Автомобиль устройство повышенной опасности

К вопросу об отнесении транспортного средства к источникам повышенной опасности Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ильин Николай Павлович

Текст научной работы на тему «К вопросу об отнесении транспортного средства к источникам повышенной опасности»

Таким образом, заключительным этапом обращения взыскания на долю в уставном капитале ООО является её реализация, которая осуществляется на торгах. Хотя само общество и его участники имеют преимущественное право её покупки. При проведении торгов начальная цена не может быть ниже, указанной в постановлении об оценке имущества. После завершения торгов победитель в пятидневный срок должен оплатить стоимость выигранного имущества, не выполнение данного условия приводит к признанию торгов недействительными. После реализации доли удовлетворение требований залогодержателей происходит в порядке очередности.

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с изм. и доп. от 31.01.2016 №7-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994. № 32. Ст. 3301.

2. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 № 14-ФЗ (с изм. и доп. от 29.12.2015 №391-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998. № 7. Ст. 785.

3. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 № 229-ФЗ (с изм. и доп. от 28.12.2016 № 482-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2007. № 41. Ст. 4849.

4. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 9 декабря 1999 г. // № 90 / 14 Вестник ВАС РФ. № 2, 2000.

К ВОПРОСУ ОБ ОТНЕСЕНИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА К ИСТОЧНИКАМ ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ

Аннотация: в данной статье рассмотрены проблемы отнесения транспортного средства к источникам повышенной опасности. Автором проведен анализ положений законодательной и теоретической базы, на основании которого дается понятие источника повышенной опасности и его соотношение с транспортным средством. Предложено обоснованное определение транспортного средства как источника повышенной опасности.

Ключевые слова: источник повышенной опасности, предмет, транспортное средство, автомобиль, ДТП, деятельность, создающая повышенную опасность.

Проблема определения разновидностей источников повышенной опасности и отнесения транспортного средства к таким источникам набирает сегодня особую актуальность, с учетом правильного применения общих норм, эффективность которых находится в зависимости от ряда факторов.

В п. ст. 1079 ГК РФ дается примерный перечень допустимых источников повышенной опасности, в числе которых имеется формулировка «эксплуатация механизмов» [1]. В соответствии с общим правилом, необходимо выделить два ключевых признака

источников повышенной опасности: вредоносность и неподконтрольность, в полной мере человеку, процесса образования вредоносных свойств.

Транспортные средства отнесены к источникам повышенной опасности, ввиду наличия некоторых признаков. Так, к примеру, Н. Топоров выделял три характерных признака источника повышенной опасности:

1) Использование механического двигателя, который приводится в движение не силой человека, а природными разновидностями энергии, электричества и газа;

2) Использование природных сил, которые выпускаются из-под власти контроля владельца, не могут быть ему подчинены;

3) Использование большого веса, который значительно превышает силу конкретно взятого человека [9, с. 11].

Очевиден тот факт, что транспортное средство опадает под признак того, что оно приводится в движение транспортным средством. Также к автомобилю можно применять и третий признак, поскольку масса автомобиля, безусловно, превышает массу среднестатистического человека.

Другие исследователи также придерживаются точки зрения о наличии у транспортного средства таких вредоносных свойств, как скорость, невозможность мгновенного торможения и большая масса [8, с. 145].

Г.К. Матвеев отмечал, что повышенная вероятность причинения вреда транспортным средством может возникнуть из-за таких вредоносных свойств, как: мощность двигателя, возможность передвижения с высокой скоростью, большая масса, которые в своей совокупности предопределяют невозможность мгновенной остановки такого средства, а соответственно это приводит к невозможности исключения случаев причинения вреда при движении такого средства [7, с. 118].

