Автомобиль урал в зимних условиях

Автомобиль урал в зимних условиях

ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ УРАЛ-4320-10, УРАЛ-4320-31

ПОДГОТОВКА НОВОГО АВТОМОБИЛЯ К ЭКСПЛУАТАЦИИ

Перед началом эксплуатации нового автомобиля изучите данное руководство по эксплуатации, проведите ежедневное техническое обслуживание и дополнительно:

1. Установите на автомобиль согласно руководству по эксплуатации принадлежности, уложенные в ящике ЗИП.

2. Проверьте и при необходимости отрегулируйте натяжение приводных ремней.

ПУСК И ОСТАНОВ ДВИГАТЕЛЯ

Порядок работы при пуске двигателя зависит от его теплового состояния, а также от температуры окружающего воздуха. Электропусковая система двигателя обеспечивает его пуск при температуре до минус 10 °С без подогрева. При температурах наружного воздуха ниже минус 10 °С используйте подогреватель.

При недостаточно заряженных аккумуляторных батареях и в целях повышения ресурса двигателя завод рекомендует использовать предпусковой подогреватель и при температурах наружного воздуха выше минус 10 °С.

Пуск двигателя без подогрева

Порядок пуска холодного двигателя при температуре от 0 до минус 10 °С:

1. Прокачайте систему двигателя топливом ручным топливоподкачивающим насосом.

2. Установите в нейтральное положение рычаг управления коробкой передач.

3. Закройте штору радиатора.

4. Включите аккумуляторные батареи.

5. Установите рукоятку останова двигателя в рабочее положение (переместите до упора в панель).

6. Нажмите до упора на педаль сцепления.

7. Нажмите на педаль управления подачей топлива до положения, соответствующего средней частоте вращения коленчатого вала.

8. Не отпуская педали, включите стартер, повернув по часовой стрелке ключ до упора вправо.

9. После начала работы двигателя выключите стартер, отпустив ключ замка-выключателя, педаль управления подачей топлива удерживайте в положении, соответствующем средней частоте вращения коленчатого вала, до начала устойчи —

вой работы двигателя, а затем плавно отпустите педаль сцепления (рычаг переключения передач должен быть в нейтральном положении). Рукояткой управления скоростным режимом установите минимальную частоту вращения коленчатого вала. Постоянная частота вращения коленчатого вала двигателя устанавливается вытягиванием ручки 7 (см.рис. 23) на себя. Ручка тягами соединена с рычагом управления регулятором ТНВД и находится в кабине на передней панели. Если двигатель не пускается, повторите пуск в вышеуказанной последовательности. Если после трех попыток двигатель не начнет работать, найдите и устраните неисправность. Время включения стартера не должно превышать 15 с и интервалы между попытками пуска не менее 1 мин.

Перед пуском прогретого двигателя педаль управления подачей топлива установите в положение, соответствующее средней частоте вращения коленчатого вала двигателя. Включите стартер и после начала работы двигателя отпустите ключ замка-выключателя.

Пуск холодного двигателя с помощью предпускового подогревателя

При применении в системе охлаждения двигателя низкозамерзающей жидкости, его подогрев и пуск производите в такой последовательности:

1. Поднимите капот и убедитесь, что кран топливного бачка подогревателя открыт.

2. Включите насосный агрегат выключателем, расположенным на пульте управления предпускового подогревателя, на 10-15 с.

3. Включите электроподогрев топлива выключателем, расположенным на пульте управления предпускового подогревателя (включение подпружиненное), и держите ручку выключателя в зависимости от температуры окружающего воздуха в течение следующего времени: 30 с — выше минус 30 °С, 60 с — от минус 30 до минус 50 °С.

4. Включите искровую свечу выключателем, расположенным на пульте управления предпускового подогревателя (включение подпружиненное), и сразу же, не отключая ее, включите выключателями насосный агрегат и электромагнитный клапан. Удерживайте ручку выключателя свечи (не более 20 с) до появления в котле характерного гула, указывающего на воспламенение топлива в горелке. Исправный подогреватель должен запуститься в течение 10-15 с.

