Автомобиль срок полезного использования при вводе в эксплуатацию

Содержание
  1. Приобретение б/у автомобиля: как определить срок его полезного использования?
  2. Срок полезного использования грузового и легкового автомобиля
  3. Определение амортизационной группы легковых авто
  4. Сроки полезной эксплуатации авто по классам
  5. Авто представительского класса
  6. Классификация российских авто
  7. Грузовой транспорт: разделение на амортизационные группы
  8. Определение по техническим характеристикам
  9. Классификация
  10. Сроки полезного использования для новых и бывших в употреблении автомобилей
  11. Применение понижающих коэффициентов
  12. Применение повышающих коэффициентов
  13. Амортизация авто в бухгалтерском учёте
  14. Автомобиль на предприятии: спорные вопросы налогового учета
  15. Регистрация и начало амортизации
  16. Несколько слов о госпошлинах за регистрацию транспортных средств
  17. Определение срока полезного использования
  18. Приобретение подержанного автомобиля
  19. Подержанный автомобиль как объект ОС
  20. Трудности выбора амортизационной группы
  21. Ошибки бывшего собственника нужно исправить
  22. Налоговый кодекс в буквальном прочтении
  23. СПИ при линейном методе начисления амортизации
  24. Учитываем период эксплуатации бывшим собственником
  25. Запасаемся документами
  26. Проявляем полную самостоятельность
  27. СПИ по объекту ОС – предмету лизинга
  28. Применение нелинейного метода начисления амортизации
  29. Напоминание
  30. Бывший владелец сведения не представил

Приобретение б/у автомобиля: как определить срок его полезного использования?

Казенное учреждение приобрело объект основных средств (легковой автомобиль), ранее бывший в эксплуатации. Как определить срок его полезного использования в целях принятия его к бюджетному учету и начисления амортизации?

В соответствии с п. 44 Инструкции № 157н [1] сроком полезного использования основного средства является период, в течение которого предусматривается его применение в процессе деятельности учреждения в запланированных целях.

По общему правилу определение срока полезного использования объектов основных средств (включая объекты, ранее бывшие в эксплуатации) в целях принятия их к учету и начисления амортизации производится исходя из:

Следует знать, что по объектам основных средств, ранее бывших в эксплуатации, дата окончания срока их полезного использования определяется с учетом срока их фактической эксплуатации (абз. 12 п. 44 Инструкции № 157н). То есть учреждения в целях начисления амортизации по этим объектам вправе предусмотреть норму амортизации с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками.

Если срок фактического использования объекта у предыдущих собственников окажется равным сроку его полезного использования, определяемому Классификацией ОС, или превысит данный срок, учреждение вправе самостоятельно установить срок полезного использования автомобиля с учетом требований техники безопасности и других факторов. Такой вывод основан на положениях налогового законодательства (абз. 2 п. 7 ст. 258 НК РФ). Считаем, что аналогичным образом следует определять срок полезного использования объектов основных средств, ранее бывших в эксплуатации, в целях принятия их к бюджетному учету.

Срок фактической эксплуатации б/у объекта основных средств должен быть подтвержден документально. Если документы отсутствуют, то срок полезного использования устанавливается в соответствии с Классификацией ОС, как для нового объекта основных средств (письма Минфина РФ от 16.06.2010 № 03‑03‑06/1/414, от 23.09.2009 № 03‑03‑06/1/608).

Отметим, что амортизация по объектам основных средств, ранее бывших в эксплуатации, начисляется в общеустановленном порядке, предусмотренном п. 85, 86 Инструкции № 157н (линейным способом начиная с 1‑го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к учету), и производится до полного погашения стоимости этого объекта или списания его с учета. Расчет годовой суммы амортизации осуществляется исходя из балансовой стоимости имущества и нормы амортизации, исчисленной с учетом срока его полезного использования. В течение финансового года амортизация начисляется ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы.

Для наглядности приведем пример.

Казенное учреждение приобрело легковой автомобиль, ранее бывший в эксплуатации, стоимостью 420 000 руб. Срок его фактической эксплуатации предыдущим собственником подтвержден документально и составляет 2 г. 8 мес. (32 мес.). Необходимо определить срок полезного использования автомобиля и сумму ежемесячных амортизационных отчислений.

Согласно Классификации ОС общий срок полезного использования легкового автомобиля равен пяти годам (60 мес.).

Ежемесячно в течение указанного срока амортизация будет начисляться в размере 15 000 руб. (420 000 руб. / 28 мес.).

[1] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного само­управления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Источник

Срок полезного использования грузового и легкового автомобиля

Под сроком полезного использования автомобиля понимается период, в течение которого транспортное средство приносит экономическую выгоду. При определении этого критерия учитывается амортизация автомобиля — степень физического износа. Эти данные необходимы для налоговой и бухгалтерской отчётности. Кроме этого, расчёт амортизации позволяет определить срок эксплуатации транспортного средства, которое числится на балансе предприятия, составить смету на техническое обслуживание и ремонт.