По мнению С. Шишкина, кроме вышеперечисленных критериев отнесения транспортных средств к источникам повышенной опасности, стоит выделять и такой признак, как специальное разрешение на допуск такого средства к эксплуатации, наряду с регистрацией такого средства в специализированных государственных органах контроля [11, с. 17]. Но такое высказывание представляется не совсем корректным, так как скорее это можно считать следствием признания конкретного предмета в качестве источника повышенной опасности, чем причиной его признания таким.

Так, на основании анализа общих мнений и точек зрения об институте источников повышенной опасности, можно говорить о том, что транспортное средство необходимо признавать таковым, поскольку оно обладает следующими вредоносными свойствами: огромная масса и высокая скорость, что определяет невозможность мгновенного торможения.

Однако понятие «транспортное средство» достаточно часто употребляется в различных нормативных актах отечественного законодательства, но не обладает однозначным определением, в связи с чем достаточно широко толкуется и включает в себя разные виды транспорта, отличительные признаки которых устанавливаются специализированными законодательными актами.

На данном этапе, на законодательном уровне проблема признания транспортного средства в качестве источника повышенной опасности не решена должным образом, и хотя судебная практика восполнила данный пробел, но ее возможности на этом ограничиваются, так как суд не в состоянии создавать новые правовые нормы.

Одной из наиболее остро стоящих проблем на данном этапе является отсутствие законодательной дефиниции повышенной опасности и деятельности транспортного средства, наряду с отсутствием общих признаком, которым должны соответствовать транспортные средства, чтобы их можно было отнести к источникам повышенной опасности. При многообразии транспортных средств, не все они выступают такими источниками, а причинение вреда транспортным средством осуществляется при различии обстоятельств и они порой столь неоднозначные, что возможность

применения правил ст. 1079 ГК РФ о повышенной опасности и ответственности становится спорной.

Как результат, к примеру, понятие транспортного средства по смыслу ФЗ «О безопасности дорожного движения», закрепляется в качестве устройства, предназначенного для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на данном устройстве по дорогам общего пользования [3].

В сфере железнодорожных перевозок данный термин будет трактоваться совершенно по-другому, так как используется такое определение как «железнодорожный транспорт». В свою очередь, с учетом специфики его видового разделения, в данной сфере выделяют «железнодорожный транспорт общего пользования» и «железнодорожный транспорт не общего пользования». В связи с таким разделением сама по себе категория железнодорожного транспорта будет толковаться намного шире, чем простое понятие транспортного средства исключительно в плоскости дорожного движения.

Исходя из п. 1 ст. 2 ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», под железнодорожным транспортом общего пользования стоит понимать производственно-технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуру самого железнодорожного транспорта, сам подвижной железнодорожный состав, а также любое имущество, прямо предназначенное для целей обеспечения потребностей физических и юридических лиц, государства в перевозках при помощи такого вида транспорта на условиях публичных договоров. Говоря же о железнодорожном транспорте не общего пользования, то он является совокупностью производственных и технологических комплексов, включающих в себя железнодорожные пути не общего пользования, здания, сооружения и подвижной железнодорожный состав, а также любое имущество, прямо предназначенное для целей обеспечения потребностей физических и юридических лиц в работах, услугах по местам не общего пользования, на основании договоров или в личных нуждах [5].

В целом, как прослеживается из приведенных выше дефиниций, определения железнодорожного транспорта содержат в себе широкий спектр объектов, которые не всегда могут интерпретироваться непосредственно в качестве транспортных средств. Но, в силу прямого законодательного указания, железнодорожные пути, сопутствующая инфраструктура, здания, сооружения, равно как и другое производственное и технологическое оборудование, а также элементы, связанные с эксплуатацией подвижного железнодорожного состава, также являются транспортом.

Читайте также:  Автомобиль президента россии новый год

Из анализа значения терминологии, входящей в понятие «транспортное средство», вытекает тот факт, что это понятие невозможно рассматривать с позиции единого значения «перевозочных средств». К тому же, в специальном юридическом значении понятие «транспортное средство» в области железнодорожного значения обладает широким толкованием, учитывая тот факт, что, по сути, функционирование самих железнодорожных перевозочных средств, невозможно без использования соответствующих приспособлений (например, рельсовые пути, контактная сеть, прочие элементы инфраструктуры).