5. Отпустите ручку выключателя свечи (свеча выключается). Продолжающийся ровный гул в котле свидетельствует о том, что подогреватель вышел на режим устойчивой работы. При неудавшемся пуске подогревателя выключите электромагнитный клапан и насосный агрегат и через минуту повторите запуск в вышеуказанной последовательности. Если за две последовательные попытки подогреватель не запустился, то найдите и устраните причину неисправности.

7. Когда жидкость в системе охлаждения двигателя нагреется до 80-100 °С по показаниям указателя температуры охлаждающей жидкости на панели приборов, выключите электромагнитный клапан, продуйте газоходы котла в течение 20-30 с и выключите насосный агрегат.

8. Запустите двигатель, как указано в подразделе «Пуск двигателя без подогрева».

При применении в системе охлаждения двигателя воды его подогрев и пуск производите в такой последовательности:

1. Приготовьте 32,5 л чистой воды (для двигателя ЯМЗ-236М2) или 38 л (для двигателя ЯМЗ-238М2).

2. Убедитесь, что два сливных крана системы подогрева, сливной кран системы охлаждения и кран отопителя закрыты после полного слива воды при постановке автомобиля на стоянку, а кран топливного бачка подогревателя открыт. После пуска подогревателя следите за отсутствием вытекания воды из сливных краников. В случае вытекания воды закройте краники.

3. Откройте заливные горловины радиатора и котла подогревателя.

4. Запустите подогреватель в вышеуказанной последовательности и немедленно залейте в котел 14 л воды через заливную горловину подогревателя, закройте пробкой заливную горловину. Горловина радиатора должна оставаться открытой. В случае самопроизвольной остановки подогревателя повторите пуск, а в случае отказа немедленно слейте воду из системы. Найдите и устраните неисправности в работе подогревателя, после чего пустите подогреватель и продолжайте прогрев в последовательности, указанной выше.

5. Прогрейте двигатель до обильного выделения пара из заливной горловины радиатора.

6. Долейте воду через горловину радиатора до заполнения системы и закройте горловину пробкой.

7. Продолжайте прогрев двигателя до достижения температуры воды 80-100 °С по показаниям указателя температуры охлаждающей жидкости на панели приборов.

8. Выключите электромагнитный клапан, продуйте газоходы котла в течение 20-30 с и выключите насосный агрегат.

9. Откройте кран отопителя кабины.

10. Запустите двигатель как указано в разделе «Пуск двигателя без подогрева».

Работающий двигатель останавливается ручкой останова, которая с помощью тяги 5 (см.рис. 24) соединена с рычагом 7. Ручка останова расположена в кабине на передней панели.

До останова дайте двигателю поработать в течение 1-3 мин без нагрузки при средней частоте вращения, после чего уменьшите частоту вращения до минимального значения и вытяните ручку останова до упора.

Источник

Суровый русский «проходимец»: история грузовика Урал

Грузовик — незаменимая часть армии эпохи холодной войны, ничуть не менее важная, чем танковые орды, от которых ждали знаменитого рывка к Ла-Маншу. Ведь любому танку нужны топливо, снаряды, и запчасти — а в пересчете на полки, дивизии и армии это сотни тысяч тонн грузов.

Читайте также:  Автомобиль приора гранта цена

В Советской армии 50-х годов существовало достаточно грузоподъемное средство — автомобиль ЗИС-151, способный взвалить на себя 4,5 тонны. Но у него был серьезный недостаток — низкая проходимость. Для армейского грузовика, действующего в условиях ударов противника по узлам коммуникаций, требовалась возможность пройти через бездорожье. Эту проблему удалось решить в модификации ЗИЛ-157 (название завода изменилось в связи со смертью Сталина), но за все требовалось платить — грузоподъемность упала до 2,5 тонн.

Мириться с этим в армии не хотели. Одним из вариантов решения проблемы была разработка научного автомоторного института — НАМИ-20. Новый грузовик показывал впечатляющие внедорожные характеристики. Ему не был страшен метровый снег, размокшая пашня, он уверенно взбирался с грузом на 32-градусный подъем и преодолевал речной брод глубиной 1,2 метра. И при этом без проблем поднимал 5 тонн груза. А система изменения давления воздуха в шинах давала возможность продолжать движение даже после 6 пулевых попаданий в одно колесо.

