Деталировка двигателя змз 409

3.2. Ремонт двигателя. Разборка двигателя.

Двигатели, поступающие в ремонт, должны быть тщательно очищены от грязи.
Разборку двигателя, как и сборку, рекомендуется производить на стенде, позволяющем устанавливать двигатель в положениях, обеспечивающих свободный доступ ко всем деталям во время разборки и сборки. Разборку и сборку двигателей необходимо производить инструментом соответствующего размера (гаечные ключи, съемники, приспособления), рабочая поверхность которых должна быть в хорошем состоянии.
При индивидуальном методе ремонта детали, пригодные для дальнейшей работы, должны быть установлены на свои прежние места. Для этого такие детали как поршни, поршневые пальцы, поршневые кольца, шатуны, вкладыши, клапаны, гидротолкатели и др., при снятии их с двигателя, необходимо маркировать любым способом, не вызывающим порчу деталей (кернение, надписывание, прикрепление бирок и др.), или укладывать их на стеллажи с пронумерованными отделениями в порядке, соответствующем их расположению на двигателе.
При обезличенном методе ремонта двигателей надо помнить, что крышки шатунов с шатунами, крышки коренных подшипников с блоком цилиндров, крышки опор распределительных валов с головкой цилиндров обрабатываются в сборе и поэтому их раскомплектовывать нельзя.
В гидронатяжителях раскомплектация корпуса с плунжером не допускается.

Перед тем, как приступить к разборке основных механизмов двигателя, необходимо снять картер сцепления (рис.19), навесное оборудование: стартер, приводной ремень, генератор, датчики.

Рис.19. Снятие картера сцепления

Рис.20. Снятие крышки клапанов с катушками зажигания

Установить двигатель на стенд.

Разборка механизмов двигателя:
– отсоединить шланги подогрева дросселя;
– отсоединить шланги вентиляции картера;
– снять регулятор холостого хода;
– снять ресивер;
– снять впускную трубу;
– снять выпускной коллектор;
– отсоединить провода высокого напряжения с наконечниками от свечей;
– вывернуть свечи;
– снять крышку клапанов с катушками зажигания (рис.20);
– снять переднюю крышку головки цилиндров (рис.21);
– снять верхний и средний успокоители цепи (рис.22);
– снять крышку верхнего гидронатяжителя цепи и гидронатяжитель;

Рис.21. Снятие передней крышки головки цилиндров

Рис.22. Снятие верхнего 1 и среднего 2 успокоителя цепи

– отвернуть болт крепления звездочки впускного распределительного вала, удерживая ключом распредвал от проворачивания и снять звездочку;
– снять крышки распределительных валов, проверив правильность меток на них (рис.23);
– снять цепь со звездочки выпускного распределительного вала и вынуть распределительные валы (рис.24);

Рис.23. Снятие крышек опор распределительных валов

Рис.24. Снятие распределительных валов

– ослабить хомуты шланга корпуса термостата (рис.25);
– снять термостат с корпусом;
– отсоединить скобу крепления трубки отопителя, снять шкив водяного насоса;
– отвернуть болты крепления головки цилиндров;
– снять головку цилиндров (рис.26). Если нет необходимости в разборке и ремонте термостата, ресивера, впускной трубы, выпускного коллектора и головки цилиндров, головка цилиндров может быть снята вместе с этими узлами;
– с помощью присоски вынуть гидротолкатели из головки;

Рис.25. Ослабление хомутов шланга корпуса термостата

Рис.26. Снятие головки цилиндров

– снять усилитель картера сцепления (рис.27);
– снять масляный картер и масляный насос (рис.28);
– отвернуть масляный фильтр (в случае его замены);

Рис.27. Снятие усилителя картера сцепления

Рис.28. Снятие масляного насоса

– снять крышки шатунов вместе с вкладышами (рис.29);
– вынуть поршни вместе с шатунами (рис.30). Перед разборкой шатунно-поршневой группы проверить правильность меток на шатунах и их крышках, а также их соответствие порядковым номерам цилиндров;

Рис.29. Снятие крышек шатунов

Рис.30. Выемка поршней с шатунами

– отвернуть храповик и снять шкив коленчатого вала (рис.31);
– снять крышку нижнего гидронатяжителя цепи и гидронатяжитель (рис.32);

Рис.31. Снятие шкива коленчатого вала

Рис.32. Снятие нижнего гидронатяжителя цепи

– снять водяной насос;
– снять натяжной ролик (рис.33);
– снять крышку цепи. Если нет необходимости в разборке и ремонте натяжного ролика и водяного насоса, крышка цепи может быть снята с этими узлами;
– расконтрить болты крепления звездочек промежуточного вала, снять звездочки и цепь;

Рис.33. Снятие натяжного ролика

– отвернуть болты фланца промежуточного вала;
– снять крышку привода масляного насоса и вынуть шестигранный валик и привод масляного насоса (рис.34);
– отвернуть гайку и снять с промежуточного вала шестерню привода маслонасоса;
– вынуть промежуточный вал;
– снять сцепление (рис.35) и маховик;
– снять задний сальникодержатель;

Рис.34. Выемка привода масляного насоса

Рис.35. Снятие сцепления

– отвернуть болты крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала;
– снять крышки коренных подшипников коленчатого вала вместе с вкладышами и упорными полушайбами, проверив правильность меток на крышках (рис.36);

Рис.36. Снятие крышек коренных подшипников

– вынуть коленчатый вал в сборе с втулкой и звездочкой;
– снять втулку и звездочку с коленчатого вала.

Источник

Двигатель ЗМЗ-409

Двигатель ЗМЗ-409 создан на базе 406-го мотора, а точнее, на базе его преемника ЗМЗ-405. Используется 405-й блок (высота всех блоков 405, 406, 409 одинаковая), коленвал с увеличенным ходом (с 86мм до 94мм), шатуны остались старые, поршни измененные, со смещением на 4мм.

Модификации двигателя ЗМЗ 409

1. ЗМЗ 409.10 — основной мотор, соответствует экологическому стандарту Евро-2. Мощность 143 л.с.

2. ЗМЗ 40904.10 — аналог 409.10 с новой ЦПГ, новые прокладки, ДАД, соответствует экологическому стандарту Евро-3. Мощность 128 л.с. Ставится на Патриот, Хантер, Пикап, Карго.

3. ЗМЗ 40905.10 — аналог 40904.10, соответствие экологическому стандарту Евро-4. Мощность 128 л.с. Ставится на Патриот, Хантер, Пикап, Карго.

