Дефекты двигателя при эксплуатации

Содержание
  1. Неисправности автомобильного двигателя: диагностика и ремонт
  2. Дым из выхлопной трубы
  3. Основные неисправности моторов
  4. Повышенный расход масла
  5. Признаки неисправного силового агрегата
  6. Застучал двигатель
  7. Диагностика выявленных неисправностей
  8. VW Group TSI 1,4 (EA111)
  9. BMW/PSA 1.6 THP
  10. Содержание
  11. Присадка Супротек Актив Плюс в масло двигателя
  12. Подводя итог, хочется дать несколько советов:
  13. BMW 2.0 Turbo (N20B20)
  14. Mercedes CDI 2.1 (OM 651)
  15. BMW 1.5 R3 (B37 и B38)
  16. Subaru 2.5 Turbo
  17. 10 главных неисправностей двигателей автомобилей
  18. Не заводится двигатель
  19. Холодный воздух из печки
  20. Потекла клапанная крышка двигателя
  21. Дым из выхлопной трубы
  22. Повышенный расход масла
  23. Застучал двигатель
  24. Цокот в двигателе на холодную
  25. На холостых плавают обороты двигателя
  26. Масло попадает в антифриз
  27. Перегрет двигатель
  28. Об экспертизе, причинно-следственных связях и экспертах, или Как правильно обнаружить виновника поломки двигателя?
  29. Экспертиза? Как это?
  30. Производство, обслуживание или эксплуатация?
  31. Когда в товарищах согласья нет…

Неисправности автомобильного двигателя: диагностика и ремонт

Первый в мире двигатель внутреннего сгорания (ДВС), пригодный для практического использования, был создан в 1878 году. Разработал его немецкий изобретатель Николаус Отто (1832-1891), который опирался в своей работе на исследования французов Этвена Ленуара (1822-1900) и Альфонса Бо де Роша (1815-1893). Именно последний в 1862 году предложил использовать в двигателе четырехтактный рабочий цикл «всасывание – сжатие – горение и расширение – выхлоп». С тех пор прошло уже более 150 лет, однако основополагающий принцип действия ДВС практически не изменился. Остались прежними и характерные неисправности двигателя.

В процессе длительного использования ДВС человечеством накоплен огромный опыт по техническому обслуживанию, диагностированию основных неисправностей и ремонту двигателей.

Дым из выхлопной трубы

Так или иначе в холодную погоду можно увидеть выбрасываемые в атмосферу углеводороды из выхлопной трубы. Они не должны отличаться густотой, а их цвет оставаться светло-серым. Но бывают и другие ситуации:

Основные неисправности моторов

Существуют неисправности силового агрегата, при выявлении которых запуск двигателя, и эксплуатация автомобиля категорически запрещается. Некоторые из них определяются непосредственно при запуске двигателя или во время поездки. О таких неисправностях водителю сообщают специальные индикаторы неисправностей, расположенные на приборной панели транспортного средства.

В случае появления предупреждающих сигналов от аварийных индикаторов, необходимо незамедлительно проверить все системы автомобиля, работоспособность которых они контролируют.

Так, при появлении сигналов о низком уровне и/или недостаточном давлении моторного масла, нельзя запускать двигатель или, если индикаторы загорелись во время движения автомобиля, продолжать движение.

Работа при неисправностях системы смазки может привести к серьезным поломкам автомобильного мотора, вплоть до заклинивания. Поэтому даже доставка транспортного средства на место ремонта должна осуществляться с помощью эвакуатора.

Запуск двигателя и дальнейшая эксплуатация автомобиля допускается только после того, как будут устранены неисправности системы смазки.

Что касается сигнала от индикатора Check engine, то здесь не все так однозначно. Сигнализируя о том, что появились проблемы с двигателем, индикатор не дает однозначного ответа на вопрос: «Как проверить двигатель?».

При этом ошибка двигателя, о которой сообщает ЭБУ, может быть вызвана неисправностями:

Кроме того ЭБУ выдает на индикатор Check engine информацию об ошибке двигателя и при разгерметизации топливной системы автомобиля, одной из причин которой могут быть даже трещины в крышке, закрывающей горловину топливного бака.

Повышенный расход масла

Существует множество мнений касательно жора масла. По мнению специалистов МФЦ LFA полностью исправный двигатель не должен требовать долива масла от замены до замены. Тем не менее, немецкие производители допускают потребление масла их моторов в рамках литр на тысячу километров, что зафиксировано в фирменных мануалах. Существует множество причин убегающего масла, которые можно классифицировать следующим образом:

Признаки неисправного силового агрегата


В процессе эксплуатации автомобиля любой автовладелец должен внимательно следить за состоянием силового агрегата. Любая самая незначительная неисправность, возникающая в моторе, в той или иной мере немедленно сказывается на его работе.