После ряда испытаний и множества изменений в конструкции, чтобы поднять надежность, грузовик был принят на вооружение и поставлен на производство под именем Урал-375. Первые машины сошли с конвейера в последний день 1960 года — 31 декабря.

Известный прожора

Военные были довольны всем, кроме расхода топлива — Урал-375 легко употреблял 68 литров бензина на сотню километров пути. Если в 60-е с этим еще можно было смириться, то последовавшие в 70-е нефтяные кризисы заставляли взглянуть на вопрос по-другому — прожорливость грозилась похоронить экспортные перспективы Урала.

Проблема решилась сравнительно легко — к счастью, в СССР нашелся экономичный дизель КАМАЗ-740. Именно он и стал главной особенностью новой модификации — грузовика Урал-4320. Теперь грузовик «кушал» вполне умеренные 30 литров на сотню. Проблема была решена.

На передовой

Военные Уралы не только возили грузы. Почти сразу новый грузовик стал платформой для реактивной системы залпового огня «Град» — наследницы знаменитых «Катюш». Ее первое боевое применение произошло в 1969-м на Даманском против китайцев. И очень скоро «Грады» стали участниками практически любого более-менее серьезного военного конфликта. Активно используются они и по сей день — войны в Сирии и Донбассе это ярко подтверждают.

Активно использовали Уралы и в качестве гантраков — в Афганистане их полюбили отряды спецназа, охотившиеся за моджахедскими конвоями. Приманкой для противника выступали захваченные пикапы Тойота, а увешанные броней «Уралы» с пулеметами оказывались козырем в открытом бою, когда личность «Тойот» уже была раскрыта.

Не менее эффективными, особенно в горных местностях Афганистана и Чечни, была установка в кузов полуавтоматической спаренной зенитки ЗУ калибра 23 миллиметра. Сочетание удобных углов вертикальной наводки и огневой мощи позволяли быстро отогнать от конвоев даже мощную засаду. Чтобы расчет самой зенитки не был легкой мишенью, спереди приваривали стальные листы. Иногда в дело шла даже броня подбитой или неисправной бронетехники.

Но Урал мог активно использоваться на «передке» не только как платформа для огневой установки — радикально забронированный грузовик отлично справлялся с перевозкой пехоты. Особенно эффективен он в условиях контрпартизанской борьбы, что было особенно актуально для чеченских кампаний и многочисленных контртеррористических операций на Кавказе.

Интересно, что самые «злые» бронированные Уралы — детища не армии, а МВД. Все из-за специфики работы — даже на Кавказе большая часть задач МВД разительно отличалась от боевых. Гонять в таких условиях БТРы и БМП попросту дорого. Но шанс попасть в перестрелку по-прежнему высокий. Вот и нашли выход — разработать крайне серьезные и защищенные машины на базе относительно дешевых в эксплуатации Уралов.

Опыт бронированных Уралов-4320 учтен в новых отечественных машинах класса MRAP. Одна из них — Урал-63095, она же Тайфун-У, защищающая пассажиров даже от крупнокалиберных бронебойных патронов и подрыва серьезных взрывных устройств эквивалентом в 8 кило тротила.

На мирном поприще

Разработанные под требования военных, Уралы оказались востребованы и в мирной жизни. Строительные краны, заправщики, вахтовые автобусы, снегоочистители — модификаций на их базе и не перечислить.

В 2005 году мексиканские Уралы активно использовались для гуманитарных миссий в Новом Орлеане после знаменитого урагана «Катрина» — обилие затопленных участков сделало незаменимыми внедорожные качества этих грузовиков.

Сегодня история Урала не завершена — миассцы активно продвигают платформу Урал-Next.

Источник

Секреты советских КБ: экспериментальные Уралы — сухопутные и плавающие

С началом серийного выпуска грузовика Урал-375 Министерство обороны СССР выдало Уральскому автозаводу заказ на проектирование его достойной замены — семейства дизельных машин, включая плавающие версии, которые в целях маскировки и повышения скрытности не должны были отличаться от обычных автомобилей. С 1966 года в соответствии с техническими условиями 21 НИИИ по теме Чадра, их разработкой занималось заводское СКБ под руководством главного конструктора Анатолия Ивановича Титкова. Так последовательно стали появляться опытные сухопутные и плавающие грузовики серии Урал-379/395 и двух семейств Суша, долгое время носившие гриф «совершенно секретно».