Определение амортизационной группы легковых авто

Согласно общепринятой классификации, действующей на территории Российской Федерации, легковые автомобили делятся на 5 классов. Ключевым критерием такого подразделения является объём двигателя. Выглядит это следующим образом:

Сроки полезной эксплуатации авто по классам

Малолитражные автомобили, которые предназначены для передвижения людей с ограниченными возможностями, исключаются из общей классификации, однако период их полезного использования установлен в 5-7 лет. Это относит такие транспортные средства к 4-й амортизационной группе.

Скачать для просмотра и печати:

Авто представительского класса

Учитывая, что автомобили класса «Люкс» не определяются по критериям объёма двигателя, для них действуют другие параметры. Основными считаются 3 показателя:

Вторичную определяющую роль играют такие параметры:

Нужно уточнить, что причислить автомобиль к представительскому классу помогает совокупность первостепенных и второстепенных признаков. Например, авто может подходить этой категории по размеру кузов и модели, но не соответствовать по вторичным показателям. В этом случае, авто включается в 3-4 амортизационную группу.

Кроме этого, российская и европейская классификации значительно отличаются. Например, на территории РФ подразделение машин идёт по объёму двигателя, в Европе ключевым параметром считается размер. Поэтому утверждение производителя, что иномарка относится именно к представительскому классу, не всегда соответствует действительности. Поэтому, чтобы отнести авто к высшей категории, необходимо экспертное заключение.

Классификация российских авто

Для определения класса отечественных автомобилей достаточно обращать внимание на номер модели: первая цифра соответствует классу. Например, ВАЗ 2109 указывает, что транспортное средство относится ко 2-му классу, обладает объёмом двигателя 1,2-1,8 литра, имеет срок полезного использования 3-5 лет.

Пример расчёта периода полезной эксплуатации

Приобретён автомобиль Suzuki в подержанном состоянии, бывший в эксплуатации полтора года. Объём двигателя машины 2,5 литра. Взяв за основу эти данные, можно без проблем рассчитать срок полезного использования. Для этого необходимо выполнить 3 простых действия:

В результате, период полезной эксплуатации составит 1,5-3,5 года.

Грузовой транспорт: разделение на амортизационные группы

Здесь действуют несколько иные критерии, но в целом, срок расчёта полезного срока использования производятся по стандартной схеме.

Определение по техническим характеристикам

Для грузового автотранспорта, ключевым критерием при распределении является не объём двигателя, а показатели грузоподъёмности и технические особенности. По этому признаку грузовики разделяются на 3 группы:

Классификация

Сроки полезного использования также соотносятся с принадлежностью грузового автомобиля к амортизационной группе. Например:

Сроки полезного использования для новых и бывших в употреблении автомобилей

Для новых автомобилей рассчитывать период полезного использования не нужно: достаточно определить принадлежность транспортного средства к амортизационной группе. С техникой б/у ситуация несколько усложняется. Здесь необходимо учитывать фактический срок эксплуатации автотранспорта предыдущим владельцем, после чего вычесть это значение из данных классификатора.

Бывают случаи, когда срок полезной эксплуатации приобретённого автомобиля приблизился к максимально допустимому значению либо превышает его. Например, компания приобрела автомобиль третьей амортизационной группы, который был в эксплуатации 4,5 года. Для этой категории авто срок эффективного применения не может превышать 5 лет. В этой ситуации новый владелец может продлить период полезного использования по своему усмотрению, основываясь на техническом состоянии транспортного средства.

Важно! Срок эксплуатации устанавливается только на основании техпаспорта.

Применение понижающих коэффициентов

Такие коэффициенты используются для ведения налоговой отчётности, для бухгалтерии предприятия они необязательны. Применяются понижающие коэффициенты для транспортных средств с первоначальной стоимостью:

Применение повышающих коэффициентов

Этот порядок определяется статьей 259.3 НК РФ. Здесь указано, что повышающий коэффициент механического износа применяется в случаях:

Амортизация авто в бухгалтерском учёте

Для определения срока службы автомобиля применяется 4 способа начисления амортизации:

Наиболее простой, но далеко не самой эффективной методикой амортизационных начислений, является линейный способ. Выглядит он так: компания приобретает транспортное средство, срок службы которого составляет 10 лет за 1 000 000 рублей. Стоимость делится на срок полезной эксплуатации, в результате цена автомобиля ежегодно уменьшается на 100 000 рублей.

Важно! Если бухгалтерия изначально практикует нелинейный способ исчислений, сменить его можно только через 5 лет.