Так, опытные автолюбители, объясняя «чайникам», как проверить двигатель, выделяют несколько основополагающих признаков, свидетельствующих о наличии неисправностей. Среди них:

ПРИМЕЧАНИЕ. Если не запускается двигатель автомобиля, то это не значит, что он неисправен. Чаще всего это связано с неисправностями бортовой электросети (перегоревшие предохранители, загрязненные контакты, разряженный аккумулятор и пр.) или навесного оборудования. Однако запуск двигателя возможен только после устранения этих неисправностей.

Застучал двигатель

Существует поговорка, что любой серьезный стук заставит себя услышать. И в данном случае он всегда приводит к капитальному ремонту. Что касается любого современного мотора, то причинами могут служить детонация, изношенные клапана, вкладышы, шатуны, коленвал или распредвалы. Правда, стоит отметить, что за стучащий двигатель можно принять поврежденный или раскрутившийся шкиф коленвала. Да и бить тревогу владельцам автомобилей с дизельными двигателями также не стоит, так как подобные звуки являются особенностью работы плунжерных пар.

Диагностика выявленных неисправностей

Диагностирование неисправностей – одна из самых сложных технологических операций, предшествующих ремонту. От качества ее выполнения во многом зависит продолжительность и стоимость ремонта.

При этом, диагностирование:

Сложность диагностирования заключается еще и в том, что выявленный дефект часто оказывается только следствием другой, более сложной неисправности. Это связано с тем, что силовой агрегат собран из большого количества самых разнообразных деталей и узлов, дефекты которых проявляются похожими признаками.

Кроме того, на общую картину проявления конкретного дефекта влияет и режим работы мотора. Поэтому опытные мастера, зная как проверить двигатель, проводят его диагностику поэтапно, постепенно сужая круг поиска дефекта. При этом они пользуются типовыми таблицами «Основные неисправности двигателя», составленными для конкретных моделей автомобилей.

VW Group TSI 1,4 (EA111)

Агрегат является рекордсменом в нашем рейтинге, когда речь идет о призах. Он завоевал 9 титулов «Двигатель года» в категории от 1.0 до 1,4 л (с 2006 по 2014 год), а также получил звание «Международный двигатель года» в 2009 и 2010 годах. Несмотря на награды, завоеванные версией с двойным наддувом (установлен турбонагнетатель и компрессор), версии с турбокомпрессором также были оценены очень высоко.

Поэтому автомобили VW Group с TSI 1,4 пользовались спросом. Изначально двигатель, дебютировавший в 2006 году, получил много лестных отзывов. Компактный мотор с большим нагнетателем предлагал разумный расход и хорошую производительность. При динамичной езде двигатель потреблял больше, но это характерная черта всех компактных агрегатов.

Но TSI 1.4 огорчил владельцев низким уровнем долговечности. Это ненадежный цепной привод ГРМ (натяжитель, который быстро ломается, и плохое качество цепи), проблемы с управляющей электроникой и инжекторами. Наиболее распространенная проблема связана с гидравлическими натяжителями – они не работают должным образом в течение нескольких секунд после запуска мотора, что немедленно приводит к растяжению цепи.

Но наибольшее количество поломок зафиксировано у отмеченного наградами варианта с турбонаддувом и компрессором. Это разрывы поршней, повреждения поршневых колец, а также магнитной муфты. С 2012 года производитель последовательно представил модернизированные версии TSI 1,4 EA2111 (с ременным приводом ремня ГРМ), которые действительно стали долговечными.

Мотор устанавливался на следующие автомобили:

• Audi: A1, A3 II и A3 III; • Seat: Ibiza III, IV, Leon II и III, Toledo IV (122 л.с.), Alhambra и Altea; • Skoda: Fabia II, Rapid, Octavia II и III, Superb II и Yeti; • Volkswagen: Polo V, Golf V, VI и VII, Passat B6, B7 и CC, Touran вместе с Tiguan.

Это внушительный перечень моделей, поэтому при покупке автомобиля на вторичном рынке необходимо тщательно проверять мотор.

BMW/PSA 1.6 THP

Один из самых успешных двигателей последних лет! THP 1.6 (BMW:N13) завоевывал награду «Двигатель года» 8 раз подряд (с 2007 по 2014) в категории от 1,4 до 1,8 л. Это неудивительно, ведь на момент дебюта в 2006 году это был один из самых эффективных компактных бензиновых двигателей на рынке.

Он сочетал высокую мощность с малым расходом. Мотор оснащался двухступенчатой турбиной, регулируемым клапаном (Vanos), прямым впрыском и «интеллектуальным» водяным насосом. Но быстро выяснилось, что двигатель THP 1,6, разработанный BMW совместно с французским концерном PSA (Peugeot/Citroen), имеет в активе не только награды, но и серьезные проблемы.

