Двигатель для ракеты гагарина

Как рисковал Юрий Гагарин

Счёт успешных и аварийных пусков ракеты-носителя «Восток» до полёта Юрия Гагарина был равным – восемь-восемь. Последняя до первого пилотируемого полёта авария ракеты-носителя шарахнула по нервам создателей 22 декабря 1960 года – меньше чем за четыре месяца до вечного гагаринского подвига.

Даже без учёта неизвестности и возможных «сюрпризов» непосредственно от космического корабля и каких-либо технических «пакостей» на траектории спуска с орбиты шансы Гагарина попасть на орбиту были 50 на 50. А ещё надо было уцелеть и спуститься. Поэтому трудно даже представить себе состояние всех причастных. Доктор технических наук Георгий Васильевич Костин, в недавнем прошлом заместитель главного конструктора Конструкторского бюро химавтоматики (КБХА), директор Воронежского механического завода (ВМЗ, серийный завод, специализирующийся на производстве ракетных двигателей), а в 1961 году – конструктор, молодой специалист, вспоминает:

– 12 апреля 1961 года Воронежское конструкторское бюро химавтоматики – разработчик ЖРД для ракеты-носителя «Восток» гудело как улей. С утра прошелестело: «Свершилось! Как? Что? Взлетел – понятно, раз нас не ругают. А вот как сядет?! Куда?»

Работа практически остановилась. Конструкторы на 3-м этаже собирались кучками, перешёптывались, делились услышанным на втором этаже, где были кабинеты главного конструктора и его заместителей. Ведущие конструкторы беззлобно поругивались, но сами время от времени снова убегали в приёмную главного. Возвращались важными, таинственными, помалкивали. Но как только толпа рассасывалась, подходили к кому-нибудь и, оглядываясь по сторонам, трижды предупредив «Тс-с, никому!», рассказывали очередную подробность.

Наконец будущий главный конструктор, в то время – начальник конструкторского комплекса Александр Дмитриевич Конопатов объявил:

– Через сорок минут будет официальное заявление ТАСС. У кого есть телевизор, может уйти домой.

У одного из конструкторов, занимавшего 16-метровую комнату в доме напротив проходной, был телевизор воронежского производства «Рекорд» с маленьким сероватым экраном. Набилось в комнату человек 20. Сидели на стульях и на столе, пятеро мяли супружескую постель, кто-то сидел на полу, кто-то подпирал открытый дверной косяк.

– Говорит и показывает Москва… Гражданин Советского Союза… лётчик-космонавт… коммунист… Юрий Алексеевич Гагарин.

Объяснить словами своё состояние в те минуты невозможно. И сегодня, по прошествии стольких лет, кажется, что это происходит сейчас, в эти секунды! Сердце каждого из нас повторило полёт Гагарина, совершило свой виток в Космосе. «Семёрка» с нашим двигателем РД-0109 вывела на околоземную орбиту космический корабль «Восток», пилотируемый Гражданином Советского Союза Юрием Алексеевичем Гагариным!

Юрий Гагарин после отделения второй ступени и запуска двигателя третьей ступени и продолжения вывода космического корабля на орбиту, при радиообмене с «Зарёй», воскликнул: «Косберг» сработал!» Это была фамилия начальника ОКБ-154 (так тогда называлось КБХА). Его фамилия, так же как и данные всех руководителей ракетных и атомных «почтовых ящиков», была строго засекречена. Конечно, Гагарина в этом «провале» никто не посмел упрекнуть.

Ракетный двигатель РД-109 создан за 15 месяцев, вышел на лётные испытания в 1960 году, а в 1961 году этот двигатель третьей ступени уже выводил на орбиту корабль «Восток» с Ю.А. Гагариным на борту. Последний полёт ракеты-носителя с этим двигателем состоялся в 1991 году.

Кому выгодно «прессовать» известное предприятие? Обращение Совета директоров ОАО «Кучуксульфат»

Океан придумал, как бороться с пластиковым мусором, чем это может закончиться для человека?

