингового платежа входит несколько составляющих, его нельзя рассматривать как несколько самостоятельных платежей (определение ВАС РФ от 21 мая 2008 года N 6373/08, постановления ФАС Московского округа от 17 мая 2007 года N КА-А41/2186-07, ФАС Московского округа от 21 января 2008 года N КА-А40/13000-07, ФАС Центрального округа от 11 февраля 2009 года N А35-1589/08-С21, ФАС Уральского округа от 29 января 2007 года N Ф09-12271/06-С3 по делу N А60-16332/06). В итоге можно сделать вывод, что в состав прочих расходов включается сумма платежа, которая рассчитывается по следующей формуле:

Но чтобы избежать возможных проблем с налоговыми органами, лучше всего в договорах все же указывать более или менее реальную выкупную стоимость по договорам лизинга, т.е. не отклоняющуюся от рыночных цен более чем на 20% (ст. 40 НК РФ). Но если все же выкупная цена не определена, и вся сумма лизинговых платежей включена в расходы, то в суде налогоплательщик без проблем отстоит свою точку зрения.

Для документального же подтверждения расходов по договору лизинга в соответствии с письмом ФНС РФ от 05.09.2005 N 02-1-07/81 достаточно наличия у лизингополучателя лишь договора лизинга с графиком платежей и акта приема-передачи лизингового имущества.

НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

В лизинговых операциях НДС к уплате в бюджет начисляет лизингодатель, а у юридического лица, выступающего в роли лизингополучателя, возникает право на возмещение предъявленного налога.
Специального порядка для вычета НДС при лизинговых операциях законодательством РФ не предусмотрено, что подтверждается и в письме Минфина России от 07.07.2006 N 03-04-15/131.
Ну а раз никаких особенностей не предусмотрено, то получается, что в случае включения сумм выкупной стоимости имущества в лизинговые платежи вычет налога на добавленную стоимость, уплаченного лизингополучателем лизингодателю, следует производить лизингополучателю в полной сумме на основании счетов-фактур, оформленных лизингодателем по лизинговым платежам с учетом выкупной стоимости имущества.

Работники же налоговых органов не всегда согласны с заявленными к возмещению из бюджета суммами НДС, уплаченными лизингополучателями в составе лизинговых платежей. По их мнению, лизинговый платеж в целях исчисления НДС фактически содержит в себе два вида платежей: расходы по приобретению предмета лизинга и арендную плату за пользование лизинговым имуществом. Поэтому вычет НДС можно произвести только в той части лизингового платежа, которая является платой за вознаграждение лизингодателю. А вот налог в остальной части (в части выкупной цены) не подлежит вычету, так как предмет лизинга не принят к учету.

Что же касается судебных органов, то они не поддерживают такую позицию проверяющих и остаются на стороне налогоплательщиков. Аргументируют свою позицию судьи тем, что лизинговый платеж является единым платежом, и выделение из него части, приходящейся на стоимость переданного в лизинг имущества, и отказ в принятии к вычету уплаченного в этой части НДС незаконны и необоснованны (постановления ФАС МО от 25.04.2007 N КА-А40/1228-07, от 07.10.2005 по делу N КА-А40/8948-05).

Возместить НДС лизингополучатель имеет право только при наличии счетов-фактур, документов, подтверждающих их оплату, а также свидетельствующих о принятии арендованного имущества к учету в установленном порядке и использовании в производственной деятельности. И что очень важно, нормы законодательства не связывают право налогоплательщика на налоговые вычеты с переходом права собственности на арендованное имущество.

Таким образом, учитывая обширную положительную для лизингополучателей арбитражную практику по разным судебным округам, можно сделать вывод: есть большая вероятность того, что, придерживаясь данного варианта, организация выиграет дело в суде.

Теперь подробно разберем на конкретном примере покупку автомобиля в лизинг.

Дата

Стоимость предмета лизинга в составе лизингового платежа, в т.ч. НДС, руб. (выкупная цена)

Сумма платежа с НДС к оплате, руб.

Плата за услуги лизинговой компании, в т.ч. НДС

Источник

Ответы на популярные вопросы
Adblock
detector