Автомобиль такой есть латвия

Автомобили республик СССР: Латвия

Балтика, номер один

В 1947 году в Ригу въехал инженер — брат знаменитого летчика Всеволод Бахчиванджи. В кармане лежало письмо, требующее у рижан содействия. Подписанное не кем-нибудь, а Сталиным! Предстояло разработать народную малолитражку и начать ее производство в столице Латвии.

В выборе места была логика. Рига — одна из колыбелей отечественного автомобилестроения, причем, пожалуй, самая уютная. Именно здесь производили самые массовые автомобили дореволюционной России — «Руссо-Балты», не говоря о небольшом заводе Лейтнера. А перед войной в независимой Латвии выпускали легковые и грузовые Ford, делали собственные кабины для шасси импортируемых из СССР ЗИС-5.

В Риге организовали экспериментальный завод REF, позже — REAF. Информации об этой истории крайне мало. Однако точно известно, что в 1950-м появились два прототипа с открытым и закрытым кузовами и 2-цилиндровым мотором. Машины погнали в Москву в НАМИ, одна сломалась не то там, не то по дороге назад. А восторга у столичных спецов страшноватые, сделанные наспех, «на коленке», прототипы не вызвали. На этом все и закончилось. От амбициозного и столь же наивного проекта остался чудом сохранившийся кузов одного из автомобилей и несколько фото.

Нижегородское с латышским

Куда перспективней было решение о производстве автобусов, в которых остро нуждались все республики СССР после войны. Для этого выбрали один из цехов Авторемонтного завода № 2. Первый РАРЗ-651 1950 года представлял собой, как и множество иных автобусов, производимых по всему Союзу, типовую конструкцию ГЗА-651 на шасси ГАЗ-51. Такие машины три десятилетия делали полтора десятка заводов СССР. Друг от друга они отличались, в основном, деталями кузова.

Но латышские мастера уже в 1954-м придумали оригинальный бескапотный 22-местный кузов. Был он, как водилось в те годы, дерево-металлическим — стальными листами обшивали деревянный каркас. Эта машина все на том же шасси ГАЗ-51 с 70-сильным 6-цилиндровым мотором и стала первым РАФом. В серию РАФ-251 пошел в 1955-м. Помимо версии для местных маршрутов с двумя дверями, делали служебный автобус с одной дверью и даже грузопассажирские такси в вариантах фургон и пикап.

В 1959-м, когда завод уже активно занялся микроавтобусами, производство модернизированного РАФ-251 под именем РАФ-976 передали на рижский АРЗ № 1. Уже там в 1966-м сделали вариант 976М с более модным, а, главное, цельнометаллическим кузовом, хотя все на том же горьковском шасси.

Кстати, история этого авторемонтного завода связана еще и с производством легковых пикапов на базе ГАЗ-М20 «Победа», а потом «Волг» моделей ГАЗ-21 и ГАЗ-24. Аналогичные машины из седанов, отработавших до капремонта, делали в нескольких городах СССР, в том числе и в Риге.

Первый «микро»

Вернемся на улицу Дунтес, где в 1957-м ко Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве под руководством главного конструктора РАФа Л. Клеге сделали первый советский микроавтобусРАФ-10. Индекс указывал на число мест, агрегаты использовали от ГАЗ-М20, позднее — от ГАЗ-21В. Уже в 1958-м завод начал производство усовершенствованного РАФ-977, а параллельно создал укороченную версию РАФ-8, получившую имя «Спридитис» (сказочный латышский мальчик, путешествующий в поисках счастья). Эти машины под именем РАФ-978 сделали небольшой партией, посчитав массовое производство нецелесообразным.

Источник

Уникальные автомобили в Латвии (13 фото)

Латвийский автопарк, согласно статистике, состоит, в основном, из 10-15-летних автомобилей BMW, Volkswagen и Audi (преимущественно, серого или «металлического» цвета), но в нашей стране есть и место настоящему эксклюзиву.

Изучив базу данных Дирекции безопасности дорожного движения (ДБДД), портал Delfi пришел к выводу, что в небольшой Латвии зарегистрировано немало редких авто – как признанных жемчужин мирового автопрома, так и сравнительно доступных, но необычных машин.
Этой публикацией мы начинаем серию материалов об уникальных авто Латвии. Все эти машины разные – их объединяет лишь то, что на территории страны они представлены в единственном экземпляре.