Смотрите также

Ford Focus 2019-го модельного года: тест-драйв и обзор основных характеристик

Мотор демонстрирует действительно хорошую производительность (мощность – от 100 до 200 л. с.). Расход топлива довольно экономный. К сожалению, частота отказов у этого агрегата выше среднего. Наиболее распространенная неисправность – растягивание цепи генератора, затем следует разрушение подшипника распредвала.

Проблемы обусловлены дефицитом смазочного материала. И это неудивительно, так как мотор потребляет много масла. Часто выходят из строя и компрессоры, электроника, а также системы изменения фаз газораспределения. Выпущено несколько модификаций агрегатов, но наиболее ненадежными считаются образцы, произведенные в 2006-2012 годах. Эксперты утверждают, что и выпущенные в 2012-2014 годах моторы не отличаются надежностью, хотя и лучше предшественников в этом плане.

Читайте также:  Двигатель змз 406 нагревается

Растянутая цепь ГРМ после 40 000 км пробега – характерная особенность моторов, произведенных до 2010 года. Еще одна частая проблема – повреждения коллекторов (впускного и выпускного). После небольшого пробега появляются повреждения ротора, в корпусе компрессора появляются трещины. Не радует сбоями и турбина, а также электроника.

Мотор устанавливался на следующие автомобили:

• Citroen: C4 I и II, C4 Пикассо I и II, C5 II, DS 3, DS 4 и DS 5; • Peugeot: 207, 207 СС, 208, 308, 308 СС, 508, 3008, 5008 и RCZ; • MINI Cooper S и JCW; • BMW: серия 1 (F20) и 3 (F30).

Достаточно внушительный список моделей, спрос на которые из-за ненадежного мотора снижается на вторичном рынке.

Содержание

10. Ford Duratorq-TDCi 2.0 9. Volkswagen TSi EA111

8. Mercedes Benz M271 E18 7. BMW N46 6. BMW N47 5. Fiat 1.3 CDTi Multijet 4. KIA G4KD Theta 2 3. BMW/PSA 1.6 VTi/THP Prince 2. Opel GM 2.0 1. Renault-Nissan K9K
Используйте присадки Супротек для поддержания двигателя в нормальном рабочем состоянии.

Присадка Супротек Актив Плюс в масло двигателя

Восстанавливает компрессию, снижает расход топлива и угар масла, уменьшает скорость износа и продлевает срок службы ДВС любого типа. Облегчает холодный пуск, защищает от перегрева в пробках.

Подводя итог, хочется дать несколько советов:

BMW 2.0 Turbo (N20B20)

Двигатель 2.0 Turbo (N20B20) должен был стать достойным преемником 3-литрового R6. Алюминиевая конструкция с непосредственным впрыском топлива, Valvetronic, турбина Twin Scroll – вот лишь некоторые элементы, гарантирующие это. И действительно, агрегат в топовых версиях демонстрирует отличную динамику. Но удовольствие от вождения длится недолго, потому что двигатель таит в себе множество проблем.

Одной из них является привод масляного насоса. Вскоре цепь начинает шуметь (на 40 000-60 000 км пробега), а если это игнорируется, она разрывается, что приводит к тяжелым повреждениям. Ремонт включает замену привода и масляного насоса. Двигатель 2.0 N20B20 установлен на Series 3 (F30), Series 5 (F10), первое поколение «X-one», BMW X3 (F25).

Mercedes CDI 2.1 (OM 651)

Награда «Двигатель года» в категории от 2.0 до 2,5 л была выиграна одной версией двигателя OM 651 в 2009 году. Он отличался высокими техническими характеристиками и небольшим расходом. Но был и существенный минус – инновационные инжекторы Delphi.

В дизельных двигателях 2,1 CDI (OM 651) после 50 000 км выходили из строя форсунки. Эта проблема коснулась около 300 000 автомобилей. Большинство расходов по замене инжекторов было покрыто производителем. Также зафиксированы утечки из насоса охлаждающей жидкости, но это типичная для современных дизелей проблема. Двигатель 2.1 CDI OM 651 стал базовым для большинства автомобилей Mercedes, выпускаемых с конца предыдущего десятилетия.

Смотрите также

Замена мотоциклетной цепи шаг за шагом

BMW 1.5 R3 (B37 и B38)

В начале XXI века BMW интенсивно работала над 3-цилиндровым двигателем. Весной 2014 года было выпущено новое семейство моторов под обозначениями B37 (дизель) и B38 (бензин) в двух вариантах мощности – 1,2 (бензин; только MINI) и 1,5 (бензин и дизель; BMW и MINI). В 2020 году гибридный силовой агрегат от BMW i8, состоящий из бензинового двигателя 1,5 R3 и электромотора, завоевал титул «Лучший двигатель года». К сожалению, быстро проявилась проблема – чрезмерный осевой зазор на коленвале.

Часто после 30 000-40 000 км пробега разрушается опорный подшипник коленвала. Производитель комплектует моторы более надежными образцами с 2020 года, но проблему полностью решить не удалось. Турбодвигатель R3 установлен в нескольких моделях серий 1, 2 (Active Tourer и Gran Tourer), в 3 вариантах MINI, а также в гибриде BMW i8.

