Автомобиль перевозящий заключенных водитель

Перевозка задержанных лиц в патрульных автомобилях

В патрульных автомобилях ДПС с кузовами типа «седан» и «купе» задержанных можно перевозить только по одному. Когда автомобилей для этой цели недостаточно, организуется поочередная доставка задержанных либо принимаются меры по вызову специального ТС, предназначенного для перевозки заключенных.

Перед посадкой задержанного в патрульный автомобиль заднее сидение полностью освобождается от находящихся на нем предметов и оборудования, которые могут быть использованы для нанесения ударов.

В салоне автомобиля включается свет и не выключается до высадки задержанного в ОВД.

Ни в коем случае нельзя допускать надевания наручников на задержанных непосредственно в автомобилях, а также оставаться с ними одному, поскольку внутри салона нападающие получают ряд преимуществ для противодействия инспекторам и нападения на них.

В частности, задержанный имеет возможность упереться ногами в спинки сидений, крышу салона, в двери и нанести удары по водителю или сопровождающим, которые, в свою очередь, не имеют возможности уклониться от них. Следует помнить о том, что в автомобиле далеко не всегда имеется возможность применить известные приемы самозащиты. Поэтому необходимо отработать тактику действий с учетом специфики той или иной ситуации. Например, в случае если правонарушитель, располагающийся на заднем сидении автомобиля, пытается провести прием удушения путем захвата шеи впереди сидящего сотрудника, то последний должен предельно напрячь мышцы шеи, поднять плечи и схватить обеими руками предплечье нападающего, резко потянув его вперед и вниз. Это позволит ослабить захват, опустить подбородок и сильно укусить противника за руку.

Доставку задержанных женщин желательно производить с участием двух сопровождающих, регистрируя при этом время посадки в автомобиль, пройденный километраж и время прибытия в ОВД, чтобы в последующем доказать несостоятельность возможных заявлений о неправомерном поведении наряда.

Инспектор, страхующий доставку, должен постоянно наблюдать за задержанным, повернувшись к нему и положив правую руку на спинку заднего сидения.

Если к операции по задержанию вооруженных преступников подключается вертолет, который может вести преследование, доставлять группу захвата, СОГ или принимать на борт задержанных, то сотрудники ДПС должны соблюдать правила безопасности при взаимодействии с экипажем вертолета. Напомним основные из них:

— не подходить и не подъезжать к вертолету при работающих винтах, помня о том, что чем медленнее они вращаются, тем большую опасность представляют для окружающих из-за постепенного провисания концов лопастей;

— не подъезжать к вертолету на автомобиле ближе 5 м;

— не входить в вертолет и не выходить из него без разрешения летчика;

— если вертолет имеет хвостовой винт, то не подходить к вертолету и не отходить от него со стороны хвоста.

Организация сопровождения и эскортирования автотранспортных средств. Организация и обеспечение безопасности перевозок людей, тяжеловесных, крупногабаритных и опасных грузов автомобильным транспортом

В соответствии с действующим законодательством на специализированные и обычные подразделения ДПС возлагается задача сопровождения автомобильных колонн и отдельных ТС. Данный способ обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда автомототранспортных средств состоит в освобождении полос движения на автомобильных дорогах от других транспортных средств посредством использования патрульных автомобилей ДПС с включенными специальными звуковыми и световыми сигналами.

Сопровождению могут подлежать:

а) транспортные колонны;

б) ТС, перевозящие крупногабаритные, тяжеловесные, опасные и ценные грузы;

в) участники спортивных, массовых и общественно-политических мероприятий;

г) автомобили специального назначения.

Согласно ПДД организованной транспортной колонной признается транспортное средство или транспортная колонна, движущиеся с постоянно включенными ближним светом фар в сопровождении ТС оперативного назначения с работающим проблесковым маячком синего цвета или маячками синего и красного цветов (далее по тексту «колонна»). Колонны могут сопровождаться одним или двумя патрульными автомобилями ДПС, один из которых следует впереди колонны, второй замыкает ее.

Перед началом сопровождения старший ведущего экипажа ДПС производит проверку соответствия состава колонны поступившему плану-заданию, а также осуществляет следующие действия:

1. Проверяет у водителей ТС, входящих в колонну, водительские удостоверения, путевые и регистрационные документы.

