Автомобиль проданный по доверенности попал в дтп

Здравствуйте! Люди добрые подскажи если я продам машину по генеральной доверенности и новый хозяим попадет в аварию меня

Перед обращением в ГИБДД рекомендуем заранее заполнить заявление в ГИБДД и/или договор купли-продажи.

Для начала ознакомьтесь с тем, как продажу автомобиля по генеральной доверенности трактует Гражданский Кодекс РФ

Итак, почему не следует продавать автомобиль по генеральной доверенности.
Автомобиль будет числиться за Вами, следовательно, Вы являетесь его законным собственником, и несете за него ответственность (уплата ежегодного налога, если на данном а/м совершат преступление, будете давать малоприятные обьяснения в милиции и т.п.) Опыт показывает, что проданные авто во многих случаях доверенным лицом с учета не снимаются (куда только деваются. ), собственник встает перед выбором: бегать искать того, кому продал автомобиль (есть большие шансы, что авто дальше продано третьему лицу по генералке), или списывать его в ГИБДД. Есть еще один аспект: согласно Налоговому Кодексу собственник а/м после его продажи (т.е. переоформления, а не передачи по доверенности) должен подать декларацию в налоговый орган по месту жительства по форме 3-НДФЛ, в которой указать цену продажи а/м. А как Вы сможете указать цену, указанную в справке-счете при продаже авто, если фактически продажу осуществляет доверенное лицо без Вашего участия. Опять же, надо искать его и спрашивать. Если вспомнит, конечно.

Скажем, на Вас зарегистрирован автомобиль, который Вы продали 10 лет назад по генеральной доверенности, Вы, естественно, считаете, что никакого отношения к нему не имеете, уведомления и квитанции из налоговой инспекции при получении рвете и выкидываете. Налоговая инспекция, отчаявшись получить от Вас транспортный налог полюбовно, направлят дело в суд. Суд, действуя в соответствии с законодательством РФ, постановляет взыскать налог с Вас как с собственника ТС и направляет дело судебному приставу, который накладывает на Ваш автомобиль ограничение на снятие с учета.

Тут начинается самое интересное. Получив по почте решение суда, вы наконец решаете выяснить в чем дело. Выясненное не радует: Вы являетесь собственником стоящего на учете транспортного средства, в связи с чем обязаны платить за него налог независимо от того, есть оно у Вас в наличии или нет. Следующий шаг: кидаетесь в ГИБДД, чтобы списать автомобиль, однако Вам в этом отказывают из-за введенного ограничения судебного пристава. Топаете к приставу, он снимает арест только после того, как будут оплачены необходимые налоги. Итог: Ваши денежки уплыли в налоговую, Вы ругаете на чем свет стоит законодательство и немножко себя за нерасторопность. Не стоит продавать автомобили по генеральной доверенности.

Почему не следует покупать автомобиль по генеральной доверенности.

Во-первых, придя однажды на техосмотр или снятие с учета, Вы можете обнаружить, что на купленный по нотариальной доверенности автомобиль наложен арест судебными приставами на прохождение ТО, перерегистрацию и снятие с учета (точнее, сейчас это называется не аресты, а запреты). В этом случае останется либо требовать от собственника оплатить долги (если бы он хотел это сделать, сделал бы и без Вас) или самому гасить его долги, что, согласитесь, несколько обидно, тем более что сумма долга может быть очень большой, скажем, взыскиваемый ущерб после ДТП. Еще хуже, если при сверке номерных агрегатов при снятии с учета выясниться, что они перебиты. Варианты развития событий в этом случае смотри тут: Купил авто с проблемами (перебитые номера агрегатов, поддельные документы и т.п.) Еще, придя в ГАИ, можно обнаружить, что автомобиль вообще списан собственником, которому пришли налоги на ТС и он не смог или не захотел Вас найти, чтобы вручить налоговое уведомление. В этом случае придется восстанавливать ТС на учет и снимать уже для продажи и переоформления на Вас. Вроде бы, причин достаточно, чтобы немного поднапрячься и переоформить авто на себя при покупке, забыв таким образом о вышеперечисленных проблемах. Тем более, у Вас есть такой помощник, как этот сайт 🙂

Читайте также:  Акциз на импортные автомобили

Надеемся, у Вас не осталось вопросов по продаже автомобиля

Источник

Собственник продал машину на словах, а теперь заплатит за чужое ДТП

Один мужчина в Новгородской области ехал на жигулях и врезался в Тойоту Камри.