С югославским приветом

Согласно информации из базы данных ДБДД, в Латвии зарегистрирован единственный автомобиль югославской марки – Yugo 45.

Серийное производство началось 2 октября 1980, а 11 ноября 2008 была выпущена последняя партия автомобилей. Небольшой городской хэтчбек был, пожалуй, одним из самых успешных авто стран соцлагеря – Yugo экспортировались в Германию, Италию, страны бывшего СССР, Великобританию и даже США. Всего было произведено 794 428 автомобилей этой марки, из которых 141 651 успешно реализовали в США.

Стоимость такого автомобиля в идеальном состоянии может достигать сегодня и 4 000 евро.

Автомобиль ARO 240, поставленный в Латвии на учет в 1996 году, возможно, является одним из последних «живых» внедорожников этой марки в прибалтийском регионе.

За всё время существования румынский завод ARO выпустил около 380 000 автомобилей, большинство из которых – утилитарные, но очень проходимые внедорожники.

ARO 240 выпускался с 1983 по 2003 год. Стоимость автомобиля определить сложно, так как найти его в продаже на территории Европы практически невозможно. Однако вряд ли этот авто будет стоить больших денег.

Volvo 262 – легендарный авто для любого поклонника шведской марки. В Латвии зарегистрирован один такой автомобиль.
Модель 262C представляет собой двухдверное купе с четырьмя комфортными сиденьями на колесной базе классического седана Volvo 264 и заниженной на 10 см по сравнению с ним линией крыши. Кузов машины спроектирован знаменитым итальянским ателье Bertone, и окончательная сборка авто осуществлялась именно в Италии.

Volvo 262 не был суперпопулярным не только из-за своей сравнительной непрактичности, но, и, главным образом, из-за высокой цены. Купе стоило около 30 000 долларов – более, чем в два раза дороже аналогичного седана. Сегодня стоимость такой машины, находящейся в идеальном состоянии, составляет 5-8 тысяч евро.

Читайте также:  Аксессуары для автомобиля тахо

Здесь уместно вспомнить и о другом шведском купе – Volvo 780. Тем более, что в Латвии зарегистрированы два таких автомобиля.

Volvo 780 – большое купе на базе 700-й серии. Выпускалось с 1985 по 1990 годы. Как и Volvo 262, 780-ая модель была ориентирована, главным образом, на рынок Северной Америки, однако успела стать легендарной и в Европе. Всего выпущено 8 518 таких авто. Стоимость такой машины сегодня – около 8 000 евро.

Без успеха в Латвии

Peugeot 505 – сравнительно популярный в Западной Европе и странах Африки автомобиль, выпускавшийся в различных модификациях до 1997 года (в Китае). Поэтому довольно странно, то на латвийском учете стоит только одна подобная машина.

Во Франции этот среднеразмерный седан или универсал производился с 1979 по 1992 годы, и был весьма популярен. Peugeot 505 также экспортировался в США, и прослыл там одним из самых любимых французских авто. Более того, такие машины работали в службе такси Нью-Йорка.
Всего произвели 1 351 254 автомобилей Peugeot 505.

Эксклюзив из Тольятти

Казалось бы, чем может удивить Волжский автозавод – тем более, на территории постсоветской республики? Однако кроме многочисленных «копеек», «четверок», «шестерок», «девяток» и «нив», в Латвии зарегистрированы также и действительно эксклюзивные «Лады».
Во-первых, где-то в Латвии ездит, и даже проходит техосмотр редчайший российский минивен ВАЗ-2120 «Надежда» 1999 года выпуска (на фото). Эта эксклюзивная машина была своеобразным российским ответом на «минивенную» моду 90-х годов. Впрочем, автомобиль особого успеха не снискал, да и чисто технически оставлял желать лучшего.

Есть и третья эксклюзивная Lada. Это – обычная с виду «восьмерка» ВАЗ-21086, за одним лишь исключением, о котором говорит цифра 6 в индексе модели. Автомобиль 1996 года – выполнен на экспорт для стран с левосторонним движением, и является «праворульным». Как удалось зарегистрировать такой авто в Латвии (сегодня это точно бы не получилось) – загадка, однако факт остается фактом.