2. Контролирует работоспособность тормозных систем, рулевого управления, фар, световой сигнализации, механизмов открывания дверей и средств пожаротушения, медицинской аптечки и соответствующих опознавательных знаков («Перевозка детей», «Ограничение скорости» и др.).

3. Осматривает салоны автобусов и кузова грузовых автомобилей на предмет правильности размещения пассажиров и перевозимых грузов.

4. Затем старший экипажа проводит инструктаж водителей ТС и сопровождающих лиц, в ходе которого уточняются:

— маршрут движения колонны;

— условные сигналы на случай непредвиденной остановки, отставания какого-либо ТС или разрыва колонны;

— порядок действий и размещение ТС в пунктах остановок, заправки ГСМ, питания и отдыха;

— места и последовательность посадки и высадки пассажиров;

— скорость движения, дистанция между ТС на отдельных участках пути.

Скорость движения колонны при сопровождении определяется интенсивностью и плотностью транспортного потока на маршруте, типом и состоянием дорожного покрытия, количеством и характером имеющихся на дороге поворотов, подъемов, спусков, населенных пунктов, состоянием погоды, условиями видимости и динамическими характеристиками наименее тихоходного ТС, входящего в состав колонны и нормативными актами в отдельных случаях устанавливающими конкретные ограничения скорости.

По возможности водителей автомобилей, сопровождаемых в колонне, снабжают радиостанциями для связи с экипажами сопровождения.

Источник

Ответственность нанятого водителя за автомобили и грузы

Несёт ли нанятый водитель ответственность за автомобиль и перевозимый груз, а также за другие автомобили (грузы), если он стал виновником ДТП, либо груз был украден или ещё что. То есть если человек будет работать водителем, не может ли он в случае вышеуказанных неприятностей стать многомиллионным должником и лишиться квартиры? Безопасно ли для своего кошелька работать водителем? Так как слышал подобные истории, хочу знать, правда ли, что водитель с зарплатой 30 тысяч рублей, перевернув фуру стал должен работодателю 5 миллионов рублей, например. Мне кажется, что в цивилизованной стране эти расходы должны нести работодатели. Водители же не специально переворачивают машины. Так ли это?

Или всё это зависит от текста трудового договора? Тогда что там должно (не должно) быть написано у нормальных работодателей? Как безопасно устроиться на работу водителем?

Добрый день! Как правило помимо трудового договора с работником (в данном случае водителем), перевозящим деньги, грузы и иные материальные ценности работодатель так же заключает договор о полной материальной ответственности.

Согласно ст. 243 ТК РФ письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности, то есть о возмещении работодателю причиненного ущерба в полном размере за недостачу вверенного работникам имущества, могут заключаться с работниками, достигшими возраста восемнадцати лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество.

Таким образом, договор о полной материальной ответственности можно заключить с водителем, в трудовые обязанности которого входит перевозка товаров или денег. Это должно быть зафиксировано в трудовом договоре или должностной инструкции.

Так как слышал подобные истории, хочу знать, правда ли, что водитель с зарплатой 30 тысяч рублей, перевернув фуру стал должен работодателю 5 миллионов рублей, например

При заключении договора о полной материальной ответственности такое возможно.

При этом ст. 241 ТК РФ определены пределы материальной ответственности работника.

За причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

Согласно ст. 242 ТК РФ полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере.

Или всё это зависит от текста трудового договора?

В данном случае размер компенсации вреда работодателю работником зависит от того, будет ли между сторонами заключен договор о полной материальной ответственности работника или нет.

Несёт ли нанятый водитель ответственность за автомобиль и перевозимый груз, а также за другие автомобили (грузы), если он стал виновником ДТП,

При изложенных обстоятельствах водитель может быть привлечен к полной материальной ответственности на основании п.6 ч.1. ст. 243 ТК РФ ТК РФ, если нарушение работником правил дорожного движения повлекло привлечение к административной ответственности (штраф) и имуществу работодателя или имуществу третьих лиц был нанесен ущерб, который возместил работодатель.

Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника в следующих случаях:

6) причинения ущерба в результате административного правонарушения, если таковое установлено соответствующим государственным органом;

Читайте также:  Автомобиль не прошедший таможню

По этому поводу согласен с коллегой Балахонцевым Сергеем, п.6 ч.1. ст. 243 ТК РФ ТК РФ при меняется к водителю виновному в совершении ДТП, в не зависимости от условий договора о материальной ответственности

Владимир, добрый день! Вопросы материального ущерба, причиненного работником регулируются гл. 39 Трудового кодекса РФ

В частности согласно ст. 239 ТК РФ работник несет перед работодателем ответственность за прямой ущерб под которым понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

при этом ответственность работника ограничена пределами его среднего месячного заработка. Условия трудового договора не могут ухудшать положение работника, т.е. даже если в трудовом договоре будет прописаны иные условия в случае судебного спора суд будет руководствоваться ТК РФ а не условиями такого договора. При этом это если речь идет о трудовом договоре. В Вашем случае не исключено, что с Вами будут например пытаться заключить не трудовой а гражданско-правовой договор, и тут уже размер ущерба может не ограничиваться пределами среднемесячного заработка. В этом случае чтобы его уменьшить в суде нужно будет доказывать именнофакт наличия трудовых отношений между вами и работодателем

Здравствуйте Владимир, как указали коллеги все зависит от характера взаимоотношений между водителем и работодателем или же заказчиком и исполнителем. Это может быть трудовой договор или же различные варианты гражданско-правового договора (оказания услуг, поставки, доставки). В трудовом обычно прописываются стороны как работник и работодатель, место и характер работы, а в гражданско-правовом… заказчик поручает а исполнитель обязуется… то то… то то…

Согласно ТК РФ и это же подтверждает судебная практика с водителем по трудовому договору не может быть заключен договор или соглашение о полной материальной ответственности.

«Договор о материальной ответственности с водителем-экспедитором не может заключаться в отношении транспортного средства, на котором осуществляется перевозка груза, поскольку транспортное средство не является вверенным ему для транспортировки или доставки имуществом предприятия, а представляет собой материально-техническое средство, используемое и необходимое для исполнения трудовой функции водителя.
Таким образом, решение о взыскании… полной стоимости восстановительного ремонта автомобиля принято без учета незаконности заключения договора о полной материальной ответственности водителя за эксплуатируемое транспортное средство. Материальная ответственность ответчика за поврежденный автомобиль могла наступить лишь в ограниченном размере, установленном ст. 241 ТК РФ»

Постановление Президиума Санкт-Петербургского городского суда от 12.03.2014 N 44г-38/14 по делу ОАО «Совавто-С.Петербург»

ЕСли же работа подразумевается за вознаграждение, то это однозначно гражданско-правовой договор и к нему в полной мере применяется положение об убытках.

ст. 15 ГК РФ
1. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
2. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

При трудоустройстве проверяйте данные о работодателе например на сайте ФНС, выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Читайте текст договора внимательно.

С уважением, Евгений.

По общему правилу, предусмотренному ст. 241 ТК РФ, за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
По смыслу положений ст. 242 ТК РФ полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере.

Такие случаи полной материальной ответственности указаны в положениях ст. 243 ТК РФ, а именно:

1) когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;
2) недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;
3) умышленного причинения ущерба;
4) причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
5) причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;
6) причинения ущерба в результате административного правонарушения, если таковое установлено соответствующим государственным органом;
7) разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами;
8) причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

Наличие такого случая должен доказать работодатель при рассмотрении дела о возмещении причиненного работодателю прямого действительного ущерба в полном объеме.

Более того, должность водителя в Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества, утвержденному Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 31 декабря 2002 г. N 85, не включена.

Как указано Судебной коллегией по Гражданским делам Омского областного суда в апелляционном определении по делу N 33-897/2019

договор о материальной ответственности с водителем не может заключаться в отношении транспортного средства, поскольку транспортное средство представляет собой материально-техническое средство, используемое и необходимое для исполнения трудовой функции водителя.

Закрепленный за истцом автомобиль был предоставлен ему для выполнения трудовой функции водителя, а ни в качестве материальных ценностей под отчет, в связи с чем размер материальной ответственности истца в силу ст. 241 ТК РФ может быть ограничен только размером его среднемесячной заработной платы.

Текст судебного акта прикладываю.

Таким образом, в зависимости от обстоятельств дела водитель несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного за-работка.

