Автомобиль пожарный анр обозначение

Содержание
  1. Обозначения пожарных автомобилей
  2. Типовая схема обозначения пожарных автомобилей
  3. Графические обозначения пожарных автомобилей
  4. Пожарный насосный автомобиль
  5. Задачи
  6. Устройство
  7. АНР-40 (130)-127
  8. АНР 40-1.4 (43118)
  9. Насосные агрегаты пожарных автомобилей
  10. Пожарный рукавный автомобиль
  11. АР-2 (131) 133
  12. АР-2 (КамАЗ 43114)
  13. АР-2 (КамАЗ 5350)
  14. АР-2 (Урал 5557)-56ВР
  15. Тактико-технические характеристики пожарных автомобилей АНР и АПП
  16. Автомобиль первой помощи – что это
  17. Пожарная «Газель» – описание
  18. История создания
  19. Назначение
  20. Конструктивные особенности
  21. Технические характеристики
  22. Автомобиль насосно-рукавный
  23. Описание и основные сведения
  24. Задачи АНР
  25. Устройство
  26. АНР-40 (130)-127
  27. АНР 40-1.4 (43118)
  28. Тактико-технические характеристики
  29. Сходства и отличия
  30. Выводы
  31. Пожарные автомобили: определение и классификация
  32. Классификация
  33. Основные
  34. Специальные
  35. По проходимости
  36. От величины допустимой полной массы
  37. По климатическому исполнению
  38. По посадочной формуле
  39. По компоновочной схеме
  40. По области применения
  41. Обозначение и расшифровка
  42. Цветографические схемы

Обозначения пожарных автомобилей

Кроме общей классификации ПА и оборудования в своей работе спасатели пользуются условными обозначениями, которые наносятся на корпус пожарных автомобилей и являются средством идентификации возможностей спецтранспорта. Общая структура обозначений пожарных автомобилей регламентирована ГОСТом Р 53247-2009 «Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения». Машины старого фонда могут иметь маркировку согласно ГОСТу 21392-75 «Транспортные средства оперативных служб, цветографические схемы, опознавательные знаки, специальные световые и звуковые сигналы», который утратил силу в системе законодательства РФ.

Типовая схема обозначения пожарных автомобилей

Система обозначений базируется на классификации пожарных автомобилей и представляет собой свод тактических возможностей надстройки и оборудования, которым укомплектована машина. Независимо от типажа техники символы, которые наносят на корпус ПА, должны иметь структуру: XXX ХХ-ХХ/Х (ХХХХ) мод. ХХА-ХХ XX X.

Набор основных параметров в маркировке машин зависит от типа ПА.

АЦ, АПС · Объем цистерны, м 3

· Вместимость пенобака, м 3

· Мощность комбинированного насоса, нормальное/высокое давление, л/с

· Мощность лафетного ствола по подаче воды и пенообразователя, л/с

АП · Запас огнетушащего порошка, кг

· Расход лафетного ствола, л/с

АПТ · Вместимость цистерны для пенообразователя, м 3

· Производительность насоса, л/с

АКТ · Объем цистерны, м 3

· Мощность насоса, л/с

· Запас ОТП, кг

АГВТ · Расход газоводяной смеси, кг/с
АНР · Мощность насоса при номинальных оборотах, л/с

· Напорные рукава, м

АВД · Мощность насоса при номинальных оборотах, л/с

· Напор насоса при номинальном числе оборотов, м вод. ст.

АГТ · Запас огнетушащего газа, кг
АСО, АГ, АСА · Мощность электрогенератора, кВт
АД · Мощность вентустановки, тыс. м 3 /ч
АШ, АОС, АПП · Количество мест боевого расчета
АЛ, АКП, ППК · Рабочая высота, м
АР · Запас напорных рукавов, м

Согласно ГОСТу 15156-69 машины, используемые в северных регионах, в дополнении к буквенной маркировке по общей классификации обязательно получают букву «С». Например, АЦ (С), АА (С).