Семейство Урал-379/395 (1969 – 1973 гг.)

На Уральском заводе первым в июле 1969 года был собран пятитонный односкатный капотный автомобиль Урал-379Б с доработанной кабиной от гражданского Урала-377. В ноябре появился бескапотный вариант Урал-379А со стеклопластиковой кабиной, полностью разработанной и изготовленной в Миассе. Обе машины оснащались опытным 200-сильным дизелем Урал-2Э640 V8 и цельнометаллическими кузовами с ровным полом.

Опытный пятитонный капотный «Урал-379Б». 1969 год (из архива 21 НИИЦ)

Макетный образец Урал-379Б с гражданской кабиной (из архива автора)

Автомобиль Урал-379А с пластиковой кабиной (из архива В. Дмитриева)

Испытания грузовиков Урал-379А и Урал-379Б. 1970 год (из архива В. Дмитриева)

Сравнительные заводские испытания трехосных автомобилей доказали концептуальное превосходство второй версии, но военные потребовали оснастить ее более прочной стальной кабиной. Она появилась только в 1972-м, но после очередных испытаний обновленный грузовик практического развития не получил.

Урал-379А с цельнометаллической кабиной. 1972 год (из архива 21 НИИЦ)

Параллельно на заводе разрабатывали четырехосный 8,5-тонный автомобиль Урал-395 с армейской цельнометаллической кабиной над двигателем и опытным мотором ЯМЗ-741 V10 мощностью 260 л. с., созданным для будущего поколения Камазов. Его испытания продолжались до конца 1973 года. Главной же заслугой обеих опытных сухопутных машин стало создание на их базе экспериментальных плавающих грузовиков, не имевших иностранных аналогов.

Бескапотный грузовик Урал-395 с двигателем V10. 1972 год (из архива 21 НИИЦ)

Испытания 260-сильного грузовика Урал-395 (из архива С. Орлова)

Зимние полигонные испытания автомобиля Урал-395 (из архива 21 НИИЦ)

Самой интересной и строго засекреченной страницей истории военных грузовиков марки Урал стал короткий период разработки и испытаний армейских амфибий, внешне не привлекавших к себе особого внимания, но способных вплавь форсировать реки и небольшие водоемы. Проектирование и изготовление первых уникальных плавающих версий относится к началу 1970-х годов, когда их основой стали опытные трех- и четырехосные автомобили Урал-379 и Урал-395. Их водоплавающие версии, получившие неофициальные обозначения Урал-379П и Урал-395П, были приспособлены к доставке по воде грузов массой 4–7 т и могли развивать скорость на плаву 4–6 км/ч.

Читайте также:  Автомобиль приобретается не для себя

На этих амфибиях впервые в мире был реализован принцип использования обычного военного грузовика, на котором при минимальных доработках монтировали два гребных винта, расположенных под задней частью кузова. Плавучесть им обеспечивали объемные герметизированные кабины и вместительные цельнометаллические кузова с высокими неоткидными бортами. При движении на плаву дополнительное тяговое усилие создавали вращавшиеся колеса с высоким протектором шин. Для облегчения выхода на мокрый песчаный и илистый берег служили лебедка и централизованная система, на ходу снижавшая внутреннее давление воздуха во всех шинах.

Урал-379П в сухопутном транспортном положении. 1972 год (из архива 21 НИИЦ)

Источник

Подготовка автомобиля к зиме

Зима. Кто то любит ее и с нетерпением ждет, кто то хочет, чтобы поскорее наступило лето, а она все равно приходит и всегда неожиданно. Особенно для автомобилистов. Кажется, еще вчера, все было в порядке и верный «железный конь» не доставлял хлопот, а с приходом первых холодов стал упрямиться.

Давайте вместе разберемся в причинах этого.

Для начала хочу всех успокоить и заверить в том, что автомобиль будет служить вам верой и правдой и в зимний период. Всего лишь надо подготовить его и соблюдать нехитрые правила зимний эксплуатации. Об этом и поговорим подробнее.