Источник

Уступите дорогу: автозаки поедут с мигалками

И дело не только в том, что эти машины стоят в пробках: передвижение в общем потоке делает спецавтомобиль более уязвимым для возможного нападения снаружи с целью освобождения преступников. К тому же у зэков есть излюбленный способ побега: раскачать изнутри стоящий на светофоре или медленно движущийся автомобиль, перевернуть его, а дальше — как пойдет.

Поэтому еще в советские времена «газоны»-автозаки (ГАЗ-52-АЗ и ГАЗ-53-АЗ) серийно оснащались — правда, не сиренами — обычными для тогдашней милиции синими мигалками. Но позже про службу конвоирования законодатели забыли: уж больно она специфическая!

В предложении, которое Минюст внес в мае нынешнего года, написано: «длительное время нахождения в пути. в том числе особо опасных преступников. увеличивает возможность совершения побега (группового побега), в случае которого жизнь и здоровье граждан могут быть подвергнуты опасности». Также указывается на необходимость своевременной доставки подозреваемых, обвиняемых и осужденных в международные аэропорты — чтобы не сорвать график полетов. Забавно, что в стандартном пункте «круг заинтересованных лиц» указаны «сотрудники уголовно-исполнительной системы», а также. «осужденные и лица, находящиеся под стражей»!

Читайте также:  Автосалон киа в воронеже официальный сайт автомобили

Отныне текст указа «Об упорядочении использования устройств для подачи световых и звуковых сигналов, устанавливаемых на транспортные средства» от 19 мая 2012 года выглядит так: «Устройствами для подачи специальных звуковых и световых сигналов при наличии специальных цветографических схем. оборудуются: транспортные средства пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, военной полиции. войск национальной гвардии. следственных органов. специальные оперативно-служебные транспортные средства для перевозки лиц, находящихся под стражей».

Так что теперь при приближении белого грузовика с зелеными полосами — уступите дорогу! Но городские водители, и без того уставшие от сирен и мигалок, вряд ли пострадают от этого нововведения: конвоирование на автомобилях производится, как правило, по трассам, в исправительные колонии. А в Москве спецмашины ФСИН и вовсе практически не встречаются.

Источник

Перевозка, оказание услуг, аренда транспорта, фрахтование: как правильно оформить доставку груза 16:29, 25 июля 2018 Версия для печати

Оформить перевозку грузов можно разными способами; каждый из них имеет свои особенности. О различиях между типами договоров рассказывает юрист портала «Бухгалтерия Онлайн» Алексей Крайнев.

Зачастую гражданское законодательство позволяет оформить одни и те же отношения разными договорами. Например, чтобы перевезти груз из одного пункта в другой, можно заключить не только договор перевозки, но и договор оказания услуг, и договор аренды автомобиля (с экипажем или без экипажа), и даже договор фрахтования. Во всех четырех случаях итоговый результат должен быть одинаковым: груз доставлен в пункт назначения. А вот права и обязанности сторон по каждому из этих договоров будут разными. В сегодняшней статье мы расскажем о том, когда применяются указанные договоры, и чем они отличаются друг от друга.

Договор перевозки и договор возмездного оказания услуг

Начнем с самых близких по сути договоров — перевозки и возмездного оказания услуг.

Статья 779 Гражданского кодекса РФ гласит: правила об оказании услуг не применяются к услугам, которые оказываются по договорам перевозки. Казалось бы, законодатель предельно ясно выразил свою волю: если речь идет о перемещении груза из пункта А в пункт Б, то стороны должны заключить специальный договор перевозки, а не общий договор возмездного оказания услуг.

Тем не менее, на практике договоры перевозки часто заменяются договорами возмездного оказания услуг по управлению транспортным средством. И вот почему. Заключая договор перевозки, стороны должны учитывать не только нормы ГК РФ, но и правила транспортных уставов, которые предъявляют дополнительные требования к перевозчикам.

Например, согласно пункту 13 статьи 2 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Федеральный закон от 08.11.07 № 259-ФЗ), перевозчиком по договору перевозки автомобильным транспортом может быть только юридическое лицо или предприниматель. А значит, договор с физическим лицом, которое не имеет статуса ИП, по данному формальному признаку не может быть договором перевозки. Так, нельзя заключить договор перевозки с физлицом, которое не является ИП (например, с работником компании или его родственником), на доставку товара покупателю или на какое-то другое разовое перемещение груза. В таких случаях приходится оформлять договор возмездного оказания услуг. Между тем разница между данными договорами принципиальная.