Так, п. 11 ст. ФЗ «О транспортной безопасности» рассматривает транспортное средство в обобщающем значении, с учетом отсылок на соответствующие транспортные кодексы и уставы в целях установления конкретного смысла каждого из видов транспортных средств [2]. Исходя их этого, по смыслу данного акта под транспортными средствами стоит понимать воздушные суда, морские суда, речные суда (кроме маломерных, прогулочных, спортивных парусных, несамоходных судов), подвижной железнодорожный состав, подвижной состав автомобильного транспорта, включая и подвижной состав городского наземного электротранспорта.

Как результат, любые элементы инфраструктуры, хотя и включены законодателем в понятие транспорта, одновременно они выступают в качестве составляющего более расширенного понятия, которое называется «транспортным комплексом».

Поскольку было установлено, что транспортное средство признается источником повышенной опасности ввиду вероятности причинения вреда из-за невозможности его полной подконтрольности со стороны человека, то неподвижно стоящее транспортное средство не может признаваться источником повышенной опасности. При этом крайне важно не путать ситуацию, при которой, автомобиль стоит неподвижно, но в то же время является участником дорожного движения, например при остановке на запрещающий сигнал светофора. В этом случае автомобиль будет признан источником повышенной опасности.

Неизменной будет и ситуация, в случае парковки в неположенном месте. Так как на момент отсутствия в нем человека, автомобиль не обладает опасными свойствами для окружающих (исключение составляют масса, габариты, которые могут сыграть свою роль в случае ограниченной видимости).

Так на основании проведенного анализа термина «источник повышенной опасности» в аспекте возможности отнесения к нему транспортного средства, можно выработать определение понятия транспортного средства в качестве источника повышенной опасности. Под таковым стоит понимать устройство, что предназначено в целях перевозки пассажиров, грузов и оборудования, проявляющее в процессе движения вредоносное свойство, которое не поддается полному контролю со стороны человека, ввиду невозможности торможения, что обусловлено большой массой данного устройства и возможностью развивать высокую скорость.

Подобная правовая конструкция дает возможность более точной квалификации возникающих в результате причинения вреда транспортным средством, зачастую ввиду ДТП, правоотношений, с точки зрения реализации положений и норм ГК РФ об ответственности по ст. 1079.

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ, 1996. № 5. Ст. 410.

2. Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О транспортной безопасности» // Собрание законодательства РФ, 12.02.2007. № 7. Ст. 837.

3. Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства РФ, 11.12.1995. № 50. Ст. 4873.

4. Постановление Правительства РФ от 29.06.1995 № 647 (ред. от 04.09.2012) «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий» // Собрание законодательства РФ, 10.07.1995. № 28. Ст. 2681.

5. Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2003. № 2. Ст. 169.

6. Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О транспортной безопасности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.12.2016) // Собрание законодательства РФ, 12.02.2007. № 7. Ст. 837.

7. Матвеев Г.К. Основания гражданско-правовой ответственности. М.: Юрид. лит., 1970. 312 с.

8. Собчак А.А. О понятии источника повышенной опасности в гражданском праве // Правоведение, 1964. № 2. С. 144-147.

9. Топоров Н. Источник повышенной опасности // Рабочий суд, 1926. № 19. С. 11-75.

10. Шахматов А.В., Бухаров В.Н. К вопросу о содержании понятия источника повышенной опасности // Журнал правовых и экономических исследований, 2009. № 1. С. 47-52.

МЕСТО И РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ В СИСТЕМЕ

ФУНКЦИЙ ПРАВА Гаврикова А.А.

Аннотация: в статье анализируются место и роль воспитательной функции права, подчеркивается необходимость ее дальнейшего изучения. В статье автор приводит точки зрения отечественных ученых по данному вопросу и делает обобщающие выводы относительно воспитательного потенциала права.