Читать условные обозначения следует так:

АКТ 2,0/2000-40/60 (4310) модель XXX

В системе условных знаков ПА используются красный и белый цвета. Кабина и кузов всегда окрашены в красный, а вся буквенно-цифровая информация наносится белой краской. Ходовая часть всегда черная. Колена лестниц, авто- и пеноподъемник окрашиваются в белый или серебристый цвет. Части оборудования, выступающие за общие габариты автомобиля, оформляются чередующимися белыми и красными полосами.

В определенных частях кузова указывается тип ПА, город и часть приписки. Оформление этого вида техники не предполагает использования рекламных надписей и замену цвета основной информации.

Отдельно приняты условные обозначения по области применения машин:

Графические обозначения пожарных автомобилей

Кроме специальных символов для спецтехники был разработан перечень графических изображений. Он регламентирован:

Графические знаки разработаны для каждого типа ПА:

Источник

Пожарный насосный автомобиль

Пожарные насосно-рукавные автомобили считаются основным техническим средством для подачи к месту пожара воды из удаленных источников. Они могут выполнять эту задачу самостоятельно или работать совместно с автоцистернами или насосными станциями. Для подачи воздушно-механической пены используют вывозимый пенообразователь или осуществляют его забор из дополнительной емкости. Такой автомобиль оборудован насосом и полным комплектом рукавов.

По общепринятой классификации пожарный насосно-рукавный автомобиль относится к классу техники общего применения и считается вторым по распространенности видом машин после автоцистерн. Отличие АНР от АЦ состоит в отсутствии емкости для воды или огнетушащих веществ. Высвободившееся пространство адаптируют для увеличения численности боевого расчета. Если на АЦ кабины рассчитаны на 3-7 человек, то АНР способен доставить к месту возгорания до 10 бойцов.

Задачи

Задачи, возложенные на пожарные насосно-рукавные автомобили, во многом схожи с тем, что выполняют все транспортные средства общего применения.

Непосредственно от АНР требуют:

Кроме специфических задач, которые ставятся перед этим видом спасательной техники, выделяют и особенности ее эксплуатации. После завершения операции подъем рукавов осуществляется механизировано. Максимальная глубина открытого водоисточника относительно уровня модуля должна составлять не более 15 метров или 60 метров от поверхности воды до насоса.

Устройство

Конструктивно АНР мало чем отличается от АЦ. Машина оснащена пожарным насосом, имеет систему дополнительного охлаждения, вакуумную систему, КОМ и газоструйный вакуумный аппарат. В перечень основного оборудования включены воздушно-пенные стволы, стволы РС-70 и СРК-50, генератор пены, ручные пожарные лестницы. Технические особенности таких транспортных средств зависят от его базового шасси.

АНР-40 (130)-127

Наиболее распространенной моделью, стоящей на вооружении МЧС, является АНР-40 (130)-127, базой которой стал ЗИЛ-130. Кабина и кузов у нее цельнометаллические.

Этот «ветеран» рассчитан на доставку к месту пожара боевого расчета в количестве 9 человек. Спецификой компоновки считается расположение насоса в КБР. Двигатель автомобиля непрерывно работает в течение 6 часов при +35°С. Этому способствует система охлаждения. Теплообменник двигателя связан со змеевиком КПП и полостями насоса. Вода через него поступает в радиатор, затем на змеевик, охлаждая всю систему.

Пенобак расположен под полом. Отверстие для заполнения его ОТВ находится в задней части автомобиля и выведено сверху кузова. Для отведения воздуха, образующегося при заполнении системы пенообразователем, предусмотрена дополнительная трубка. На передней стенке пенобака имеется патрубок для соединения с трубопроводом пеносмесителя. Обогрев бака происходит за счет энергии выхлопных газов.

Насосный отсек пожарного автомобиля АНР-40 (130)-127 расположили посередине. Напорные задвижки вынесли на борта. Всасывающий патрубок выведен на фронтальную зону (на передний бампер), благодаря чему эта модель АНР успешно справляется с подъездом к любому водоисточнику без предварительного маневрирования. Трубопровод для забора пенообразователя из сторонней емкости расположен в левой части.

