Двигатель на катер 115

Сравнительные испытания подвесных моторов мощностью 115 л. с.

Раньше считалось, что четырехтактные подвесные моторы тихие и экономичные, а двухтактные — шумные и прожорливые. Сегодня все понемногу меняется, что подтверждают результаты тестов подвесных моторов мощностью 115 л. с., которые были проведены сотрудниками немецкого журнала «Boote». Для этих целей они взяли моторы популярных и хорошо известных марок: «Evinrude», «Mercury», «Suzuki», «Tohatsu» и «Yamaha».

Во всем мире моторы мощностью 115 л. с. считаются уже «взрослыми» не столько потому, что они большие и тяжелые, сколько потому, что устанавливаются на солидные лодки, в данном случае на лодку «Nordkapp Avant 600» весом 670 кг (без мотора) и длиной 5,92 м. Транец лодки рассчитан на установку моторов с высотой транца 508 мм. Наличие же на моторах четырех цилиндров рядной компоновки, а в отдельных случаях с V-образным расположением цилиндров, и рабочего объема около 1,7 л предполагает существование электронного управления системами мотора, а также электрогидравлического управления откидкой и наклоном мотора.

Современные 115-сильные моторы хорошо подходят по своим параметрам для шестиметровых РИБов, глиссирующих судов. Не отказываются от них и любители спорта, устанавливая их на свои гоночные лодки.

Для теста, исходя из параметров лодки и загрузки, были выбраны наиболее оптимальные винты.

Ниже в таблице приведены результаты тестирования моторов.

Основные технические данные моторов
Характеристика «Evinrude» «Mercury» «Suzuki» «Tohatsu» «Yamaha»
Модель E 115 DSL F 115 EFI DF 115 TL MD 115 TLD F 115 AETL
Тип двигателя Двухтактный Четырехтакт. Четырехтакт. Двухтактный Четырехтакт.
Кол-во цилиндров, рядность V4 4 в ряд 4 в ряд 4 в ряд 4 в ряд
Диаметр цилиндра x ход поршня, мм 91х66 82х82 84х88 88х72,7 79х88,8
Рабочий объем, см³ 1726 1732 1950 1768 1741
Мощность, кВт 86 84,5 84,6 84,6 84,6
Рабочие обороты, об/мин 5500-6000 5800-6400 5000-6000 5150-5850 5000-6000
Вес (заявленный/
реальный), кг
167/170 181/190 189/197 178/184 186/200
Топливо Аи-92/масло Аи-92 Аи-92 Аи-92/масло Аи-92
Питание Непосредств. электронный впрыск Электронный впрыск Электронный впрыск Непосредств. электронный впрыск Электронный впрыск
Зажигание Электронное Электронное Электронное Электронное Электронное
Охлаждение Забортной водой Забортной водой Забортной водой Забортной водой Забортной водой
Генератор, В/А 12/50 12/50 12/40 12/41 12/25
Высота крепления к транцу, мм 508 508 510 517 508
Передаточное число редуктора 2,00:1 2,07:1 2,59:1 2,00:1 2,15:1
Кол-во лопастей, шаг, диаметр и материал винта 3×13,7/8×19, алюминий 3х13 1/8×16, сталь 3х14х23, алюминий 3х13 1/4х17, алюминий 3х13 1/4х18, сталь
Гарантия* 3 года 3 года 3 года 3 года 3 года
Цена*, евро 12 995 13400 12 230 10 750 12 309
* В Германии

«Evinrude E115»


Время разгона от 0 до 40 км/ч — 6,8 с, до 60 км/ч — 10,8 с.

Двухтактный мотор с системой впрыска E-Tec, самый легкий (170 кг) из участвовавших в тесте. Четыре цилиндра имеют V-образное расположение. В течение 300 часов (или трех лет) не требует обслуживания, необходимо только контролировать наличие масла в масляном баке. Два прибора сообщают водителю информацию о количестве оборотов мотора, скорости, температуре воды и расходе топлива. Также на приборы выводится информация о пройденном пути и содержимом топливного бака.

