Автомобиль повышенной проходимости для скорой помощи

Докторский вагон: эволюция советской «скорой помощи» на базе микроавтобусов

Небольшой автобус зарекомендовал себя, как идеальная машина для медицинской службы. Он сочетает большую вместительность салона с небольшими габаритами и массой. За счёт двигателя, унифицированного с легковым автомобилем, он достаточно экономичен, но при этом у него «в активе», чаще всего, достойные показатели динамики и скорости. В СССР 1960-1980-х годов работали два производителя медицинских микроавтобусов – Ульяновский автозавод и Рижская автобусная фабрика. А московский Завод имени Лихачёва строил в единичных экземплярах «скорые помощи» повышенной комфортабельности на базе автобуса «Юность».

Слово за УАЗом

К середине 1950-х остро встал вопрос о замене самого массового медицинского автомобиля в стране ПАЗ-653 новой, не менее вместительной, но более компактной и экономичной моделью. Конструкторское бюро перспективных автомобилей НАМИ, возглавляемое Юрием Ароновичем Долматовским, предложило её построить, используя в качестве шасси новый полноприводный ГАЗ-69. Но чтобы добиться необходимой вместительности кузова, требовалось придать автомобилю вагонную компоновку, усадить водителя и переднего пассажира над передней осью. Первые опытные образцы будущего УАЗ-450 появились к лету 1956 года: две медицинских машины и один грузовой фургон.

Внешнюю форму разрабатывал ученик Долматовского Владимир Арямов. Но его дизайнерские изыски привели в ужас всех. Покатая крыша мешала размещать носилки с больными, что вызвало возражения у военных медиков. Сложнейшую форму передней части кузова встретили в штыки технологи. Конструкторы-кузовщики УАЗа исправили эти недочёты. Высоту крыши увеличили, передок придумали удобный для производства. Так родился известный теперь всем силуэт ульяновской «буханки».

В 1958 году УАЗ-450 пошёл в серию сначала в минимальных, потом во всё возрастающих масштабах. В первый год медицинская модификация оказалась в меньшинстве – 250 машин против 778 фургонов УАЗ-450 и 412 бортовых грузовиков УАЗ-450Д. Но уже в следующем 1959-м медицинская машина выходит в лидеры в своём семействе – 2 696 экземпляров против 406 фургонов и 1 500 грузовиков. В начале 60-х УАЗ-450А становится самым массовым из «бескапотников». Ежегодно завод выпускал 4,5-5 тысяч «санитарок», при этом производство фургонов и грузовиков держалось на уровне 1,5-2 тысяч автомобилей каждой модификации.

УАЗ-450А, как и ПАЗ-653, вмещал до четырех больных на носилках. Но по сравнению с фургоном на шасси «газона», он был лёгким, компактным, экономичным, с современным цельнометаллическим кузовом и «легковым» двигателем, а главное — с полным приводом. В 60-х медицинские «буханки» УАЗ работали на автобазах «скорой помощи» даже в Москве. А в Подмосковье они вскоре составили основу парка медицинского транспорта.

Тем временем конструкторы в Ульяновске задумывались об усовершенствовании своей машины. Казалось привлекательным заменить нижнеклапанный двигатель «Победы» с увеличенным с 82 до 88 мм диаметром цилиндра на верхнеклапанный мотор «Волги», более мощный, экономичный и при этом более лёгкий. Для этого пришлось полностью перестроить шасси и частично изменить компоновку. Прежде всего, выгнутые над мостами, как у ГАЗ-69, лонжероны рамы заменили прямыми. Силовой агрегат сместили назад и немного наклонили. Это позволило совместить коробку передач и раздаточную коробку в один узел. Полностью изменили рулевой привод и ввели ещё целый ряд новшеств. Обновлённая система охлаждения двигателя повлекла за собой рестайлинг передней панели. В правом борту появилась вторая дверь. Новое семейство УАЗ-452 увидело свет в 1965 году, тогда и появились первые 198 санитарных УАЗ-452А.