Преимуществом АНР-40 (130)-127 считается наличие восьми отсеков для хранения пожарно-технического оборудования. Здесь все продумано для быстрого боевого развертывания. Рукава хранятся в средней части автомобиля между стойками и уложены там змейками. Это позволяет при развертывании выложить их в одну или две линии на ходу. Рукавная катушка монтируется в задней части машины. На нее может быть намотано до 120 метров рукавов диаметром 66-77 мм. При прокладке линий она снимается и перекатывается на пневмоколесах.

Тактико-технические характеристики АНР-40 (130)-127 с установкой на водоисточники.

194,44…121,53

Количество мест пожарного расчета 9
Вместимость бака пенообразователя, л 350
Марка насоса ПН-40У
Подача воды при высоте всасывания 3.5 м, л/с 40
Напор, м 100
Время работы ствола СВП-4, мин. 12.15
Время работы генератора ГПС-600, мин. 16.2
Площадь тушения пенами, м 2

низкой кратности при I тр = 0,1…0,15л/(с*м 2 )

средней кратности при I тр = 0,05…0,08л/(с*м 2 )

Объем тушения пеной средней кратности при Кз=3 (4- или6% раствор пенообразователя), м 3 291,66…194,44

АНР 40-1.4 (43118)

Автомобиль, разработанный на шасси КамАЗ 43118. Используется для доставки на место пожара бригады спасателей, напорных рукавов и ПТВ. Основная сфера применения – пожары в городской черте и на промышленных объектах. Выполняет задачи по прокладке линий рукавов от водоисточника к месту возгорания, тушение огня водой или воздушно-механической пеной.

Конструктивной особенностью является модульный каркасно-сварной кузов. Первый модуль включает в себя цистерну для воды, пенобак и отделения для ПТВ. Второй – отделение ПТВ, совмещенное с насосным.

Кабина в этой модели цельносварная с двухрядным салоном. Несмотря на общие габариты машины, она рассчитана на 6 посадочных мест, включая водителя. Для прогрева кабины и насоса используется автономный дизельный отопитель. Возможность индивидуальной комплектации позволяет эксплуатировать этот автомобиль в разных климатических условиях: по желанию заказчика дополнительно может быть добавлено утепление пенобака пенополиуретаном, обогрев топливозаборников и топливопривода, утепление аккумулятора. Насосный агрегат пожарного автомобиля АНР 40-1.4 (43118) – НЦПН 40/100 с наибольшей геометрической высотой всасывания 7.5 м, наибольшее время при этом составляет не более 40 секунд.

ТТХ АНР 40-1.4 (43118) с установкой на водоисточники.

555,56…347,22

Количество мест пожарного расчета 6
Вместимость бака пенообразователя, л 1000
Марка насоса НЦПН 40/100
Подача воды при высоте всасывания 7.5 м, л/с 40
Напор, м 100
Время работы ствола СВП-4, мин. 34.72
Время работы генератора ГПС-600, мин. 46.3
Площадь тушения пенами, м 2

низкой кратности при I тр = 0,1…0,15л/(с*м 2 )

средней кратности при I тр = 0,05…0,08л/(с*м 2 )

Объем тушения пеной средней кратности при Кз=3 (4- или6% раствор пенообразователя), м 3 833,33…555,55

На базе КамАЗа разработаны также АНР 100-2.0 (65111), АНР 150-3.0 (65111), АНР 100-2.0 (43118), АНР 40-800 (43253).

Насосные агрегаты пожарных автомобилей

Основным элементом техники класса АНР являются насосы. Они различаются принципом действия и рабочим давлением. По принципу действия выделяют:

Самыми распространенными считаются поршневые насосы. Чаще всего именно они выполняют работу при тушении небольшого очага возгораний. Из динамических на АНР ставят центробежные насосы, которые являются подвидом лопастных. Наиболее часто встречаются модели ПН-40У и НЦПН-40/100.

Автомобили советских времен комплектовались установками ПН-40У. Буква «У» в названии обозначает «универсальный», а число «40» – водоотдачу в литрах за секунду. Исключение составляют аэродромные машины, на которые ставят модели ПН-60. Насосные же станции требуют более производительных агрегатов ПН-100. Их отличие от универсального насоса только в размере и весе, так как их корпус делается из чугуна, а в 40У из алюминиевого сплава. Корпус составляет единую деталь с емкостью для масла. Конструкция предусматривает наличие задвижек, коллектора, напорных патрубков, водопенных коммуникаций со смесителем.