Источник

Автомобиль на предприятии: спорные вопросы налогового учета

Е. Л. Ермошина, эксперт журнала

Мало найдется на сегодняшний день предприятий, которых бы не касались вопросы, связанные с приобретением, содержанием, эксплуатацией и, наконец, с выбытием транспортных средств. Надо ли дожидаться регистрации в ГИБДД автомобиля, уже введенного в эксплуатацию, чтобы начать начисление по нему амортизации? Как определить срок полезного использования автомобиля для целей начисления налоговой амортизации, если этот автомобиль нельзя однозначно отнести к конкретной амортизационной группе? Ответы на эти и другие вопросы вы узнаете из данной статьи.

Регистрация и начало амортизации

Поэтому очень важно определиться, с какого месяца должна начисляться амортизация. Напомним, что в соответствии со ст. 259 НК РФ начисление амортизации по объекту основных средств начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект был введен в эксплуатацию. При этом в силу п. 11 ст. 258 НК РФ основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации по законодательству РФ, включаются в соответствующую амортизационную группу с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав.

Читайте также:  Автомобиль тесла фирменный знак

Учитывая изложенное, Минфин, к примеру, считает (см. Письмо от 13.06.2012 № 03-03-06/1/303), что начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества – транспортному средству начинается в общеустановленном порядке: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, на основании п. 4 ст. 259 НК РФ. При этом расходы в виде капитальных вложений, предусмотренные п. 9 ст. 258 НК РФ (так называемая «амортизационная премия»), признаются в том отчетном (налоговом) периоде, на который приходится дата начала амортизации.

Дополнительно см. статью М. В. Подкопаева «Амортизационная премия: применяем и проверяем», № 20, 2012.

В большинстве арбитражных споров на эту тему судьи придерживаются того же подхода, что и Минфин. Например, ФАС ЗСО в Постановлении от 05.05.2012 № А27-10607/2011 указал, что положения Федерального закона № 196-ФЗ и Постановления Правительства РФ № 938 не регулируют порядок ввода объекта в эксплуатацию, возникновения права собственности на транспортное средство и начисления амортизации.

Судьи пришли к выводу, что начало начисления амортизации не зависит от даты регистрации транспортного средства в соответствующих органах, транспортное средство в налоговом учете должно включаться в состав амортизируемого имущества в общем порядке – с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект введен в эксплуатацию, независимо от момента регистрации его в органах Гостехнадзора. Аналогичное мнение высказал ФАС МО в Постановлении от 07.09.2010 № КА-А40/10331-10, отметив, что регистрация транспортных средств в ГИБДД (Гостехнадзоре) является специальной и носит исключительно информационный (учетный) характер.

Однако имеется и иной подход к данной проблеме: срок полезного использования в целях начисления амортизации не может начинаться ранее даты, с которой налогоплательщик вправе эксплуатировать принадлежащий ему автомобиль, то есть даты регистрации транспортного средства в органах ГИБДД или Гостехнадзора. Такого мнения придерживаются некоторые судьи (см. постановления ФАС ЗСО от 18.06.2010 № А27-19317/2009, от 03.05.2005 № Ф04-2522/2005(10706-А27-40)), и, по мнению автора, небезосновательно.

В связи с этим, полагаем, во избежание возникновения споров с налоговыми органами и для уменьшения налоговых рисков необходимо, чтобы дата ввода в эксплуатацию транспортного средства и дата регистрации в органах ГИБДД (Гостехнадзора) приходились на один отчетный (налоговый) период.

Что касается прекращения начисления амортизации, здесь Минфин проводит четкую зависимость от момента снятия с учета. Например, в Письме от 21.07.2010 № 03-03-06/1/468 говорится, что амортизация может учитываться при формировании налоговой базы для целей исчисления налога на прибыль при условии использования ТС в деятельности, направленной на извлечение дохода. Таким образом, начисление амортизации по транспортным средствам, находящимся на балансе организации, но снятым с учета в органах ГИБДД и Гостехнадзора, прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия этих транспортных средств с учета.

Несколько слов о госпошлинах за регистрацию транспортных средств

– учесть в составе прочих расходов на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ;

– включить в первоначальную стоимость транспортного средства.

Определение срока полезного использования

…для дорогой иномарки

Согласно Классификации ОС легковые автомобили относятся к третьей амортизационной группе, для которой установлен СПИ свыше трех до пяти лет включительно. Исключение составляют легковые автомобили большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) и высшего класса. Они относятся к пятой амортизационной группе с СПИ свыше семи до десяти лет включительно. Таким образом, легковые автомобили высшего класса независимо от объема двигателя должны попасть в пятую амортизационную группу (например, машина представительского класса Audi A8 3.0 TDI с объемом двигателя 2 496 см3, то есть менее 3,5 л). Вот здесь-то и начинается самое интересное.

Что считать «высшим классом»?