Итак, начнем с подготовки автомобиля к зимнему периоду и диагностике возможных неисправностей:

1. Осмотр системы охлаждения автомобиля на предмет ее герметичности. Проще всего, не полениться и немного отъехав на автомобиле с места продолжительной стоянки, вернуться и посмотреть, не осталось ли пятен технических жидкостей. При необходимости, охлаждающую жидкость можно заменить, чтобы точно быть уверенным в ее свойствах. Также надо проверить работу термостата. Ведь именно он будет обеспечивать корректную работу системы охлаждения.

2. Внешний осмотр аккумуляторной батареи (АКБ). Корпус аккумулятора должен быть чистым, без видимых трещин и повреждений. Клеммы АКБ при необходимости можно зачистить мелкозернистой шкуркой, для обеспечения лучшего контакта со съемными клеммами бортовой электросети автомобиля. При возможности, проверьте плотность электролита в АКБ и его напряжение. Естественно, что вышеперечисленные параметры должны соответствовать номинальным значениям. А вообще, если аккумуляторы для автомобилей и в летний период доставляют хлопоты, то их лучше заменить, потому, что, как говорил Юрий Деточкин, в небезызвестном фильме «Берегись автомобиля»: «Со старым аккумулятором – это не жизнь…»

3. Протестируйте исправность генератора, а также реле-регулятора. Один из простых способов – заведите двигатель и измерьте напряжение на аккумуляторных клемах при помощи вольтметра. Напряжение должно быть выше, чем просто в АКБ и находиться в интервале 13.8 – 14.2 В. Пониженный показатель говорит о, скорее всего механических проблемах генератора (токосъемные щетки, обмотка или вал генератора) или его привода (проверьте ремень привода генератора). Повышенный показатель этой величины, скорее всего, связан с неисправностью реле – регулятора либо самой АКБ.

4. Удостоверьтесь в исправности стартера и бендикса. В случае их некорректной работы, замените неисправные элементы. Кстати, распространенная причина отказа бендикса, является его загрязнение. Решить этот вопрос поможет его промывка в чистящем растворе и последующая смазка.

5. Необходимо обратить пристальное внимание на провода высоковольтной части системы зажигания, как правило, наружным осмотром их целостности. Желательно обработать их влагоотталкивающим силиконовым составом. Внимательно осмотрите свечи зажигания и замените их в случае неисправности.

6. Как только среднесуточная температура опустится ниже +7, замените резину колес на зимнюю. На сегодняшний день купить резину достойного качества возможно даже через интернет.

7. Обработайте механические части замков вашего автомобиля, незамерзающей, водоотталкивающей жидкостью. Для этого подойдет состав WD – 40 или просто тормозная жидкость, нанесенная при помощи шприца. Эту операцию желательно повторять и в период зимней эксплуатации автомобиля.

8. Обратите внимание на щетки стеклоочистителей, они зимой будут испытывать повышенную нагрузку. Для обеспечения наилучшего обзора, замените их при необходимости.

Произведя вышеописанные процедуры, можно считать, что автомобиль готов к зимней эксплуатации.

Далее, несколько советов для запуска двигателя в режиме отрицательных температур.

1. Если Ваш автомобиль оборудован карбюраторной системой впрыска топлива, то перед запуском двигателя, можно вручную подкачать топливо в камеру карбюратора, несколько раз нажав на лапку бензонасоса. После этого, до отказа вытяните «к себе» рукоятку ручного газа. Этим действием, мы закроем воздушную заслонку карбюратора. Два – три раза энергично нажмите на педаль газа, чтобы обеспечить впрыск дополнительной порции топлива во впускной коллектор.

2. Включите дальний свет фар, примерно на 15 – 20 секунд, чтобы разогреть АКБ. После этого, обязательно выключите все ненужные потребители электроэнергии вашего автомобиля.

3. Плавно нажмите на педаль сцепления, чтобы стартеру не пришлось прокручивать еще и шестерни замерзшей коробки передач.

4. Поверните ключ зажигания и попробуйте завести двигатель. Попытки не должны продолжаться более 10 секунд, пауза между ними должна составлять не менее 30 секунд.

