Автомобиль победа в самаре

ГАЗ 20 «ПОБЕДА» (Самарский региональный клуб)

В 2011 ГОДУ ИСПОЛНЯЕТСЯ 65 ЛЕТ СО ДНЯ ВЫПУСКА ЛЕГЕНДАРНОГО АВТОМОБИЛЯ М 20 «ПОБЕДА».

«Побе́да» — советский легковой автомобиль, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе в 1946—1958 годах. Заводской индекс модели — ГАЗ-М-20.

Первый советский легковой автомобиль с несущим кузовом и один из первых в мире крупносерийно выпускавшихся с кузовом полностью понтонного типа — без выступающих крыльев и их рудиментов, подножек и фар.

Всего было выпущено 235 999 машин, включая 14 222 кабриолетов и 37 492 такси.

В салоне свободно размещались 5 человек, но в машинах с рычагом КПП на руле могло поместиться и 6 человек, так как посадка трёх человек спереди не затрудняла управление автомобилем.
Чтобы включить первую передачу бесшумно, надо сначала включить вторую (рычажок вверх), затем — не отпуская сцепления, перебросить рычажок на первую (вниз — на себя — вниз); при этом за счёт работы синхронизатора второй передачи первичный вал уравнивал свою скорость обращения с вторичным, что позволяло бесшумно включить первую передачу.

Тяги двигателя и передаточных чисел трансмиссии хватало при обычных дорожных условиях и для старта на второй передаче; переключение на низшие передачи (первая и задняя) производится с двойным выжимом сцепления и перегазовкой; в ранних коробках передач до 1950 года, с валами ещё от ГАЗ-М-1, а также в изношенных поздних коробках все передачи приходится переключать таким способом.
В автомобиле были впервые в СССР установлены электрические указатели поворотов, обдув-антизапотеватель лобового стекла, отопление салона; до этого их заменяли соответственно рука, мешочек с солью или махоркой и самодельная жаровня с углями; отопитель оставался дополнительным оборудованием на многих иностранных моделях вплоть до середины 1950-х — 60-х годов.

Также впервые устанавливалось два стеклоочистителя с электроприводом; до этого либо очиститель имел механический или вакуумный привод (при которых скорость движения щёток напрямую зависела от оборотов мотора), либо (например, на ГАЗ-А) имелся только один электрический «дворник» с водительской стороны лобового стекла.

Читайте также:  Автомобиль как угроза детям

Коэффициент аэродинамического сопротивления «це-икс» Сх=0,31; для сравнения, у ВАЗ-2106 (1976 г.) — 0,44, ГАЗ-21 (1956 г.) — 0,42, у ВАЗ-2108 (1984 г.) — 0,38, у ВАЗ-2110 (1995 г.) и Opel Corsa (1994 г.) — 0,33, у Porsche 911 — 0,38. Таким образом, это очень и очень неплохой результат, при том, что специальной продувки «Победы» на этапе проектирования не проводилось. Вместе с тем, возникают вопросы о методе измерения данного значения и о том, насколько оно сравнимо с более современными данными, полученными при продувке натурных автомобилей в больших аэродинамических трубах.
Обзор назад через заднее стекло был по современным меркам категорически недостаточен: из-за крошечного размера, невысокого качества изготовления и большого угла наклона, изображение в нём сильно искажалось (прямые рельсы выглядели в нём сильно изогнутыми), и разглядеть что-либо было почти невозможно; внешних зеркал заднего вида предусмотрено не было. При тогдашней плотности транспортного потока проблемы это не составляло.

Изначально планировалось, что название машины будет «Родина». Узнав об этом, И. В. Сталин иронически спросил: «Почем родину продавать будете?». Название тут же изменили на «Победу». Сталин ответил: «Невелика победа, но пусть будет „Победа“».

«Победа» была первым советским автомобилем, относительно широко известным на Западе; английский журнал «Motor» за 1952 год по результатам тест-драйва (http://gaz20.spb.ru, перевод Артема Алексеенко) характеризует «Победу», которую тогда только начинали продавать в Бельгии, как «интересный автомобиль», отмечает высокую проходимость, хорошую комфортабельность, достойное качество изготовления, но ругает высокую шумность и плохую динамику.