Усовершенствованной версией ПН-40 считается модель НЦПН-40/100, способная подавать распыляющие струи небольшого диаметра.

Серия ПН получила распространение из-за простоты конструкции и надежной работы. Это агрегаты, которые дают постоянный напор воды, не нуждаясь при этом в дополнительном двигателе. Их КПД доходит до 58%. Единственный недостаток – невозможность забора воды из открытого водоисточника, поэтому на АНР дополнительно ставят вакуумную систему.

Источник

Пожарный рукавный автомобиль

Пожарные рукавные автомобили выполняют задачу по доставке в зону возгораний запаса пожарных рукавов до 5000 м, их механизированной прокладке и уборке магистральных линий. Используются для подачи объема воды и огнетушащих средств на значительном удалении. Совместимы с другими техническими средствами, обеспечивающими работу пожарных расчетов в зоне крупных аварий: передвижными насосными станциями, автоцистернами и АНР.

По ГОСТу Р 53247-2009 рукавный пожарный автомобиль относится к спецтехнике. Специфика его эксплуатации становится определяющим фактором переоборудования базовых машин. Обязательным условием является полноприводное шасси, благодаря чему можно реализовать функцию раскатки линий во время движения автомобиля. Из-за значительного метража имеющихся в комплекте рукавов в основное оборудование включен механизм для их скатки и погрузки. Далее они, сложенные гармошкой, транспортируются в специальных отсеках кузова или на крыше АР. Обязательное условие – наличие вентиляции под кузовом.

Сегодня на вооружении МЧС стоят рукавные пожарные автомобили АР-2 на шасси ЗИЛ, Урал и КамАЗ.

АР-2 (131) 133

Транспортное средство на базе шасси ЗИЛ-131. Доставляет в зону ЧС оперативную бригаду и запас напорных рукавов трех диаметров: 77, 100 или 150 мм и длиной 2.04, 1.76 и 1.34 км.

Компоновка основных узлов автомобиля делает его универсальным техническим средством для выезда на пожары в городской или сельской черте, а также на промышленных предприятиях. Полноприводное шасси повышает проходимость машины. Одним из элементов безопасности на дороге является лебедка в передней части пожарного ЗИЛ-131. Она приводится в действие механической односкоростной КОМ с пределом отбора 22 кВт (30 л.с.) и двумя карданными валами с промежуточной опорой.

Кабина в этой модели трехместная. За ней располагается цельнометаллический кузов, впереди и сзади которого имеются ящики. Их двери используют как площадку для погрузки рукавов. В полу кузова проложена система вентиляции, обеспечивающая просушку инвентаря во время доставки его с места пожара на базу.

Внутри кузов при помощи быстросъемных стоек делится на секции. Расстояние между ними меняют в зависимости от диаметра перевозимых рукавов. Количество таких стоек рассчитывается с ориентацией на оборудование наименьшего диаметра.

Перед укладкой рукавов линии разъединяют. Для скатки используют механизм, расположенный в передней части машины. Его привод работает от вала лебедки. При погрузке скаток включают подъемный механизм с пневмоприводом.

В АР-2 (131) 133 полностью сохранено электрооборудование базового шасси. В дополнение к нему поставлена фара-прожектор, сигнальная фара и задняя фара, подсвечивающая место прокладки линий.

Характеристики пожарного рукавного автомобиля АР-2 (131) 133.

Количество мест в кабине 3
Рукава, шт.

102

Скорость выкладки, м/с 9
Тип лафетного ствола ПЛС-60КС
Полная масса 10425
Габариты, д*ш*в, мм 7275*2536*3030
Мощность двигателя, кВт 110
Расход топлива, л/100 км 40

АР-2 (КамАЗ 43114)

Базой для этого транспортного средства стало шасси 6×6 КамАЗ-43114. Кабина у него полностью сохранена и рассчитана на три посадочных места, включая водительское кресло. Кузов крепится к шасси при помощи стремянок. Внутреннее его пространство по бокам разделено продольными секциями, в которых перевозят уложенные в «гармошку» рукава. Середина – проход для свободного доступа к оборудованию. В средней части допустимо хранение рукавов в скатке. Кузов открывается со всех сторон: боковины у него в виде шторок, а задние двери откидные. Боковые отсеки, расположенные в нижнем ярусе кузова, закрываются откидными дверцами с подножками.