В ночь на 7 августа 1941 был совершен первый воздушный таран

В Кремле отреагировали на задержание российского офицера в Италии

Блокадница Антонина Орлова: «Сначала умерла мама, а потом и младший брат – у меня на руках»

Зачем инженеру из России была нужна пересадка головы, и как сложилась его жизнь в США

Российские школьники напишут сочинение о своём любимом Герое

Пилоты малайзийского Боинга не были поражены тысячами осколков Бука

Мы готовы строить свою МКС. Задел готов

Сайт NetEase: Россия устроит странам НАТО локальную войну на их территории в случае агрессии альянса

Сергей Собянин и Елена Гагарина открыли выставку «Первый» в Музее космонавтики

Как рисковал Юрий Гагарин

В Калуге детей из нескольких детсадов эвакуировали из-за сообщений неизвестного о минировании

В Тольятти поставили спектакль про орлят-героев из Воронежской области: о подвиге ребят авторы узнали из интернета

Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.

Источник

Поехали! 60 лет первому полёту человека в космос

60 лет назад, в 9.07 по Москве с космодрома «Байконур» стартовал «Восток-1», неся на борту самый ценный в мире груз — человека. Это был полет, который моментально сделал Юрия Алексеевича Гагарина мировой звездой. Риск, на который в наше время никто бы не пошёл, ознаменовал победу СССР в этой партии за космическое господство. Но не победу в космической гонке. Давайте проведем ретроспективу и вспомним, как это было.

Подготовка к полету

После отправки первого искусственного спутника в космос естественным образом появилась новая цель: отправить в космос человека. Возникал один из главных вопросов: как поведет себя организм человека в космосе?

Пёсики… Пёсики… Тебе нравятся пёсики?

Для поиска ответа было принято отправить в космос живых существ. В принципе, подобные эксперименты не были для мира чем-то новым. В течение 50-х годов несколько десятков собак были пассажирами баллистических ракет. Некоторые, к сожалению, погибли.

Об отношении к собакам

В то же время нельзя сказать, что к ним относились как к экспериментальному материалу. Во время работ, собаки становились друзьями и коллегами для исследователей. Животным старались создать максимально комфортные условия: ежедневные прогулки, хорошее питание и уход. Каждая потеря во время исследований воспринималась как личное горе. Допустимые ли это потери — пусть каждый решает для себя сам.

Почтовая марка с Лайкой

Лисичка и Чайка

Затем были отправлены всем известная пара собак, которые, к счастью, уже вернулись на Землю. Белка и Стрелка вернулись полностью здоровыми. А вскоре Стрелка принесла потомство.

Собаки-космонавты со своим потомством

Это был не последний запуск с пассажирами в виде собак. Но именно благодаря ему ученые пришли к выводу, что нахождение живого существа на орбите Земли в течение определенного времени не вызывает каких-либо патологий. Почитать обо всех пушистых героях можно здесь.

Читайте также:  Драйвер трехфазного двигателя 12в

Формирование отряда

Теперь, понимая, что человек может выдержать полет в космос, возник другой вопрос: кого отправить? Медики утверждали, что полететь должен специалист по авиационной медицине. Инженеры настаивали на полёте конструктора космической техники. Но выбор остановили на летчиках истребительной авиации: они имеют хорошую физическую подготовку, обладают разносторонним образованием, что позволяет выполнять разные роли при полёте. Начались собеседования в различных частях ВВС СССР. Параметры были следующими: возраст до 35 лет, рост до 175 см, вес до 75 кг(по другим данным рост не больше 170 см, вес не больше 70 кг, не старше 30 лет). При первичном отборе были просмотрены 3461 человек. Для первичной беседы — 347. По результатам первичной беседы и амбулаторного исследования для прохождения дальнейшего исследования в Москве были допущены 206 кандидатов. Полностью все этапы проверки прошли 29 человек. В первый отряд космонавтов взяли 12 человек и добрали ещё 8 в течение нескольких месяцев.