4. ЗМЗ 4091.10 — дефорсированный низовой вариант ЗМЗ 40904.10, другой ресивер, распредвалы (подъем 8, фаза 240), прошивка, соответствует экологическому стандарту Евро-3. Используется на буханках УАЗ. Мощность 112 л.с.

5. ЗМЗ 40911.10 — аналог ЗМЗ 4091.10, ДАД, соответствует экологическому стандарту Евро-4. Используется на буханках УАЗ. Мощность 112 л.с.

6. ЗМЗ 4092.10 — несерийный мотор. Мощность 160 л.с. Используется на Волгах.

Маркировка двигателей ЗМЗ-409

Маркировка двигателя в виде идентификационного номера (VIN) наносится в одну строчку на обработанную поверхность площадки блока цилиндров, находящейся с левой стороны над бобышками крепления передней опоры двигателя.

В начале, конце и между составными частями идентификационного номера указан разделительный знак в виде звездочки. Над идентификационным номером двигателя может быть указан номер блока цилиндров, нанесенный ударным способом или на самоклеющейся этикетке. На крышке клапанов расположена самоклеющаяся этикетка с указанием комплектации двигателя.

Описательная часть – VDS маркировки двигателя (состоит из шести знаков):
1 – обозначение модели двигателя (состоит из пяти цифр);
2 – всегда указывается ноль;

Указательная часть – VIS маркировки двигателя (состоит из восьми знаков):
3 – код года изготовления (цифра или буква латинского алфавита): «D» – 2013, «E» – 2014, «F» – 2015, «G» – 2016, «H» – 2017, «J» – 2018, «K» – 2019, «L» – 2020… «Y» – 2030 (кроме букв «I, O, Q, U»);
4 – цифровой код сборочного подразделения завода-изготовителя двигателя;
5 – порядковый номер двигателя