ТХ АР-2 (КамАЗ 43114).

Количество мест в кабине 3
Рукава, м/шт

АР-2 (КамАЗ 5350)

Уникальность этой модели АР состоит в кузове, изготовленном из сборных алюминиевых профилей с полностью скрытыми крепежными деталями. Такая технология позволила повысить устойчивость металлических частей автомобиля к коррозии. Также модульная система дала возможность модификации кузова в период использования машины.

В остальном же эта модель по техническим характеристикам схожа с АР-2 (КамАЗ 43114).

Количество мест боевого расчета 3
Рукава, м

1200

Тип лафетного ствола LS-S40
Расход лафетного ствола, л/с 60
Габариты, д*ш*в, мм 8250*2550*3700
Полная масса, кг 16150

АР-2 (Урал 5557)-56ВР

Еще один автомобиль, эксплуатируемый при выезде на крупные пожары – АР-2 (Урал 5557)-56ВР. Он выполняет все функции, возложенные на данный вид спецтехники. Перевозит рукава 77, 100 и 150 мм длиной 2.0, 1.34 и 1.76 км. Благодаря лафетному стволу может быть задействован при тушении возгораний воздушно-механической пеной.

Источник

Тактико-технические характеристики пожарных автомобилей АНР и АПП

Группа основных пожарных автомобилей включает в себя машины разнообразной направленности. Самая известная из них – автоцистерна (АЦ). Есть еще два авто, по назначению схожих с АЦ – автомобиль первой помощи (АПП) и автомобиль насосно-рукавный (АНР).

Автомобиль первой помощи – что это

АПП пожарный автомобиль представляет собой малогабаритную и маневренную установку. Относится к основным пожарным машинам. Экипировка меняется в зависимости от области использования. Обычно содержит следующее оснащение:

Пожарная «Газель» – описание

АПП на базе модели «Газель» внешне напоминает маршрутное такси красно-белого окраса. Главное отличие от общественного транспорта – отсутствие большого количества окон.

Условно пожарная Газель разделена на три части:

На крыше кузова обычно крепится лестница и рукава от цистерны.

История создания

Раньше АПП назывались «автомобилями быстрого реагирования». Первыми моделями таких машин считаются АПП-0,5 и АПП-2. Они были выпущены в 1994 году Жуковским машиностроительным заводом.

Позже, в 2003 году, был проведен эксперимент, в ходе которого была доказана эффективность АПП на возгораниях начальной стадии в зданиях и на автотранспорте. Таким образом, было налажено массовое производство АПП.

Назначение

Вопреки расхожему мнению, автомобиль первой помощи пожарный служит не для оказания медицинской помощи. Его предназначение в тушении возгорания. Основные цели использования АПП можно описать в нескольких пунктах:

Назначение АПП схоже с целями использования автоцистерн. Однако машины первой помощи выигрывают у АЦ в скорости передвижения. Наиболее выгодно АПП проявили себя на пожарах в частном секторе и в результате ДТП.

Конструктивные особенности

К особенностям конструкции АПП можно отнести следующие детали:

Технические характеристики

Технические параметры АПП разнятся от одной модели к другой. К характеристикам относятся:

К АПП предъявляются некоторые требования. ГОСТ Р 53247-20009 определяет следующие нормы:

Автомобиль насосно-рукавный

АНР пожарный автомобиль относится к основным машинам. Их популярность значительно упала из-за появления на рынке более универсальных пожарных авто. И все же в некоторых сферах насосные машины все еще используются.

Описание и основные сведения

АНР выглядит как классический пожарный автомобиль с условными обозначениями. Его особенность в том, что основной действующий механизм машины – насос. В авто нет цистерны с водой – вместо нее поставлена более вместительная кабина для пожарного расчета. Машина иногда снабжается емкостью с пенообразователем.