Нередко на практике налоговые органы готовы отнести к нему любую «чрезмерно дорогую», на их взгляд, иномарку. Их стремления понятны. Минимальный СПИ для пятой группы составляет 85 месяцев, тогда как для третьей – всего 37 месяцев. Это значит, что месячная сумма амортизации, начисленная налогоплательщиком по такому транспортному средству, будет более чем в два раза превышать сумму амортизации, рассчитанную налоговым инспектором, проводящим налоговую проверку. Как следствие – появление в акте по результатам налоговой проверки записи о доначислении налога на прибыль. Итак, каким же образом бухгалтер может разобраться, к какой амортизационной группе относится «дорогой» автомобиль? Что говорят по данному поводу «официальные лица»?

К сожалению, разъяснений Минфина на этот счет нам обнаружить не удалось. Есть Письмо УФНС по г. Москве от 21.12.2011 № 16-15/123396@, где говорится следующее. Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 8 установлена классификация легковых автомобилей: особо малого класса, малого класса, среднего класса, большого класса, высшего класса. При этом принадлежность автомобиля к определенному классу (от особо малого до большого) определяется по объему двигателя.

Порядок определения принадлежности автомобиля к высшему (представительскому) классу ни данный классификатор, ни другие правовые акты не устанавливают. В этом случае налогоплательщик может воспользоваться рекомендациями, изложенными в Письме ГТК России от 26.02.1997 № 04-30/3515 «О классификации автотранспортных средств», согласно которым признаками автомобиля высшего класса следует считать репутацию марки, цену, габариты, мощность двигателя (рабочий объем, число цилиндров), разницу между данной и базовой моделью, наличие кузова, изготовленного по специальному заказу, бронированность, форму кузова (седан, лимузин), быстроходность, комфортабельность салона, наличие дополнительного оборудования.

Таким образом, считают московские налоговики, отнести автомобиль к высшему (представительскому) классу можно путем сопоставления его характеристик с данными других автомобилей. В каждом конкретном случае вопрос следует решать с учетом характеристик конкретного автомобиля.

По мнению организации, спорный автомобиль относится к третьей амортизационной группе, поскольку объем его двигателя менее 3,5 л. Следовательно, СПИ составляет от трех до пяти лет, поэтому в налоговом учете СПИ в целях начисления амортизации определен как четыре года. Судьи, исходя из анализа Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94 и Письма ГТК России от 26.02.1997 № 04-30/3515, посчитали, что данное основное средство относится к пятой амортизационной группе, тем самым поддержав налоговиков. Приведем еще один пример – Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2008 № 17АП8900/2008-АК.

В данном постановлении рассматривался спор между организацией и налоговым органом по поводу того, к какой амортизационной группе (третьей или пятой) относить следующие автотранспортные средства: Volvo S80, Mitsubishi Grandis 2.4, Volkswagen Multivan, объем двигателей которых менее 3,5 л (что не позволяет относить их к большому классу, поэтому организация включила эти авто в третью амортизационную группу). Однако длина этих транспортных средств превышает 4,6 м, что позволило налоговым инспекторам «приписать» их к большому классу, отнести к пятой амортизационной группе, пересчитать амортизационные отчисления за проверяемый период и доначислить налог на прибыль.

Однако судьи с таким подходом не согласились. Они поддержали налогоплательщика, приведя следующие аргументы. Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 устанавливает, что критериями отнесения транспортных средств к той или иной категории являются тип, класс автомобиля, объем двигателя и назначение. Указанные показатели проставляются в паспорте транспортного средства (ПТС) при регистрации в органах ГИБДД. Такие признаки, как репутация марки, автоматическая коробка передач, комфортабельность салона, стоимость автомобиля, нормативно не определены, носят оценочный характер, в связи с чем не могут быть использованы для определения амортизационной группы в целях налогообложения.

Итак, если организация сомневается, к какой группе отнести «дорогущую» иномарку с объемом двигателя менее 3,5 л, то можно посоветовать обратиться с запросом к специалистам, например в дилерский центр, где приобретался автомобиль, и в запросе поинтересоваться, к какому классу относится транспортное средство. Если будет получен ответ, что машина – представительского класса, она будет относиться к пятой амортизационной группе.

…для транспортного средства, не поименованного в Классификации ОС

Согласно п. 1 ст. 258 НК РФ амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии с СПИ. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств служит для достижения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию объекта амортизируемого имущества на основании положений настоящей статьи и с учетом Классификации ОС.

Для тех видов ОС, которые не указаны в амортизационных группах, СПИ устанавливается налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей. Об этом говорится в п. 6 ст. 258 НК РФ.

Как быть, если технические условия и рекомендации изготовителя отсутствуют?