Обозначение описательной части /VDS/ идентитфикационного номера двигателей ОАО ЗМЗ при их маркировке
Полное обозначение двигателя по конструкторской документации VDS Характерные особенности комплектности и исполнения двигателя
409.1000400 409000 Базовая комплектность в исполнении “У2” по ГОСТ 15150-69 с КМПСУД типа “Микас 7. 2”, с поршнем D=95,5 мм для автомобилей УАЗ с ГУР
409.1000400-10 40900А Двигатель в исполнении “У2” по ГОСТ 15150-69 со шкивом под два поликлиновых ремня для автомобилей УАЗ с ГУР и антитоксичными системами
40907.1000400 409070 Комплектность в тропическом исполнении с КМСУД типа “Микас 7. 2” со шкивом под два поликлиновых ремня для автомобилей УАЗ с ГУР
40907.1000400-10 40907А Комплектность в тропическом исполнении с КМСУД типа „Микас “7.2′” со шкивом под два поликлиновых ремня для автомобилеи УАЗ с ГУР и антитоксичными устройствами
409.1000400-01 40900В Двигатель в исполнении “У2” со шкивом под два поликлиновых ремня со стартером и генератором фурмы “Bosch” для автомобилей УАЗ с ГУР
409.1000400-11 40900С Двигатель в исполнении “У2” со шкивом под два поликлиновых ремня со стартером и генератором фирмы “Bosch” для автомобилей УАЗ с ГУР и антитоксичными устройствами
40907.1000400-01 40907В; Двигатель в исполнении “Т2” со шкивом под два поликлиновых ремня со стартером и генератором фирмы “Bosch” для автомобилей УАЗ с ГУР
40907.1000400-11 40907С Двигатель в исполнении “Т2” со шкивом под два поликлиновых ремня со стартером и генератором фирмы “Bosch” для автомобилей УАЗ с ГУР и антитоксичными устройствами
409.1000400-30 40900Н Комплектность в исполнении “У2”, с КМСУД типа „Микас “7.2, с генератором и стартером фирмы “Bosch” для автомобилей УАЗ с ГУР.
409.1000400-02 40900D Комплектность в исполнении “У2”, с КМСУД типа „Микас “7.2, со сцеплением фирмы “Luk” для автомобилей УАЗ.
409.1000400-12 40900E Комплектность в исполнении “У2”, с КМСУД типа “Микас” 7.2, со сцеплением фирмы “Luk” для автомобилей УАЗ с антитоксичными устройствами.
40907.1000400-02 40907D Комплектность в исполнении “Т2”, с КМСУД типа “Микас” 7.2, со сцеплением фирмы “Luk” для автомобилей УАЗ.
40907.1000400-12 40907E Комплектность в исполнении “Т2”, с КМСУД типа “Микас” 7.2, со сцеплением фирмы “Luk” для автомобилей УАЗ с антитоксичными устройствами.
409.1000400-03 40900F Комплектность в исполнении “У2”, с КМСУД типа “Микас” 7.2, с генератором и стартером фирмы “Bosch”, со сцеплением фирмы “Luk” для автомобилей УАЗ.
409.1000400-13 40900G Комплектность в исполнении “У2”, с КМСУД типа “Микас” 7.2, с генератором и стартером фирмы “Bosch”, со сцеплением фирмы “Luk” для автомобилей УАЗ с антитоксичными устройствами
40907.1000400-03 40907F Комплектность в исполнении “Т2”, с КМСУД типа “Микас” 7.2, с генератором и стартером фирмы “Bosch”, со сцеплением фирмы “Luk” для автомобилей УАЗ.
40907.1000400-13 40907G Комплектность в исполнении “Т2”, с КМСУД типа “Микас” 7.2, с генератором и стартером фирмы “Bosch”, со сцеплением фирмы “Luk” для автомобилей УАЗ с антитоксичными устройствами
409.1000400-33 40900J Комплектность в исполнении “У2”, с КМСУД типа “Микас” 7.2, со шкивом под два поликлиновых ремня, с генератором и стартером фирмы “Bosch”, со сцеплением фирмы “Luk” для автомобилей УАЗ с ГУР.
40907.1000400-33 40907J Комплектность в исполнении “Т2”, с КМСУД типа “Микас” 7.2, со шкивом под два поликлиновых ремня, с генератором и стартером фирмы “Bosch”, со сцеплением фирмы “Luk” для автомобилей УАЗ с ГУР.
409.1000400-90 40900U Комплектность в исполнении “У2”, с КМСУД типа “Микас” 7.2″, с генератором и стартером фирмы “Bosch”, со сцеплением фирмы “Luk” (со второй половины 2011 года сцеплением ОАО ЗМЗ),с кронштейном ГУР 31602-3407059 для автомобилей УАЗ- 315195-030 у КПП фирмы “DYMOS”, с антитоксичной системой.
4097.1000400-90 40907U То же, что и в 40900U, но в тропическом исполнении.
409.1000400-70 40900R Комплектность в исполнении “У2”, с КМСУД типа “Микас” 7.2, со шкивом под два поликлиновых ремня, со сцеплением фирмы “Luk”, генератором и стартером фирмы “Bosch” для автомобилей УАЗ-3163 “Патриот” с КПП фирмы “DYMOS” и насосом ГУР фирмы “ZFLS” и антитоксичной системой.
409.1000400-80 40900T Комплектность в исполнении “У2” с КМСУД типа “Микас” 7.2 со шкидом под два поликлинодых ремня, со сцеплением фирмы “Luk”(, со второй половины 2011 года сцеплением ОАО ЗМЗ), стартером и генератором фирмы “Bosch” для автомобилей УАЗ-315195 с КПП фирмы “DYMOS” без антитоксичной системы.
409.1000400-100 40900Y Комплектность в исполнении “У2” с КМСУД типа “Микас” 11 со шкидом под два поликлиновых ремня, со сцеплением фирмы “Luk”, стартером и генератором фирмы “Bosch” или фирмы “ISKRA” для автомобилей УАЗ-3163 “Патриот”с КПП фирмы “DYMOS” и насосом ГУР фирмы “ZFLS” и антитоксичной системой.
4091.1000400 409100 Комплектность в исполнении “У2” с КМСУД типа “Микас” 11 со шкивом под два поликлиновых ремня, со сцеплением фирмы “Luk” или “Valeo”, стартером и генератором фирмы “ISKRA” для автомобилей УАЗ вагонной компоновки.
4091.1000400 409100 Комплектность в исполнении “У2” с КМСУД типа “Микас” 11 со шкивом под два поликлиновых ремня, со сцеплением фирмы “Luk” или “Valeo”, стартером и генератором фирмы “ISKRA” для автомобилей УАЗ вагонной компоновки.
4091.1000400-20 409100 Комплектность с КМСУД Микас 11, сцеплением ЗМЗ, без датчика указателя температуры охлаждающей жидкости для автомобилей УАЗ вагонной компоновки.
4091.1000400-30 40910B Комплектность с КМСУД Микас 11, сцеплением ЗМЗ, без ремня вентилятора, с насосом ГУР (г. Борисов), антитоксичной системой для автомобилей УАЗ вагонной компоновки
4091.1000400-40 409100 Комплектность с КМСУД Микас 11, сцеплением ЗМЗ, генератором 120 А, без датчика указателя температуры охлаждающей жидкости для автомобилей УАЗ вагонной компоновки
4091.1000400-50 409100 Комплектность с КМСУД (Микас 11), сцеплением ЗМЗ, насосом ГУР (г. Борисов), без ремня вентилятора, без датчика указателя температуры охлаждающей жидкости для автомобилей УАЗ вагонной компоновки
4091.1000400-60 409100 Комплектность с ЭСУД Bosch, сцеплением ЗМЗ, без датчика указателя температуры охлаждающей жидкости для автомобилей УАЗ вагонной компоновки
4091.1000400-61 409100 Комплектность с ЭСУД Bosch, с ГБО, с кронштейном ролика натяжения ремня привода шкива вентилятора, генератором 90 А, сцеплением ЗМЗ для автомобилей УАЗ вагонной компоновки
4091.1000400-70 409100 Комплектность с ЭСУД Bosch, сцеплением ЗМЗ, генератором 120 А, без датчика указателя температуры охлаждающей жидкости, с насосом ГУР (г. Борисов) для автомобилей УАЗ вагонной компоновки
4091.1000400-80 409100 Комплектность с ЭСУД Bosch, сцеплением ЗМЗ, без датчика указателя температуры охлаждающей жидкости, с насосом ГУР (г. Борисов) для автомобилей УАЗ вагонной компоновки
4091.1000400-81 409100 Комплектность с ЭСУД Bosch, с ГБО, с кронштейном ГУР 31602-3407059, сцеплением ЗМЗ для автомобилей УАЗ-396295 (Евро-3)