На заметку. Основная функция АНР – закачка воды из местного источника. Запас пожарных рукавов позволяет забирать воду даже из удаленных водоемов.

Задачи АНР

Назначение насосного автомобиля во многом схоже с предназначением автоцистерны:

Насосная машина может прокладывать рукавные линии на значительные расстояния. При этом забор воды осуществляется из любого водоема, а также с мостов. При таких качествах АНР выгоднее всего использовать на природных пожарах, например, в лесу.

Устройство

АНР можно разделить на несколько частей:

К обязательной комплектации относятся:

Конструкция АНР обладает несколькими особенностями, к которым относятся следующие параметры:

АНР-40 (130)-127

Одной из первых выпущенных моделей насосного автомобиля была АНР-40 (130)-127. Партию машин произвели в 70-х годах прошлого столетия на Прилукском заводе. До насосных автомобилей в СССР выпускали АН (автонасосы), в которых рукава хранились в скатке. Инновацией АНР стало укладывание шлангов «гармошкой», что позволило авто прокладывать линии на ходу. Также машина была оснащена пенобаком и кабиной на 9 человек пожарного расчета.

АНР 40-1.4 (43118)

В противовес предыдущей модели АНР 40-1.4 (43118) – наиболее современный вид насосного автомобиля. Главное отличие машины в том, что на ней установлена цистерна с водой, что нетипично для всех АНР. Авто производится Уральским заводом пожарной техники. По сравнению с классическим насосным автомобилем, АНР 40-1.4 (43118) обладает большими размерами. Машину можно разделить на несколько частей:

Кабина и кузов подогреваются автономным дизельным отопителем.

Тактико-технические характеристики

К ТТХ насосных автомобилей относят следующие показатели:

Сходства и отличия

АПП и АНР схожи во многих показателях:

По нескольким параметрам автомобили все же отличаются друг от друга:

Выводы

АПП плохо подходят для тушения объемных возгораний на больших площадях. Тем не менее на пожарах в частном секторе, на дорогах и в жилых домах им нет равных. АПП оперативно прибывает на место происшествия, что способствует более быстрой борьбе с огнем и спасению человеческих жизней.

АНР могут быть задействованы на всех пожарах, недалеко от которых есть водоем или водопровод. По своим характеристикам насосные машины наиболее подходят для тушения лесных возгораний. При наличии источника воды могут использоваться и на степных пожарах, возгораниях горных выделок. Стоит остановить свое внимание на АР-2- пожарный автомобиль, без которого сегодня невозможно представить ни одно тушение крупных возгораний.

Источник

Пожарные автомобили: определение и классификация

Пожары возникают и развиваются всюду, где есть горючие материа­лы и источники их воспламенения. Пожар – это неконтролируемое горе­ние. Он характеризуется большой скоростью распространения пламени, сопровождается выделением большого количества тепловой энергии и, следовательно, быстрым увеличением температуры вблизи очага горения.

Кроме того, в продуктах горения содержатся: сажа, окислы различных га­зов, ядовитые вещества и т.д.

Пожары характеризуются быстрым нарастанием опасных факторов пожара. Это и создает большую опасность для жизни людей и приводит к быстрому уничтожению материальных ценностей. Следовательно, необходимо как можно быстрее ликвидировать загорание и потушить пожар, т.е. создать условия, при которых процессы горения не могут развиваться.

Горению подвергаются материалы различного агрегатного состоя­ния. Тушение их требует применения огнетушащих веществ, обеспечивающих рациональный механизм тушения. Для его реализации в очаг горения должно подаваться необходимое огнетушащее вещество с определенной интенсивностью.

Таким образом, для успешного тушения пожаров следует выполнять два основных требования: как можно быстрее начать их тушение и подавать в очаг горения огнетушащие вещества требуемого состава и с необходимой интенсивностью. Эти два требования отражаются в технических характеристиках пожарной техники.

Пожарная техника – это технические средства тушения пожара, ограничения его развития, защиты людей и материальных ценностей от него.

В настоящее время пожарная техника охватывает большой арсенал различных средств: первичные средства пожаротушения, пожарные маши­ны, установки пожаротушения и средства связи.