Subaru 2.5 Turbo

Моторы Turbo Subaru завоевали награды «Двигатель года» в 2006 (EJ255) и 2008 (EJ257) годах в категории от 2.0 до 2,5 л. И хотя этот агрегат доставляет массу удовольствия от вождения, но оказался технически сырым. Сначала были проблемы с быстро прогорающей прокладкой ГБЦ, затем проявилась проблема с поршнями – они трескались, и в 2007-2008 годах на рынок вышла партия с дефектами корпуса.

К этому следует добавить незначительные повреждения оборудования: клапан рециркуляции отработанных газов, лямбда-зонд. Агрегат 2.5 Turbo устанавливался в различных моделях Subaru: Impreza, Legacy и Forester.

Источник

10 главных неисправностей двигателей автомобилей

Не заводится двигатель

В большинстве случаев это означает наличие проблем не с двигателем, а с топливным насосом, стартером, проводкой или сбоем в электронике. Также существуют курьезные ситуации с глюками датчика топлива, когда в автомобиле попросту закончился бензин/дизель.

Холодный воздух из печки

Подобная проблема возникает в случае наличия неисправностей в системе охлаждения и низком уровне антифриза. Необходимо остановиться и заглушить автомобиль во избежание дальнейшего перегрева двигателя, что может привезти к дорогостоящему капитальному ремонту.

Потекла клапанная крышка двигателя

Сопровождается так называемым запотеванием внешних стенок двигателя. Порой маслом может быть залито все вокруг и сложится впечатление, что оно литрами вытекает наружу. Затягивать с заменой не стоит, так как может привести к загрязнению самого двигателя и попаданию нечистот в камеры сгорания.

Дым из выхлопной трубы

Так или иначе в холодную погоду можно увидеть выбрасываемые в атмосферу углеводороды из выхлопной трубы. Они не должны отличаться густотой, а их цвет оставаться светло-серым. Но бывают и другие ситуации:

Повышенный расход масла

Существует множество мнений касательно жора масла. По мнению специалистов МФЦ LFA полностью исправный двигатель не должен требовать долива масла от замены до замены. Тем не менее, немецкие производители допускают потребление масла их моторов в рамках литр на тысячу километров, что зафиксировано в фирменных мануалах. Существует множество причин убегающего масла, которые можно классифицировать следующим образом:

Застучал двигатель

Существует поговорка, что любой серьезный стук заставит себя услышать. И в данном случае он всегда приводит к капитальному ремонту. Что касается любого современного мотора, то причинами могут служить детонация, изношенные клапана, вкладышы, шатуны, коленвал или распредвалы. Правда, стоит отметить, что за стучащий двигатель можно принять поврежденный или раскрутившийся шкиф коленвала. Да и бить тревогу владельцам автомобилей с дизельными двигателями также не стоит, так как подобные звуки являются особенностью работы плунжерных пар.

Цокот в двигателе на холодную

С такой проблемой сталкиваются все без исключения владельцы возрастных автомобилей с пробегом более 100 000 км. Всему виной забывшиеся каналы ГБЦ. На холодную масло не успевает растечься и стучат гидрокомпенсаторы. После прогрева двигателя звук исчезает.

На холостых плавают обороты двигателя

Причин может быть велико множество и необходима комплексная, в т.ч. компьютерная диагностика. Если обороты плавают на холостом ходу, то обычно виной становятся дроссельные заслонки, датчики массового расхода топлива, трубки впуска, форсунки или свечи.

Масло попадает в антифриз

Попадание масла в антифриз – плохой звоночек. Помимо вышеупомянутого белого дыма из выхлопной трубы диагностировать проблему можно по наличии эмульсии на стенках маслозаливной горловины и масляном щупе. Основной причиной являются трещины прокладки ГБЦ.

Перегрет двигатель

Допускать перегрев мотора нельзя и в случае возникшей проблемы необходимо сразу же остановиться и заглушить двигатель. Причинами могут служить неисправности охлаждающей системы, среди которых самыми распространенными являются течь радиатора, повреждение трубки охлаждающей жидкости, крышка бачка антифриза или нерабочий вентилятор радиатора.

Источник

Об экспертизе, причинно-следственных связях и экспертах, или Как правильно обнаружить виновника поломки двигателя?

Хорошо, когда двигатель автомобиля работает нормально – всеми цилиндрами, не стучит, не дымит, не «ест» масло с антифризом, хорошо запускается, развивает достаточную мощность и не расходует топлива «ведрами». Причем неважно, какой это двигатель – будь то с нового автомобиля, прямо из автосалона, или старого, после ремонта в автосервисе. Потому что двигатель должен работать нормально – на то он и двигатель. Только вот беда – нередки случаи, когда то, что должно работать, делать этого не хочет. Ни в какую! Даже несмотря на все новые детали и значительные суммы, на них потраченные. И возникают извечные русские вопросы – кто виноват и что делать? На которые далеко не все и не всегда могут найти однозначные и правильные ответы.