4091.1000400-82 409100 Комплектность с ЭСУД фирмы Bosch, сцеплением ЗМЗ, без датчика указателя температуры, ГУР (г. Борисов), для УАЗ-315196 Hunter.
4091.1000400-120 409100 Комплектность с ЭСУД фирмы Bosch, без датчика указателя температуры, с кронштейном ролика натяжения ремня привода шкива вентилятора, генератором 90 А, сцеплением ЗМЗ, с транспортным картером, для УАЗ-315196 Hunter.
4091.1000400-130 409100 Комплектность с кронштейном ролика натяжения ремня привода шкива вентилятора, генератором 90 А, под КПП УАЗ для автомобилей УАЗ вагонной компоновки
4091.1000400-140 409100 Комплектность без датчика указателя температуры, с кронштейном ролика натяжения ремня привода шкива вентилятора, генератором 90 А, под КПП УАЗ для автомобилей УАЗ вагонной компоновки
4091.1000400-150 409100 Комплектность с ЭСУД Bosch, без датчика указателя температуры, с кронштейном ролика натяжения ремня привода шкива вентилятора, генератором 90 А, под КПП УАЗ для автомобилей УАЗ вагонной компоновки
4091.1000400-151 409100 Комплектность с ЭСУД Bosch, с кронштейном ролика натяжения ремня привода шкива вентилятора, генератором 90 А, с ГБО, под КПП УАЗ для автомобилей УАЗ вагонной компоновки
4091.1000400-160 409100 Комплектность с ЭСУД Bosch, без датчика указателя температуры, с кронштейном ГУР 31602-3407059, под КПП УАЗ. для автомобилей УАЗ вагонной компоновки
4091.1000400-170 409100 Комплектность с ЭСУД Bosch, без датчика указателя температуры, с кронштейном ГУР 220695-3407059, под КПП УАЗ для автомобилей УАЗ вагонной компоновки
4091.1000400-190 409100 Комплектность с ЭСУД Bosch, без датчика указателя температуры, с кронштейном ГУР 220695-3407059, сцеплением ЗМЗ для автомобилей УАЗ вагонной компоновки
4091.1000400-200 409100 Комплектность с ЭСУД Bosch, сцеплением ЗМЗ, без датчика указателя температуры охлаждающей жидкости, под пятиступенчатую КПП для автомобилей УАЗ вагонной компоновки
4091.1000400-210 409100 Комплектность с ЭСУД Bosch, сцеплением ЗМЗ, генератором 120 А, без датчика указателя температуры охлаждающей жидкости, с кронштейном крепления насоса ГУР (г. Борисов), под пятиступенчатую КПП для автомобилей УАЗ вагонной компоновки
4091.1000400-220 409100 Комплектность с ЭСУД Bosch, сцеплением ЗМЗ, без датчика указателя температуры охлаждающей жидкости, с кронштейном крепления насоса ГУР (г. Борисов), под пятиступенчатую КПП для автомобилей УАЗ вагонной компоновки
4091.1000400-230 409100 Комплектность с ЭСУД Bosch, сцеплением ЗМЗ, без датчика указателя температуры охлаждающей жидкости, с кронштейном крепления насоса ГУР (г. Борисов), под пятиступенчатую КПП для автомобилей УАЗ вагонной компоновки
4091.1000401 409100 Двигатель в исполнении У2 по ГОСТ 15150-69 с КМСУД Bosch, со шкивом под два поликлиновых ремня, сцеплением производства ОАО ЗМЗ, насос ГУР г. Борисов, кронштейн крепления 220695-3407059 для автомобилей УАЗ вагонной компоновки
4091.1000401-10 409100 Двигатель в исполнении У2 по ГОСТ 15150-69 с КМСУД Bosch, со шкивом под два поликлиновых ремня, сцеплением производства ОАО ЗМЗ, генератором повышенной мощности, насос ГУР г. Борисов, кронштейн крепления 220695-3407059 для автомобилей УАЗ вагонной компоновки
4091.1000401-40 409100 Комплектность с КМСУД Bosch, с кронштейном ролика натяжения ремня привода агрегатов, сцеплением производства ОАО ЗМЗ для автомобилей УАЗ вагонной компоновки
40904.1000400 409040 Базовая комплектность с индивидуальными катушками зажигания, кронштейном ГУР 31602-3407059-10, КПП Dymos, для УАЗ-3163-231 Patriot, УАЗ-23632 Pickup.
40904.1000400-01 409040 Комплектность с газобалонным оборудованием ГБО для автомобилей Уаз Патриот и Уаз Пикап
40904.1000400-10 409040 Комплектность с кронштейном крепления агрегатов, кронштейном ГУР 31602-3407059-10, для автомобилей Уаз Патриот и Уаз Пикап с компрессором кондиционера, КПП Dymos
40904.1000400-11 409040 Комплектность с ГБО, кронштейном под компрессор кондиционера, для автомобилей Уаз Патриот и Уаз Карго.
40904.1000400-20 409040 Комплектность с кронштейном крепления ГУР 31602-3407059 для автомобиля Уаз Хантер с КПП Dymos.
40904.1000400-30 409040 Комплектность с кронштейном крепления ГУР 31602-3407059
40904.1000400-21 409040 Комплектность с механическим натяжителем ремня привода агрегатов, кронштейном ГУР 31602-3407059 для автомобиля Уаз Хантер с КПП Dymos
40904.1000400-31 409040 Комплектность с механическим натяжителем ремня привода агрегатов для автомобиля с ГУР, кронштейн 31602-3407059
40904.1000400-70 409040 Базовая комплектация, с улучшенным сцеплением ЗМЗ, с кронштейном ГУР 31602-3407059-10, с транспортным картером сцепления, для автомобилей Уаз Патриот.
40904.1000400-71 409040 Комплектность с ГБО, с кронштейном ГУР 31602-3407059-10, с улучшенным сцеплением ЗМЗ, с транспортным картером сцепления, для автомобилей Уаз Патриот и Уаз Карго.
40904.1000400-80 409040 Комплектность с кронштейном под компрессор кондиционера, с улучшенным сцеплением ЗМЗ, с кронштейном ГУР 31602-3407059-10, с транспортным картером сцепления, для автомобилей Уаз Патриот.
40904.1000400-81 409040 Комплектность с кронштейном под компрессор кондиционера, с ГБО, с кронштейном ГУР 31602-3407059-10, с улучшенным сцеплением ЗМЗ, с транспортным картером сцепления, для автомобилей Уаз Патриот и Уаз Карго.
40904.1000400-90 409040 Комплектность с кронштейном ГУР 31602-3407059, с улучшенным сцеплением ЗМЗ, с транспортным картером сцепления
40904.1000400-91 409040 Комплектность с механическим натяжным роликом, с кронштейном ГУР 31602-3407059, с улучшенным сцеплением ЗМЗ, с транспортным картером сцепления.
40904.1000401 409040 Базовая комплектность с индивидуальными катушками зажигания, сцеплением фирмы Luk, с кронштейном ГУР 31602-3407059-10, для автомобилей Уаз Патриот с КПП Dymos.
40904.1000401-10 409040 Комплектность с кронштейном крепления агрегатов, со сцеплением фирмы Luk, с кронштейном ГУР 31602-3407059-10, для автомобилей Уаз Патриот с компрессором кондиционера фирмы Sanden, КПП Dymos.
40904.1000401-20 409040 Комплектность с кронштейном крепления ГУР 31602-3407059, со сцеплением фирмы Luk, для автомобиля Уаз Хантер с КПП Dymos
40904.1000401-30 409040 Комплектность со сцеплением ЗМЗ, с кронштейном ГУР 31602-3407059-10, для автомобиля Уаз Патриот с КПП Dymos.
40904.1000401-40 409040 Комплектность с кронштейном крепления агрегатов, со сцеплением ЗМЗ, с кронштейном ГУР 31602-3407059-10, для автомобилей Уаз Патриот с компрессором кондиционера фирмы Sanden, КПП Dymos.
40904.1000401-50 409040 Комплектность с кронштейном крепления ГУР 31602-3407059, со сцеплением ЗМЗ, для автомобиля Уаз Хантер с КПП Dymos
40904.1000401-60 409040 Комплектность с кронштейном крепления ГУР 31602-3407059, со сцеплением ЗМЗ, для автомобиля Уаз Хантер с КПП АДС
Читайте также:  Двигатель мотоцикла бмв r1200gs