Чем отличаются: договор перевозки

В силу прямого указания статьи 785 ГК РФ по договору перевозки груз вверяется перевозчику отправителем. Это означает, что перевозчик не только обязан доставить груз в пункт назначения, но и несет за него полную ответственность во время всего процесса перевозки (включая погрузку, разгрузку и перевалку в промежуточных пунктах, если это необходимо). Правила возмещения ущерба за утрату, недостачу и порчу груза детально урегулированы законодательством (ст. 796 ГК РФ). Например, перевозчик обязан возместить отправителю стоимость груза, который был поврежден или утрачен при перевозке. Причем, обстоятельства утраты (повреждения) вещи в большинстве случаев значения не имеют.

Даже если машина, перевозящая груз, попала в ДТП по вине третьих лиц, и в результате были сорваны сроки доставки, либо груз пострадал, перевозчик вполне может остаться без вознаграждения, и будет обязан возместить отправителю стоимость груза или другие убытки.

Данный вывод подтверждается арбитражной практикой (постановления Арбитражного суда Центрального округа от 05.04.18 № Ф10-990/2018 и Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.03.18 № Ф01-550/2018). Также см. «Как действовать бухгалтеру покупателя, если перевозчик потерял часть груза».

Далее в статье 785 ГК РФ сказано, что перевозчик обязан своевременно доставить груз в пункт назначения и передать его уполномоченному лицу. Именно за эту «работу» перевозчик получает свое вознаграждение. А значит, если груз не был доставлен в установленный срок, либо был вручен неуполномоченному лицу, перевозчик не получит вознаграждение. Более того, как уже упоминалось, ему придется возместить отправителю убытки, возникшие из-за нарушения срока доставки.

Чем отличаются: договор возмездного оказания услуг

Предъявляются ли подобные требования к исполнителю по договору возмездного оказания услуг? Ответ на этот вопрос зависит от того, как в договоре описана сама услуга.

Так, если в обязанности исполнителя входит оказание услуг по управлению автомобилем по заданию заказчика, то, понятно, что исполнитель не отвечает за соблюдение срока доставки груза. Ведь по договору он должен лишь управлять автомобилем, совершая поездки туда, куда скажет заказчик. И именно за управление машиной во время поездок исполнителю полагается вознаграждение. Никакого вверения груза в данном случае не происходит, а значит, исполнитель не отвечает за его сохранность. Формально при такой конструкции договорных отношений доставку груза должен осуществлять работник заказчика в рамках трудовых отношений. Именно ему заказчик-работодатель вверяет груз, и именно на него возлагает соответствующие обязанности: доставить груз в срок в целости и сохранности, а также вручить его надлежащему получателю. И никакой связи между договором оказания услуг по управлению автомобилем и собственно доставкой груза в этом случае нет.

Несколько другие требования предъявляются к исполнителю, если суть услуги заключается во вручении определенной вещи определенному лицу в установленный договором срок. В таком случае исполнитель получит свое вознаграждение, если доставит груз нужному получателю, не нарушив при этом условие о сроке доставки. Но и здесь исполнитель фактически не несет ответственность за переданную ему вещь.

И если в процессе доставки груз будет поврежден, то заказчик не сможет автоматически взыскать с исполнителя убытки, как это было бы при перевозке.

Более того, формально у заказчика не будет оснований для невыплаты исполнителю вознаграждения в случае доставки груза в поврежденном виде, поскольку сама услуга была оказана. Если в такой ситуации заказчик обратится в суд за взысканием с исполнителя убытков в виде стоимости поврежденного груза, велика вероятность переквалификации договора оказания услуг в договор перевозки с последующим признанием договора перевозки незаключенным, так как перевозчик не является ИП.

При этом также надо учитывать, что по договору оказания услуг исполнитель вовсе не обязан осуществлять доставку на личном автотранспорте. Он может развозить груз и на общественном транспорте. А значит, централизованная загрузка товара будет невозможна.