Если в новом, недавно купленном автомобиле что-то работает не так, решение очевидно – надо обратиться в дилерский центр. Который обязан разобраться в причинах неисправности и устранить их. Аналогично, если после ремонта в автосервисе двигатель не получил полноценную «вторую жизнь», есть прямой смысл обратиться туда, где этот ремонт и был выполнен. Потому что существует такое волшебное слово – «гарантия», которое вроде бы должно открыть все двери и устранить все проблемы. И желательно прямо сейчас… Причем бесплатно, поскольку за все уже было заплачено раньше.

К сожалению, как и всякое правило, это тоже имеет исключения. Например, гарантия гарантией, но водитель должен был соблюдать определенные условия, в том числе сроки прохождения технического обслуживания, использовать топливо хорошего качества, следить за уровнем масла и эксплуатационных жидкостей. И еще массу всего. Но… не делал, не следил и не соблюдал. А бывает и наоборот – вроде все делал и соблюдал, а техцентр отказывается сделать гарантийный ремонт, ссылаясь на какие-то обстоятельства, превращающие бесплатный ремонт по гарантии в обычный и платный.

Читайте также:  Минитрактор самоделка двигатель лифан

В таких случаях дело зашло бы в полный тупик, но на помощь может прийти специалист-эксперт, который должен совершенно беспристрастно и независимо от чьих-либо мнений и желаний разобраться в ситуации и найти причины, почему же все-таки не работает двигатель. А установив причины, нетрудно назвать и виновника всех моторных бед – будь то водитель, нарушивший правила эксплуатации, автоцентр, не обеспечивший необходимое качество ремонта, или, к примеру, магазин, продавший владельцу автомобиля некачественные запчасти.

Экспертиза? Как это?

При возникновении спорной ситуации эксперт нужен не всегда. Часто бывает, что стороны пришли к какому-то общему мнению или нашли приемлемый для обоих компромисс. Тогда, конечно, эксперт не потребуется. Однако на практике нередко бывает иначе.

В нашей стране уже давно сложилась практика, когда при возникновении спорной ситуации, связанной с техническим состоянием автотехники, между ее собственником и торгующей (обслуживающей, ремонтирующей) организацией любая из сторон может обратиться к независимому эксперту для установления причин неисправности. Это – так называемая досудебная экспертиза, которая, как следует из самого ее названия, проводится еще до обращения одной из сторон в суд. На этой стадии стороны имеют возможность разрешить спор, что называется, мирным путем.

Допустим, эксперт установит, что неисправность возникла по причине неправильной эксплуатации автомобиля. В этом случае, очевидно, ответственность за неисправность и, соответственно, за ее устранение лежит на владельце транспортного средства, и ремонт для него, возможно, уже не будет гарантийным. Напротив, если эксперт обнаружит, что причина неисправности – в некачественно проведенном ремонте, то это в определенной степени подтвердит право владельца на бесплатный гарантийный ремонт, который ремонтная организация должна выполнить.

Микрометр – один из главных измерительных инструментов эксперта по двигателям

Конечно, эксперт не судья, а экспертиза – не суд, поэтому на практике заключение эксперта носит рекомендательный характер. Стороны могут принять его, и на основании результатов экспертизы решить возникшую проблему полюбовно, но могут и не согласиться с выводами эксперта. Тогда единственно возможным путем решения будет суд. Однако тем, кто предпочтет такой официальный путь после предварительной экспертизы, следует помнить, что судье совсем не обязательно быть крупным специа­листом в конструкции и неисправностях автомобиля, скорее даже наоборот, поэтому судом будет назначена новая экспертиза, которая, не исключено, подтвердит выводы предыдущей. И тогда сторона, несогласная с выводами предварительной экспертизы, рискует понести весьма и весьма немалые дополнительные расходы…

Чтобы результаты экспертизы могли оказать реальную помощь сторонам в принятии решения по возникшему спору, необходимо, чтобы заключение эксперта было весомым и доказательным. Эксперт должен точно установить, какие конкретно неисправности и дефекты имеются в двигателе (и имеются ли вообще), определить, как обнаруженные неисправности могли повлиять на работу двигателя, исследовать все вероятные причины возникновения неисправности и их последствия и на основании этого сделать обоснованные выводы. То есть фактически провести детальное исследование процессов работы двигателя, связать особенности происходящего с обнаруженными неисправностями (как говорят эксперты, установить причинно-следственную связь) и найти истину – работа небыстрая, сложная и кропотливая.