Журнал «Cars» (США) за 1953 год в обзорной статье (http://gaz20.spb.ru, перевод Артема Алексеенко), посвященной советским автомобилям, называет «Победу» «прекрасно выглядящей машиной современного дизайна», «копирующей некоторые лучшие черты американских автомобилей», отмечает, что машина «весьма хорошо сделана», «приближается к обычному американскому автомобилю легкого класса вроде „Форда“ или „Шевроле“», но «тяжелая и недостаточно мощная».

Читайте также:  Автомобиль рено колеос дизель

В 1957 году американский журнал «Science and mechanics» также провёл тест-драйв (http://gaz20.spb.ru, перевод Артема Алексеенко) тёмно-серой «Победы» 1956 года выпуска, отмечает устаревшую конструкцию и дизайн, слабый двигатель и грубое изготовление, но хвалит «Победу» за продуманные детали конструкции (жалюзи радиатора, настроечная игла в карбюраторе, буксировочные крюки, набор инструмента и т. д.), высокое качество хромовой отделки и подгонки деталей.

«Победа» экспортировалась в основном в Финляндию, где её любили таксисты, и в Бельгию, где всегда покупали немало советских машин; такси в Финляндии как массовое явление фактически началось именно с «Побед», до этого таксопарки были укомплектованы разношёрстными автомобилями довоенных моделей.
Максимальная мощность двигателя в 50-52 л. с. достигалась всего лишь при 3600 оборотах в минуту; двигатель был нижнеклапанным и унифицирован по многим деталям с ГАЗ-52 и «ЗиМ»-ом, использовался на военном джипе ГАЗ-69; кроме того, около двух тысяч первых экземпляров модели «Волга» ГАЗ-21Г использовался этот же двигатель, только форсированный расточкой цилиндров (65 л.с.) — сейчас эта версия ГАЗ-21 («со звездой и с нижнеклапанником») считается одной из наиболее редких и желанных для коллекционера.

Степень сжатия двигателя «Победы» позволяла работать на самом низкокачественном, «66-м», бензине.
Нижние петли дверей были внешними.
В задних дверях также были форточки, как и в передних.

Скорость 100 км/ч набиралась за 45 секунд; однако до первых 50 км/ч разгон был намного более впечатляющим — нижнеклапанный двигатель отличается хорошей тягой на низах.
На каждый автомобиль уходило до 15 кг оловянно-свинцового припоя. Его использовали вместо шпаклёвки для заполнения углублений в кузовных панелях — малое количество выпущенных автомобилей позволяло применять такие технологии, так же, как и окрашивать кузова нитроэмалью, которую приходилось для достижения нужной укрывистости наносить в 7 слоев с полировкой каждого; однако целиком лужёным кузов не был;

Читайте также:  Автомобиль ситроен с4 new

По порогу автомобиля шла декоративная выштамповка-ребро, имитирующая подножку; машина не имела блестящих окладов стекол дверей из нержавеющей стали, как ГАЗ-21 и −24, но вокруг всех боковых окон имелся единый хромированный молдинг; этот элемент дизайна позднее применялся на отдельных западных машинах, а, начиная с 1980х годов, с исчезновением хромовых окладов стекол на большинстве автомобилей стал довольно популярен (н. Ford Scorpio) и применяется на многих современных автомобилях (н. Hyundai Sonata);

На ранних машинах (до 1950 года) в углублениях бампера были нанесены красные декоративные полоски;
Всего было выпущено почти 236 тысяч автомобилей — очень немного для массового автомобиля и такого срока производства.

Один из первых советских детективов, увлекательный приключенческий фильм о работниках советской милиции, которые в простом уличном происшествии города Москвы сумели разгадать действия агентов иностранной разведки. «Дело № 306», где в основу сюжета легло столкновение автомобилей марки «Победа», стало бесспорным лидером проката. В 1956 году фильм увидели 33,5 миллиона зрителей.

А. А. Липгарт, Г. М. Вассерман. Автомобиль М-20 «Победа». Устройство и уход.. — Издание второе, исправленное. — Москва: Государственное научно-техническое издательство машиностроительной литературы, 1955.
Коллектив авторов завода ГАЗ. Каталог запасных частей легкового автомобиля М-20 «Победа»..
Коллектив авторов завода ГАЗ. Автомобиль М-72. Инструкция по уходу.. — Издание четвертое. — Горький: 1957.
Розанов, Никита. Первая победа отечественного автодизайна // «Автомобили». — 1999. — № 3.
Автолегенды СССР // DeAgostini : журнал. — 2009. — № 2.

Источник

Ответы на популярные вопросы