Подготовка космонавтов

При подготовке проверялась способность к работе в аномальных условиях, переносимость перегрузок. Проверялась психологическая подготовка: кандидаты проводили по несколько суток в сурдокамерах. Влияние таких камер на человека непредсказуемо. Один из испытуемых рассказывал, что камера крутится вокруг своей оси. К сожалению, для одного из кандидатов данное испытание стало последним.

Самым молодым из отряда космонавтов был Валентин Бондаренко. На момент зачисления ему было 23 года. 23 марта 1961 года он заканчивал десятисуточное пребывание в сурдобарокамере. Давление было снижено в полтора раза, а концентрация кислорода повысили до 40%. В конце ему разрешили снять медицинские датчики. Протерев места их крепления ваткой, смоченной спиртом, он неосторожно выбросил его и попал на раскаленную электроплитку. Огонь практически мгновенно распространился в на всю камеру из-за повышенной концентрации кислорода. Открыть быстро камеру не получалось из-за пониженного давления. Когда её всё-таки открыли, Валентин был ещё жив. Его доставили в Боткинскую больницу, где боролись за жизнь 8 часов. Возможно, именно он отправился бы в космос.

Валентин Васильевич Бондаренко 16.02.1937-23.03.1961

Техника

Другой, не менее значимый, вопрос: на чем отправить? Первый искусственный спутник Земли(ИСЗ) был запущен на модернизированном варианте Р-7. Вес ИСЗ составлял 83 кг, и такое техническое решение не позволяло доставить на орбиту корабль с человеком на борту.

Модернизированный вариант Р-7

Р-7 — это межконтинентальная баллистическая ракета с дальностью действия 7-8 тысяч км. После «успешного» проверочного запуска (головная часть ракеты сгорела в плотных слоях атмосферы, но запуск посчитали успешным) было принято решение использовать эту ракету как базу для запуска ИСЗ. Для этого она была значительно облегчена: массивная головная часть была заменена переходом под спутник, снята аппаратура системы радиоуправления и одна из систем телеметрии, упрощена автоматика выключения двигателей; масса ракеты в результате была уменьшена на 7 тонн. К слову, изначально в космос планировалось отправить лабораторию весом порядка 1.3-1.4 тонны. Но из-за нехватки времени и планов США вывести собственный спутник на орбиту Земли, было принято решение отправить простейший спутник.

Ракета-носитель

Конструкция Р-7 представляет собой совокупность из центрального блока и 4 боковых. Такая конструкция позволяла быть ракете устойчивой на стартовом столе. Управление осуществлялось за счет гироскопически управляемых сопел, а не газовых рулей.

Р-7 признали конструкционно удачной и было принято решение конструировать на её базе ракету-носитель, способный вывести человека с кораблем на орбиту. В результате работы под руководством С.П. Королева в 23 сентября 1958 года был проведен первый запуск, который закончился аварией.

Сравнение различных ракет на базе Р-7

Восток-1

Восток-1 — это корабль-спутник, т.е. он не мог выполнять орбитальные маневры. Характеристики следующие:

Длина корабля — 4,3 м;

максимальный диаметр — 2,43 м;

стартовая масса — 4 т 725 кг;

Схема Восток-1 в связке с 3-й ступенью

Корабль состоял из двух частей: сферического спускаемого аппарата с космонавтом внутри и конического приборного отсека с тормозной двигательной установкой (ТДУ-1). Отсеки механически соединялись между собой при помощи металлических лент, пиротехнических замков и кабель-мачты.

В состав аппаратуры космического корабля входили системы автоматического и ручного управления полетом, автоматической ориентации на Солнце, ручной ориентации на Землю, жизнеобеспечения, электропитания, терморегулирования, приземления, связи, а также радиотелеметрическая аппаратура для контроля за состоянием космонавта, телевизионная система, система контроля параметров орбиты и пеленгации аппарата, а также система тормозной двигательной установки. Подробнее об аппаратуре можно почитать здесь.

