Двухступенчатая раздаточная коробка передач

Раздатка. Раздаточная коробка

Раздаточная коробка или как её называют в народе раздатка широко и давно известный автомобильный агрегат, при помощи которого появляется возможность распределить крутящий момент полученный от двигателя (и пройденный через коробку передач. В этой статье мы рассмотрим основные виды раздаточных коробок и их принцип работы.

Что такое раздатка. Назначение раздаточной коробки

Но большинство потребителей не сразу поняли всю выгоду от «коробки скоростей» (такое название была дано раздаточной коробке после её изобретения) и отнеслись довольно таки скептически к данному новшеству. Но после применения раздатки в полноприводных грузовых автомобилях интерес у производителей и конечных потребителей к нему возрос. Хоть основной функцией данного узла и является распределение крутящего момента, у большинства его модификаций есть и дополнительная функция в виде увеличения передаточного числа.

Данная функция позволяет увеличить тяговые характеристики автомобиля, тем самым повышает проходимость транспортного средства, что очень полезно при передвижении по бездорожью.

Основные функций раздаточной коробки можно выделить:

Устройство раздаточной коробки. Конструкция.

Обычно раздаточная коробка крепится на лонжеронах автомобиля с помощью кронштейнов с подушками (буферами) функцией которых является гашение вибрационных нагрузок, но на разных автомобилях схема расположения раздатки может иметь разные варианты установок.

Раздатка в зависимости от модели может иметь разное устройство, но так как принцип работы раздаточной коробки вне зависимости от модели практически одинаков, то и её устройство имеет общие основные элементы:

Все данные элементы постоянно смазываются при помощи трансмиссионного масла, которое находится в корпусе раздаточной коробки, тем самым обеспечивая смазку всех внутренних элементов.

Виды раздаточных коробок

Среди массы модификаций, можно выделить основные типы раздаточных коробок:

1. По расположению валов привода ведущих мостов

2. По приводу ведущих мостов

Режимы работы раздаточной коробки.

Режим работы раздаточной коробки в зависимости от конструктивных особенностей может подразделяться на несколько видов:

Переключение раздаточной коробки от одного режима работы к другому происходит при помощи рычага (на старых поколениях автомобилей с полным приводом) и с помощью кнопок. Само переключение может осуществляться механическим, электрическим, пневматическим и даже с гидравлическим приводом.

Принцип работы и схема раздаточной коробки.

Наверняка, многие, кто сталкивался с полноприводными автомобилями задавался вопросом: как работает раздатка? Принцип работы раздаточной коробки во многом зависит от его конструкции.

Схема и принцип работы простейшей раздаточной коробки выглядит примерно таким образом: коробка передач передает крутящий момент на ведущий вал раздаточной коробки (иногда между коробкой передач и раздаткой стоит ретардер), который в свою очередь передает момент на межосевой дифференциал.

Межосевой дифференциал распределяет крутящий момент между валом привода задней оси и валом привода передней оси (он также имеет важную функцию – он дает возможность вращаться осям с разной угловой скоростью). Дальше в зависимости от режима работы раздаточной коробки крутящий момент передается либо на оба моста, либо только на один. Здесь также важным элементом является механизм блокировки межосевого дифференциала, в задачи которого входит полное или частичное отключение межосевого дифференциала. Данная функция обеспечивает жесткое сцепление и, соответственно, одинаковую скорость вращения валов привода переднего и заднего моста.

Видео о том как работает раздаточная коробка

Источник

Раздаточная коробка передач

Множество автомобилей выпускается с так называемым полным приводом, где крутящий момент передается на все оси, как заднюю, так и переднюю. Это существенно повышает проходимость автомобиля, позволяя машине преодолевать достаточно серьезное бездорожье, а также повышает устойчивость авто в движении при разных дорожных условиях. И все это благодаря наличию в трансмиссии дополнительного элемента – раздаточной коробки. Без этого узла ни обходится ни один полноприводный автомобиль.

Основная задача раздатки – отобрать часть крутящего момента, который идет от вторичного вала КПП и передать его на приводной вал переднего моста. При этом на заднюю ось вращение идет постоянно. Но это классическая схема, в которой основным ведущим мостом является задний. В целом существуют различные типы раздаточных коробок по положению переключения ведущих мостов, об этом ниже.

Конструкция

Устройство раздаточной коробки самой простой конструкции включает в себя всего несколько составных элементов:

Между собой в простой коробке взаимодействие валов происходит благодаря шестерням.

Раздатка автомобилей BMW xDrive

Позже в конструкцию добавили еще один элемент – дифференциал, который получил название межосевого (он же – межмостовой).