Перед началом тушения пожаров могут выполняться ряд специальных работ: разведка пожара, удаление продуктов горения из помещений, спасание людей, вскрытие конструкций и т.д. Для выполнения этих работ требуется номенклатура специальных пожарных машин со специальным оборудованием.

Пожарная машина – это транспортная или транспортируемая машина, предназначенная для тушения пожара.

Для обслуживания личного состава и пожарной техники, особенно на крупных пожарах, используются вспомогательные пожарные машины.

Классификация

Пожарные машины создаются на основе различных транспортных средств:

Пожарными автомобилями укомплектовываются подразделения Государственной противопожарной службы (ГПС), а так же пожарной охраны различных министерств (железнодорожный транс­порт, лесное хозяйство и т.д.).

Пожарные автомобили состоят из: шасси (основы транспортного средства) и пожарной надстройки. Она может включать салон для боевого расчета, агрегаты различного назначения (пожарные насосы, механизмы автолестниц и т.д.), емкости для огнетушащих веществ, отсеки для пожарно-технического вооружения (ПТВ).

Разнообразие пожаров и условий пожаротушения, а также выполняемых работ при боевых действиях потребовали создания ПА различного назначения.

По основным видам выполняемых работ пожарные автомобили подразделяются на:

Ранее (до издания приказа № 555 от 18.09.2012 «Об организации материально-технического обеспечения системы МЧС России») существовал еще термин вспомогательные автомобили, которые обеспечивали функционирование пожарных подразделений. К ним относились: грузовые автомобили, топливозаправщики, передвижные ремонтные мастерские и др.

Основные пожарные автомобили, в свою очередь, состоят из пожарных автомобилей общего и целевого применения.

Основные пожарные автомобили Специальные пожарные автомобили
общего применения целевого применения
АЦ – автоцистерна
АНР – насосно-рукавный
АПП – первой помощи
АВД – с насосом высокого давления
АПС – пожарно-спасательный
АА – аэродромные
АП – порошкового тушения
АПТ – пенного тушения
АКТ – комбинированного тушения
АГТ – газового тушения
АГВТ – газоводяного тушения
ПНС – насосная станция
ППП – пеноподъемник
АЛ – автолестницы
АПК – автоподъемники коленчатые
АР – рукавные
ДУ – дымоудаления
ГДЗС – газодымозащитной службы
АСА – автомобили аварийно-спасательные
АШ – штабные

Основные

Основные пожарные автомобили – предназначены для доставки личного состава под­разделений ГПС, огнетушащих веществ и оборудования к месту пожара и подачи огнетушащих веществ в зону горения.

Основные пожарные автомобили общего применения – предназначены для тушения пожаров на объектах городов и в жилом сек­торе.

К пожарным автомобилям общего применения принято относить:

Основные пожарные автомобили целевого применения – обеспечивают тушение пожаров на объектах нефтехимической промышленности, аэродромах и др.

К пожарным автомобилям целевого применения принято относить:

Специальные

Специальные пожарные автомобили применяются для выполнения специальных работ на пожаре: подъема на высоту, разборку конструкций, освещения и др. В качестве главных параметров, характеристик пожарных автомобилей, определяющих функциональное назначение, используются, например, высота подъема автолестниц, мощность генератора аварийного спасательного автомобиля и т.д.

К специальным пожарным автомобилям принято относить:

По проходимости

В зависимости от проходимости пожарные автомобили делятся на 3 категории:

От величины допустимой полной массы

В зависимости от величины допустимой полной массы пожарные автомобили бывают:

По климатическому исполнению

Классификация пожарных автомобилей по климатическому исполнению:

По приспособленности к климатическим условиям пожарные автомобили делятся на три группы:

При создании пожарных автомобилей в климатическом использовании ХЛ (для холодного климата от −60 С° до +40 С° – пожарные автомобили в северном исполнении) их буквенное обозначение дополняется символом (С), например, АЦ (С), АП (С), АСО (С).

Принятая система обозначений пожарных автомобилей достаточно информативна и дает необходимые представления о функциональных возможностях оперативного использования конкретных моделей. Система доведена до сведения практических работников пожарной охраны и используется ими при заказе новых образцов пожарных машин.