Российский ответ «Лэнд Круйзеру»

Ульяновский автомобильный завод (УАЗ) в течение десятилетия (с конца 80-х до конца 90-х) разрабатывал замену знаменитому «бобику». В результате получился внедорожник, который хотя бы внешне напоминал лучшие мировые аналоги. Технически, разумеется, все было не столько гладко.
Автомобиль получил название «УАЗ-31601», которое позже, к середине «нулевых» было заменено на «Патриот».

В Латвии зарегистрирован единственный экземпляр такого автомобиля – 1998 года выпуска, из самых ранних партий.

Последний из могикан

Rover 3500 Vitesse – в свою очередь, настоящий британский представительский хетчбек, разработанный и собранный именно британскими специалистами в городе Солихалл. Авто выпускалось с 1976 по 1986 год, а в 1977 году даже завоевало титул «Автомобиль года».

В Латвии зарегистрирован один такой автомобиль. Стоимость Rover 3500 Vitesse сегодня – около 8 000 евро.

Не совсем Ford Sierra

Автомобиль Merkur XR4Ti представляет из себя специальную версию «заряженного» Ford Sierra XR4i, выполненную для рынка Канады и США. Автомобиль выпускался с 1985 по 1990 годы, и был не слишком успешен в Северной Америке. Тем не менее в Латвии можно встретить и такую машину – по базе данных ДБДД, в нашей стране зарегистрирован единственный Merkur.

Начальная стоимость небольшого хэтчбека с непонятным названием составляла в США 16 000 долларов, что в те годы было весьма немалой суммой. Конечно, в активе авто было немало опций, но это так и не смогло улучшить общую ситуацию. В 1990 года продажи этой машины в США были свернуты.

Такой Fiat почти не встретишь

Fiat X1/9 с кузовом тарга, выпускался концерном FIAT с 1972 по 1982 годы. В дальнейшем производство было перенесено на завод фирмы Bertone, где выпуск продолжался до 1989 года.

Автомобиль оснащался 1,3-литровым двигателем с алюминиевой головкой блока цилиндров, мощностью 75 лошадиных сил (66 л.с. – для рынка США). Трансмиссия — 4-ступенчатая механическая КПП, привод на задние колеса. В дальнейшем на машины стали устанавливать двигатели объемом 1.5 литра и мощностью 85 л.с.

Если вы хотите стать владельцем второго такого Fiat в Латвии, то готовьте 4-5 тысяч евро – за такую сумму в Западной Европе можно купить X1/9 в неплохом состоянии.

Источник

Автомобили из Латвии

Рейтинг авто по отзывам

W1K29389 х 1F х х х х 59 AUTO.RIA проверил VIN-код и сравнил информацию от продавца с данными реестров МВД. Проверить всю историю авто

VF3MJAHX х LS х х х х 25 AUTO.RIA проверил VIN-код и сравнил информацию от продавца с данными реестров МВД. Проверить всю историю авто