Отметим, что это только одна из видов конструкций раздатки, на автомобилях применяются разные типы раздаточных коробок по конструкции, поэтому есть даже небольшая классификация их по ряду характеристик.

Принцип работы и некоторые конструктивные особенности

Принцип работы раздатки описанной выше конструкции достаточно прост. Вращение поступает от КПП на ведущий вал и передается шестернями на промежуточный. Одна из шестерен промежуточного вала имеет постоянное зацепление с шестеренкой ведомого вала, поэтому вращение сразу же передается на заднюю ось.

На промежуточном валу также имеется еще одна шестеренка – подвижная, которая при надобности вводиться в зацепление с шестерней, установленной на валу привода переднего моста. Перемещение ее осуществляется посредством механизма управления.

То есть, в авто одна ось является ведущей постоянно, вторая же – подключается при надобности. Водителю всего лишь необходимо задействовать механизм управления для ввода в зацепление шестерни, чтобы вращение стало дополнительно передаваться и на передний мост.

В целом, этот принцип работы используется во всех типах раздатки, но вот конструктивное исполнение их может быть самым разным.

Описанная схема — самая простая, в ней немало недостатков. Одним из них является наличие паразитного момента скручивания, который приводит к значительным нагрузкам на раздатку и сложности ее управления. Поэтому в конструкцию и добавили дифференциал.

В задачу дифференциала входит распределение крутящего момента между осями в определенном соотношении. То есть, при одном из отключенных мостов, на второй подается весь момент. Но как только задействуется второй мост, происходит распределение (соотношение обычно составляет 50/50 или 40/60).

Одним из недостатков межосевого дифференциала планетарного типа (самого распространенного) при включенных двух мостах является то, что в случае потери сопротивления колес на одной из осей (к примеру, она вывешена), автомобиль останавливается. Для устранения этого недостатка в конструкцию раздатки может входить также и блокировка дифференциала.

Раздатка с цепной передачей автомобилей Audi Quattro

Также некоторые производители вместо шестеренчатой передачи на передний мост, используют цепь.

Классификация

В целом, конструктивных исполнений раздаток – множество, поэтому и используется классификация их. Она разделяет все существующие виды раздаточных коробок по таким критериям как:

Распределение мощности

Способ распределения мощности – один из основных критериев, по которым разделяются раздатки. Он характеризует, как именно осуществляется передача вращения между осями.

По этой классификации коробки делятся на обеспечивающие:

Трансмиссия с постоянным приводом используется как на легковых авто, так и некоторых внедорожниках. В раздатке таких трансмиссий отсутствует механизм управления, и ведущими являются постоянно все колеса.

Отметим, что в современных конструкциях раздаток полноприводных трансмиссий дифференциал не используется, вместо него устанавливаются разного рода муфты (электромеханические, фрикционные, магнитные). Их особенность заключается в том, что они могут обеспечивать меняющееся соотношение распределения вращения. Управление этими муфтами осуществляется электроникой, что позволяет системе привода быстро реагировать на дорожные условия и направлять больший момент на требуемую ось.

Читайте также:  Двигатель к лодке стрела

Раздаточные коробки с отключаемым одним из мостов – самая распространенная компоновка для кроссоверов. Ее особенность заключается в том, что водитель самостоятельно решает, когда нужен полный привод. В такой конструкции также нередко используются муфты в качестве межосевого дифференциала. Управление коробкой может быть, как полностью механическим, так и электроприводным.

Схема видов полного привода

«Равноправное» отключение мостов встречается нечасто. Обусловлено это более сложной конструкцией самой коробки.

Количество ступеней

По количеству передач существующие типы коробок передач делятся на одно-, двух- и трехступенчатые. На легковых автомобилях и кроссоверах обычно используется одноступенчатая передача. Это означает, что передаточное число раздаточной коробки равно 1, то есть она его не изменяет и на колеса передается тот момент, который задан КПП.

На внедорожниках же часто встречается двухступенчатая раздатка. В ней имеется две передачи, у которых передаточное число равно 1 и 2. Нередко такую коробку еще называют «раздаткой с делителем». Наличие двух передач позволяет при надобности на этом узле изменить передаточное число, повысив тяговое усилие на колесах. Но при этом автомобиль движется вдвое медленнее. В обычной коробке это делается всего лишь наличием дополнительной пары шестерен.

Трехступенчатые раздаточные коробки на автотранспорте обычно не встречаются, их используют на спец. технике.

Механизм управления

Что касается типа механизма управления, то он бывает ручным, полуавтоматическим и полностью автоматическим. Первый вариант – самый надежный, поскольку в конструкции отсутствует какая-либо электроника. В такой раздаточной коробке водитель самостоятельно, при помощи системы рычагов вводит в зацепление шестерни, включая дополнительный мост.