Невозможно создать универсальный пожарный автомобиль, одинаково эффективный во всех случаях оперативного использования: подобная идеология решения проблемы обречена на провал. Поэтому каждый из представленных в типаже пожарный автомобиль был рассчитан на определенную область применения, исходя из которой определялись тип базового шасси и параметры пожарного автомобиля.

По посадочной формуле

По посадочной формуле пожарные автомобили делятся на автомобили с расчетом:

В посадочной формуле первой цифрой обозначен водитель, второй – численность личного состава.

По компоновочной схеме

По компоновочной схеме базового шасси в зависимости от места расположения кабины пожарные автомобили подразделяются на автомобили с кабиной, расположенной:

Расположение кабины определяет свободное компоновочное пространство, что важно при создании пожарного автомобиля. При этом определенные преимущества имеет передняя кабина, создающая условия для снижения габаритной высоты машины.

По области применения

Условно рекомендуемые области применения пожарных автомобилей в типаже разделены на следующие:

Первой в типаже названа основная область применения, под которую создается пожарный автомобиль; остальные области являются возможными (допустимыми).

Из представленных в типаже пожарные автомобили могут найти применение:

Эти области оперативного использования явились теми ориентирами, базируясь на которые предприятия получили возможность разрабатывать стратегию продаж пожарных автомобилей, начиная с момента их создания. Характерно, что подобный методологический подход к созданию пожарных автомобилей, с учетом области их предполагаемого использования, широко применяется за рубежом.

Обозначение и расшифровка

Разберем детально на примере АЦ 3,0-40/4 (4331) мод. XXX A – 01 MC TУ XXX-XX

В обозначениях пожарных автомобилей величину главного параметра указывают в следующих единицах измерений:

Еще примеры:

Для выделения пожарных автомобилей из общего транспортного потока в условиях и значительной плотности и интенсивности дорожного движения они долж­ны обладать определенной информативностью. Она осуществляется фор­мой изделия, окраской, световой и звуковой сигнализацией.

Цветографические схемы

Все изделия пожарной техники окрашиваются в красный цвет. Для усиления информативности в цветно-графической схеме используется контрастирующий белый цвет. Цветно-графическая схема, надписи и опознавательные знаки, а также требования к специальным световым и зву­ковым сигналам установлены стандартом. Разбивка окрашиваемых поверхностей, расположение надписей и обозначений устанавливаются в порядке, представленном на рисунке.

Цветографическая схема пожарного автомобиля на базе грузового шасси

На двери кабины указываются номер пожарной части и город, на корме – тип ПА, например АЦ, – автоцистерна и номер пожарной части. Согласно цветно-графической схеме, бамперы ПА окрашивают в белый цвет, ра­му, диски колес и видимые детали ходовой части – в черный.

Колена пожарных лестниц, авто- и пеноподъемников окрашивают в белый или серебристый цвет.

При выполнении оперативного задания информативность ПА усиливается звуковым и световым сигналами.

Тревожная световая сигнализация ПА создается светопроблесковым маяком синего цвета. Они работают от бортовой сети с напряжением 12 или 24 В, обеспечивая частоту мигания (2±0,5) Гц, при этом темная фаза не должна быть менее 0,2 с.

Звуковой сигнал может создаваться сиренами постоянного тока, подающими два или более чередующихся сигнала с частотой звучания от 250 до 650 Гц. Уровень звукового давления на расстоянии 2 м от сирены дол­жен находиться в пределах 110-125 дБ.

В качестве звукового сигнала может использоваться сирена, приводимая в действие отработавшими газами двигателя.

Источники: ГОСТ Р 53247-2009 Техника пожарная. Пожарные автомобили. Классификация, типы и обозначения; Преснов А.И., Каменцев А.Я., Иванов А.Г. и др. Пожарные автомобили: Учебник водителя пожарного автомобиля. –СПб: 2006; Учебное пособие «Пожарная техника». Издание 3 под редакцией Безбородько М.Д.

Источник

Читайте также:  Аккумуляторы для автомобиля глобал
Ответы на популярные вопросы
Adblock
detector