360 kamera;AWD;ABS;Orinė pakaba;Oro pagalvės;Signalizacija;AUX jungtis;Aklos zonos asistentas;Bluetooth sąsaja;Lengvo lydinio ratlankiai: R22;CD grotuvas;Klimato kontrolė: Automatinė;Borto kompiuteris;Oro kondicionierius;Pastovaus greičio palaikymo sistema \»Cruise Control\»;Atstumo iki priekyje važiuojančio automobilio palaikymo sistema;DVD;Elektra reguliuojamas vairas;Elektrinis bagažinės dangčio uždarymas / atidarymas;Automatiškai tamsėjantis galinio vaizdo veidrodėlis;Priekinis porankis su daiktadėže;Priekiniai rūko žibintai;Automobilis su pilna aptarnavimo istorija;Stiklinis stoglangis;Laisvųjų rankų įranga;Šildomas vairas;Imobilizatorius;Vyraujanti interjero spalva: Ruda;Keyless go;Nukrypimo nuo eismo juostos sistema Lane assist;Odinis vairas;Odinis salonas;LED žibintai;Masažuojančios sėdynės;Multifunkcinis vairas;Mini šaldytuvas;Navigacija;Originali audio aparatūra: Bose;Kita įranga: Elektriski regulējams pedāļu augstums; Panelis un durvis ar ādas un koka apdari; Griesti ar zamšādas apdari;Lauko temperatūros daviklis;Atstumo daviklių sistema gale;Atstumo daviklių sistema priekyje;Elektra reguliuojami veidrodėliai;Elektra valdomos sėdynės;Vairo stiprintuvas;Elektra valdomi langai;Kritulių daviklis;Centrinis užraktas su nuotoliniu valdymu;Nuotolinis garažo vartų atidarymas;Stogo bagažinės laikikliai;Sėdimos vietos: 7;Šildomos sėdynės: 4;Elektroninė stabilumo kontrolė (ESP);Padangų slėgio davikliai;Padangų dydžiai (plotis/aukštis/dydis): 285/45;USB jungtis;Ventiliuojamos sėdynės;Medinis vairas;BRC ID: 826694

AWD;ABS;Oro pagalvės;Autonominis šildymas;AUX jungtis;Bluetooth sąsaja;Lengvo lydinio ratlankiai: R18;CD grotuvas;Klimato kontrolė: Automatinė;Borto kompiuteris;Oro kondicionierius;Pastovaus greičio palaikymo sistema \»Cruise Control\»;Priekinis porankis su daiktadėže;Laisvųjų rankų įranga;Priekinių žibintų plovimo įtaisas ;Imobilizatorius;Vyraujanti interjero spalva: Juoda;Odinis vairas;Odinis salonas;Multifunkcinis vairas;Elektra reguliuojami šildomi veidrodėliai;Navigacija;Originali audio aparatūra;Kita įranga: Transportlīdzekļa ekspluatācijas nodoklis 120eur uz gadu (pilnā apmērā); CO2: 152;Lauko temperatūros daviklis;Atstumo daviklių sistema gale;Atstumo daviklių sistema priekyje;Elektra reguliuojami veidrodėliai;Vairo stiprintuvas;Elektra valdomi langai;Sportinės sėdynės;Kritulių daviklis;Galinė užuolaidėlė;Centrinis užraktas su nuotoliniu valdymu;Stogo bagažinės laikikliai;SD kortelės lizdas;Sėdimos vietos: 5;Šildomos sėdynės;Serviso knyga;Elektroninė stabilumo kontrolė (ESP);Start/Stop funkcija;Padangų slėgio davikliai;Padangų dydžiai (plotis/aukštis/dydis): 245/45;Medžio apdaila;Žibintai Xenon / LED;BRC ID: 827458

Читайте также:  Автомобиль седан поло его двигатель

ABS;Oro pagalvės;Signalizacija;AUX jungtis;Bluetooth sąsaja;Lengvo lydinio ratlankiai: R16;CD grotuvas;Klimato kontrolė: Automatinė;Borto kompiuteris;Oro kondicionierius;Pastovaus greičio palaikymo sistema \»Cruise Control\»;Priekinis porankis su daiktadėže;Priekiniai rūko žibintai;Pusiau odinis salonas;Laisvųjų rankų įranga;Imobilizatorius;Vyraujanti interjero spalva: Juoda;Odinis vairas;Žibintų aukščio reguliatorius;Multifunkcinis vairas;Navigacija;Originali audio aparatūra;Kita įranga: Transportlīdzekļa ekspluatācijas nodoklis 48eur uz gadu (pilnā apmērā); CO2: 103;Lauko temperatūros daviklis;Atstumo daviklių sistema gale;Vairo stiprintuvas;Kritulių daviklis;Centrinis užraktas su nuotoliniu valdymu;Sėdimos vietos: 4;Elektroninė stabilumo kontrolė (ESP);Start/Stop funkcija;Padangų slėgio davikliai;Padangų dydžiai (plotis/aukštis/dydis): 195/55;USB jungtis;BRC ID: 825932