Чтобы оценить состояние деталей, требуется провести большой объем контрольно-измерительных работ

Высокая сложность и ответственность (ведь за выводами эксперта – немалые расходы виновника на устранение неисправности) накладывают весьма жесткие требования к уровню подготовки и квалификации эксперта. Фактически для грамотного проведения экспертизы эксперт должен быть и инженером-конструктором, и ученым-исследователем, и механиком-мотористом, в совершенстве знающим ремонтное дело. Кроме того, для осуществления экспертной деятельности эксперту необходимо иметь соответствующий сертификат, подтверждающий его квалификацию. Такой сертификат выдают уполномоченные государственными органами центры сертификации на основании обучения и проверки квалификации эксперта. И конечно, эксперт должен быть беспристрастным. То есть независимым и незаинтересованным лицом в любом споре. Точнее, его зависимость и заинтересованность должна быть только в установлении истины, а не в получении, к примеру, как можно более высокого гонорара от заказчика за нужные ему результаты.

Производство, обслуживание или эксплуатация?

Наряду с точным установлением, какие детали и насколько повреждены в неисправном двигателе, эксперту всегда приходится подробно анализировать, что именно было источником возникновения той или иной неисправности.

Вообще говоря, таких источников всего три. Так, любая неисправность могла возникнуть по причине некачественного изготовления той или иной детали на заводе-изготовителе, могла быть привнесена в двигатель во время его обслуживания или ремонта вследствие ошибки персонала ремонтного предприятия или возникнуть в эксплуатации по вине водителя из-за нарушения им правил, подробно описываемых в инструкции по эксплуатации автомобиля.

Без тщательных и точных измерений причину многих неисправностей не установить. Нутромер – еще один главный инструмент эксперта

Разумеется, это всего лишь упрощенная схема, на практике картина нередко выглядит намного сложнее. Например, некачественная деталь могла беспрепятственно пройти многоступенчатый контроль по ошибке и попасть в двигатель при его производстве – редко, но бывает. Еще реже, но встречается, когда детали вроде бы нормальные, но… не рассчитаны на иные, более тяжелые условия эксплуатации, чем заложено в конструкции двигателя. В результате на одной из них слишком быстро появился износ, который и испортил все дело.

Или такая ситуация – при ремонте некоторые детали были восстановлены механической обработкой, а она оказалась не вполне качественной, хотя двигатель был собран без ошибок. Нередко бывает и такое, когда владелец нового автомобиля, забыв обо всем на свете, не контролирует вовремя уровень масла и эксплуатационных жидкостей, оставляя в какой-то момент новый двигатель без смазки или охлаждения. А иногда фатальным для мотора становится один-единственный заезд на стоящую на отшибе трассы заправочную станцию или покупка банки масла у случайного ларька…

В общем, вариантов, которые могут спровоцировать ту или иную неисправность, масса. Причем нередко встречается комплексное их воздействие на конечную неисправность. Например, отдельно взятый дефект детали, может быть, и не привел бы к выходу двигателя из строя, но… ремонтники немного ошиблись. Или владелец помог – налил не совсем то, что следовало, торопился излишне, да еще и музыку сделал погромче, а потому мотора не слышал.

Следует отметить, что причины большинства неисправностей, как правило, найти нелегко. В экспертной работе действует простое правило – только дураку все просто и ясно. На практике, напротив, все сложно и непонятно, и грамотный эксперт всегда укажет, что одна и та же неисправность может быть вызвана совершенно различными, иногда даже взаимоисключающими причинами. Задача эксперта – тщательно исследовать все эти причины и установить все их причинно-следственные связи с найденными дефектами деталей. В подобных случаях не всегда удается однозначно установить одну-единственную причину неисправности и иногда даже приходится давать несколько причин в порядке убывания их вероятности.

Но эксперт – он на то и эксперт, чтобы во всем досконально разобраться. Отделить зерна от плевел, мух от котлет и второстепенное от главного. Чтобы найти главную причину и сделать правильные выводы. Очевидно, для этого краткосрочные курсы не подойдут, нужны серьезная теоретическая подготовка и хорошая практика, большой личный опыт. И только когда все стадии такой подготовки пройдены, квалификация эксперта подтверждена, можно приступать и к реальным делам. Тем более, что среди них встречаются весьма интересные и поучительные…

Когда в товарищах согласья нет…

Наиболее частая в практике любого эксперта и ставшая уже стандартной ситуация – двигатель отремонтировали, но он быстро вышел из строя, а ремонтники говорят: «случай – не гарантийный». И приводят массу причин, согласно которым виноват в поломке сам водитель, который и в лужу заехал (в отсутствие дождей в течение почти месяца), и смолу залил вместо топлива (прямо-таки эпоксидную, непонятно даже, где такую нашел), и детали купил сам и самые плохие, и вообще, вопреки элементарной логике, старался делать все, чтобы двигатель поскорее сломался.