Когда стали разбираться, оказалось, что автомобиль принадлежал ему только на словах. Владелец машины и этот мужчина договорились, что когда-нибудь в будущем заключат договор купли-продажи, а пока пусть покупатель ездит без документов: денег-то у него все равно нет, а машину хочется. Собственник хотел себя обезопасить: вдруг переоформит машину, а денег не получит? Пусть уж лучше она по документам будет принадлежать ему.

Ни доверенность, ни договор мужчины тоже не оформляли, в ГИБДД переход права собственности не регистрировали. Единственное, что сделал собственник машины, — оформил полис ОСАГО с неограниченным количеством водителей. Правда, к моменту ДТП и его действие уже закончилось.

Пострадавший водитель Тойоты Камри не стал долго разбираться и подал в суд на них обоих: и на водителя, который управлял автомобилем в момент аварии, и на собственника, ведь по документам автомобиль принадлежал именно ему.

Аргументы сторон

Водитель Тойоты. Мужчина управлял жигулями на законном основании: автомобиль ему передали по договору купли-продажи, пусть и только устному. Он сам это подтвердил, когда сотрудники ГИБДД оформляли аварию. Но так как договор не зарегистрировали в ГИБДД и переход права собственности на машину не оформили, то виноваты оба — и водитель, и собственник. Они должны отдать мне деньги за ремонт — 60 тысяч рублей. Кто именно — без разницы, пусть между собой разбираются.

Собственник жигулей. В момент ДТП за рулем автомобиля был его новый владелец. Мы с ним договор купли-продажи не оформляли, потому что сейчас у него нет денег. На машине он ездит как бы в долг. Но мы все обговорили: как только появятся деньги, мы подпишем договор, я получу плату, а он зарегистрирует машину на себя. Я даже специально сделал страховку на неограниченный круг лиц, чтобы, если что, водитель мог всем доказать, что находится за рулем законно. Никакая доверенность не нужна: ведь по закону об ОСАГО главное, чтобы тот, кто за рулем, был вписан в страховку. А то, что на момент ДТП страховка закончилась, — это проблемы водителя, это же теперь его машина, должен был думать. Пусть он выплачивает эти деньги.

Водитель жигулей. Пожалуй, просто не пойду на судебные заседания. Пусть разбираются без меня.

Что сказали суды

За рулем машины, которая спровоцировала ДТП, был водитель, который якобы был ее новым собственником.

Но при этом договора купли-продажи машины нет, акта приема-передачи нет, переход права собственности на этого человека не зарегистрирован, деньги в счет покупки машины он собственнику не передавал. Доверенность на право управления машиной у него тоже отсутствует. Получается, что за рулем в момент аварии находился вообще посторонний человек.

Возмещать ущерб будет тот, на кого записан автомобиль. Никаких других вариантов тут даже быть не может.

Собственник жигулей не согласился с таким решением суда. Он уже больше года не пользовался машиной и, конечно, не хотел платить 60 тысяч за эту аварию. Он подал апелляцию.

Читайте также:  Автосалоны в кургане новых автомобилей киа

Ни собственник, ни водитель автомобиля не отрицали тот факт, что между ними заключен устный договор и автомобиль принадлежит водителю. Когда они заключали этот договор, действовал полис ОСАГО, по которому управлять автомобилем мог неограниченный круг лиц.

То, что этот полис закончился, а у водителя не было ни действующего полиса, ни документов на машину, не говорит о том, что водитель был за рулем неправомерно. Собственник ничего не должен возмещать, это ошибка райсуда. Разъяснения, на которые они сослались, касаются случаев причинения вреда жизни и здоровью, а не материального ущерба.

Решение суда первой инстанции отменяем. Виноват водитель, который находился за рулем жигулей в момент ДТП. Он должен выплатить владельцу Тойоты 60 тысяч рублей как возмещение ущерба, а еще 14 тысяч — как компенсацию судебных расходов. А владелец Тойоты должен возместить предыдущему собственнику жигулей его расходы на судебного представителя, так как он тут вообще ни при чем.

Такое решение не устроило уже владельца Тойоты Камри. У водителя жигулей не было денег даже на покупку старой машины — как же он выплатит 60 тысяч? Так дело дошло до Верховного суда.

Апелляционный суд ошибся. Доказывать, что машина сменила владельца, должен собственник. Если не докажет — он и возмещает ущерб.

Первая инстанция установила собственника автомобиля, а мужчина, который был за рулем жигулей, транспортным средством только пользовался. Суд апелляционной инстанции это не опроверг. Значит, доказывать, что автомобиль был продан, должен именно собственник, указанный в документах.