ABS;Oro pagalvės;AUX jungtis;Bluetooth sąsaja;Lengvo lydinio ratlankiai: R18;CD grotuvas;Klimato kontrolė: Automatinė;Borto kompiuteris;Oro kondicionierius;Pastovaus greičio palaikymo sistema \»Cruise Control\»;DVD;Automatiškai tamsėjantis galinio vaizdo veidrodėlis;Priekinis porankis su daiktadėže;Automobilis su pilna aptarnavimo istorija;Stiklinis stoglangis;Laisvųjų rankų įranga;Priekinių žibintų plovimo įtaisas ;Imobilizatorius;Vyraujanti interjero spalva: Juoda;Odinis vairas;Odinis salonas;Multifunkcinis vairas;Navigacija;Originali audio aparatūra: Harman/Kardon;Kita įranga: Panelis un durvis ar ādas apdari; Riepu spiediena kontrole; Side assist;Lauko temperatūros daviklis;Elektra reguliuojami veidrodėliai;Elektra valdomos sėdynės: 1;Vairo stiprintuvas;Elektra valdomi langai;Sportinės sėdynės;Kritulių daviklis;Atbulinės eigos vaizdo kamera;Centrinis užraktas su nuotoliniu valdymu;SD kortelės lizdas;Sėdimos vietos: 5;Šildomos sėdynės;Elektroninė stabilumo kontrolė (ESP);Padangų dydžiai (plotis/aukštis/dydis): 225/40;USB jungtis;Žibintai Xenon / LED;BRC ID: 805971

ABS;Oro pagalvės;Signalizacija;AUX jungtis;Bluetooth sąsaja;Lengvo lydinio ratlankiai: R17;CD grotuvas;Klimato kontrolė: Automatinė;Borto kompiuteris;Oro kondicionierius;Pastovaus greičio palaikymo sistema \»Cruise Control\»;Priekinis porankis su daiktadėže;Priekiniai rūko žibintai;Automobilis su pilna aptarnavimo istorija;Stiklinis stoglangis;Garantija: Ražotāja;Laisvųjų rankų įranga;Priekinių žibintų plovimo įtaisas ;Imobilizatorius;Vyraujanti interjero spalva: Juoda;Nukrypimo nuo eismo juostos sistema Lane assist;Odinis vairas;Odinis salonas;Multifunkcinis vairas;Navigacija;Originali audio aparatūra: HiFi;Kita įranga: Park assist; Auto DNA sistēmā fiksēts CSN 03.2019.; Transportlīdzekļa ekspluatācijas nodoklis 48eur uz gadu (pilnā apmērā); CO2: 113;Lauko temperatūros daviklis;Atstumo daviklių sistema gale;Atstumo daviklių sistema priekyje;Elektra reguliuojami veidrodėliai;Vairo stiprintuvas;Elektra valdomi langai;Kritulių daviklis;Centrinis užraktas su nuotoliniu valdymu;Sėdimos vietos: 4;Šildomos sėdynės;Elektroninė stabilumo kontrolė (ESP);Start/Stop funkcija;Padangų slėgio davikliai;Padangų dydžiai (plotis/aukštis/dydis): 225/45;USB jungtis;Medžio apdaila;Žibintai Xenon / LED;BRC ID: 822776

ABS;Orinė pakaba;Oro pagalvės;Signalizacija;Žibintai \»Bi-Xenon\»;Lengvo lydinio ratlankiai: R19;CD grotuvas;Klimato kontrolė;Borto kompiuteris;Oro kondicionierius;Pastovaus greičio palaikymo sistema \»Cruise Control\»;Elektra reguliuojamas vairas;Priekinis porankis su daiktadėže;Priekiniai rūko žibintai;Laisvųjų rankų įranga;Priekinių žibintų plovimo įtaisas ;Imobilizatorius;Vyraujanti interjero spalva: Pilka;Rakteliai: 2;Odinis vairas;Odinis salonas;Masažuojančios sėdynės;Multifunkcinis vairas;Elektra reguliuojami šildomi veidrodėliai;Originali audio aparatūra;Kita įranga: Transportlīdzekļa ekspluatācijas nodoklis 174,00 Eur uz gadu (pilnā apmērā); CO2: Nav info.;Lauko temperatūros daviklis;Atstumo daviklių sistema gale;Atstumo daviklių sistema priekyje;Elektra reguliuojami veidrodėliai;Elektra valdomos sėdynės;Vairo stiprintuvas;Elektra valdomi langai;Kritulių daviklis;Centrinis užraktas su nuotoliniu valdymu;Sėdimos vietos: 2;Šildomos sėdynės;Elektroninė stabilumo kontrolė (ESP);Audio aparatūra: BOSE;Padangų dydžiai (plotis/aukštis/dydis): 255/35/295/30;BRC ID: 827716