Мотор очень тихий и почти не имеет вибраций. Есть небольшая проблема, возникающая в диапазоне от 2800 до 3800 об/мин — обороты немного «плавают».

Предусмотрена автоматическая консервация осенью, не влияющая на нормальный запуск весной.

Скорость, км/ч Расход, л/км Автономность*, км Шум**, дБ(А)
10 0,19 737 63
35 0,43 326 77
45 0,43 326 79
55 0,49 286 81
65 0,58 241 84
73 0,59 237 88
* На одном баке 140 л
** В одном метре от мотора

«Mercury F115»


Время разгона от 0 до 40 км/ч — 6,4 с, до 60 км/ч — 12,0 с.

У этого мотора минимальный рабочий объем (1732 см³) и наименьший вес (190 кг) среди четырехтактных моторов, участвовавших в тесте.

Оснащен самыми передовыми технологическими новинками, которые можно встретить сегодня в индустрии подвесных моторов. Среди них — электронный впрыск топлива EFI, DOHC и 16-клапанный ГРМ, а также аналоговые приборы, такие как тахометр, спидометр и указатели откидки и наклона мотора. Винт алюминиевый.

Скорость, км/ч Расход, л/км Автономность*, км Шум**, дБ(А)
10 0,25 560 60
35 0,36 390 77
45 0,32 438 80
55 0,38 368 82
65 0,54 259 85
70,2 0,58 241 88
* На одном баке 140 л
** В одном метре от мотора

«Suzuki DF 115»


Время разгона от 0 до 40 км/ч — 5,9 с, до 60 км/ч — 11,3 с.

Имеет самый большой рабочий объем, который составляет 1950 см³. Цилиндры расположены в ряд. Оборудован аналоговыми приборами со световым и звуковым оповещением о неисправностях. Если с мотором возникают проблемы, электронный мозг сам уменьшит обороты мотора. При критических ситуациях, возникающих в ходе работы мотора, помимо звукового оповещения система сообщает водителю о проблемах световыми индикаторами, которые загораются в определенном «проблесковом» режиме. Благодаря передаточному числу редуктора (2,59:1) производитель оснащает мотор самым большим винтом. Конструкция мотора аналогична конструкции четырехтактников той же мощности конкурентов: 16 клапанов, DOHC и электронный впрыск EFI. Винт не входит в стандартную комплектацию.

Читайте также:  Какие обороты двигателя опасны
Скорость, км/ч Расход, л/км Автономность*, км Шум**, дБ(А)
10 0,22 636 61
35 0,37 378 76
45 0,36 389 81
55 0,41 341 83
65 0,50 280 84
72,8 0,52 269 90
* На одном баке 140 л
** В одном метре от мотора

«Tohatsu MD 115»


Время разгона с 0 до 40 км/ч — 5,9 с, до 60 км/ч — 9,9 с.

Двухтактный мотор с рядным расположением четырех цилиндров, рабочим объемом 1768 «кубиков» и системой непосредственного впрыска топлива TLDI (Two Stroke Low Pressur Direct Injection). Вес без винта составляет 184 кг. Оснащен электронным блоком управления работой мотора и нагнетателем воздуха (компрессором). Как и все другие протестированные моторы, отвечает самым жестким экологическим нормам EPA и EU. В комплект входят топливный 25-литровый бак, тахометр, указатель откидки и наклона мотора с интегрированной системой оповещения о неисправностях. Система сигнализирует в случае повышения температуры охлаждающей воды, недостаточной зарядке батареи, превышении допустимых оборотов и недостаточном уровне масла. В случае неисправности управляющий компьютер сам снижает обороты мотора до безопасных.