Схема работы аппарата при выполнении приземления была такова: в конце полёта тормозная двигательная установка замедляла движение «Востока-1», после чего происходило разделение отсеков и начиналось отделение спускаемого аппарата. На высоте семи километров космонавт катапультировался.

День X

После череды удачных и неудачных запусков 3 апреля 1961 года состоялось заседание Президиума ЦК КПСС, которое проводил Н. С. Хрущёв. По докладу заместителя Председателя Совета Министров СССР Д. Ф. Устинова Президиум ЦК принял решение о запуске человека в космос.

8 апреля 1961 состоялось заседание Государственной комиссии по пуску космического корабля «Восток», которую возглавлял Председатель Государственного комитета Совета Министров СССР по оборонной технике К. Н. Руднев. Комиссия утвердила первое в истории задание человеку на космический полёт, подписанное С. П. Королёвым и Н. П. Каманиным:

«Выполнить одновитковый полёт вокруг Земли на высоте 180—230 километров, продолжительностью 1 час 30 минут с посадкой в заданном районе. Цель полёта — проверить возможность пребывания человека в космосе на специально оборудованном корабле, проверить оборудование корабля в полёте, проверить связь корабля с Землёй, убедиться в надёжности средств приземления корабля и космонавта».

После открытой части заседания комиссия осталась в узком составе и утвердила предложение Н. П. Каманина допустить в полёт Юрия Гагарина, а Германа Титова утвердить как запасного космонавта.

12 апреля в 3 часа ночи начались окончательные проверки космического корабля. В 5:30 разбудили Гагарина и Титова. В 6 утра было проведено заседание государственной комиссии и подписано полетное задание

Полётное задание Ю.А. Гагарина

Источник

Космические небеса баллистика Найшуля: Гагарин обязан ему верной траекторией

“Если не сработает тормозной двигатель, придется провести на орбите 15 суток”

12 апреля исполняется 60 лет космическому полету Юрия Гагарина. Кажется, рассказать что-то новое о том без преувеличения историческом событии, которому посвящены сотни книг и фильмов, тысячи публикаций, уже невозможно. Но это только кажется. Причастные к космическому чуду были, по меркам нашего времени, совершенно необычными людьми — преданными своему делу, которое составляло для них смысл существования, и удивительно скромными, не думающими об известности, статусе или популярности. И потому многие из них до сих пор остаются совершенно неизвестными не только широкой публике, но даже и специалистам по истории освоения космоса. Историю одного из таких людей хотелось бы рассказать.

Читайте также:  Двигатель реактивного самолета видео

Аркадий Найшуль никогда не хвастался наградами.

Холодным утром 2005 года древний московский храм Владимира в Старых Садех был полон. Собрались несколько поколений большой московской семьи, среди представителей которой были люди самые разные по своим занятиям и убеждениям, характерам и даже национальностям.

Они собрались, чтобы попрощаться с родственником, которого в семье любили и уважали все. Его звали Аркадий Бениаминович Найшуль, хотя родные знали его просто как Аркашу (старшие) или дядю Аркадия (младшие). Случайный прохожий, заглянувший в храм, наверное, подумал бы, что в нем отпевают какого-нибудь старца-священника. Однако лежавший в гробу седой старец с бородой, как на иконах, священником не был. Всю жизнь он посвятил работе в отечественном космическом проекте и был свидетелем и деятельным участником самых первых его шагов. Именно он рассчитал местоположение космодрома Байконур, он рассчитывал траектории советских космических ракет: и первого, и других спутников, и «Востока» с Юрием Гагариным на борту, и полетов автоматических станций на Луну, Венеру и Марс.

Идея написать очерк о нем впервые появилась у меня еще на втором курсе журфака. Казалось очень несправедливым, что о таком деятельном и важном участнике самых первых в мире космических запусков, по сути, никто ничего не знает. А ведь он не только участвовал в самых первых наших космических запусках, но затем целые десятилетия отвечал за правильность траекторий всех советских космических ракет.