AWD;ABS;Oro pagalvės;Signalizacija;Bluetooth sąsaja;Lengvo lydinio ratlankiai: R18;CD grotuvas;Klimato kontrolė: Automatinė;Borto kompiuteris;Oro kondicionierius;Pastovaus greičio palaikymo sistema \»Cruise Control\»;Priekinis porankis su daiktadėže;Priekiniai rūko žibintai;Laisvųjų rankų įranga;Priekinių žibintų plovimo įtaisas ;Imobilizatorius;Vyraujanti interjero spalva: Juoda;Odinis vairas;Odinis salonas;Multifunkcinis vairas;Originali audio aparatūra;Kita įranga: Transportlīdzekļa ekspluatācijas nodoklis 264EUR uz gadu (pilnā apmērā); CO2: 243;Lauko temperatūros daviklis;Elektra reguliuojami veidrodėliai;Vairo stiprintuvas;Elektra valdomi langai;Sportinės sėdynės;Kritulių daviklis;Centrinis užraktas su nuotoliniu valdymu;Sėdimos vietos: 5;Serviso knyga;Elektroninė stabilumo kontrolė (ESP);Padangų dydžiai (plotis/aukštis/dydis): 245/40;USB jungtis;Žibintai Xenon / LED;BRC ID: 827888

Lengvo lydinio ratlankiai: R17;Borto kompiuteris;Oro kondicionierius;Pastovaus greičio palaikymo sistema \»Cruise Control\»;Priekiniai rūko žibintai;Vyraujanti interjero spalva: Pilka;Odinis vairas;Originali audio aparatūra;Kita įranga: Transportlīdzekļa ekspluatācijas nodoklis 81eur uz gadu (pilnā apmērā);Elektra reguliuojami veidrodėliai;Vairo stiprintuvas;Elektra valdomi langai;Sportinės sėdynės;Sėdimos vietos: 4;Serviso knyga;Padangų dydžiai (plotis/aukštis/dydis): 235/45;BRC ID: 823945

ABS;Oro pagalvės;Signalizacija;AUX jungtis;Lengvo lydinio ratlankiai: R17;CD grotuvas;Klimato kontrolė: Automatinė;Borto kompiuteris;Oro kondicionierius;Pastovaus greičio palaikymo sistema \»Cruise Control\»;Priekinis porankis;Automobilis su pilna aptarnavimo istorija;Priekinių žibintų plovimo įtaisas ;Imobilizatorius;Vyraujanti interjero spalva: Juoda;Odinis vairas;Odinis salonas;Žibintų aukščio reguliatorius;Elektra reguliuojami šildomi veidrodėliai;Originali audio aparatūra;Kita įranga: Elektriski atveramas/aizveramas sānu durvis; Transportlīdzekļa ekspluatācijas nodoklis 216eur uz gadu (pilnā apmērā); CO2: 203;Lauko temperatūros daviklis;Atstumo daviklių sistema gale;Atstumo daviklių sistema priekyje;Elektra reguliuojami veidrodėliai;Vairo stiprintuvas;Elektra valdomi langai;Centrinis užraktas su nuotoliniu valdymu;Sėdimos vietos: 7;Šildomos sėdynės;Elektroninė stabilumo kontrolė (ESP);Kablys;Padangų slėgio davikliai;Padangų dydžiai (plotis/aukštis/dydis): 235/55;BRC ID: 827876

Источник

Автомобили республик СССР: Латвия

Четверть века назад перестало существовать огромное государство. Мы не станем оценивать причины и последствия того эпохального события. В данном случае годовщина распада Союза — повод вспомнить его огромный автопром

Ведь помимо гигантов отрасли, названия которых у всех на слуху, в стране работали сотни небольших предприятий, строивших (ну или пытавшихся строить) самые разные автомобили: легковые, грузовые, автобусы. Причем разбросаны такие заводы были по всей стране, в том числе по союзным республикам. Вспомним яркие эпизоды историй «окраинного» автомобилестроения. Начнем с Латвии.