В полуавтоматическом механизме задействование дополнительного моста осуществляется механизмом управления с электронным приводом. То есть, включение и выключение дополнительного моста проходит без участия водителя. Но такая система управления позволяет и самому водителю включать полный привод.

Ручной и полуавтоматический механизм управления раздаткой

Автоматическое же управление подразумевает, что работу раздаточной коробки полностью контролирует электроника. Она на основе показаний датчиков определяет момент, когда нужен полный привод и задействует его.

Положение валов

Последний критерий, по которым делятся раздаточные коробки – положение валов. Оно бывает соосным и несоосным. Первый вариант указывает на то, что ведомый и вал привода переднего моста расположены на одной оси. Ведущий же вал располагается параллельно им.

В несоосной конструкции на одной оси располагаются ведущий и ведомый валы, а вал переднего моста установлен параллельно.

Заключение

Напоследок отметим, что это общая информация, касающаяся раздаточных коробок. Чтобы более точно понять принцип работы какого-либо определенного типа этого узла, необходимо подробнее рассматривать ее конструкцию и особенности функционирования.

Источник

Устройство автомобилей

Раздаточные коробки

Мощность, отобранная от двигателя посредством сцепления и коробки передач, направляется к ведущим колесам автомобиля через карданную и главную передачу. Для автомобилей с одним ведущим мостом в данном случае поток мощности следует в одном направлении, а вот для автомобилей, имеющих два и более ведущих мостов, необходимо мощность двигателя распределить между всеми ведущими колесами пропорционально преодолеваемой ими нагрузке. В таких автомобилях для распределения крутящего момента между ведущими мостами применяются раздаточные коробки.
Кроме того, установка понижающей передачи в раздаточной коробке позволяет значительно увеличить передаваемый крутящий момент и тяговую силу, способствуя повышению проходимости автомобиля. Поэтому многие раздаточные коробки способны выполнять две основные функции – распределение крутящего момента от двигателя между всеми ведущими колесами, а также изменение, при необходимости, величины передаваемого крутящего момента.

Раздаточные коробки классифицируются по ряду признаков:

Основные типы раздаточных коробок представлены на рис. 1.

Одноступенчатые раздаточные коробки обычно применяются на полноприводных легковых автомобилях, где значительное увеличение силы тяги может привести к нежелательным перегрузкам агрегатов трансмиссии.

Двухступенчатая раздаточная коробка удваивает число передач и расширяет диапазон передаточных чисел, применяется на грузовых автомобилях с целью повышения тяговых качеств. По сути, такая раздаточная коробка является не только распределителем потока мощности, но и своеобразным демультипликатором, повышающим динамические возможности автомобиля путем увеличения тягового усилия на ведущих колесах.

Раздаточные коробки с соосными валами находят наибольшее применение, так как в них легко осуществить дифференциальный привод ведомых валов путем установки межосевых дифференциалов. Кроме того, с помощью несимметричного дифференциала крутящий момент может быть распределен между ведущими осями пропорционально вертикальным нагрузкам на них.

Дифференциальный привод ведомых валов позволяет колесам разных мостов вращаться с различными угловыми скоростями, что исключает циркуляцию мощности в трансмиссии. В таких раздаточных коробках передний мост включен постоянно, что упрощает управление раздаточной коробкой. Однако в определенных условиях на автомобиле с неблокируемым межколесным дифференциалом при буксовании одного из колес движение будет невозможно. Поэтому обязательно должно быть устройство для блокировки межосевого дифференциала.

Раздаточная коробка ГАЗ-66

Раздаточная коробка с блокированным приводом мостов автомобиля ГАЗ-66-11 (рис. 2) включает в себя картер 1, первичный вал 2, вал 3 привода заднего моста, промежуточный вал 11, вал 9 привода переднего моста, зубчатые колеса и механизм переключения передач.
Пониженная передача имеет передаточное число 1,98, прямая – 1, т. е. раздаточная коробка автомобиля ГАЗ-66 способна выполнять дополнительно функцию демультипликатора.
Привод управления раздаточной коробкой механический, дистанционный.

Картер 1 отлит из серого чугуна и является базовой деталью, внутри которой устанавливаются валы с зубчатыми колесами.

Первичный вал 2 является ведущим элементом раздаточной коробки. На переднем конце вала нарезаны шлицы для установки фланца, к которому крепится карданный вал, связанный с коробкой передач. Первичный вал установлен в двух подшипниках.