В арбитражной практике есть масса примеров, где судьи поддержали налогоплательщиков, воспользовавшихся для определения СПИ данным документом. Так, в Постановлении от 05.05.2012 № А27-10607/2011 ФАС ЗСО рассматривал спор между организацией и налоговым органом по поводу установления СПИ для карьерного самосвала БелАЗ. Организация считала, что данное транспортное средство можно отнести к четвертой амортизационной группе, налоговая инспекция – к пятой.

Читайте также:  Адаптер для диагностики автомобилей ситроен

Судом было установлено, что в Классификации ОС такой вид основных средств, как «карьерные самосвалы» марки БелАЗ, не поименован. По его мнению, налогоплательщик, руководствуясь Постановлением № 1072, которым установлено, что к группе «Подвижной состав автомобильного транспорта» по шифру 50406 отнесены «карьерные самосвалы грузоподъемностью от 27 до 50 тонн» с нормой амортизационных отчислений 16,7% в год, правомерно определил СПИ продолжительностью шесть лет, что соответствует четвертой амортизационной группе в силу п. 3 ст. 258 НК РФ. Суд пришел к выводу, что карьерный самосвал БелАЗ правомерно отнесен организацией к четвертой амортизационной группе и правильно определен СПИ для расчета амортизации. При этом судьи указали: доводы налоговой инспекции о том, что в технических условиях СПИ не указан, не являются основанием для отнесения карьерных самосвалов марки БелАЗ к пятой амортизационной группе.

1 Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
2 Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации».
3 Административный регламент МВД России исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (приложение 2 к Приказу МВД России от 24.11.2008 № 1001).
4 Заключение договора ОСАГО является обязательным условием регистрации транспортных средств (п. 3 ст. 32 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).
5 Отметим, что некоторые транспортные средства (тракторы, самоходные дорожностроительные и иные машины и прицепы) должны пройти регистрацию в органах Гостехнадзора.
6 Если не считать разъяснений относительно налогового учета госпошлины, уплачиваемой в других случаях, например за регистрацию права собственности на объект недвижимости (письма Минфина России от 08.06.2012 № 03‑03‑06‑1/295, от 04.03.2010 № 03‑03‑06/1/113 и др.).
7 Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1.
8 Утверждено Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 359.
9 Утверждено Минэкономики России 04.06.1998.
10 Постановление Совета Министров СССР от 22.10.1990 № 1072 «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР».
11 Оставлено без изменения Постановлением ФАС МО от 16.09.2011 № А40-130812/10-127-755.

Источник

Приобретение подержанного автомобиля

Автор: О. В. Давыдова

В какую амортизационную группу должны быть включены приобретенные транспортные средства, бывшие в употреблении, подлежащие принятию к учету в качестве объектов основных средств? Как определить срок полезного использования таких объектов?

Приобретение транспортных средств, бывших в употреблении, организациями, работающими в сфере транспорта, – дело обычное. Для того чтобы такое ТС принять к налоговому учету в качестве объекта основных средств (то есть включить его в соответствующую амортизационную группу), организации понадобятся сведения о том, в какой группе объект числился у продавца. Также для нового собственника представляет интерес информация о периоде эксплуатации ТС прежним владельцем. Каким образом указанные сведения влияют на налоговый учет нового собственника? Что делать, если их нет?

Подержанный автомобиль как объект ОС

Вне зависимости от того, является ли приобретаемое транспортное средство новым, оно принимается к налоговому учету в качестве объекта основных средств в том случае, если отвечает следующим условиям:

Таким образом, приобретенные ТС, бывшие в употреблении, при выполнении перечисленных условий признаются основными средствами, поэтому их стоимость погашается путем начисления амортизации выбранным организацией способом (линейным или нелинейным).

Срок полезного использования нужен не только для того, чтобы определить, является ли приобретенное имущество объектом основных средств. Исходя из этого срока амортизируемое имущество (включая основные средства) распределяется по амортизационным группам (п. 1 ст. 258 НК РФ). Однако в отношении объектов амортизируемого имущества, бывших в употреблении, действует специальное правило: они подлежат учету организацией-покупателем в составе той амортизационной группы (подгруппы), в которую они были включены у предыдущего собственника (п. 12 ст. 258 НК РФ).

В силу прямого указания п. 12 ст. 258 НК РФ покупатель обязан включить приобретенные объекты основных средств, бывшие в употреблении, в амортизационные группы, в которые данные объекты были включены продавцом (Постановление АС УО от 09.02.2015 № Ф09-9862/14 по делу № А76-20764/2013). Это утверждение подлежит безусловному применению в ситуации, когда амортизационная группа определена продавцом верно.