Технические характеристики ДВС ЗМЗ 409

Двигатель ЗМЗ-409 представляет собой 4-х цилиндровый, рядный мотор, с комплексной микропроцессорной системой управления двигателем (КМПСУД).

Рабочий объем составляет 2,6 л, степень сжатия 9. Порядок работы цилиндров организован по схеме 1-3-4-2, коленчатый вал вращается в правую сторону. Максимальные показатели крутящего момента составляют 230 кг-см при оборотах в 3900 об/мин. Масса мотора 190 кг.
Система питания двигателя представляет собой впрыск топлива в трубу.
Система вентиляции закрытая, принудительного действия, действует благодаря разрежению в выпускной системе.
Система смазки также принудительная, комбинированная, с разбрызгиванием.
Система охлаждения жидкостная, принудительная, закрытая.


Двигатель ЗМЗ-409 (вид справа):
1 – масляный картер; 2 – масляный фильтр; 3 – кран масляного радиатора; 4 – стартер; 5 – шланги подогрева дроссельной заслонки; 6 – датчик детонации; 7 – шланг от регулятора давления топлива к каналу холостого хода; 8 – впускная труба; 9 – регулятор давления топлива; 10 – шланг подачи воздуха; 11 – ресивер; 12 – регулятор холостого хода; 13 – генератор; 14 – гидронатяжитель верхней цепи; 15 – проушина (рым) для подъема двигателя; 16 – регулировочный болт натяжения ремня привода насоса гидроусилителя и шкива вентилятора; 17 – кронштейн насоса гидроусилителя; 18 – регулировочный болт ремня привода генератора и водяного насоса; 19 – датчик положения коленчатого вала (датчик синхронизации); 20 – установочные метки ВМТ такта сжатия; 21 – гидронатяжитель нижней цепи


Двигатель ЗМЗ-409 (вид слева):
1 – кран слива охлаждающей жидкости; 2 – насос гидроусилителя; 3 – шкив коленчатого вала; 4 – шкив водяного насоса; 5 – ремень привода насоса системы гидроусилителя и шкива вентилятора; 6 – натяжной ролик; 7 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 8 – датчик температуры охлаждающей жидкости; 9 – термостат; 10 – ремень привода генератора и водяного насоса; 11 – вязкостная муфта; 12 – датчик сигнальной лампы аварийного падения давления масла; 13 – датчик указателя давления масла; 14 – пробка маслоналивной горловины; 15 – дроссельный узел; 16 – датчик положения дроссельной заслонки; 17 – катушки зажигания; 18 – указатель (щуп) уровня масла; 19 – проушина (рым) для подъема двигателя; 20 – датчик фазы; 21 – теплоизоляционный экран; 22 – выпускной коллектор; 23 – пробка сливного отверстия


Поперечный разрез двигателя ЗМЗ-409:
1 – масляный картер; 2 – приемник масляного насоса; 3 – масляный насос; 4 – привод масляного насоса; 5 – шестерня промежуточного вала; 6 – блок цилиндров; 7 – впускная труба; 8 – ресивер; 9 – распределительный вал впускных клапанов; 10 – впускной клапан; 11 – крышка клапанов; 12 – распределительный вал выпускных клапанов; 13 – указатель уровня масла; 14 – гидравлический толкатель клапана; 15 – наружная пружина клапана; 16 – направляющая втулка клапана; 17 – выпускной клапан; 18 – головка блока цилиндров; 19 – выпускной коллектор; 20 – поршень; 21 – поршневой палец; 22 – шатун; 23 – коленчатый вал; 24 – крышка шатуна; 25 – крышка коренного подшипника; 26 – пробка сливного отверстия; 27 – корпус толкателя; 28 – направляющая втулка; 29 – корпус гидрокомпенсатора; 30 – стопорное кольцо; 31 – поршень гидрокомпенсатора; 32 – шариковый клапан; 33 – пружина шарикового клапана; 34 – корпус шарикового клапана; 35 – разжимная пружина

Конструкция двигателя

Блок цилиндров отлит из серого чугуна. Между цилиндрами выполнены каналы для охлаждающей жидкости. Цилиндры расточены непосредственно в теле блока. На блоке цилиндров выполнены специальные приливы, фланцы и отверстия для крепления деталей, узлов и агрегатов, а также каналы главной масляной магистрали. В нижней части блока цилиндров расположено пять опор коренных подшипников коленчатого вала со съемными крышками, которые крепятся к блоку болтами. Крышки коренных подшипников, обработанные в сборе с блоком, невзаимозаменяемы. Крышка третьего подшипника (в сборе с блоком цилиндров) обработана по торцам для установки двух упорных сталеалюминиевых полуколец, ограничивающих осевое перемещенье коленчатого вала. К торцам блока цилиндров болтами прикреплены крышка цепи и сальникодержатель с манжетами коленчатого вала. Снизу к блоку цилиндров крепится масляный картер.

Читайте также:  Завод двигателей камаз телефоны


Блок цилиндров. Вид сверху: 1 – фланец крепления коробки перемены передач; 2 – резьбовые отверстия для крепления го-ловки цилиндров (10 отв.); 3 – плоскость прилегания головки цилиндров; 4 – место маркировки двигателя; 5 – окна рубашки охлаждения; 6 – плоскость прилегания крышки цепи; 7 – отверстие для подвода смазки в головку цилиндров; 8 – фланец крепления крышки привода масляного насоса

Головка блока цилиндров, отлита из алюминиевого сплава. В ней установлены впускные и выпускные клапаны. На каждый цилиндр приходится по четыре клапана: два впускных и два выпускных. Впускные клапаны расположены с правой стороны головки блока, а выпускные — с левой. Привод клапанов осуществляется двумя распределительными валами через гидротолкатели. Применение гидротолкателей исключает необходимость регулировки зазоров в приводе клапанов, так как они автоматически компенсируют зазор между кулачками распределительных валов и стержнями клапанов. В головке блока цилиндров с большим натягом установлены седла и направляющие втулки клапанов. В нижней части головки блока расположены камеры сгорания, в верхней части — опоры распределительных валов. На опорах установлены алюминиевые крышки. Передняя крышка — общая для опор распределительных валов впускных и выпускных клапанов. В ней установлены пластмассовые упорные фланцы, которые входят в проточки на шейках распределительных валов. Крышки обрабатывают в сборе с головкой блока, поэтому их нельзя менять местами. На всех крышках, кроме передней, выбиты порядковые номера.


Головка цилиндров. Вид на фланец впускной трубы, на верхнюю плоскость и на фланец передней крышки:
1 – крышки распределительных валов; 2 – свечные колодцы; 3 – передняя крышка распредели-тельных валов; 4 – фланец крепления передней крышки головки цилиндров; 5 – резьбовые от-верстия крепления верхнего кронштейна генератора; 6 – фланец крепления крышки гидронатя-жителя; 7 – фланец крепления впускной трубы

Распределительные валы отлиты из чугуна. Профили кулачков впускного и выпускного валов одинаковые. Кулачки смещены на 1,0 мм относительно оси гидротолкателей, что при работе двигателя заставляет гидротолкатели вращаться. Это уменьшает износ поверхности гидротолкателя и делает его более равномерным. Сверху головка блока цилиндров закрыта крышкой, отлитой из алюминиевого сплава.