Ключевые слова: функции права, воспитательная функция, гражданское право, классификация функций права.

В современном обществе право представляет собой устоявшуюся систему социальных норм, способную обеспечить целесообразное регулирование государственно-политических, экономических, организационных и иных отношений, при этом реализовав демократические, духовные и нравственные ценности. Право является одним из главных инструментов, способных обеспечить организованность современной общественной жизни, начало общественной дисциплины, упорядоченное функционирование всего общественного организма и действительность социального управления.

Согласно либертарной теории активная роль, сущность и социальное назначение права заключается в его функциях. В юридической науке в целях характеристики

Источник

АВТОМОБИЛЬ НЕ РОСКОШЬ, А СРЕДСТВО ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ

По материалам ОАО «АВТОВАЗ»

С момента своего появления автомобиль породил серьезное недоверие у обывателей. Скорость, с которой передвигались первые самобеглые коляски, по нынешним меркам, конечно, не высока, но у современников вызывала если не ужас, то, по крайней мере, оторопь. Противники автомобилей заявляли, что организм человека не способен перенести движение с такой кошмарной быстротой. Перегрузки и рывки, которые возникают при поворотах, разгоне и торможении, приведут к перенапряжению мышц шеи и спины, затруднят дыхание; бьющие в лицо ветер и пыль испортят глаза; мелькающие мимо «будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари, дворцы, сады, монастыри, бухарцы, сани, огороды, купцы, лачужки, мужики, бульвары, башни, казаки, аптеки, магазины моды, балконы, львы на воротах и стаи галок на крестах» рассеют внимание водителя, сделав неизбежными аварии. Не стоит забывать и об испуганных грохотом механических экипажей лошадях. Эти смирные и в спокойном состоянии в высшей степени полезные животные, испугавшись, могут наделать немало бед. Да и для зазевавшихся пешеходов авто представляет немалую опасность: при бешеных скоростях 12-15 верст в час, с которыми грохочущие и чадящие монстры несутся по улице, недолго угодить под колеса или зацепиться за торчащие в разные стороны крылья, фары, дверные ручки, радиаторные пробки с фигурками летящих серебряных фей, оленей, ягуаров и прочей живности, украшающими произведения инженерной мысли.

За чуть более чем вековую историю автомобиля список опасностей, подстерегающих самих автомобилистов, их пассажиров и оставшихся за бортом пешеходов почти не изменился. Однако изменился, и существенно, подход к их оценке и способам преодоления.

Элементы пассивной безопасности принято делить на внутренние и внешние. Внешняя безопасность достигается исключением на поверхности машины острых углов и выступающих деталей. К элементам внешней безопасности можно отнести гладкий покатый капот и лобовое стекло, складывающиеся при ударе зеркала и антенны, утопленные дверные ручки. Между прочим, по современным требованиям к пассивной безопасности между верхней точкой двигателя и капотом должно быть расстояние 6-8 см, позволяющее капоту значительно деформироваться, если в результате ДТП на него попадет пешеход.

До середины 40-х годов прошлого века автомобильные кузова устанавливали на жесткие прочные рамы. При аварии кузов (особенно при фронтальном ударе) практически не деформировался. Несколько хуже обстояли дела в случае бокового удара, но и здесь рама могла частично защитить седоков. Впрочем, жесткая рама таила в себе другую беду: при столкновении с препятствием машина останавлива лась почти мгновенно. Водитель, как правило, ударялся о рулевое колесо, пассажиры либо вылетали через лобовое стекло, либо бились о сиденья, стойки и рычаги. Бамперы помогали мало. Нужны были какие-то зоны, которые, деформируясь, поглощали бы энергию удара. Сделать это в кузове, жестко стоящем на раме, оказалось почти невозможно. Положение изменилось, когда появились несущие кузова. Их сравнительно невысокая жесткость, вполне достаточная для крепления всех агрегатов, в то же время обеспечивала значительную деформацию при ударе. Оставалось понять, как заставить деформироваться одни зоны, чтобы другие, те, где находятся экипаж и пассажиры, сохранялись целыми.