Долгие десятилетия медицинские «буханки» УАЗ верой и правдой служили в гражданской «скорой помощи» и в военных госпиталях. В 1981 году вместе со всем семейством «санитарка» прошла модернизацию: новые тормоза, электрооборудование, соответствующие европейским требованиям световые приборы, закрытая система охлаждения двигателя и новый индекс УАЗ-3962. Интересно, что именно на базе УАЗа Луганский автосборочный завод, специализировавшийся на медицинском транспорте, выпускал специальный автомобиль для перевозки недоношенных новорожденных ПНН-452А. В районах бывшего СССР с плохими дорожными условиями замены медицинскому УАЗу нет по сей день.

РАФ: комфорта — больше, проходимости – меньше

Почти одновременно с появлением ульяновских бескапотников Рижская автобусная фабрика РАФ, до того выпускавшая средние автобусы на шасси ГАЗ-51, занялась изготовлением микроавтобусов на легковых агрегатах. Первые партии машин РАФ-977 и потом РАФ-977В строили вручную по технологиям экспериментального производства, используя агрегаты «Волги» ГАЗ-21. А самый первый медицинский «рафик» сделали… военные! Один микроавтобус привезли в Бронницы, в НИИ-21 Автотракторного управления Министерства обороны, извлекли из салона сиденья и установили в нём по традиции четверо носилок. Военные медики оценили высокую плавность хода автомобиля с независимой передней подвеской и мягкими рессорами сзади, но отметили, что проходимость у него недостаточная. Чему удивляться: машина же разработана для дорог с твёрдым покрытием.

Силами ремонтных служб автобаз «скорой помощи» единичные экземпляры РАФ-977В переделывали в медицинские автомобили и даже оснащали реанимационным оборудованием. Несмотря на ещё «сырую» конструкцию базовой модели с рядом недоработок, медики пришли в восторг. Наконец-то они получили автомобиль, более комфортабельный, чем все предыдущие, и достаточно вместительный.

В 1962 году Рижская фабрика освоила не экспериментальное, а промышленное производство модернизированного микроавтобуса РАФ-977Д. Учитывая опыт самодеятельного творчества, конструкторы задумались о создании серийной медицинской модификации. В 1964 году на свет появились первые 400 машин РАФ-977И.

Читайте также:  Автосалон автомобили рено в саратове

Наконец-то разработчики озаботились не количеством раненых, которых можно перевезти во время боевых действий, а комфортом для больного и удобстве работы линейной бригады «скорой помощи». Носилки уложили на стол, который можно было поднять, опустить, выдвинуть из машины через заднюю дверь. Погрузку упрощала откидная подножка на месте заднего бампера. Сиденья трёх медиков или сопровождающих установили вокруг больного на удобном расстоянии. Четвертый медицинский работник сидел с водителем в кабине. Салон оснащался аппаратом искусственного дыхания, прибором для измерения артериального давления, наркозным и кислородным ингаляторами. «На местах» устанавливали и другое оборудование в зависимости от специфики работы бригады. На крыше появился оранжевый проблесковый маячок польского производства. Традиционный фонарь с красным крестом ставили слева, а симметрично ему справа – фару-искатель, вращая которую сидящий в кабине медик мог освещать номера домов.

Внешне медицинский «рафик» отличался от обычного. У пассажирской модификации позади кабины на каждом борту находилось по пять окон, у медицинской машины ближние к «хвосту» окна с каждой стороны заделывались заподлицо сплошными панелями, и окон оставалось четыре.

В декабре 1968 года РАФ провёл модернизацию кузова микроавтобуса. Пять узких боковых окон уступили место трём широким с раздвижными стёклами, стала намного шире боковая дверь. По оборудованию салона, устройству кабины и расположению световых сигнальных приборов новая машина РАФ-977ИМ не отличалась от своей предшественницы. С середины 60-х «скорая помощь» в больших городах уже чётко ассоциировалась с рижским микроавтобусом.