В случае исправности автомобиля, он обязательно заведется. Если несколько попыток не увенчались успехом, необходимо произвести поиск неисправности и ее устранения, а не бесцельно тратить энергию АКБ. На морозе это произойдет довольно быстро. Для облегчения пуска двигателя в зимний период существуют специальный спреи на основе легковоспламеняющихся паров эфира. Их впрыскивают прямо в воздухозаборник двигателя и предпринимают попытку его запуска. В случае исправности двигателя, заводится он в таком случае буквально с пол – оборота.

И помните: зимой на дорогах очень скользко, цена колес для езды по гололеду ничтожна мала по сравнению с человеческими жизнями. Не экономьте на своем здоровье и здоровье своих близких.

Источник

Автотрип по Среднему Уралу: зимний маршрут

Вот и наступила зима: дни стали короче, холодное уральское солнце прячется за мутной дымкой облаков, яркие футболки сменились черными пуховиками. Подобная атмосфера нагоняет тоску, которую не в силах прогнать даже новогодняя суета. Лекарством от зимней хандры могут стать путешествия. Мы подготовили маршрут по живописным местам Свердловской области, которые помогут вспомнить, что зима – не время для уныния.

Автор фотографии: Наталья Шемес

Этот маршрут подойдет даже начинающим путешественникам – для его прохождения не нужны специальные навыки и серьезная физическая подготовка. «Железному коню» дополнительная экипировка также не требуется – подойдет любая легковушка. Конечно, есть моменты, с которыми полноприводный автомобиль с высокой подвеской справиться лучше, однако большая их часть – лесные тропы, по которым вполне можно пройти пешком (во-первых, там не очень далеко, а во-вторых, мы ведь не машину выгуливать собрались).

Читайте также:  Автомобиль не запускается с первого раза

Гора Азов – царство зимней тишины

Первым пунктом нашего маршрута станет гора, историю которой тесно связывают с Пугачевым, разбойниками, девкой Азовкой и, самое главное, с несметными богатствами, сокрытыми в ее недрах.

Для того, чтобы попасть к ней выезжаем на трассу Р355 и едем до города Полевского. Проезжаем его насквозь: сначала город будет по правую руку, а затем после Северского пруда окажется с левой стороны. Проехав Полевской, движемся в сторону Зюзельского, а оттуда по указателям к Азов-горе. Автомобиль можно оставить прямо у дороги, на обочине либо заехать немного в лес.

От начала маршрута и к подножию вершины – Большому Азову – ногами тысяч туристов протоптана тропа (в зимнее время она особенно заметна), идущая по практически пологому склону. Вся гора обсыпана высокими елями – в зимнее время они со всех сторон покрыты влажным снегом, который, скрадывая звуки, создает эффект звонкой тишины.

Заблудиться здесь практически невозможно. По пути попадаются специально оборудованные туристические стоянки с костровищами и импровизированными лавочками, где можно перекусить и отдохнуть. Подъем на Большой Азов немного сложнее, чтобы его преодолеть придется карабкаться по скале, однако если соблюдать простейшие правила безопасности, трудностей не возникнет.

У Азов-горы есть и вторая вершина – Малый Азов, который пользуется меньшей популярностью, чем Большой. Поэтому туристических стоянок здесь нет, а проход практически дикий. Главная вершина возвышается на 589 метров над уровнем моря, Малый Азов на 25 метров ниже. Высоты, конечно, не головокружительные, однако виды с них открываются по-настоящему потрясающие.

По дороге к машине можно сделать небольшой привал у вышеупомянутой туристической стоянки, перекусить и потравить байки – благо о горе Азов их предостаточно.

GPS-координаты: 56.474874, 60.085601

Еловый мыс и писаницы

От Азов-горы выезжаем на дорогу и едем в обратном направлении, проезжая Полевской, Курганово и Горный Щит. После Горного Щита, на развязке, уходим на ЕКАД. Едем по трассе около 27 километров, и немного не доезжая Палкино уходим направо. По этой дороге, вдоль реки Исеть движемся 5,7 километров. На подъезде к Еловому мысу будут виднеться скалы, так что проехать мимо сложно.

Автор фотографии: Наталья Шемес

Еловый мыс – живописное место недалеко от Екатеринбурга, вдающееся в торфяное болото в пойме реки Исеть на несколько сотен метров. Находится на правом берегу реки. Мыс покрыт смешанным лесом, в котором встречаются живописные гранитные скалы (их около десятка).