Поршни также отлиты из алюминиевого сплава. На днище поршня выполнены четыре углубления под клапаны, которые предотвращают удары поршня по клапанам при нарушении фаз газораспределения. Для правильной установки поршня в цилиндр отлита надпись «Перед» на боковой стенке у бобышки под поршневой палец. Поршень устанавливают в цилиндр так, чтобы эта надпись была обращена к передней части двигателя. На каждом поршне установлены два компрессионных кольца и одно маслосъемное. Компрессионные кольца отлиты из чугуна. Бочкообразная рабочая поверхность верхнего кольца покрыта слоем пористого хрома, что улучшает приработку кольца. Рабочая поверхность нижнего кольца покрыта слоем олова. На внутренней поверхности нижнего кольца сделана проточка. Кольцо нужно устанавливать на поршень этой проточкой вверх, к днищу поршня. Маслосъемное кольцо состоит из трех элементов: двух стальных дисков и расширителя. Поршень прикреплен к шатуну с помощью поршневого пальца плавающего типа, т.е. палец не закреплен неподвижно ни в поршне, ни в шатуне. От перемещения в осевом направлении палец удерживается двумя пружинными стопорными кольцами, которые установлены в канавках бобышек поршней.


Поршень и шатун:
1 – стопорные кольца;
2 – поршень;
3 – шатун;
4 – болты шатуна;
5 – крышка шатуна;
6 – гайки;
7 – поршневые кольца;
8 – поршневой палец;
9 – втулка шатуна

Шатуны стальные, кованые, со стержнем двутаврового сечения. В верхнюю головку шатуна запрессована бронзовая втулка. Нижняя головка шатуна снабжена крышкой, прикрепленной двумя болтами. Гайки шатунных болтов имеют самостопорящуюся резьбу и дополнительно не стопорятся. Крышки шатунов обрабатывают в сборе с шатуном, поэтому их нельзя переставлять с одного шатуна на другой. На шатунах и их крышках выбиты номера соответствующих цилиндров. Для охлаждения днища поршня маслом в стержне и верхней головке шатуна выполнены отверстия. В нижнюю головку шатуна установлены тонкостенные вкладыши.

Коленчатый вал отлит из высокопрочного чугуна. Вал имеет восемь противовесов. От осевого перемещения его удерживают упорные полукольца, установленные на средней шейке. К заднему концу коленчатого вала прикреплен маховик, в отверстие которого вставлены распорная втулка и подшипник носка первичного вала коробки передач. Шкив водяного насоса приводится во вращение вместе со шкивом генератора поликлиновым ремнем от шкива коленчатого вала. Натяжение ремня регулируют изменением положения натяжного ролика. Таким же ремнем приводятся во вращение шкивы привода насоса гидроусилителя рулевого управления и вязкостной муфты.

Газораспределительный механизм

В двигателях ЗМЗ-40904 и ЗМЗ-40905 впускной и выпускной распределительные валы имеют одинаковый профиль кулачков, и обеспечивают высоту подъема клапанов на 9 мм.
На двигателе ЗМЗ-40911 впускной и выпускной распределительные валы имеют разный профиль кулачков и обеспечивают высоту подъема впускных клапанов на 8 мм, а выпускных на 9 мм.


Привод распределительных валов (со звездочками):
1 – звездочка коленчатого вала;
2 – гидронатяжитель нижний;
3 – рычаг натяжного устройства нижней цепи;
4 – цепь нижняя;
5 –звездочка промежуточного вала ведомая;
6 – звездочка промежуточного вала ведущая;
7 – рычаг натяжного устройства верхней цепи;
8 – гидронатяжитель верхний;
9 – цепь верхняя;
10 – установочная метка на звездочке;
11 – установочные штифты;
12 – звездочка распределительного вала впускных клапанов;
13 –успокоитель цепи верхний;
14 – звездочка распределительного вала выпускных клапанов;
15 – верхняя плоскость головки цилиндров;
16 – успокоитель цепи средний;
17 – успокоитель цепи нижний;
М1 и М2 – установочные метки на блоке


Привод распределительных валов с башмаками: 1 – звездочка коленчатого вала; 2, 8 – башмак натяжения цепи; 3, 9 – гидронатяжитель; 4 – цепь первой ступени; 5 – звездочка промежуточного вала ведомая; 6 – звездочка промежуточного вала ведущая; 7 – опора болта башмака; 10 – шумоизоляционная шайба; 11 – цепь второй ступени; 12,18 – установочные метки на звездочках; 13,17 – установочные штифты; 14 – звездочка распределительного вала впускных клапанов; 15 – успокоитель цепи верхний; 16 – звездочка распределительного вала выпускных клапанов; 19 – верхняя плоскость головки цилиндров; 20 – успокоитель цепи средний; 21 – успокоитель цепи нижний; М1 и М2 – установочные метки на блоке цилиндров

Фазы газораспределения

Гидронатяжитель – стальной, выполнен в виде подобранной по зазору плунжерной пары, состоящей из корпуса 4 и плунжера 3. Гидронатяжитель обеспечивает постоянное натяжение цепи и гашение её колебаний за счет давле-ния масла в системе смазки, и действия пружины плунжерной пары.

Гидронатяжитель:
1 – корпус клапана в сборе;
2 – запорное кольцо;
3 – плунжер;
4 – корпус;
5 – пружина;
6 – стопорное кольцо;
7 – транспортный стопор;
8 – отверстие для подвода масла из системы смазки

Привод клапанов от распределительных валов непосредс­твенный через цилиндрические гидротолкатели 7, для которых выполнены направляющие отверстия в головке цилиндров. Применение гидравличес­ких толкателей исключает необходимость регулировки зазоров.

Гидротолкатели – выполнены в виде цилиндрического стакана с плунжерной парой гидрокомпенсатора внутри и канавкой с отверстием для подвода масла от магистрали в головке цилиндров снаружи. Гидротолкатели обеспечивают беззазорный контакт кулачка распределительного вала с торцем клапана за счет давления масла и действия пружины гидрокомпенсатора. При работе гидротолкатели вращаются благодаря смещению по ширине середины кулачка распределительного вала относительно оси гидротолкателя, что обеспечивает равномерную приработку и уменьшение износа торца гидротолкателя.

Гидротолкатель:
1 – направляющая втулка гидрокомпенсатора;
2 – корпус гидротолкателя;
3 – стопорное кольцо;
4 – корпус гидрокомпенсатора;
5 – поршень гидрокомпенсатора;
6 – обратный шариковый клапан;
7 – пружина

Принцип работы и основные неисправности гидротолкателей описаны в отдельной статье.