Всю первую половину 70-х строилась новая территория РАФа в Елгаве с современным конвейером, позволявшим выпускать микроавтобусы в значительно большем количестве. А для нового завода конструкторы готовили модель нового поколения РАФ-2203 на агрегатах не ГАЗ-21, а ГАЗ-24. Среди опытных машин 1972-1974 годов непременно присутствовал медицинский вариант, разработанный с учётом опыта эксплуатации машин предыдущего поколения. В 1976 году с пуском конвейера в Елгаве пришло время самого популярного в СССР медицинского автомобиля РАФ-22031. Доля машин «скорой помощи» в годовом объёме выпуска доходила до 60%, что позволило полностью удовлетворить спрос на медицинские автомобили. Машинам РАФ-22031 пришлось участвовать в исторических событиях: радостных, как Московская Олимпиада и страшных, как авария в Чернобыле.

В начале 80-х годов Министерство здравоохранения поставило вопрос о создании отечественного реанимационного автомобиля. В 1979 году «Автоэкспорт» заключил контракт с финской фирмой Tamro о переоборудовании микроавтобусов РАФ и УАЗ для поставки в СССР. На улицах замелькали необычные «рафики» ядовитого жёлтого цвета «Цитрон». Чтобы, оказывая помощь по дороге, врачи могли стоять в полный рост, потребовалось сильно увеличить высоту крыши. Сверху на микроавтобус «одели» объёмный «колпак». По левому борту отсутствовало остекление – там располагались полки с разными медицинскими инструментами и принадлежностями. Сиденья и носилки закупали у европейских фирм. Существовало несколько комплектаций автобусов РАФ-Tamro различных специальностей (кардиологической, травматологической, акушерско-гинекологической и другие). Хотя переоборудование одной машины стоило около 40 тыс. долларов, государство выделяло Минздраву эти средства, так как спецмашины РАФ-Tamro позволяли спасти жизнь тысячам больных. Аналогичный реанимационный автомобиль на базе УАЗа получил меньшее распространение, но тоже выпускался фирмой Tamro серийно и встречался в эксплуатации.

Перед самым развалом Советского Союза рижанам удалось завершить рестайлинг своего микроавтобуса. Базовая пассажирская модель получила индекс РАФ-22038. Медицинскому варианту присвоили отдельное наименование РАФ-2915. А ещё, чтобы избавиться от импортозависимости, разработали свой реанимационный автомобиль по типу Tamro РАФ-2914, тоже с высокой крышей. Только на него устанавливали отечественное оборудование.

Юность ЗиЛа

В начале 60-х годов на ЗиЛе по инициативе конструкторов был разработан 17-местный комфортабельный автобус «Юность» ЗиЛ-118 с ходовой частью и автоматической коробкой передач представительского лимузина и восьмицилиндровым двигателем грузовика ЗиЛ-130. Ознакомившись с первым пассажирским образцом, врачи «скорой помощи» из Будапешта, столицы социалистической Венгрии, отправили письмо в партком ЗиЛа с просьбой разработать на базе новинки медицинский автомобиль.

ЗиЛ-118 «Юность» ‘1962–70

Уже третий образец «Юности» выполнили в виде медицинского автобуса ЗиЛ-118А с невиданным набором оборудования. Просторный салон позволял медикам ходить вокруг больного, садиться с любой стороны. Стол с носилками можно было регулировать как угодно. Имелись умывальник, холодильник, дезинфекционная камера. Список устройств для оказания помощи оказался очень длинным. Настоящей фантастикой можно назвать устройство крыши. Средняя часть поднималась вверх на кожаных мехах – настоящей гармони, которую изготовил завод музыкальных инструментов, выпускавший баяны и гармони. В машине можно было сделать хирургическую операцию, причём, не боясь дорожных неровностей. Плавность хода ЗиЛ-118 вышла идеальная.

Машина произвела шокирующее впечатление на участников международного конгресса хирургов в Киеве в 1964 году. Она успешно прошла испытания в «скорой помощи» Москвы, а затем Ленинграда, впоследствии обслуживала заводскую больницу ЗиЛа. По заказу 4-го Главного управления Минздрава СССР завод построил в 1968 году ещё два таких же автомобиля.