Трудности выбора амортизационной группы

Организация-покупатель может столкнуться с ситуацией, когда бывший собственник неверно определил срок полезного использования ТС и, как следствие, включил его не в ту амортизационную группу. Как быть в этом случае, ведь положения Налогового кодекса диктуют организации ориентироваться на сведения о действиях бывшего собственника (если таковые имеются)? Порядок разрешения данной ситуации приобретает еще большую актуальность для налогоплательщиков (организаций-покупателей), начисляющих амортизационную премию. Это связано с тем, что максимальный размер единовременного включения в состав расходов отчетного (налогового) периода расходов на капитальные вложения (в том числе части первоначальной стоимости приобретенных основных средств) зависит от того, к какой амортизационной группе относится объект ОС. Если основные средства относятся к 3 – 7-м группам, амортизационная премия может составлять 30% первоначальной стоимости объекта, по остальным основным средствам – 10% (п. 9 ст. 258 НК РФ).

Ошибки бывшего собственника нужно исправить

ВС РФ поддержал позицию о том, что в описанной ситуации налогоплательщик должен учесть объекты основных средств, бывшие в употреблении, в составе той амортизационной группы (подгруппы), в которую они должны были быть включены предыдущим собственником (Определение от 01.04.2015 № 304-КГ15-1793, которым отказано в передаче в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ дела № А45-1386/2014, по результатам рассмотрения которого было принято Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 16.06.2014, оставленное без изменения постановлениями Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2014 № 07АП-7318/2014 и АС ЗСО от 11.12.2014 № Ф04-12840/2014). Арбитражные суды, отказывая налогоплательщику в удовлетворении заявления о признании недействительным решения налогового органа, заострили внимание на следующих моментах:

В арбитражной практике имеются и другие дела, при рассмотрении которых судьи пришли к выводу о необходимости пересмотра амортизационной группы, если таковая бывшим собственником была определена неверно. Так, в деле № А55-4802/2014 установлено, что предыдущим собственником имущества амортизационные группы определены неверно. Следовательно, общество должно было самостоятельно установить сроки полезного использования основных средств по Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы[1], что оно и сделало. В итоге вывод налогового органа о неправильном определении обществом срока полезного использования имущества признан ошибочным (Решение Арбитражного суда Самарской области от 20.06.2014, оставленное без изменения постановлениями Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.10.2014 № 11АП-11467/2014 и АС ПО от 06.03.2015 № Ф06-21153/2013).

Еще один яркий пример – Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2015 № 15АП-17226/2014, 15АП-17876/2014 по делу № А53-27549/2013, оставленное без изменения Постановлением АС СКО от 08.05.2015 № Ф08-2247/2015. Обществу в силу закона следовало установить правильный срок и амортизационную группу приобретенных основных средств, бывших в эксплуатации. Ошибочное определение предыдущим собственником амортизационной группы (подгруппы) (что выявили судебные инстанции в рассматриваемом случае) не освобождает налогоплательщика от обязанности учитывать объекты основных средств, бывшие в употреблении, в составе амортизационной группы (подгруппы), определенной исходя из Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы. Иное толкование норм Налогового кодекса противоречило бы предусмотренным пп. 1 п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 38 НК РФ принципам наличия у налогоплательщиков обязанности по уплате законно установленных налогов при возникновении у них объектов налогообложения. Поэтому у общества отсутствовали причины для применения иных, отличных от определенных законом элементов налогообложения исключительно по формальным основаниям, свидетельствующим об ошибочном учете объектов налогообложения предыдущими собственниками объектов основных средств. По согласованию с предыдущим собственником общество могло внести соответствующие изменения в акты приема-передачи и другие первичные учетные документы в установленном порядке.

Налоговый кодекс в буквальном прочтении

В отдельных случаях судьи поддержали налогоплательщиков, которые при определении амортизационной группы подержанных основных средств воспользовались неверными данными продавца. Именно так поступили судьи ФАС ПО при рассмотрении дела № А65-24092/2012 (Постановление от 24.10.2013 № Ф06-9156/2013, которым оставлены без изменения Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.01.2013 и Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2013 № 11АП-2895/2013). Заявитель, применяющий согласно учетной политике линейный метод начисления амортизации, правомерно отнес приобретенные основные средства, бывшие в употреблении, к тем амортизационным группам, к которым их относил предыдущий собственник. Сроки полезного использования, установленные им для приобретенных основных средств, находятся в пределах, предусмотренных для соответствующих амортизационных групп. Доводы же налоговой инспекции о необходимости проверки и исправления сроков полезного использования, определенных предыдущим собственником, основных средств, бывших в употреблении, не приняты, поскольку налоговым законодательством такой обязанности не установлено.

СПИ при линейном методе начисления амортизации

Если организация производит начисление амортизации с использованием линейного метода, в отношении объекта основных средств обязательно должен быть определен конкретный срок полезного использования. При применении этого метода начисление амортизации осуществляется отдельно по каждому объекту амортизируемого имущества путем умножения его первоначальной (восстановительной) стоимости на норму амортизации, рассчитанную для объекта исходя из его срока полезного использования (п. 2 ст. 259.1 НК РФ).