Скорость, км/ч Расход, л/км Автономность*, км Шум**, дБ(А)
10 0,22 636 65
35 0,32 438 77
45 0,33 424 79
55 0,38 368 83
65 0,55 255 87
74,5 0,65 219 89
* На одном баке 140 л
** В одном метре от мотора

«Yamaha F115»


Время разгона с 0 до 40 км/ч — 5,6 с, до 60 км/ч — 10,3 с.

Этот лодочный мотор отличает самый большой вес — 200 кг (с маслом в картере мотора и в редукторе, а также со штатным стальным винтом). Не самый большой рабочий объем в 1741 см³ компенсируется хорошей системой электронного впрыска (EFI) и двумя верхними распределительными валами (DOHC), которые управляют работой 16 клапанов. К серийному оснащению относятся алюминиевый винт, цифровой тахометр с указателем наклона и откидки мотора, контролем уровня масла, температуры, указателем уровня топлива, спидометром и т. д., а также система управления мотором (газ-реверс). Приборы имеют две «приборные доски», которые легко устанавливаются и хорошо читаются. Расходомер топлива не входит в стандартную комплектацию, однако может быть куплен за дополнительную плату. Система оповещения о неисправностях состоит из световых индикаторов и зуммера. Она сообщает об увеличении температуры охлаждающей жидкости и падении давления (уровня) масла в картере двигателя.

Скорость, км/ч Расход, л/км Автономность*, км Шум**, дБ(А)
10 0,28 500 64
35 0,32 438 78
45 0,32 438 80
55 0,36 389 81
65 0,43 326 82
71,5 0,52 269 87
* На одном баке 140 л
** В одном метре от мотора

По результатам испытаний двухтактные моторы оказались легче и быстрее на разгоне, четырехтактные — немного опережают их по экономичности. Наиболее совершенным, если не считать веса, оказался мотор «Yamaha F115», который тих, экономичен, имеет мало вибраций и относительно неплохо разгоняется. «Tohatsu MD115» — самый быстрый и имеет самый быстрый разгон, а также самый дешевый. «Evinrude E-Tec» — самый легкий и не требует частого обслуживания. У «Mercury» и «Suzuki» есть свои сильные стороны — низкий расход топлива. При этом «Mercury» еще и тихо работает.

По материалам журнала «Boote».

Поделитесь этой страницей в соц. сетях или добавьте в закладки:

Источник

E115AET

от 468 700 ₽

от 10 400 ₽/мес.

Обзор

Если вам нужен мощный и исключительно надежный мотор для морской эксплуатации – E115AET будет лучшим выбором. Сердце мотора – уникальный двигатель V4, выдающий отличные тяговые характеристики во всех диапазонах оборотов, что высоко оценивают судоводители, которым необходимо выходить в море даже в свежую погоду. Каждый из них не понаслышке знает, что такое вхождение лодки, оборудованной E115AET на волну разных видов и как важно в такие моменты чувствовать запас на рычаге «газа». Неприхотливый и простой по конструкции, мотор не перегружен дополнительными системами – и бензин с маслом надо смешивать заранее. К тому же конструкция поршней и пониженная степень сжатия нового E115AET делают мотор менее требовательным к качеству топлива. Эта классическая модель подвесного мотора прошла многолетнюю проверку работой в самых экстремальных условиях крайнего севера, на Чукотке, в Якутии, на Камчатке. И доказала свою жизнестойкость даже вдали от сервиса. Это выбор профессионалов своего дела.

Особенности

Мощный двигатель V4

Компоновка японского мотора V4 помимо компактности определяет еще и улучшенную характеристику крутящего момента в диапазоне малых и средних оборотов. Учитывая основную сферу применения E115AET на тяжелых промысловых лодках, это становится особенно важным.