Читайте также:  Автомобиль с автоматическим датчиком передачи скоростей

При фронтальном ударе первым в контакт с препятствием вступает моторный отсек. Что делается с капотом, мы уже знаем, посмотрим, что происходит с «начинкой» моторного отсека. Кроме двигателя (если это, конечно, не «Запорожец» или «Порше», у которых мотор сзади) там спрятались коробка передач и рулевой механизм. При аварии эти агрегаты упираются в препятствие и почти неизбежно должны оказаться внутри навалившегося на них салона. Чтобы не повредить ноги пассажиров на переднем сиденье и водителя, силовой агрегат должен сползти вниз и оказаться не в салоне, а под полом. Первым отечественным автомобилем, в котором в полной мере осуществлена такая идея, был ВАЗ 2101. Уходящий под машину двигатель спас немало жизней в тяжелых авариях.

Итак, перемещение руля внутрь салона ограничить удалось. Теперь нужно сделать так, чтобы водитель не пострадал сильно, если все же «дотянется» до руля в результате аварии, даже если будет пристегнут ремнем безопасности. Для этого все современные «баранки» делают травмобезопасными: в середине расположена массивная плоская накладка, закрытая упругим пластиковым чехлом; ступица руля держится на гофрированном или перфорированном стакане (он при ударе деформируется); обод рулевого колеса тоже деформируется, снижая ударную нагрузку.

Важную роль в защите людей при аварии играют подушки безопасности. Еще лет двадцать назад они были экзотикой, сейчас же экзотикой становятся машины без подушек. Во многих странах передние подушки стали обязательным элементом пассивной безопасности и без них машина продаваться не может. Впрочем, подушки безопасности это не отдельный элемент, а целая система, работающая по весьма сложному алгоритму. Современные подушки уже через 3 мс после столкновения начинают надуваться, а уже через 0,1 с давление в них падает.

А теперь поговорим о ремнях безопасности. Дело в том, что все наши предыдущие рассуждения не стоят и ломаного гроша, если водитель или пассажир не пристегнуты.

Первые же ремни показали себя с самой лучшей стороны. Если в автомобиле без ремней человек мог считать себя в относительной безопасности при лобовом столкновении с неподвижной преградой со скоростью 20-25 км/ч, то в машине, оборудованной ремнями, порог безопасности поднялся почти до 64 км/ч. Правда, при условии правильной регулировки и подгонки ремней. Ремень работает по назначению только в том случае, если он реально ограничивает перемещение пассажира или водителя относительно кузова автомобиля. Заметим при этом, что скорость человека относительно самого ремня в момент их соприкосновения должна быть минимальной, проще говоря, ремень должен быть подогнан и затянут на теле, лишь в этом случае спасительные деформации кузова имеют смысл.

Появление инерционных ремней связано как раз с необходимостью держать их постоянно плотно натянутыми. Но и при использовании таких ремней бывают ситуации, когда зазор между лентой ремня и телом остается слишком большим. Чтобы уменьшить его, в последнее время появились специальные натяжители. Они срабатывают, когда датчик их включения фиксирует ускорение, превышающее определенное, заранее заданное значение. Итак, инерционные ремни делают за человека почти все, нужно только не забывать их пристегивать и регулировать положение верхней точки крепления в тех машинах, где такая возможность предусмотрена.

Наличие подушек во многом субъективно воспринимается пассажиром и водителем как большая степень безопасности. Действительно, при серьезных авариях они спасают, но только в комбинации с ремнем безопасности. Нужно обязательно помнить, что без ремней безопасности подушки бесполезны. Ремни должны четко сформировать направление перемещения. Если человек при аварии промахивает ся мимо подушки, то она только мешает. Ремень должен задать траекторию, чтобы торс или голова попадали точно на подушку безопасности, а не мимо.