Но собрать материалы оказалось очень нелегко, в том числе из-за полной секретности его работы и, отчасти, из-за его скромности. Важнейшие вехи биографии помогли восстановить рассказы его близких и сохраненные ими записки Аркадия Найшуля о своей работе.

Аркадий Найшуль родился в Москве в 1920 году. В школе увлекся математикой, ходил в кружки, поступил на механико-математический факультет МГУ и с началом Великой Отечественной войны вместе с институтом эвакуировался из Москвы.

В 1942-м, когда немцы дошли до Сталинграда, решил для себя: если фашисты победят, то лучше погибнуть, сражаясь с ними, чем умереть в лагере, и пошел добровольцем на фронт.

Определили шофером в авточасть, которая подвозила на передовую артиллерийские боеприпасы. Одно попадание могло разнести его машину на атомы. Напарники говорили: «Давай уже разгрузим, а то дальше осколки летают, один осколок — и взорвемся», а он: «Нет, давайте уж доедем до передка».

Бог его хранил, Аркадий прошел всю войну без единого ранения. О войне он рассказывал только самым близким. Большинство из его родственников, с которыми удалось поговорить, вообще не знали, что он воевал, и тем более, что был награжден. Не такой он был человек.

Из приказа о награждении медалью «За боевые заслуги».

«Наградить. шофера артпарка гвардии младшего сержанта Найшуль Аркадия Бениаминовича за то, что он в боях за город Берлин в трудных условиях под огнем противника своевременно доставлял боеприпасы на огневые позиции батарей, чем способствовал бесперебойному ведению огня».

За свою жизнь Аркадий Найшуль получил много наград, но больше всего ценил скромную медаль «За взятие Берлина» — память о встреченной в фашистском логове Победе и особую награду Академии наук СССР — «За запуск первого в мире искусственного спутника Земли».

Как появился Байконур

Даже для родственников и близких друзей Аркадий долгие годы оставался скромным человеком, который «работает где-то там». Все знали, что он занят чем-то в оборонной и космической сфере, но в детали не вдавались. Не принято было.

Работа «где-то там», коротко говоря, заключалась в расчетах траекторий космических и баллистических ракет, но, поскольку эти ракеты создавались и запускались впервые в мире, она включала в себя решение огромного количества неожиданных и парадоксальных практических задач, которые жизнь задавала первым ракетчикам практически ежедневно.

В 1950-х годах в Советском Союзе под руководством Сергея Королева разрабатывалась баллистическая ракета Р-7. На ней были установлены две системы управления: автономная и радиотехническая. Вторая система управления требовалась, потому что первая система в те годы не гарантировала точности выведения на заданную орбиту. Созданием радиотехнической системы занимался главный конструктор Борис Коноплев, а затем — Михаил Рязанский. Аркадий Найшуль был у них начальником лаборатории. И вот перед КБ встал вопрос, где в СССР рациональнее всего разместить полигон для испытания и запусков «изделия».

В небольшой заметке «Как мы выбирали расположение космодрома Байконур» Аркадий Найшуль, уже будучи на пенсии, рассказал, что выбор Байконура был, в частности, обусловлен именно особенностями радиоуправления «семерки».

Радиотехническая аппаратура стояла на ракете, для передачи команд требовалось создать два наземных пункта управления, удаленных друг от друга на расстояние в 500 км.

Была поставлена задача — найти оптимальную точку старта и расположение основного и вспомогательного пунктов радиоуправления. Искать точку нужно было в Казахстане, лучше всего подходившем для ракетной программы в силу огромных безлюдных территорий и удаленности от стран НАТО.