Завершая сравнение этих двух договоров, отметим главное. При заключении договора оказания услуг вместо договора перевозки, грузоотправитель зачастую фактически теряет право на возмещение ущерба в случае утраты или повреждения груза. Выходом из этой ситуации может быть привлечение работника компании-грузоотправителя к процессу доставки груза. Такой работник должен осуществлять лишь функции по сопровождению и вручению груза, который вверяется ему в рамках трудовых отношений, но не вправе управлять автомобилем. Ведь в противном случае договор возмездного оказания услуг становится лишним, а отношения с работником, который использует свой транспорт для выполнения трудовых обязанностей по доставке грузов, нужно оформлять по-другому. Подробнее об этом см. «Как выгоднее оформить использование сотрудником своего автомобиля (новая редакция)».

Читайте также:  Автомобиль на водороде википедия

Договор перевозки и договор аренды транспортного средства

Нередко перевозку грузов оформляют договором аренды транспортного средства (как с экипажем, так и без такового).

Начнем с договора аренды транспортного средства без экипажа (ст. 642 ГК РФ). По такому договору в обязанности арендодателя входит только передача арендатору соответствующего транспортного средства в исправном состоянии. С момента подписания акта передачи автомобиля у арендодателя появляется право на получение арендной платы. И это право сохраняется независимо от того, как арендатор эксплуатирует транспортное средство. Другими словами, по договору аренды ТС без экипажа грузоотправитель-арендатор платит не за факт перевозки груза из одного пункта в другой, а за право пользования автомобилем. При этом не имеет значения, используется ли авто для доставки груза или просто находится на территории арендатора.

Очевидно, что в рассматриваемой ситуации арендодатель не отвечает за сохранность и своевременную доставку груза. Все действия по перевозке груза совершает грузоотправитель-арендатор самостоятельно и на свой риск. При этом за рулем арендованного транспортного средства могут находиться как работники арендатора, так и иные привлеченные им лица.

Несколько иначе обстоят дела при аренде транспортного средства с экипажем (ст. 632 ГК РФ). В этом случае арендодатель обязан не просто передать арендатору транспорт за плату, но и обеспечить это ТС экипажем, осуществлять управление и техническую эксплуатацию автомобиля. Соответственно, арендатор по такому договору платит не столько за возможность пользоваться автомобилем, сколько за комплекс услуг, включающий в себя подачу автомобиля с квалифицированным экипажем, управление этим авто и его техническое обслуживание. По договору аренды ТС с экипажем невозможна ситуация, когда автомобиль находится в пользовании у арендатора, которому арендодатель не оказывает услуги по управлению и эксплуатации транспортного средства (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 29.03.18 № Ф10-105/2018).

При этом по правилам ГК РФ водитель транспортного средства, переданного в аренду с экипажем, подчиняется требованиям арендатора только в части коммерческой эксплуатации автомобиля. А вот по вопросам, связанным с управлением и технической эксплуатацией автомобиля, обязательные указания дает арендодатель (п. 2 ст. 635 ГК РФ).

На практике это означает следующее. Арендатор определяет, что, когда, откуда и куда нужно перевезти на арендованном транспорте. А все вопросы, связанные с безопасностью перевозки, решает арендодатель. И если груз пострадал при перевозке, в том числе в результате ДТП или по причине неправильной загрузки машины, то за убытки отвечает арендодатель (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.03.18 № Ф08-96/2018). В этом отношении договор аренды ТС с экипажем похож на договор перевозки. Однако между этими договорами есть существенная разница.

Первое отличие связано с оплатой по договору аренды ТС с экипажем. Она осуществляется за сам факт предоставления арендатору исправного автомобиля и квалифицированного водителя, а не за доставку груза в пункт назначения, как это предусматривает договор перевозки. Следовательно, если машина и экипаж поступили в распоряжение арендатора, то он обязан перечислять арендную плату, даже если груз не был доставлен и вручен грузополучателю. Отметим, что арендная плата вносится и в том случае, если груз был поврежден или утрачен в пути по причинам, не связанным с эксплуатацией транспортного средства (например, испортился из-за погодных условий или из-за задержки транспорта в пути).