Кроме уже перечисленного в машине есть много других средств пассивной безопасности. Не последнее место среди них занимают подголовники. Сделаны они для того, чтобы защитить шейный отдел позвоночника от травмы при ударе сзади. В Европе и Америке, с их многокилометровыми колоннами едущих с одинаковой скоростью машин, последовательные столкновения нескольких автомобилей явление совсем не редкое. Подголовники в такой ситуации очень нужны. Сравнительно недавно появились так называемые активные подголовники. Специальный механизм заставляет подголовник двигаться вперед при ударе сзади и буквально ловить голову седока.

«КАЛИНА» БУДЕТ БЕЗОПАСНЕЕ

Источник

Транспортное средство как источник повышенной опасности

Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 5. Ст. 410.

Правомерно возникает вопрос: что такое деятельность, создающая повышенную опасность, и почему таковой признается использование транспортных средств?

Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» определяет понятие «транспортное средство» как устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (ст. 2).

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 50. Ст. 4873.

Ряд нормативных правовых актов содержит перечень видов транспортных средств, участвующих в дорожном движении. Так, например, в Конвенции о дорожном движении от 8 ноября 1968 г. такой перечень включает в себя: велосипед, велосипед с подвесным двигателем, мотоцикл, механическое транспортное средство, автомобиль.

СССР ратифицировал Конвенцию Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 г. N 5938-VIII с оговоркой и заявлениями // Справочная правовая система.

Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 47. Ст. 4531.

А все ли перечисленные виды транспортных средств являются источником повышенной опасности?

Продолжаются споры ученых по вопросу о том, является ли источником повышенной опасности неподвижное транспортное средство.

Ответить на указанные вопросы поможет анализ существующих мнений ученых относительно сущности источника повышенной опасности в разрезе отнесения к нему транспортного средства.

В юридической литературе проблема понятия источника повышенной опасности до настоящего времени остается спорной.

Нет единства мнений в вопросе о том, что стоит за понятием источника повышенной опасности: либо это деятельность людей, связанная с эксплуатацией опасных объектов, либо сами объекты, которые в силу обладания особыми свойствами создают повышенную опасность для окружающих, либо свойства предметов и силы природы.

Анализ ст. 1079 ГК РФ показывает, что законодатель не определился с вопросом о том, что же является повышенно-опасным: предмет материального мира или деятельность по его использованию.

Иоффе О.С. Обязательственное право. Л.: ЛГУ, 1975. С. 804.

Антимонов Б.С. Указ. соч. С. 100.

Красавчиков О.А. Указ. соч. С. 13.

Смирнов В.Т., Собчак А.А. Понятие источника повышенной опасности // Советская юстиция. 1988. N 18. С. 23.
Там же.

Собчак А.А Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда действием источника повышенной опасности: Дис. канд. юрид. наук. М., 1964. С. 99; Рожкова М.А. Об источнике повышенной опасности // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2002. N 2. С. 93.

Таким образом, признание источником повышенной опасности деятельности представляется спорным.

Флейшиц Е.А. Обязательства из причинения вреда и неосновательного обогащения. М.: Госюриздат, 1951. С. 132.

Красавчиков О.А. Указ. соч. С. 16.

Матвеев К.В. Ответственность воинской части за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих: Дис. канд. юрид. наук. М., 2000. С. 26.

Красавчиков О.А. Указ. соч. С. 15.

Белякова А.М. Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда. М.: МГУ, 1986. С. 110.