Промежуточный вал – служит для привода масляного насоса. Может применяться стальной промежуточный вал цельной конструкции или сборной конструкции. Передняя и задняя опорные шейки сборного промежуточ-ного вала изготовлены из порошкового материала методом порошковой метал-лургии и напрессованы на стальной валик.


Вал промежуточный: 1 – болт; 2 – стопорная пластина; 3 – звездочка ведущая; 4 – звездочка ведомая; 5 – передняя втулка вала; 6 – промежуточный вал; 7 – труба; 8 – ведомая шестерня привода масляного насо-са; 9 – кольцо; 10 – гайка; 11 – шпонка; 12 – ведущая шестерня привода масляного насоса; 13 – задняя втулка вала; 14 – блок цилиндров; 15 – фланец промежуточного вала; 16 – штифт

Система смазки


Система смазки включает: масляный картер 1, масляный насос 2 с приемным патрубком и редукционным клапаном, привод масляного насоса, масляные каналы в блоке, головке цилиндров и коленчатом валу, полнопоточный масляный фильтр 3, стержневой указатель уровня масла 5, крышку маслозаливной горловины 4, датчики давления масла 6 и 7.

Циркуляция масла происходит следующим образом. Насос засасывает масло из картера и по каналу в блоке подводит его к полнопоточному фильтру. После фильтра масло поступает в главную масляную магистраль и через каналы в блоке смазывает коренные подшипники, подшипники промежуточного вала, верхний подшипник валика привода масляного насоса и подводится к гидронатяжителю цепи первой ступени привода распределительных валов. От коренных подшипников масло через внутренние каналы коленчатого вала смазывает шатунные подшипники и от них через отверстия в шатунах смазываются поршневые пальцы.

Читайте также:  Двигатель мопеда альфа надежность

От верхнего подшипника валика привода масляного насоса масло через поперечные сверления и внутреннюю полость валика подается для смазки нижнего подшипника валика и опорной поверхности ведомой шес­терни привода.

Шестерни привода маслонасоса смазываются струей масла через сверление в главной масляной магистрали.

Для охлаждения поршня масло через отверстие в верхней головке шатуна брызгает на днище поршня.

Из главной масляной магистрали масло через канал в блоке поступает в головку цилиндров, смазывает опоры распределительных валов и подводится к гидронатяжителю цепи второй ступени привода распредели­тельных валов, к гидротолкателям и к датчикам давления масла. Вытекая из зазоров и стекая в картер в передней части головки цилиндров, масло смазывает цепи, рычаги натяжного устройства и звездочки привода распределительных валов.

Контроль за давлением масла осуществляется датчиком давления 6 и указателем на щитке приборов. Кроме того, система снабжена датчиком 7 и сигнализатором аварийного давления масла. Сигнализатор аварийного давления масла загорается при 40. 80 кПа (0,4. 0,8 кгс/см2). Датчики давления ввернуты в штуцер, установленный в масляный канал головки цилиндров.

Привод масляного насоса осуществляется парой винтовых шестерен от промежуточного вала 1 привода распределительных валов. Промежуточный вал вращается во втулках, запрессованных в рас­точки блока цилиндров. На валу с помощью шпонки 3 установлена и закреплена фланцевой гайкой ведущая шестерня 2, находящаяся в зацеплении с ведомой шестерней 7, напрессованной на валик 8, вращающийся в расточках блока цилиндров. В верхнюю часть ведомой шестерни запрессована втулка 6, имеющая внутреннее шестигранное отверстие. В отверстие втулки вставляется шестигранный валик 9, нижний конец которого входит в шестигранное отверстие валика масляного насоса.

Редукционный клапан плунжерного типа, расположен в корпусе маслоприемника. Редукционный клапан отрегулирован на заводе установкой тарированной пружины. Менять регулировку клапана в эксплуатации не рекомендуется.

Масляный фильтр. На двигатель устанавливается масляный фильтр 2101-1012005-НК-2 однократного использования.

Система охлаждения

Система охлаждения: 1, 2 – радиаторы отопителя; 3 – электронасос; 4 – двигатель; 5 – дроссельный патрубок; 6 – термостат; 7 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 8 – датчик сигнальной лампы перегрева охлаждающей жидкости; 9 – вязкостная муфта привода вентилятора; 10 – вентилятор; 11 – пробка радиатора; 12 – радиатор; 13 – пробка расширительного бачка; 14 – расширительный бачок; 15 – электровентилятор; 16 – водяной насос; 17 – сливной кран блока цилиндров

Наиболее выгодный температурный режим охлаждающей жидкости ле­жит в пределах 80. 90° С. Указанная температура поддерживается при помощи термостата, действующего автоматически и жалюзи, управляемых водителем. Поддержание термостатом правильного температурного режима в системе охлаждения оказывает решающее влияние на износ деталей дви­гателя и экономичность его работы. Для контроля температуры охлаждающей жидкости на щитке приборов автомобиля имеется указатель температуры, датчик которого ввернут в корпус термостата. Кроме того, на щитке приборов автомобиля имеется сигнализатор аварийной температуры, загорающийся красным светом при повышении температуры жидкости свыше 104 °С. Датчик сигнализатора аварийной температуры ввернут в верхний бачок радиатора. При загорании сигнализатора следует немедленно остановить двигатель и устранить причину перегрева охлаждающей жидкости.

Водяной насос центробежного типа. Подшипник 7 отделен от охлаждающей жидкости самоподжимным сальником 4 неразборной конструкции, внутри которого расположены манжета и уплотняющая шайба. Жидкость, просачивающаяся через сальник, не попадает в подшипник, а вытекает наружу через контрольное отверстие 6, которое периодически надо прочищать. Подшипник от перемещения удерживается фиксатором 2, который завернут до упора и закернен. Подшипник заполняется смазкой при сборке и в процессе эксплуатации добавления смазки не требуется. Ступица 1 и крыльчатка 5 напрессованы на валик подшипника.

Привод насоса (и генератора) осуществляется поликлиновым рем­нем 6РК 1220.

Система питания топливом

Система питания топливом осуществляется посредством впрыска топлива во впускную трубу электромагнитными форсунками, управляемыми микропроцессором.

Система питания состоит из топливного бака 6, топливопроводов 8, 5 и 10, электробензонасоса 9, топливных фильтров 8 и 11, топливопровода двигателя 2,отлитого из алюминиевого сплава, с регулятором давления топлива 4 и электромагнитными форсунками 3.