Простое техническое обслуживание

Отдаленные регионы эксплуатации, отсутствие «под боком» фирменного сервиса, все это предъявляет к техническому обслуживанию особые требования. И главное – оно не должно быть технически сложным. E115AET допускает бюджетное самостоятельное техобслуживание, ведь самая сложная в нем операция – замена масла в редукторе и шприцевание шарнирных соединений.

Читайте также:  Как снять двигатель краз

Лояльность к качеству топлива

Пониженная степень сжатия, увеличенные топливный сепаратор и фильтр, допускают использование топлива не самого высокого качества, особенно распространенного в отдаленных районах. Топливо для E115AET смешивается с маслом вручную.

Современные системы предупреждения

Морская рыбалка – не развлекательная прогулка и не удивительно, что цена ошибки судоводителя, не заметившего отклонения параметров от нормы, велика. Громкий звуковой сигнал предупредит о перегреве, а ограничитель максимальных оборотов не допустит перекрута E115AET.

Электротрим

Поднять 150-кг мотор вручную не представляется возможным, поэтому он оснащен широкодиапазонным электротримом. Он также позволяет задействовать режим работы на мелководье, для того, чтобы не повредить винт при швартовке в незнакомой акватории.

Источник

Как выбрать мотор на катер

Чаще всего на катерах можно встретить двигатели двух типов: подвесные моторы и поворотно-откидные колонки. При этом катера, спроектированные под подвесной мотор, как правило, поставляются без двигателя. Владелец лодки должен приобрести мотор отдельно, и затраты на него могут составлять половину и даже более половины конечной стоимости лодки.

Верфи указывают максимальную и минимальную мощность мотора, который можно установить на борту. Они также могут дать клиенту рекомендации по поводу конкретных подходящих моделей. Однако окончательное решение принимает только будущий владелец лодки.

В этой статье мы расскажем об особенностях, преимуществах и недостатках каждого типа двигателя, который можно встретить на катерах

Выбираем двигатель для катера по типу топлива

Бензин и дизель

В то время как поворотно-откидные колонки бывают и бензиновые, и дизельные, абсолютное большинство подвесных двигателей работает только на бензине.

Хотя из этого правила есть исключения. В 2016 году шведская компания Cimco Marine разработала первый в мире дизельный подвесной двигатель. С тех пор технологию успели перенять и лидеры рынка, вроде Mercury Marine и Yanmar.

Бензиновые моторы более компактные, лёгкие, тихие, по сравнению с дизелями той же мощности. Это особенно важно, когда речь идёт о двигателе для небольшой лодки. К тому же бензиновый мотор меньше вибрирует. Но расход топлива у бензинового двигателя выше, а стоит топливо дороже.

Дизельные двигатели более экономичны, менее пожароопасны и при регулярных ТО служат в разы дольше, чем бензиновые. К тому же их выхлоп содержит меньше угарного газа, Но, увы, всем этим преимуществам противопоставлены внушительные габариты и вес.

О том, как выбрать между бензином и дизелем мы уже рассказывали ранее в отдельной статье.

Добавим к этому, что выбирать бензин с самым высоким доступным октановым числом — решение не лучше, чем заливать самое дешевое горючее.

Если у двигателя высокое отношение полного объема цилиндра к объему камеры сгорания («степень сжатия»), топливо со слишком низким октановым числом может самопроизвольно воспламениться раньше времени («сдетонировать»). Это снижает мощность двигателя и сильно его изнашивает.

Но покупать топливо с октановым числом выше рекомендуемого производителем мотора тоже не стоит. Выше детонационная стойкость — выше цена бензина, ведь для улучшения характеристик в него добавляют разнообразные присадки. Просто бессмысленно переплачивать за способность топлива выдерживать без детонации давление больше, чем будет оказано на него в двигателе до планового воспламенения. Мощность от этого не вырастет, зато сумма в чеке на бензоколонке — да.

Высокооктановый бензин требуется только высокопроизводительным двигателям.

Большинство же подвесных двигателей рассчитаны на 89 бензин.