Двигатель автомобиля КАМАЗ проработал после капитального ремонта, при котором была полностью заменена цилиндропоршневая группа, всего 300 км и вышел из строя. Оказались полностью разрушены поршень и гильза цилиндра, а шатун пробил блок цилиндров. Эксплуатирующая организация Д обратилась в автоцентр Е с просьбой провести гарантийный ремонт, однако автоцентр ответил отказом, объяснив поломку сначала перегревом, а затем гидроударом, вину за которые якобы несет водитель.

Кучка мелких обломков – все, что осталось от поршня двигателя КАМАЗ. Однако среди них все-таки был найден ключ к разгадке причины выхода двигателя из строя А вот и сам ключ – фрагмент бобышки поршня со следами сильной деформации наружного края канавки под стопорное кольцо

Читайте также:  Классы изоляции асинхронных двигателей

Эксперту для восстановления картины поломки пришлось вооружиться лупой и тщательно исследовать несколько сотен обломков, на которые разлетелись поршень и гильза двигателя. Эксперт обратил внимание, что среди обломков было только одно стопорное кольцо поршневого пальца, на обломках гильзы имелись характерные вертикальные канавки, поршневой палец имел с одной стороны заполированный скруг­ленный торец, а одна канавка под стопорное кольцо на фрагментах поршня имела сильную деформацию наружного края. На основании этих данных эксперт сделал однозначный вывод, что причиной поломки двигателя явилась ошибка сборки – не установленное в канавку поршня стопорное кольцо поршневого пальца, за что несет ответственность автоцентр, выполнивший некачественный ремонт.

Правда, не всегда нерадивые ремонтники весь свой «праведный» гнев за плохую работу обращают на водителя. Если при работе им пришлось прибегнуть к услугам какого-нибудь цеха механической обработки, то «виновного» найти вообще проще простого. Здесь подойдет любая похожая на правду «теория» – и о неправильно сделанной сетке хона, которая погубила поршневые кольца, и о криво шлифованном коленчатом вале, который вывел из строя вкладыши, и о притирочной пасте, будто бы оставленной в направляющей втулке при обработке седел и износившей только что отремонтированные седла и клапаны. По правде сказать, такой оборот тоже нельзя исключить, но практика чаще говорит об обратном – виноваты сами мотористы, допустившие досадную ошибку.

Двигатель BMW модели М60, 8-цилиндровый V-образный алюминиевый агрегат, достаточно хорошо освоенный в ремонте. Как известно, цилиндры этого двигателя имеют твердое покрытие типа Nicasil, которое не позволяет проводить ремонт блока обычными способами (расточка-хонингование). Поэтому при износе и повреждении цилиндров таких блоков в отечественной ремонтной практике используется гильзование – установка тонких ремонтных чугунных гильз.

К эксперту обратился представитель автосервиса А, который указал в заявлении, что гильзование было выполнено в смежной организации – цехе Б, после сборки при пробеге 500 км в двигателе появились стуки и дымление, а разборка показала, что поршневая группа в половине цилиндров сильно изношена. В результате представитель автосервиса предъявил претензию цеху за некачественный ремонт блока цилиндров и просил эксперта подтвердить использование в ремонте некачественных гильз.

Абразивные частицы, попадая в цилиндр двигателя BMW из разрушенного катализатора, почти полностью «съели» боковые поверхности поршня. При этом верхнее кольцо в присутствии абразива заклинило в канавке, и поршень работал только со средним компрессионным кольцом

Исследование деталей, проведенное экспертом, подтвердило, что цилиндры и поршневые кольца действительно сильно изношены, однако эксперт обратил внимание, что цилиндры одного ряда пострадали сильно, а в цилиндрах другого ряда износ незначителен. Кроме того, в верхней части цилиндров имелись значительные вер­тикальные риски, а верхние кольца на некоторых поршнях были заклинены в канавках поршней. Основываясь на своем опыте и литературе, где описан такой вид износа двигателя, эксперт сделал вывод, что ускоренный износ произошел по причине неисправности (разрушения) катализатора одного ряда цилиндров. Катализатор не был заменен при выполнении ремонта двигателя или вышел из строя непосредственно после ремонта в результате заправки некачественным топливом, неисправности элементов системы зажигания или подачи топлива в этом ряду цилиндров. Таким образом, эксперту удалось доказать, что виновником данной неисправности является сам автосервис, который не выполнил необходимый объем работ, или водитель, который заправил автомобиль топливом несоответствующего качества.

Еще один камень преткновения недобросовестного моториста – плохие запчасти. Плохому мотористу, как плохому танцору – что только не мешает. И запчасти – больше всего. Действительно, с качеством запчастей есть проблемы, но далеко не всегда запчасти даже не самого высшего качества могут стать причиной поломки. Кстати, объявляя некачественные запчасти причиной неисправности, любой горе-моторист забывает, что это он сам обязан был проверить их перед установкой в двигатель. По крайней мере, проконтролировать то, что он мог сделать сам – размеры, биения, качество поверхности (пусть и визуально). И не ставить в двигатель что попало. А еще – проверить другие системы двигателя, в том числе охлаждения и смазки, на предмет их исправности. Просто чтобы с новой деталью не повторилось то же самое, что случилось со старой.