Балтика, номер один

В 1947 году в Ригу въехал инженер — брат знаменитого летчика Всеволод Бахчиванджи. В кармане лежало письмо, требующее у рижан содействия. Подписанное не кем-нибудь, а Сталиным! Предстояло разработать народную малолитражку и начать ее производство в столице Латвии.

В выборе места была логика. Рига — одна из колыбелей отечественного автомобилестроения, причем, пожалуй, самая уютная. Именно здесь производили самые массовые автомобили дореволюционной России — «Руссо-Балты», не говоря о небольшом заводе Лейтнера. А перед войной в независимой Латвии выпускали легковые и грузовые Ford, делали собственные кабины для шасси импортируемых из СССР ЗИС-5. В общем, маленькая страна имела солидный автомобильный опыт.

В Риге организовали экспериментальный завод REF, позже — REAF. Информации об этой истории крайне мало. Однако точно известно, что в 1950-м появились два прототипа с открытым и закрытым кузовами и 2-цилиндровым мотором. Машины погнали в Москву в НАМИ, одна сломалась не то там, не то по дороге назад. А восторга у столичных спецов страшноватые, сделанные наспех, «на коленке», прототипы не вызвали. На этом все и закончилось. От амбициозного и столь же наивного проекта остался чудом сохранившийся кузов одного из автомобилей и несколько фото.

Читайте также:  Автомобиль фольксваген туарег 2008 года

Нижегородское с латышским

Куда перспективней было решение о производстве автобусов, в которых остро нуждались все республики СССР после войны. Для этого выбрали один из цехов Авторемонтного завода № 2. Первый РАРЗ-651 1950 года представлял собой, как и множество иных автобусов, производимых по всему Союзу, типовую конструкцию ГЗА-651 на шасси ГАЗ-51. Такие машины три десятилетия делали полтора десятка заводов СССР. Друг от друга они отличались, в основном, деталями кузова.

Но латышские мастера уже в 1954-м придумали оригинальный бескапотный 22-местный кузов. Был он, как водилось в те годы, дерево-металлическим — стальными листами обшивали деревянный каркас. Эта машина все на том же шасси ГАЗ-51 с 70-сильным 6-цилиндровым мотором и стала первым РАФом. В серию РАФ-251 пошел в 1955-м. Помимо версии для местных маршрутов с двумя дверями, делали служебный автобус с одной дверью и даже грузопассажирские такси в вариантах фургон и пикап.

В 1959-м, когда завод уже активно занялся микроавтобусами, производство модернизированного РАФ-251 под именем РАФ-976 передали на рижский АРЗ № 1. Уже там в 1966-м сделали вариант 976М с более модным, а, главное, цельнометаллическим кузовом, хотя все на том же горьковском шасси.

Кстати, история этого авторемонтного завода связана еще и с производством легковых пикапов на базе ГАЗ-М20 «Победа», а потом «Волг» моделей ГАЗ-21 и ГАЗ-24. Аналогичные машины из седанов, отработавших до капремонта, делали в нескольких городах СССР, в том числе и в Риге.

Первый «микро»

Вернемся на улицу Дунтес, где в 1957-м ко Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве под руководством главного конструктора РАФа Л. Клеге сделали первый советский микроавтобусРАФ-10. Индекс указывал на число мест, агрегаты использовали от ГАЗ-М20, позднее — от ГАЗ-21В. Уже в 1958-м завод начал производство усовершенствованного РАФ-977, а параллельно создал укороченную версию РАФ-8, получившую имя «Спридитис» (сказочный латышский мальчик, путешествующий в поисках счастья). Эти машины под именем РАФ-978 сделали небольшой партией, посчитав массовое производство нецелесообразным.