В 1971 году появилась «Юность» второго поколения ЗиЛ-118К. Медицинский автобус на её базе сделали с увеличенной высотой крыши, тоже оснащённый по последнему слову медицинской техники. Два экземпляра ЗиЛ-118КА 6-й механосборочный цех ЗиЛа построил в апреле 1978 года. Но испытания показали непригодность этой машины для 4-го управления, и вместо ведомственных клиник оба экземпляра направили в обычные больницы: один в Институт скорой помощи им. Склифосовского, другой – в Центральный институт травматологии и ортопедии ЦИТО. А для правительственного 4-го управления завод в течение 80-х годов изготовил четыре медицинских автобуса ЗиЛ-118КС со стандартной высотой крыши. Их оснастили медицинским оборудованием ведущих европейских фирм.

Читайте также:  Автомобиль собираем сами из набора

Источник

ГИБДД запрещает водителям пропускать машины «Скорой помощи» с включенными спецсигналами

И это при том, что недавних пор за подобное пренебрежение водителю грозит штраф 3000—5000 рублей или лишение «прав» на 3—12 месяцев. А между тем, если внимательно читать российские ПДД, выясняется, что просто так взять и уступить дорогу машине скорой медицинской помощи или патрулю ГИБДД, нагоняющему твою машину сзади, не нарушив Правила просто невозможно. Более того — свод дорожных законов это прямо запрещает! Не верите? Судите сами.

Открываем п. 3.2 ПДД, согласно которому «при приближении транспортного средства с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства». Все просто, не правда ли?

А теперь читаем п. 1.2 все тех же ПДД. Он разъясняет, что «уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

То есть, в ситуации, когда ваша машина идет в левом ряду, а ее сзади нагоняет «скорая» с включенной «люстрой» и сиреной, вы не имеете права ехать дальше, не имеете права остановиться и не имеете права перестроиться в соседний ряд (осуществить маневр).

По факту, чтобы не нарушить требований текущей редакции ПДД, вы обязаны вместе со своим авто в прямом смысле раствориться в воздухе. Разумеется, осуществить подобный фокус физически невозможно. И чтобы выполнить требование «уступить дорогу», максимально следуя букве Правил, вам придется… продолжать движение в той же полосе не меняя скорости! Не обращая внимания на «светомузыку» и завывания спецсигнала за кормой. Парадокс, но это так.

И все потому, что текст ПДД обычно пишут специально обученные чины из Научного центра безопасности дорожного движения МВД РФ (ФКУ «НЦ БДД МВД России»), а потом он проходит кучу согласований в прочих заинтересованных ведомствах и в финале утверждается Правительством РФ.

Семейная ценность: длительный тест-драйв KIA Cerato

Завышенная проходимость: тест-драйв обновленного KIA Rio X-Line

И все это сонмище высокооплачиваемых государственных служащих при создании ныне действующих Правил не удосужилось представить в уме вышеописанную дорожную ситуацию.

А ведь это — совсем не бином Ньютона. В соседней Белоруссии, например, аналогичный нашем п. 1.2 ПДД РФ п. 2.76 ПДД РБ содержит специальную оговорку: «уступить дорогу (не иметь преимущества) — требование, означающее не возобновлять движение, снизить скорость движения вплоть до остановки транспортного средства или не осуществлять какой-либо маневр (за исключением требования освободить занимаемую полосу движения, подаваемого регулировщиком или водителем транспортного средства оперативного назначения)».

Почему у нас до сих пор никто до этого не додумался и каждый водитель, машину которого нагоняет авто экстренной службы с включенными спецсигналами — нарушитель ПДД по определению и, по идее, должен быть оштрафован? Или такая правовая коллизия создавалась придорожными полицейскими намеренно?

И еще в связи с этим имеется вопрос к отечественной Фемиде: насколько же некомпетентны российские судьи, если лишают граждан «прав» за непропуск машин «Скорой», если ныне действующие ПДД фактически запрещают их пропускать?

Источник

Комплектация скорой помощи

Автомобиль для скорой помощи – представляет собой такой транспорт, который оборудован специально и комплектуется необходимыми средствами для оказания человеку помощи. И каждая машина скорой должна иметь правильную комплектацию и быть надежной. От этих факторов зависят во многом человеческие жизни. Надо сказать, что комплектация скорой помощи всегда включает в себя удобные кресла, на которых располагается медперсонал.