Автор фотографии: Наталья Шемес

Помимо живописных лесных пейзажей и гальковидных (словно морские камушки сложенные друг на друга) скал, Еловый мыс примечателен с точки зрения археологии – на этой территории было сделано немало открытый, а сам мыс является археологическим памятником.

Автор фотографии: Наталья Шемес

В 1979 году на северной стороне, под 2-х метровым скальным козырьком на высоте около 1 метра от подножия скалы были обнаружены наскальные рисунки, они же писаницы. Эта находка прибавила популярности этому месту среди туристов и людей научного круга. К сожалению, до наших дней рисунки не сохранились. Однако не так давно кто-то нанес на место, где располагались рисунки, их точные копии.

Автор фотографии: Наталья Шемес

Кроме того, на вершине скалы была найдена жертвенная площадка со следами ритуальных обрядов. А у подножия скалы были обнаружены остатки жертвенного домика, который согласно исследованиям стоял здесь с конца второй половины второго тысячелетия до нашей эры. Неподалеку было найдено древнее костровище с остатками посуды наших предков.

GPS-координаты: 56.9131, 60.4086

Ночевка

К тому моменту, как мы вернемся к машине, на улице начнет уже темнеть, поэтому ехать к следующей достопримечательности не будет смысла. Логичным будет остановиться на ночевку. Переночевать можно либо в одном из хостелов в Верхней Пышме, либо на одной из баз отдыха озера Таватуй – решение в основном будет зависеть от финансовых возможностей (проживание на базе отдыха получится дороже).

Однако и в одном, и в другом случае можно будет охватить дополнительные места. Так, можно прогуляться по вечерней Верхней Пышме, посмотреть на главную мечеть Свердловской области, осмотреть музей военной техники или другие достопримечательности города.

Посетить Таватуй зимой, также очень интересно. Озеро – одно из самых чистых и красивых в Свердловской области, а потому считается жемчужиной Среднего Урала. Вода здесь настолько прозрачна, что в солнечный день можно увидеть озерную растительность даже сквозь толщу льда.

Место силы: святилища на берегах озера Шайтан

И от озера Таватуй, и от Верхней Пышмы нужно выехать на трассу Р352 и ехать в сторону поселка Нейво-Рудянка.

Автор фотографии: Дмитрий Карпунин

Раньше про это озеро, затерянное в уральских лесах, мало кто знал. Однако в 1990-2000-е годы археологи на берегах Шайтанского озера сделали важные археологические открытия. Теперь это место широко известно в научных кругах. Слава к озеру пришла благодаря археологу Ю.Б. Серикову. В 1996 году тагильские археологи под его руководством сделали здесь первые находки. С тех пор на берегах озера найдены уже 16 археологических памятников (береговые низинные и скальные).

Автор фотографии: Дмитрий Карпунин

Шайтанским озеро начали называть, пришедшие сюда татары – этим словом они обозначали мансийские святилища. А святилищ здесь три: к двум из них можно попасть только через озеро (на лодке летом и по льду зимой, причем в последнем случае необходимо на сто процентов быть уверенным, что лед достаточно окреп), а к третьему можно попасть по суше, по узкой дамбе.

Святилища – Шайтанский шихан, Южный и Средний шиханы – наиболее интересные здесь памятники археологии. Многие до сих пор считают их местами силы, ощущая странную энергетику места.

Автор фотографии: Дмитрий Карпунин

Помимо археологического и магического интереса, это место представляет еще и натуралистический. Завораживающие зимние пейзажи создают атмосферу сказки.

Тропа от дороги к озеру ведет через стройный лес осин, берез, лиственниц, липы и сосны, покрытых чистым белым снегом. Среди деревьев и кустарника можно разглядеть следы разнообразных обитателей.

GPS-координаты: 57.34335, 60.244417

Маршрут на карте

Общая протяженность маршрута составит около 300 километров, поэтому на его преодоление следует выделить не меньше двух дней. Кроме того, учитывая раннее наступление темноты, советуем выезжать утром пораньше.

Не стоит забывать о том, что зимнии путешествия опаснее летних, а потому к ним необходимо готовится более тщательно. О тонкостях зимнего похода можно узнать из видео с конференции.

Источник

Ответы на популярные вопросы
Adblock
detector