Электричество

Электродвигатели позволяют наслаждаться яхтингом без вредных выбросов в воду и атмосферу, в абсолютной тишине. По сравнению с двигателями внутреннего сгорания, они отличаются небольшой мощностью.

Однако для лодок до 10 метров этого оказывается вполне достаточно. Например, шведский 7,7-метровый катер с электродвигателем Candela Seven способен разгоняться до 30 узлов. А российский 8,9-метровый электрокатер «Молния» — до 36 узлов.

Конечно, обе модели оснащены подводными крыльями, но всё же для электродвигателя это отличный результат.

Надо, однако, понимать, что на максимальной скорости электрокатер далеко не уедет: так, Candela пройдет всего 50 миль, а «Молния» — 25.

Маломощные подвесные электрические троллинговые моторы устанавливаются на лодки для рыбалки, особенно на так называемые bass boats — катера для ловли мелкой рыбы на пресной воде. Троллинговые моторы монтируются не только на транец, но и на нос лодки.

Лидер в сегменте электромоторов компания Torqeedo выпускает (помимо маленьких движков для троллинга и среднемощных на 5-20 л. с. ) подвесные электромоторы, по мощности эквивалентные 40-80 л. с.

Такие моторы устанавливаются, в частности, на дизайнерские катера Frauscher. Они предназначены для крупных катеров весом свыше 10 тонн. Это первые в мире подобные двигатели, которые выпускаются серийно.

Датская Bellmarine выпускает электрический вариант колонки Mercury Alpha One.

Пропан

Для подвесных двигателей c 2014 года существует еще один вариант топлива — сжиженный газ (пропан). Первопроходцем стала британская компания Lehr (сегодня в её ассортименте 4 модели мощностью от 2,5 до 15 л.с.). Позже японская Tohatsu выпустила модель Tohatsu MFS 5 LPG, мощностью 5 л.с. А затем подобные двигатели появились и у американской Mercury Marine.

Пропановые двигатели не настолько «экологичные» в отношении состава выхлопных газов, как электрические. Но всё же они значительно (как минимум на 30%) более «зёленые», чем их бензиновые собратья. Пропановые двигатели также более тихие.

Читайте также:  Двигатель для намоточного устройства

Пропановые двигатели отличаются повышенным КПД. А поскольку газ хранится более сжатым, газовые подвесники ещё и проще заводятся.

В отличие от бензина, пропан не нужно смешивать с маслом, а благодаря отсутствию в составе этанола пропан не портится при длительном хранении. Система хранения сжиженного газа отличается особой герметичностью и владелец мотора может не переживать о попадании в неё воды.

Газовый двигатель стоит дороже бензинового аналога той же мощности. А в случае возникновения проблем найти механика для обслуживания пропанового двигателя будет сложнее — слишком уж экзотической пока остаётся такая технология. Впрочем, ежедневный уход за таким двигателем отличается простотой.

Подвесной мотор или поворотно-откидная колонка?

Начнем с того, что перед покупателями маленьких катеров мощностью до 100 л. с. такой выбор не стоит. Для них предлагаются только бензиновые подвесные двигатели. Зато придется выбирать между различными типами и брендами подвесных моторов. Какая у мотора должна быть мощность? Брать двухтактный или четырехтактный? Карбюраторный или инжекторный? Какую выбрать длину ноги?

Есть базовое правило: для того, чтобы вывести катер на глиссирование, необходимо, чтобы на 1 л.с. двигателя приходилось не более 11 кг (25 фунтов) веса загруженной лодки.

В соответствии с этим, например, японская компания Yamaha удобно разделила свои подвесные двигатели на группы следующим образом:

Двухтактные двигатели можно встретить среди моделей мощностью от 2 до 250 л.с. А вот четырёхтактные бывают любыми по мощности, вплоть до максимальных 450 л.с. Тем не менее, на практике двухтактным двигателям чаще всего отдают предпочтение владельцы небольших рыбацких лодок, надувных лодок из ПВХ и RIB, которым может быть достаточно мотора мощностью 2,5 — 5 л.с.