Интересна позиция высшей судебной инстанции, сформулировавшей понятие источника повышенной опасности. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 17 Постановления от 28 апреля 1994 г. N 3 «О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья» определил: «Источником повышенной опасности надлежит признавать любую деятельность, осуществление которой создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека, а также деятельность по использованию, транспортировке, хранению предметов, веществ или иных объектов производственного, хозяйственного или иного назначения, обладающих такими же свойствами. Имущественная ответственность за вред, причиненный действием таких источников, должна наступать как при целенаправленном их использовании, так и при самопроизвольном проявлении их вредоносных свойств (например, в случае причинения вреда вследствие самопроизвольного движения автомобиля)».

Читайте также:  Английский автомобиль бизнес класса

Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 28 апреля 1994 г. N 3 «О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1994. N 7.

Приведенные нами теоретические позиции не исключают друг друга. Их различия заключаются, скорее, в том, что каждая из них берет в качестве определяющего один из признаков источника повышенной опасности.

Шиминова М.Я. Гражданско-правовые гарантии охраны здоровья и имущества граждан // Советское государство и право. 1982. N 12. С. 65.

Белякова А.М. Имущественная ответственность за причинение вреда. М.: Юрид. литер., 1979. С. 67.

Предмет первичен по отношению к деятельности по его использованию, так как он в отсутствие деятельности вполне может проявлять вредоносность в силу своих свойств (например, атомная энергия и т.п.). Деятельность же всегда отождествляется с каким-либо предметом. Например, строительство считается повышенно-опасным не в силу самого факта производства строительных работ, а в силу использования опасных механизмов и предметов, ведения работ на большой высоте и т.п. На наш взгляд, повышенно-опасным должен считаться конкретный строительный объект, нежели сама по себе строительная деятельность.

На тот факт, что источником повышенной опасности является все же предмет материального мира, а не деятельность по его использованию или его свойства, указывают следующие обстоятельства:

Однако предмет материального мира нельзя рассматривать в отрыве от его специфических свойств, поскольку именно данные вредоносные свойства позволяют считать предмет повышенно-опасным. В то же время предмет неразрывен с деятельностью по его использованию, поскольку именно в ходе этой деятельности реализуются вредоносные свойства предмета.

Таким образом, представляется возможным определить источник повышенной опасности, как предмет материального мира, в силу своих свойств создающий высокую вероятность причинения вреда и исключающий возможность полного контроля деятельности по его использованию со стороны человека.

Что касается транспортных средств, то законодатель относит их к источнику повышенной опасности в силу определенных свойств (признаков), которыми они обладают. Рассмотрим эти свойства.

Топоров Н. Источник повышенной опасности. Л.: Рабочий суд, 1926. N 19. С. 1177.

Очевидно, что транспортное средство подпадает под первый признак, но не всякое, а только то, что приводится в движение механическим двигателем. Также к транспортному средству может иметь отношение третий признак. А так как Н. Топоров определил признаки как альтернативные, то источником повышенной опасности может быть признано и транспортное средство без двигателя, например гужевая повозка, которая вполне может иметь большую массу.

Матвеев К.В. Условия наступления ответственности воинской части за вред, причиненный в результате дорожно-транспортного происшествия // Право в Вооруженных Силах. 2000. N 4. С. 25.

Шишкин С. Источник повышенной опасности и его виды // Российская юстиция. 2002. N 12. С. 39.

Проведенный анализ общих положений института источника повышенной опасности и сделанные автором выводы позволяют говорить о том, что в нашем случае источником повышенной опасности является непосредственно транспортное средство, поскольку оно обладает следующими вредоносными свойствами: большая масса, скорость, что обусловливает невозможность мгновенного торможения.

Выделенные свойства транспортных средств указывают, на первый взгляд, на то, что их вредоносность проявляется только при движении автомобиля.

Матвеев К.В. Условия наступления ответственности воинской части за вред, причиненный в результате дорожно-транспортного происшествия // Право в Вооруженных Силах. 2000. N 4. С. 25.