Второе отличие заключается в следующем. По договору аренды ТС с экипажем арендатор-грузоотправитель никак не может повлиять на сроки доставки. Ведь в части технической эксплуатации автомобиля водитель подчиняется арендодателю. А значит, именно арендодатель (водитель с его ведома) решает, с какой скоростью будет двигаться автомобиль и по какому маршруту, сколько часов в день водитель будет проводить за рулем и т.д. Таким образом, арендатор фактически принимает на себя риски, связанные с нарушением сроков доставки. Он обязан перечислить арендную плату, даже если груз доставлен позже срока. При этом у арендатора в этом случае нет оснований для взыскания убытков с арендодателя. Напомним, что

перевозчик, с которым заключен договор перевозки, вполне может лишиться вознаграждения (части или всей суммы), если груз доставлен с опозданием.

Обратите внимание: водителем машины, предоставленной по договору аренды ТС с экипажем, может быть только работник арендодателя (п. 2 ст. 635 ГК РФ). Поэтому такой договор нельзя заключить в том случае, если управлять автомобилем будет человек, который не состоит с арендодателем в трудовых отношениях. Таким образом, «обычное» физлицо (то есть физлицо без статуса ИП) не вправе быть арендодателем по договору аренды ТС с экипажем. А оформить такой договор с ИП можно только при условии, если управлять автомобилем будет не сам ИП, а работник предпринимателя — человек, с которым ИП заключил трудовой договор. При этом заключить трудовой договор сам с собой ИП не может.

Договор перевозки, договор аренды ТС и договор фрахтования

По своей сути договор фрахтования является неким симбиозом договора аренды ТС с экипажем и договора перевозки. Согласно статье 787 ГК РФ, по договору фрахтования одна сторона (фрахтовщик) обязана предоставить другой стороне (фрахтователю) всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов.

Как видно из этого определения, предметом договора фрахтования является обязанность фрахтовщика предоставить место для перевозки соответствующего груза (в отличие от договора перевозки, по которому перевозчик обязан принять, доставить и выдать груз). А значит, оплата по договору фрахтования полагается и в том случае, если зарезервированный для груза транспорт был предоставлен, но перевозка не состоялась. Приведем пример. Организация запланировала переезд из одного офиса в другой. Было определено, что для этого придется загрузить две 12-ти тонные «фуры». Организация заключила договор фрахтования, предусматривающий подачу таких автомобилей. Однако по техническим причинам переезд пришлось отложить. В итоге предоставленные машины были отправлены обратно фрахтовщику (перевозка не состоялась). Тем не менее, фрахтовщик свою обязанность по договору выполнил («фуры» были поданы), а значит, его услуги должны быть оплачены.

Еще одно отличие договора фрахтования от договора перевозки можно найти в статье 18 упомянутого выше Устава автомобильного транспорта. Там сказано, что договор фрахтования предусматривает сопровождение груза представителем грузовладельца.

Следовательно, фрахтовщик не несет никакой ответственности за сохранность груза, так как груз ему не вверяется.

(Напомним, что перевозчик несет полную ответственность за вверенный ему груз).

В этой же статье 18 Устава автомобильного транспорта установлено, что в договор фрахтования вносятся данные о сроках перевозки. Это значит, что фрахтовщик должен не только предоставить ТС для доставки груза (как указано в ст. 787 ГК РФ), но и осуществить саму доставку в установленный срок. И если этот срок будет нарушен по его вине (поздняя подача автомобиля, неверный выбор маршрута и т.п.), то у грузовладельца появляются основания для взыскания соответствующих убытков. В этом состоит одно из отличий договора фрахтования от договора аренды ТС с экипажем, по которому арендатор принимает на себя риски, связанные с нарушением срока доставки.

Кроме этого, по договору аренды в пользование арендатору передается конкретное транспортное средство (в договоре указываются вид, марка, тип, ВИН-номер и государственный номерной знак автомобиля). Арендодатель может заменить автомобиль только с согласия арендатора. А вот по договору фрахтования предоставляется лишь соответствующая вместимость транспортного средства. Поэтому фрахтовщик вправе сам решать, какой именно автомобиль подать грузовладельцу. Главное, чтобы характеристики транспортного средства позволяли поместить заявленный груз. Другими словами, если по договору аренды ТС заменить 12-тонник Вольво на КамАЗ без согласия арендатора нельзя, то по договору фрахтования такая замена вполне допустима по решению самого фрахтовщика.

Источник

Ответы на популярные вопросы
Adblock
detector