Двенадцатиместный РАФ-977 «Латвия» (Latvija) с 70-сильным двигателем ГАЗ-21 и другими волговскими агрегатами в 1960-м модернизировали (в частности, усилили кузов) и делали под индексом 977В. «Рафики», помимо УАЗов, которые все-таки прямыми аналогами не были, стали единственными в своем классе в СССР. На их базе строили массовые маршрутные такси и санитарки, а также автопоезда для аэропортов и парков. Сделали даже 302 туристских микроавтобуса РАФ-977Е с меньшим числом мест и сдвижной крышей. Спроектировали и грузовой фургон 977К, наладить выпуск которого РАФ не мог. Производство передали на новый завод в Ереване.

С 1966-го выпускали в очередной раз модернизированный РАФ-977ДМ. Но руководству завода, в первую очередь директору И. И. Поздняку и главному инженеру Р. А. Баллод-Наградову, хотелось большего. Ведь предприятие с ручным конвейером (кузова на сборке двигали на тележках по рельсам) было маломощным, да и машина, как ее ни модернизируй, устаревала. Чтобы убедить московское начальство в необходимости строительства нового завода, решили создать перспективный автомобиль. Поступили необычно: две группы, Мейзиса и Эйсерта, независимо разрабатывали две модели. В 1965-м появился гармоничный РАФ-982 полукапотной компоновки. Интересно, что на одном из прототипов закрепили бог весть откуда взятую надпись Cyclon, за что машина тут же получила на заводе прозвище «Суслик».

Второй вариант РАФ-982 появился лишь в 1968-м, зато выглядел авангардно. На первый прототип поставили двигатель Москвич-412, который, к слову, имел почти такую же мощность (75 л.с.), что и газовский. Но потом вновь вернулись к последнему. В 1969-м концепт получил индекс РАФ-2203, и именно под него начали строительство завода в Елгаве, который пустили в 1976-м, дав ему, конечно же, имя ХХV съезда КПСС. Производство РАФов выросло примерно в пять раз.

На базе РАФ-2203 с 95-сильным 2,5-литровым двигателем как и прежде делали маршрутки и санитарки. К Олимпиаде-80 создали около полутора десятков специальных машин. В частности, судейских и для велогонок, в том числе — электромобилей. Ими завод, кстати, занялся еще в середине 1970-х. На большинство электрических машин ставили 22-киловаттный мотор. Финская фирма Tamro первой стала делать для СССР столь необходимые высокие кузова для РАФов-реанимобилей. Позднее аналогичные конструкции освоили и в Риге.

Отдельный эпизод истории латвийского автомобилестроения — санитарные универсалы ГАЗ-13С и ГАЗ-РАФ-3902 на базе «Чаек» ГАЗ-13 и ГАЗ-14. Их делали все на том же РАФе по заказам 4-го Главного управления Минздрава СССР, обслуживавшего высших партийных и государственных чиновников. В Риге седаны превращали в универсалы, изготавливая крыши, задние двери, некоторые другие детали. Моторы в 195 л.с., а позднее 220 л.с. и остальная техника оставались прежними. Делали таких машин немного: за все время изготовили едва ли более четырех десятков.

Большие надежды и трагический финал

А вскоре в 1990-х РАФ, как и иные советские заводы, лихорадочно искал свой путь в создании массы модификаций РАФ-22038-02. Например, бортовых грузовиков с двух- и четырехместной кабиной, передвижных лавок, бронированных «деньговозов».

Надежды еще оставались. Построили прототип РАФ-М1 «Роксана» с передней подвеской «МакФерсон» и кузовом работы дизайнера В. Васильева, выигравшего конкурс, инициированный директором Рижского завода В. Боссертом и объявленный через «Комсомольскую правду» (перестройка и гласность зашагали по стране особенно широко). Затем сделали переднеприводный прототип М-2 «Стилс». Но в бурные 1990-е до всего этого обладателям власти и денег дела уже не было.

Ныне не только действительно эксклюзивные «Чайки», но и банальные, казалось бы, РАФы заинтересовали коллекционеров. Рижские микроавтобусы ищут, реставрируют, с гордостью выкатывают на публику. Причем это происходит в разных уголках бывшего Советского Союза, включая Латвию. Все-таки есть то, что нас всегда будет объединять, например, любовь к старым автомобилям.

Источник

Ответы на популярные вопросы