Читайте также:  Акт приема передачи автомобиля образец фото

На основании п. 1 ст. 258 НК РФ под сроком полезного использования понимается период, в течение которого объект основных средств служит для выполнения целей осуществления деятельности налогоплательщика. Он устанавливается налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию объекта в соответствии с положениями указанной статьи и с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы.

В пункте 7 ст. 258 НК РФ в целях применения линейного метода начисления амортизации прописаны особенности определения СПИ по приобретенным объектам ОС, бывшим в употреблении. Здесь, по сути, представлены возможные варианты установления организацией СПИ.

Для налогоплательщиков, применяющих линейный метод списания амортизации, Налоговым кодексом предусмотрены особые правила определения срока полезного использования бывшего в эксплуатации основного средства.

Учитываем период эксплуатации бывшим собственником

Первый вариант, использование которого – право (не обязанность) налогоплательщика: норма амортизации рассчитывается с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации объекта предыдущими собственниками (при условии, что таковые являются юридическими лицами[2] или индивидуальными предпринимателями[3]). Срок полезного использования может быть определен как установленный предыдущим собственником этих основных средств срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.

Таким образом, налогоплательщик самостоятельно решает, уменьшать срок полезного использования на фактически отработанное ОС время или нет. За основу он может взять как срок полезного использования, определенный им по Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, так и срок, изначально установленный в соответствии с данным документом бывшим владельцем актива (Постановление АС СКО от 08.05.2015 № Ф08-2247/2015 по делу № А53-27549/2013). Кстати, в этом деле суд выяснил, что налогоплательщик устанавливал срок полезного использования имущества равным минимально разрешенному Налоговым кодексом сроку полезного использования, предусмотренному для соответствующей амортизационной группы, увеличенному на один месяц. Полученный срок полезного использования уменьшался на количество месяцев эксплуатации такого имущества предыдущими собственниками, указанное в актах приема-передачи зданий (сооружений) и основных средств. При отсутствии информации о сроке фактической эксплуатации предыдущим собственником рассчитанный срок полезного использования не уменьшался. Описанный способ определения срока полезного использования основных средств арбитры сочли не противоречащим закону.

Запасаемся документами

Для подтверждения амортизационной группы, в которую приобретенный объект основных средств был включен предыдущим собственником, срока полезного использования, установленного указанным лицом, а также количества лет эксплуатации бывшими владельцами данного имущества организации-покупателю необходимо иметь соответствующие документы. Конкретный перечень таких документов в гл. 25 НК РФ не приведен. Как указали судьи Арбитражного суда Свердловской области, исходя из смысла п. 1 ст. 252 НК РФ это могут быть любые документы, подтверждающие (в том числе косвенно) осуществленные затраты и оформленные согласно законодательству РФ (Решение от 04.08.2014 по делу № А60-12753/2014). В названном деле они пришли к выводу, что налогоплательщик правомерно определил срок полезного использования основных средств с учетом их изношенности, исходя из:

Правомерным такой подход Арбитражного суда Свердловской области признали судьи и апелляционной (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2014 № 17АП-12608/2014), и кассационной инстанции (Постановление АС УО от 26.02.2015 № Ф09-9767/14).

Проявляем полную самостоятельность

Второй вариант определения СПИ предложен для применения в ситуации, когда срок фактического использования основного средства у предыдущих собственников равен сроку его полезного использования, определяемому Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, или превышает этот срок. Такая ситуация возникает в том случае, если на момент продажи основное средство полностью самортизировано предыдущим собственником. Тогда налогоплательщик вправе самостоятельно определять СПИ основного средства с учетом требований техники безопасности и других факторов. Минфин считает, что также нужно поступить в ситуации, когда срок полезного использования приобретенного основного средства с учетом фактического срока эксплуатации у предыдущих собственников составляет менее 12 месяцев (Письмо от 16.07.2009 № 03-03-06/2/141). Кстати, в указанных обстоятельствах выбор организацией-покупателем не той амортизационной группы не приведет к искажению сумм амортизационных отчислений, поскольку СПИ определяется ею самостоятельно (Постановление АС СЗО от 27.11.2014 № Ф07-8784/2014 по делу № А26-2860/2013) (естественно, если не возникают проблемы с амортизационной премией).

СПИ по объекту ОС – предмету лизинга

Как известно, налогоплательщики согласно пп. 1 п. 2 ст. 259.3 НК РФ вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 3 в отношении учитываемых у них амортизируемых основных средств, являющихся предметом договора финансовой аренды (договора лизинга). Имущество, полученное (переданное) в финансовую аренду по договору лизинга, включается в соответствующую амортизационную группу (подгруппу) той стороной, у которой данное имущество должно учитываться по условиям договора (п. 10 ст. 258 НК РФ). В абзаце 2 п. 13 ст. 258 НК РФ сказано, что применение к нормам амортизации объектов амортизируемого имущества повышающих (понижающих) коэффициентов влечет за собой соответствующее сокращение (увеличение) срока полезного использования таких объектов. В связи с этим возникает вопрос: каким образом определить срок полезного использования по ТС – предмету лизинга, если продавец к норме амортизации по названному объекту применял повышающий коэффициент? Ответ дан Минфином в Письме от 22.03.2011 № 03-03-06/1/168.