Комплектация машин скорой помощи

Всегда входят в комплектацию носилки. Есть в машине полки, на которых можно разместить оборудование и медикаменты. Непременно должна быть в такой машине хорошая звукоизоляция и теплоизоляция. В машине скорой должны располагаться на потолке источники света, непременно должен быть прозрачный люк.

Всегда в рабочем состоянии у транспорта должен быть глушитель, чтобы выхлопные газы не отравляли самого водителя и медицинский персонал, а также пациента. Двери должны всегда быть раздвижными. Есть разные классы скорой. И в зависимости от класса отличается оснащение.

Надо сказать, что в таких машинах есть аппарат для вентиляции легких, штатив для капельниц, аппарат для наркоза, небулайзер, реанимационные и акушерские наборы, дефибриллятор, комплект шин, электрокардиограф.

Некоторые компании поставляют сразу автомобили с полной комплектацией, и они изначально продуманы были как машины скорой помощи. Полная комплектация скорой помощи крайне важна и многие клиники выбирают именно такие укомплектованные машины. Но машина выбирается исходя из конкретного случая. Когда диспетчер принимает вызов, он определяет, насколько тяжелое состояние у пациента.

Итак, давайте рассмотрим, какой может быть комплектация скорой помощи, если это класс С.

Оснащение автомобиля скорой медицинской помощи класса “С”

Дефибриллятор с монитором и полным техническим оснащением (электроды для детей и взрослых, встроенное печатное устройство, функционал для измерения давления и т. д.)

Электрокардиограф с тремя каналами и автоматической системой управления (возможность подключения к девайсам, индикатор отображения данных, запись всех снятых показаний, отображение электрокардиограммы с последующей обработкой данных)

Переносной инструмент для считывания показаний электрокардиограммы с функциями подключения к девайсам, измерения температуры тела, артериального давления, и пульса. Удобное и компактное устройство для со встроенным монитором для отображения частоты пульса как у детей, так и у взрослых.

Читайте также:  Авторынок в казахстане бу автомобили цены

Аппарат используется в комплекте с газовым баллоном, ёмкостью свыше 1 л. Оснащён автоматической системой контроля уровня подачи кислорода. Оснащен функцией ограничения концентрации анестетика не более 70%. Исправно выполняет свои функции как при объединении с аппаратом искусственной вентиляции лёгких, так и без него

Аппарат для искусственной вентиляции лёгких с удобной системой управления и навигации. Портативный и легко управляемый аппарат для улучшения проходимости воздуха в лёгких как у детей, в возрасте от 1-го года, так и у взрослых. Также в комплект входит трубки для вентиляции лёгких у детей и взрослых, а также ингаляционная маска

Может использоваться как в комплекте с препаратом для искусственной вентиляции лёгких, так и без него. Используется только вместе с кислородными баллонами, а также специальными сумками (кофрами). Работают только в комплекте с газовыми баллонами, ёмкостью не менее 1-го литра

Когда Вы обращаетесь в частную скорую помощь, Вы можете быть уверены в том, что оснащение ее самое полное. И предназначена подобная машина для того, чтобы уже в ней врачи начали спасать пациента, провели все необходимые мероприятия и довезли благополучно больного до больницы, где ему уже будут оказывать дальше медицинскую помощь.

Источник

Новые кареты для «скорой»

По статистике каждый третий россиянин хотя бы раз в год звонит в «скорую». Модернизация системы скорой помощи – ключевой компонент не только в развитии программы здравоохранения, но и социально значимый проект в масштабах всей страны. Сегодня в России примерно 20 тыс. медицинских автомобилей, и около половины из них находятся в изношенном состоянии. В рамках национального проекта «Здравоохранение» дочернее предприятие Ростеха занимается обновлением автопарка скорой медицинской помощи в регионах страны.