Двухтактные моторы более лёгкие и простые по конструкции. Их проще обслуживать. Более современные четырехтактные двигатели устроены сложнее. Они тяжелее и дороже, зато экономичнее расходуют топливо и работают тише.

Карбюраторные подвесные моторы дешевле, проще в обслуживании и менее требовательны к качеству топлива. Если качество топлива и сервиса оставляет желать лучшего, то следует подумать именно о карбюраторных двигателях. Более современные инжекторные двигатели не получится «перебрать на коленке», хотя они и более стабильны на любых оборотах, экономичны и экологичны.

В целом, чем больше и мореходнее катер, тем более современным и дорогим должен быть всего двигатель. Однако следует учесть особенности акватории на которой вы ходите и как часто и насколько сильно вы загружаете двигатель.

От длины ноги двигателя зависит осадка катера с подвесным мотором. У одного и того же двигателя может быть несколько разных вариантов длины ноги. Их обозначают специальными буквенными выражениями в названии двигателя. Так, буква S в названии двигателя означает «короткую» ногу, буква L — «длинную», LL, Х или Y — «сверхдлинную», а UL, X или XX — «ультрадлинную». Разные производители используют «Х» для разных категорий, так что чтобы узнать точную длину, придётся изучить технические характеристики конкретной модели.

Длину ноги необходимо подбирать в зависимости от высоты транца. Расстояние между днищем лодки и «козырьком» ноги над винтом (антикавитационной плитой) должно быть 5–25 мм, иначе винт будет работать неэффективно.

Подробнее про выбор подвесного мотора мы поговорим в отдельной статье.

Если вес лодки больше 160 кг, то мощность двигателя должна быть не меньше 100 л. с.

Начиная с этой мощности, у подвесных двигателей появляются конкуренты в виде стационарных водомётов. А когда мощность вырастает до 135 л.с., разнообразие вариантов двигателей на катерах вырастает за счёт поворотно-откидных колонок.

Поворотно-откидные колонки — это в некотором смысле подвесные двигатели, «эволюционировавшие» в стационарные. Об устройстве, плюсах и минусах такого типа привода мы уже говорили в статье, посвящённой стационарным моторам.

По сравнению с подвесными двигателями, у колонок можно выделить следующие преимущества:

Но есть и параметры, по которым подвесные двигатели выигрывают у колонок:

Подведём итог

Для небольших рыбацких лодок подойдут маленькие подвесные карбюраторные двухтактные двигатели или троллинговые электромоторы.

Наиболее универсальный тип двигателя для катеров — четырёхтактный инжекторный подвесной мотор мощностью 100–200 л.с.

Такие устанавливают на лодки от 5 до 9 метров, созданные для коротких прогулок и рыбалки в несложных акваториях. Например, на катера серии Barracuda и Antares у Beneteau или Merry Fisher у Jeanneau.

Для рыбалки в сложных акваториях со скалистым дном или плавающим мусором стоит отдать предпочтение не винту, а водомёту.

Повортно-откидные колонки — выбор для тех, кто собирается часто эксплуатировать яхту, а также для морских акваторий.

Их часто устанавливают на больших каютных катерах и на моделях, у которых важно наличие купальной платформы. Это также хороший переходный вариант для тех, кто намерен пересесть на яхту побольше в будущем.

Для занятий водными видами спорта производители адаптировали двигатели всех трёх типов: и подвесные, и колонки, и водомёты.

И всё же о многом говорит тот факт, что лидеры на рынке спортивных буксировщиков, вроде американских компаний Nautique Boat, Bayliner, Crowline, Chaparral и Four Winns в основном используют на своих катерах именно стационарные двигатели.

Источник

Ответы на популярные вопросы