Итак, в случае приобретения объекта основных средств (предмета лизинга) у налогоплательщика, осуществлявшего его амортизацию с применением повышающего коэффициента, установление новым собственником для такого имущества сокращенного срока полезного использования с учетом применявшегося повышающего коэффициента неправомерно. Срок полезного использования таких объектов может определяться как установленный предыдущим собственником этих основных средств срок их полезного использования (без учета применяемого им в налоговом учете повышающего коэффициента), уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.

Применение нелинейного метода начисления амортизации

Если налогоплательщик начисляет амортизацию нелинейным методом, главное – правильно выбрать для приобретенного транспортного средства, бывшего в употреблении, амортизационную группу (подгруппу). В этом случае сумма амортизации определяется отдельно по каждой амортизационной группе (подгруппе) исходя из месячной нормы амортизации, установленной Налоговым кодексом для соответствующей амортизационной группы (подгруппы) (п. 4 ст. 259.2). Данная норма корректировке не подлежит (за исключением ситуации, когда применяются повышающие или понижающие коэффициенты, – п. 13 ст. 258 НК РФ). В составе амортизационных групп формируются подгруппы в том случае, если к нормам амортизации по отдельным основным средствам применяются повышающие (понижающие) коэффициенты в соответствии со ст. 259.3 НК РФ.

Напоминание

В отношении зданий, сооружений, передаточных устройств, нематериальных активов, входящих в 8 – 10-ю амортизационные группы, может применяться только линейный метод начисления амортизации (п. 3 ст. 259 НК РФ).

Бывший владелец сведения не представил

Организация, приобретая бывшее в употреблении амортизируемое имущество, может самостоятельно определять срок полезного использования основного средства с учетом требований техники безопасности и других факторов и начислять амортизацию до полного списания стоимости (Письмо Минфина РФ от 01.12.2014 № 03-03-06/1/61194). Тем более это касается ситуации, когда при приобретении подержанного имущества невозможно определить срок полезного использования, установленный предыдущим собственником, и то, к какой амортизационной группе оно относилось. Тогда срок полезного использования устанавливается самостоятельно в соответствии с требованиями ст. 258 НК РФ и с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (Письмо Минфина РФ от 16.07.2009 № 03-03-06/2/141, Постановление АС СКО от 08.05.2015 № Ф08-2247/2015 по делу № А53-27549/2013). Самостоятельность придется проявлять и в случае приобретения объектов основных средств, бывших в употреблении, у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем. В этом случае организация не вправе определять норму амортизации по такому имуществу с учетом требований п. 7 ст. 258 НК РФ. Это связано с тем, что физическое лицо не устанавливает срок полезного использования основного средства и не амортизирует его для целей налогообложения (письма Минфина РФ от 29.03.2013 № 03-03-06/1/10056, от 20.03.2013 № 03-03-06/1/8587, от 15.03.2013 № 03-03-06/1/7939, № 03-03-06/1/7937). Следовательно, у него отсутствует документальное подтверждение срока полезного использования и эксплуатации объекта в порядке, предусмотренном гл. 25 НК РФ (письма Минфина РФ от 14.12.2012 № 03-03-06/1/658, от 09.10.2012 № 03-03-06/1/525).

Приобретенные на праве собственности транспортные средства, бывшие в употреблении, признаются в целях налогообложения прибыли основными средствами, если используются для извлечения дохода, их первоначальная стоимость превышает 40 000 руб. (а со следующего года – 100 000 руб.), а срок полезного использования составляет более 12 месяцев. Если налогоплательщик (покупатель) применяет линейный метод начисления амортизации, для него особую актуальность приобретает порядок установления срока полезного использования подержанных автомобилей. В частности, данный срок можно определить с учетом фактически отработанного основным средством времени у предыдущего собственника. Возможен и другой вариант, когда при установлении СПИ новый владелец проявляет полную самостоятельность, учитывая требования техники безопасности и другие факторы. Также важным является выбор амортизационной группы, в которую следует включить приобретенное ТС. По общему правилу это должна быть та самая группа, которая была выбрана предыдущим владельцем. Однако если им амортизационная группа была определена неверно, новый собственник данную ошибку должен исправить (такого мнения придерживается большинство судей, включая ВС РФ).

[1] Утверждена Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1.

[2] См. письма Минфина РФ от 21.05.2013 № 03-03-06/1/17911, от 21.05.2013 № 03-03-06/1/17905.

Источник

Ответы на популярные вопросы
Adblock
detector