Найшуль вспоминал: «Работу я проводил вместе со своим заместителем Надеждой Николаевной Ананьевой. В Большом географическом атласе мы взяли карту Казахстана. Затем в масштабе карты из плотной бумаги вырезали равнобедренный треугольник, основание которого равнялось расстоянию между основным и зеркальным пунктами радиоуправления. Высота треугольника, то есть расстояние от пунктов радиоуправления до конца активного участка, выбиралась из условия наивысшей точности попадания. С этим бумажным треугольником мы, елозя по карте Казахстана, определяли наиболее удобное расположение старта, пунктов радиоуправления. Этим местом оказался Байконур. Наш выбор был одобрен ОКБ-1, а затем и военными. И полигон был построен».

Именно оттуда годы спустя был запущен в космос первый в истории искусственный спутник Земли, а затем и аппарат «Восток» с Юрием Гагариным.

— Если говорить кратко, папина работа проходила так, — рассказывает Виталий Найшуль. — Он рассчитывал траекторию полета и команды для ракеты, так называемые уставки, потом военные загружали их в бортовое вычислительное устройство. Оно задавало траекторию полета ракеты. То есть он занимался не только теорией, но и конкретными расчетами запусков наших ракет.

— Все в режиме секретности?

— Весь космос был двойного военно-научного применения. Отец дал подписку и совершенно ничего не говорил о своей работе. Совершенно. Отмалчивался. Но мы научились догадываться по косвенным признакам. После командировок или работы следовали сообщения по радио: работают все радиостанции Советского Союза. А его товарищ по работе, более разговорчивый, чем мой отец, как-то сказал: «Вон какая секретность у твоего отца! — выше не бывает». Отец был очень рад, когда его наградили медалью за запуск спутника. Там список награжденных был совсем небольшой. И эта медаль позволяла ему сказать (но предупредили: только семье!), чем он занимается. Вообще обычно он отмалчивался, мы научились догадываться о его работе по косвенным приметам. Ну, например, с каждого запуска папа приезжал сильно загоревшим. О работе — молчок. Но, вообще, мы знали, что, когда он уезжает в командировку, значит, скоро объявят по радио: «Работают все радиостанции Советского Союза».

Читайте также:  Капитальный ремонт двигатель e34

Иногда секретность действовала на нервы. Когда я пошел учиться на мехмат, то иногда общался с иностранными студентами. И вот скажешь про это дома и сразу шепотком: «Помни, кем работает твой отец!» (Смеется.)

— А если не секрет, сколько зарабатывали создатели космического проекта?

— Они снизу доверху зарабатывали в два-три раза больше, чем на «гражданке». Около метро «Калужская» построили целый квартал для сотрудников отцовского института, занимающегося управлением ракетами. Так что жены не протестовали, когда мужья пропадали на работе. Но внутри работа делалась не на деньгах, а на энтузиазме. Во многих «космических» институтах сотрудники по собственной инициативе приносили на работу раскладушки. Когда награждали Ленинскими премиями за луноход, там было два списка на награждение. Грубо говоря, за запуск и за сам луноход. Он был в обоих списках. Но посчитал, что это неэтично и вычеркнул себя из одного. А в другом остался. Еще одна была интересная история где-то в конце 50-х годов. На каком-то совещании Королев хотел представить к награждению свои научные кадры. И тоже было два списка: кадры КБ и, грубо говоря, академические. В академии — профессора, доктора наук, а у его сотрудников не было никаких научных званий. Он спрашивает: как так, а почему нет диссертаций? Ему объясняют: люди работают, готовят ракетные запуски, нет времени диссертации писать. Тогда Королев быстро отреагировал, распорядился составить список специалистов, в который вошел и мой отец. Список послали наверх, и так папа стал кандидатом технических наук решением Совета министров.

Медаль за запуск первого искусственного спутника Земли получили всего несколько сотен человек.

Пожалуй, ничто лучше так не характеризует людей, которые работали над созданием космического проекта, как эта история. Ведь от научной степени прямо зависела зарплата и премия, однако для них было куда важнее то, чем они занимались. Существует даже байка о том, что ученые Группы изучения реактивного движения — знаменитого ГИРДа, из которой потом родился весь советский космический проект, иначе расшифровывала свою аббревиатуру. Они называли себя «Группа инженеров, работающих даром».