К эксперту обратился представитель автосервиса В, который указал, что автосервис приобрел в магазине Г распределительный вал и гидрокомпенсаторы для дизельного двигателя VW с непосредственным впрыском и подачей топлива насос-форсунками. Однако после пробега 1000 км в газораспределительном механизме появились стуки, а детали оказались сильно изношены. На основании этого автосервис сделал заключение о низком качестве приобретенных запчастей и просил подтвердить вину магазина за эту неисправность.

Эксперт проверил твердость поверхности изношенных деталей и установил, что твердость весьма высока (58 и более единиц по Роквеллу) и вполне соответствует необходимой для деталей данного типа. При этом эксперт заинтересовался, по какой причине в ремонте были заменены указанные детали, и установил, что на них также был заметный износ. Кроме того, эксперт, основываясь на собственном опыте, принял во внимание довольно частые случаи износа распределительных валов на двигателях VW данного типа в силу их конструктивных особенностей (большой диаметр кулачков и высокая скорость взаимного скольжения кулачка по поверхности толкателя). В соответствии с этим эксперт сделал вывод, что износ деталей произошел по причине нарушения смазки деталей в результате неисправности элементов системы смазки или использования масла с несоответствующими двигателю характеристиками. А за это отвечает сам автосервис.

Правда, некоторые мотористы, видимо, «обжегшись однажды на молоке», при любом удобном случае «дуют на воду». Для таких любое малейшее отклонение от образца, который они вытащили из мотора, – полнейший «криминал». Доходит до смешного. Чтобы снять с себя всякую ответственность, такие умельцы никогда не покупают запчасти сами и всегда требуют, чтобы это сделал клиент. И часто заставляют бегать клиента по магазинам – покупать, а затем сдавать обратно запчасти, которые по каким-то неведомым причинам им не нравятся.

Износ распределительного вала и гидрокомпенсаторов дизельного двигателя VW произошел вследствие нарушения смазки Определение овально-конической формы отверстия под палец в поршне двигателя Mercedes потребовало от эксперта особой тщательности

Но беготня по магазинам – не самое страшное, хуже, когда клиент по милости автосервиса начинает бегать по судам. А иногда даже как белка в колесе – между автосервисом, магазином, судом и экспертом.

Владелец автомобиля Mercedes в своем заявлении указал, что поршни, приобретенные им в магазине К для ремонта двигателя, имеют низкое качество или даже являются подделкой под продукцию известного немецкого производителя. Ремонт двигателя выполняется автосервисом М, который отказался устанавливать бракованные поршни в двигатель, сославшись на то, что поршневые пальцы «болтаются» в отверстиях поршня. При этом обращение в магазин с требованием замены также не дало результата, поскольку магазин предъявил сертификат качества продукции. В результате владелец по совету автосервиса обратился в суд с заявлением на магазин, который продал ему некачественный товар.

Проведя тщательное измерение деталей, эксперт установил, что отверстие под палец в поршнях действительно имеет овально-коническую форму, причем в вертикальной плоскости зазор пальца в отверстии составляет около 0,01 мм, а в горизонтальной – 0,05 мм. Однако эксперт обратил внимание, что все поршни выполнены абсолютно одинаково. Кроме того, эксперт проанализировал, каким образом технологически можно выполнить в поршне отверстие такой сложной формы, и пришел к выводу, что сделать это значительно сложнее, чем традиционное цилиндрическое, и вероятно, это сделано намеренно.

После прямого обращения эксперта на фирму-изготовитель поршня ответ пришел через два дня и даже содержал чертеж отверстия. Действительно, фирма использовала в этой продукции свои последние разработки, в соответствии с которыми отверстие для пальца должно повторять форму пальца под рабочей нагрузкой, и эта форма – овально-коническая. На основании этих данных эксперт сделал однозначный вывод о том, что продукция известного немецкого производителя соответствует самому высокому уровню качества, избавив тем самым владельца от судебного разбирательства за некомпетентность работников автосервиса.

В последнее время в связи с возрастающими продажами новых иностранных автомобилей отмечается и рост числа обращений к экспертам по поводу тех или иных неисправностей двигателей гарантийных автомобилей. Причины этих неисправностей самые разные – от невнимательности водителя до ошибок при техническом обслуживании и даже заводского брака. Нередко для того чтобы правильно определить причину дефекта, эксперту требуется проводить серьезное исследование, ведь «на кону» иной раз достаточно большие средства, необходимые для приведения двигателя в исправное состояние. Иногда такие неисправности становятся предметом длительных судебных разбирательств. Но об этом – в следующем номере журнала.

Провести действительно независимую и грамотную экспертизу двигателя можно в Бюро моторной экспертизы,

тел. +7 495 544-8195, e-mail: ab@ab-engine.ru

Источник

Ответы на популярные вопросы