Согласно п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 апреля 1994 г. N 3 «О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья» ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, наступает только в том случае, если вред возник в результате действия источника повышенной опасности (например, при движении автомобиля, работе механизма, самопроизвольном проявлении вредоносных свойств материалов, веществ и т.п.). Таким образом, высшая судебная инстанция отрицает возможность причинения вреда неподвижным автомобилем.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 апреля 1994 г. N 3 «О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1994. N 7.

Судебная практика также идет по пути признания того факта, что неподвижное транспортное средство не является источником повышенной опасности.

См., например: Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22 сентября 2005 г. N Ф09-3046/05-С3 // Справочная правовая система; Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30 августа 2005 г. N А19-4443/05-31-Ф02-4183/05-С2 // Справочная правовая система.

Так, например, Д-х Г.О. обратился в суд с иском к войсковой части N 55424 о возмещении ущерба, компенсации морального вреда, ссылаясь на то, что 7 августа 1998 г. около 23 часов следовал в качестве пассажира на автобусе КАВЗ-685, принадлежащем войсковой части, под управлением Г-ко С.В. Во время движения по шоссе Космонавтов г. Перми в направлении ул. Мельчакова Г-ко С.В. подъехал к месту дорожных работ, следуя с прежней скоростью, не справился с управлением, выехал на полосу движения, где проводились дорожные работы, и совершил наезд на стоящий на месте дорожных работ автомобиль ЗИЛ-130, принадлежащий ГФУ СМЭУ ГУВД Пермской области, в результате столкновения ему причинены тяжкие телесные повреждения.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что вред причинен в результате взаимодействия источников повышенной опасности, владельцы которых несут солидарную ответственность перед истцом, следовавшим в автобусе в качестве пассажира.

Обзор кассационной и надзорной судебной практики по гражданским делам Пермского областного суда за 6 месяцев 2002 г. (извлечение) // Справочная правовая система.

Однако возможна ситуация, когда транспортное средство, не двигаясь, все же представляет повышенную опасность.

См.: Абрамов С.Н., Попов А.Ф. Источник повышенной опасности: проблемы понятийного аппарата // Законодательство. 2004. N 1, 2.

См.: Тархов В.А. Обязательства, возникающие из причинения вреда. М., 1957.
См.: Яичков К.К. Система обязательств из причинения вреда в советском праве // Вопросы гражданского права. М., 1957.

В свете вышесказанного представляется возможным сделать вывод о том, что транспортное средство в силу обладания комплексом вредоносных свойств представляет повышенную опасность как находясь в движении, так и в неподвижном состоянии.

Если транспортное средство причиняет вред, находясь в движении (в том числе самопроизвольном), то в большинстве случаев оно должно быть признано источником повышенной опасности. Сомнение может возникнуть, например, насчет велосипеда или гужевой повозки. В этом случае вопрос об отнесении конкретного транспортного средства к источнику повышенной опасности должен решаться судом применительно к конкретному делу, например, на основе заключений соответствующих экспертиз (например, технической).

В случае же причинения вреда неподвижным транспортным средством вопрос о признании его источником повышенной опасности должен решаться исходя из тех конкретных вредоносных свойств автомобиля, которые стали причиной неблагоприятных последствий.

Проведенный анализ понятия источника повышенной опасности в разрезе отнесения к нему транспортного средства позволяет выработать определение понятия «транспортное средство, являющееся источником повышенной опасности», под которым предлагается понимать устройство, предназначенное для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем, в процессе движения проявляющее такое вредоносное свойство, не поддающееся полному контролю со стороны человека, как невозможность мгновенного торможения, обусловленное большой массой устройства и возможностью развивать высокую скорость, а также проявляющее вредоносность в неподвижном состоянии из-за наличия в нем огнеопасных веществ. Данная правовая конструкция позволит точно квалифицировать возникающие в результате причинения вреда транспортным средством, как правило, в результате ДТП, правоотношения с точки зрения реализации норм ГК РФ о безвиновной ответственности.

Источник

Ответы на популярные вопросы