15 суток для Гагарина

— Я помню, как отец приехал после запуска Гагарина. Он всегда возвращался из командировки загоревший. Но тогда он просто вот пришел, а у него лицо. не знаю, как это сказать, светится, сияет просто. Мама его спрашивает: «Ну скажи, ну это ведь ты, да?» А он молчит, — рассказывает Виталий Найшуль.

Аркадий Найшуль описал работу над запуском первого человека в космос в своей памятной заметке: «Полет Гагарина». Рассказанное им долгое время было известно лишь узкому кругу специалистов.

Перед запуском человека в космос были проведены несколько пробных запусков. Первый прошел осенью 1960 года. Аппарат с двумя собаками на борту не смог выйти на орбиту. Не сработала третья ступень. Но хорошо показала себя система аварийного спасения. Собаки не пострадали.

«Их обнаружили средства противоракетной обороны, вертолетом перевезли в Красноярск, оттуда самолетом доставили на полигон Байконур. Подошел Королев: «Почему в ящике? Пересадить в кресло».

Запуск сочли удачным. Однако следующий не удался совсем: космический аппарат самопроизвольно перешел на орбиту с высотой в апогее 600 км. Вернуть его оттуда в приемлемое время было нереально — не хватило бы топлива на борту.

В марте 1961 года еще один пуск с манекеном на борту, полностью удачный. Назначена дата запуска космического аппарата с человеком. 10 апреля 1961 года Королев представил Гагарина и Титова.

Аркадий Найшуль вспоминал: «12 апреля 1961 года. Солнечное утро. Я на старте, в нескольких метрах от ракеты. Королев прощается с Гагариным. Гагарин поднимается на лифте и залезает в космический аппарат. 15-минутная готовность. Все разъезжаются. Я на НИПе (наземный измерительный пункт), это полтора километра от старта. По экрану движутся черные горизонтальные полосы. На следующих пусках полос не будет. Старт! Ракета поднимается в море огня и исчезает в небесах».

В Центре управления полетами — праздник, но баллисты (расчетчики траекторий. — «МК») в нем не участвуют: корабль успешно запустили, но не туда! Если не сработает тормозной двигатель, то Гагарину придется провести на орбите 15 суток. А запас жизнедеятельности всего на пять. К счастью, все обошлось. Тормоза сработали в штатном режиме. Гагарин благополучно приземлился, хотя и не в расчетном месте. Весь мир узнал о том, что человек впервые полетел в космос и благополучно вернулся.

— Папа рассказывал, что они сидели, ругались и ждали худшего. Если бы не сработал тормозной двигатель для входа в атмосферу, Гагарину пришлось бы провести на орбите 15 суток. А запас жизнедеятельности — максимум на пять, — вспоминает Виталий Найшуль.

Как мы сейчас знаем, все закончилось благополучно, но можно только представить, что думали в этот момент баллисты. К счастью, все обошлось. Двигатели сработали штатно. Скоро весь мир узнал том, что человек впервые полетел в космос и благополучно вернулся.

Как вспоминают близкие, Аркадий Найшуль никогда не был религиозным человеком. Но, когда в 1980-е годы молодое поколение его семьи перешло в православную веру (что в то время было вызовом советской системе), он отнесся к этому исключительно терпимо. Родственники вспоминают, как год за годом после ночной пасхальной службы светило советской космической науки встречал их лично отменно изготовленными куличом и пасхой.

— Он смотрел на нас с таким лицом, будто думал: «Ну что делать, если дети сошли с ума?» Однако на уговоры и убеждения о крещении ученый не реагировал. К общему удивлению, решение креститься и перейти в православие Аркадий Найшуль принял на склоне жизни самостоятельно, неожиданно для родственников и после очень долгих и серьезных раздумий.

Мне кажется, что этому человеку, всю жизнь глядевшему в небо и всю жизнь посвятившему прорыву к небесам, Небеса наконец открылись… И приняли его уже навсегда.

Источник

Ответы на популярные вопросы