Новая «скорая»: быстрее и эффективнее

Модернизация системы скорой помощи – один из ключевых элементов в программе развития здравоохранения. Речь идет, в первую очередь, об оптимизации работы системы – развитии, обновлении, информатизации. Важным компонентом программы является обновление автопарка скорой помощи.

Скорая помощь ежегодно принимает около 45 млн вызовов, почти каждый третий россиянин раз в год обращается в «скорую». При этом сегодня в России около 20 тыс. медицинских автомобилей, более половины которых находятся в изношенном состоянии. При эксплуатации автомобилей «скорой» считается, что существенный износ происходит уже после трех лет работы, а после пяти – машину нужно менять.

Обновлением автопарка скорой помощи в регионах России занимается компания «РТ-Социальная сфера», которая реализует проекты, инициированные Агентством инвестиций в социальную сферу совместно с Госкорпорацией Ростех. Предприятие приобретает медицинские автомобили у производителей, оснащает их необходимой медтехникой и поставляет в российские регионы. Кроме того, «РТ-Социальная сфера» предоставляет субъектам России услугу по транспортному содержанию автопарка скорой помощи. Компания берет на себя и техническое обслуживание специализированных автомобилей, и сервисное сопровождение их медицинского оснащения. Таким образом, с руководителей станций скорой помощи снимается головная боль за многие организационные вопросы и больше времени остается на профильные заботы.

Эффективная «скорая» – это не только качество самого автомобиля, для пациента крайне важно и качество медтехники, которой оснащается карета скорой помощи. Медицинское оборудование для автопарка «РТ-Социальная сфера» поставляется холдинговыми компаниями Ростеха. В комплектацию каждого автомобиля входит более 50 единиц современной медтехники.

Помощь приходит вовремя

В уходящем году «РТ-Социальная сфера» поставила в регионы более 250 машин скорой помощи. Парк «неотложек» был обновлен в Самарской, Кемеровской, Свердловской областях и в Республике Татарстан. Кроме того, в двух регионах – ХМАО и Новосибирской области – были обновлены мобильные медицинские комплексы. Это своеобразные мини-поликлиники на колесах, которые используются для оказания медицинских услуг в отдаленных районах, где стационарная медпомощь отсутствует.

В ноябре правительство распорядилось ускорить процесс обновления парка машин скорой помощи. Эта мера поможет эффективнее бороться с последствиями распространения коронавируса. На закупку 2 тыс. единиц автотранспорта выделено более 1,4 млрд руб. бюджетных средств. Машины будут использоваться для доставки пациентов, выезда врачей на вызовы, а также для перевозки биологических материалов для исследований и доставки лекарственных препаратов до жителей отдаленных районов.

В рамках правительственного поручения «РТ-Социальная сфера» уже поставила в Свердловскую область 105 карет скорой помощи. Из них 35 машин для отдаленных населенных пунктов и 70 машин для трех крупнейших городов региона − Первоуральска, Каменска-Уральского и Нижнего Тагила. Последние выйдут на линию в феврале следующего года. Кроме того, были обновлены три фельдшерских автомобиля для перевозки врачей на «ковидные» выезды. Такая помощь оказалась очень вовремя, ведь система здравоохранения из-за пандемии почти целый год работает в режиме повышенной нагрузки.

Водители и медики уже оценили новые машины − удобные, эргономичные, оборудованные современной техникой. Новые «неотложки» для отдаленных населенных пунктов имеют просторный салон, колесную формулу 4х4, оснащены отопительной системой и климат-контролем, что позволяет медикам в комфортных условиях выполнять работу в любое время года.

По словам представителей «РТ-Социальная сфера», программа масштабируется. На очереди подключение пяти следующих регионов. Региональные власти от сотрудничества только выигрывают, ведь «РТ-Социальная сфера» не ограничивается комплексными услугами по обслуживанию автопарка «неотложек», но также занимается оснащением медучреждений. За счет прямых контактов с производителями в составе Госкорпорации и больших объемов закупок «дочка» Ростеха может предложить выгодные цены на медицинское оборудование, что позволяет сэкономить бюджетные средства региона.

Источник

Ответы на популярные вопросы