Расположение основных узлов системы впрыска топлива:


1 – ресивер; 2, 25 – трубопровод подачи топлива; 3 – топливная рампа; 4 – трубопровод слива топлива от регулятора давления; 5 – регулятор давления; 6 – трубопровод от топливного насоса к фильтру тонкой очистки топлива; 7 – топливный насос; 8 – трубопровод от струйного насоса к топливному насосу; 9 – пробка топливного бака; 10 – наливная труба топливного бака; 11, 17, 19, 27, 30, 31 – пароотводящие шланги; 12 – правый топливный бак; 13 – соединительный шланг; 14 – соединительная трубка; 15 – левый топливный бак; 16 – сливная пробка; 18 – сепаратор; 20 – трубопровод от левого бака к струйному насосу; 21 – струйный насос; 22 – хомут крепления фильтра тонкой очистки топлива; 23 – фильтр тонкой очистки топлива; 24 – трубопровод слива топлива к струйному насосу; 26 – пароотводящий трубопровод; 28 – адсорбер; 29 – клапан топливного бака


Топливная рампа с форсунками: 1 – защитный колпачок резьбового штуцера; 2 – топливная рампа; 3 – штуцер подвода топлива; 4 – форсунка; 5 – уплотнительное кольцо

Погружной модуль электробензонасоса

Система впуска воздуха и выпуска отработавших газов

Впускная система состоит из впускной трубы и ресивера, отлитых из алюминиевого сплава. Геометрические параметры системы позволяют реализовать газодинамический наддув двигателя. На режиме холостого хода и малых нагрузках воздух в двигатель поступает через отдельную систему непосредственно к впускным клапанам.

Система выпуска состоит из выпускного коллектора двигателя, приемной трубы 1, каталитического нейтрализатора 2, глушителя 3 и резонатора 4. Все узлы системы подвешены к днищу кузова посредством кронштейнов и резиновых амортизаторов. Фланцы крепления каталитического нейтрализатора, глушителя и резонатора уплотнены металлоармированными прокладками.

Система выпуска отработавших газов:
1 – приемная труба;
2 – каталитический нейтрализатор;
3 – глушитель;
4 – резонатор

Система вентиляции картера

При работе двигателя на холостом ходу газы из картера отсасываются через малую ветвь в канал системы подачи воздуха на холостом ходу, откуда попадают во впускные каналы головки цилиндров. На остальных режимах вентиляция осуществляется через дроссель ресивера и впускную трубу.


Движение картерных газов в крышке клапанов

КОМПЛЕКСНАЯ МИКРОПРОЦЕССОРНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ (КМПСУД)

Комплексная система управления предназначена для управления впрыском топлива и углом опережения зажигания двигателя.

Функционально система управления состоит из двух подсистем:
– подсистемы управления впрыском топлива;
– подсистемы управления углом опережения зажигания (УОЗ).

Обе подсистемы взаимосвязаны и работают синхронно с основным циклом работы двигателя. Синхронизация работы подсистем осуществляется по сигналам датчиков, установленных на двигателе. Система состоит из микропроцессорного блока управления (БУ), осуществляющего управление исполнительными устройствами по программе, заложенной в блоке, с учетом информации от датчиков.

В состав датчиков входят:

2. Датчик положения дроссельной заслонки 0 280 122 001* или 406.1130000-01 резистивного типа, установленный на дросселе. Сигнал с датчика служит для определения режима работы двигателя (холостой ход, частичные нагрузки или полная мощность).

3. Датчик синхронизации (положения коленчатого вала) 23.3847 или ДС-1 индуктивного типа, установленный на крышке цепи вблизи шкива коленчатого вала. Датчик формирует специальный электрический сигнал при взаимодействии магнитного поля датчика со специальным зубчатым диском (диском 60-2 зуба), установленным на шкиве коленчатого вала. Электрический сигнал с датчика информирует блок управления об угловом положении коленча­того вала при его вращении. Датчик и диск 60-2 зуба (диск синхронизации) установлены таким образом, что момент прохождения через продолжение оси датчика заднего среза двадцатого зуба диска! соответствует нахождению в верхней мертвой точке поршня первого или четвертого цилиндра. При этом отсчет номера зуба производится от пропуска в направлении, противоположном вращению диска.

4. Датчик фазы (положения распределительного вала) ДФ-1, или 406.3847050-04, или 406.3847050-05 установленный на головке блока цилиндров. Датчик формирует сигнал в момент прохождения в магнитном поле датчика отметчика, выполненного в виде отогнутой пластины установленной на выпускном распределительном вале. Появление сигнала с датчика свидетельствует о начале такта сжатия в первом цилиндре. В момент появления сигнала с этого датчика задний срез первого зуба диска 60-2 зуба (считать от пропуска в нап­равлении, противоположном вращению диска) должен проходить через продолжение оси датчика положения коленчатого вала.

5. Датчик температурного состояния двигателя 19.3828 полупроводнико­вого типа, установлен на корпусе термостата. Датчик формирует сигнал блоку управления для обеспечения коррекции подачи топлива и угла опережения зажигания в зависимости от теплового состояния двигателя.

6. Датчик температурного состояния впускного трубопровода 19.3828 полупроводникового типа, установлен на впускной трубе. Датчик формирует сигнал блоку управления для обеспечения коррекции подачи топлива и угла опережения зажигания в зависимости от температуры воздуха, косвенно определяемой по температуре впускного трубопровода.

7. Датчик детонации СТ-305 (отечественного производства) установлен в зоне 4-го цилиндра на блоке со стороны впускной системы и предназначен для коррекции угла опережения зажигания при обнаружении детонации блоком управления.

В состав исполнительных устройств входят:

1. Четыре электромагнитных форсунки (ЭМФ) 0 280 150 560* или 9261 ZMZ DEKA 1А*, или 6354 ZMZ DEKA1D** для дозирования топливоподачи. Установлены на впускной трубе.
**-номера изделий по каталогу фирмы «SIEMENS VDO Automotive»

2. Регулятор холостого хода (регулятор добавочного воздуха) РХХ-60 на базе двухфазного моментного двигателя. Регулятор предназначен для дозирова­ния количества воздуха, поступающего во впускной трубопровод на режимах пуска, прогрева, холостого и принудительного холостого хода двигателя. Регулятор размещен на ресивере впускной системы.

4. Электромагнитные реле питания и реле бензонасоса 111.3747, предна­значенные для включения/отключения исполнительных устройств от бортовой сети непосредственно блоком управления. Реле установлены в подкапотном пространстве автомобиля.

5. Свечи зажигания типа А14ДВР или LR17УС в количестве 4-х штук. Свечи ввернуты в головку цилиндров по центру камер сгорания.

6. Две катушки зажигания 406.3705. Установлены на крышке клапанов.

Электрооборудование автомобилей UAZ Patriot (выпуск с 2007 г.)

Источник

Ответы на популярные вопросы