Отменяем апелляционное определение и возвращаем его обратно. Переделывайте.

Ой, и правда. Значит, решение районного суда надо оставить в силе.

Получается, что вред причинил водитель, который управлял автомобилем, не являющимся его собственностью. При этом собственник машины не застраховал ее по ОСАГО. Значит, он самостоятельно должен возмещать вред, причиненный чужому имуществу его транспортным средством.

Да, собственник убеждал нас в том, что на момент ДТП автомобиль ему уже не принадлежал. Но он ничем не мог это обосновать и никаких доказательств не представил. Он говорит, что заключил договор купли-продажи автомобиля, — но это только слова, документов-то нет. К тому же собственник передал право управления автомобилем третьему лицу без оформления каких-либо правомочий. С точки зрения закона владение транспортным средством должно основываться на юридическом, а не на фактическом владении. Собственник не смог доказать переход права собственности на автомобиль к водителю, поэтому и возмещать ущерб будет сам — как законный владелец.

Оставляем в силе решение суда первой инстанции. Собственник жигулей возмещает владельцу Тойоты все расходы — как на ремонт, так и судебные. Всего 74 тысячи рублей.

Что в итоге

Собственник хотел продать свой автомобиль, который, судя по всему, был ему не очень-то нужен, но не стал связываться с бумажками. Наверняка водитель и собственник были хорошо знакомы: ведь вряд ли кто-то отдаст постороннему человеку машину с условием заплатить за нее «когда-нибудь, когда деньги будут».

В результате виновник аварии как будто бы и ни при чем, а собственник автомобиля вместо дохода от продажи получил обязательство исполнить решение суда. Как он будет выяснять отношения с водителем — можно только догадываться.

Какие выводы можно сделать из этой истории

Если решите просто так дать кому-нибудь покататься на вашем автомобиле, будьте готовы платить за все нарушения и тем более ДТП. Не хотите платить за чужие ошибки — оформляйте хотя бы доверенность в простой письменной форме на управление автомобилем. Владельцу машины в этой истории было бы достаточно оформить такую доверенность и включить своего приятеля в действующий страховой полис. Этим он точно подтвердил бы, что передал ему право на управление автомобилем.

Читайте также:  Автомобиль соболь внутренние размеры

Но вообще-то сторонам в этой ситуации надо было заключить договор купли-продажи автомобиля. К этому документу нет каких-то особых обязательных требований, поэтому его можно было написать даже от руки. Единственное — договор должен быть составлен в трех экземплярах: для продавца, для покупателя и для ГИБДД.

Важно прописать в условиях договора цену и способ передачи денег от покупателя продавцу. Именно в этом пункте герой нашей истории — собственник жигулей — мог бы указать, что деньги покупатель передаст ему в течение, например, года.

Желательно составить акт приема-передачи автомобиля и написать расписку о получении денег. Но можно указать в тексте, что договор — это одновременно и акт, и расписка. После подписания договора и взаиморасчетов покупатель с договором должен в течение 10 суток прийти в ГИБДД и перерегистрировать машину на себя.

Еще один важный момент — семейное положение продавца. Договор купли-продажи автомобиля не относится к сделкам, для которых требуется нотариально заверенное согласие супруга. Но если продавец состоит в браке, лучше обзавестись простым письменным согласием супруга. Также продавец может гарантировать в договоре, что его супруг не возражает против продажи автомобиля.

Кратко

Вот как надо оформить продажу машины, чтобы не платить потом за нового владельца:

Или если у меня угнали автомобиль и угонщик попал на нем в ДТП. По логике ВС я должен за это отвечать?

Sergey, покупатель не отрицает свое нахождение за рулём ровно до тех пор, пока на него не будет подан гражданский иск. Тогда он скажет, что ничего не знает, и машину эту вообще впервые видит, как и ее владельца. Насколько я понимаю, тогда владелец будет каким-то образом доказывать обратное.

Никита, так я и написал же, что доказывать придется все равно.

Artemiy, п.1 ст. 1079 ГК РФ
«Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего».
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.)».

П. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 № 1
«О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина»:
«Источником повышенной опасности следует признать любую деятельность, осуществление которой создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека».

Поэтому суд, на мой взгляд, прав, а титульный владелец авто сам виноват, что поленился документально оформить передачу автомобиля другому лицу.

«Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего».

Sergey, если собственник оформил доверенность и ОСАГО, то не причём. Тут этого не было.

Источник

Ответы на популярные вопросы
Adblock
detector