Передний подшипник – шариковый, жестко фиксирует вал в стенке картера от осевого смещения. Подшипник закрыт крышкой, в которой установлена самоподжимная уплотнительная манжета, работающая по поверхности ступицы фланца.

Задний подшипник роликовый цилиндрический (допускающий температурное изменение длины вала) установлен в расточке зубчатого колеса 4 вала привода заднего моста. На заднем шлицованном конце вала установлено подвижное зубчатое колесо 3 включения заднего моста и пониженной передачи.

Вал привода заднего моста 5 является ведомым валом раздаточной коробки. Вал вращается на двух подшипниках, один из которых установлен в задней стенке картера, а другой – в крышке. Наружный конец вала шлицованный. На нем установлен фланец, к которому крепится карданный вал заднего моста.
В средней части вала установлена шестерня 6 привода спидометра.
Вал имеет уплотнительную манжету.

Промежуточный вал 11 вращается на двух шариковых подшипниках, установленных в стенке картера. По всей длине вала выполнены шлицы, на которых установлены два зубчатых колеса. Зубчатое колесо 10 пониженной передачи установлено неподвижно с помощью стопорного кольца, а зубчатое колесо 7 включения переднего моста имеет возможность перемещаться вдоль вала. Концы вала закрыты крышками.

Вал привода переднего моста 9 также установлен на двух подшипниках. На шлицах вала неподвижно закреплено зубчатое колесо 8 привода переднего моста, а на противоположном конце – фланец крепления карданного вала переднего моста.
Вал уплотняется уплотнительной манжетой.

Механизм переключения передач (рис. 2, б) состоит из двух штоков 12 и 18 с вилками 13 и 17, фиксаторов и блокирующего устройства.

Перемещение с помощью механизма переключения передач зубчатого колеса 3 в сторону вала привода заднего моста и введение его в зацепление с внутренним зубчатым венцом зубчатого колеса 4 обеспечивает включение прямой передачи, при которой крутящий момент передается напрямую с первичного вала 1 на вал 5 привода заднего моста.

Зубчатые колеса 4 и 8 связаны через валы привода мостов с колесами передней и задней осей и, поскольку они имеют одинаковый диаметр и число зубьев, вращаются с равными угловыми скоростями. Поэтому перемещением подвижного зубчатого колеса 7 можно включить передний мост прямо на ходу при движении автомобиля на прямой передаче.

Читайте также:  Крепление двигателя китайского скутера

Включение пониженной передачи вследствие отсутствия синхронизаторов производится перемещением и введением в зацепление зубчатого колеса 3 с зубчатым колесом 10 промежуточного вала только при полной остановке автомобиля.

Блокирующее устройство механизма переключения передач не позволяет включить пониженную передачу без выключения переднего моста и выключить передний мост при включенной пониженной передаче. Осуществляется это благодаря двум сухарям 15, расположенным между штоками, на боковых поверхностях которых выполнены выемки различной глубины.

На штоке 12 включения пониженной передачи имеется три выемки (лунки). Между выемками соответствующими нейтральной передаче и прямой передаче, боковая поверхность ползуна сточена под лыску, поэтому при перемещении штока во время включения прямой передачи сухарь сдвигается на относительно небольшое расстояние, сжимая пружину 16.

При перемещении штока в другую сторону для включения пониженной передачи при том же положении штока 18 включения переднего моста невозможно, так как из-за отсутствия лыски сухарь должен будет сместиться на большее расстояние, что приведет к упору его в противоположный сухарь. Перемещение штока 12 будет возможным, только если будет включен передний мост и напротив сухарей окажется более глубокая выемка штока 18.
После включения пониженной передачи сухарь устанавливается в неглубокой выемке штока 12, что приводит к блокированию штока 18 включения переднего моста. Выключить передний мост можно только после выключения пониженной передачи.

Раздаточная коробка КамАЗ

Редуктор раздаточной коробки состоит из картера 10, первичного вала 1, промежуточного вала 21, вала 18 привода переднего моста, межосевого дифференциала, вала 9 привода заднего моста. Все зубчатые колеса редуктора постоянного зацепления со спиральными зубьями.

Картер раздаточной коробки литой, с вертикальным разъемом. В верхней части картера имеется люк, закрытый крышкой, для установки коробки отбора мощности. В гнездо заднего торца картера может устанавливаться односкоростная коробка отбора мощности для привода лебедки, связанная с первичным валом 1 через зубчатое колесо 4.

Первичный 1 и промежуточный 21 валы вращаются на цилиндрических радиальных подшипниках, дифференциал – на цилиндрическом и шариковом радиальных подшипниках. Шарикоподшипник первичного вала воспринимает только осевые нагрузки и установлен в крышке первичного вала с радиальным зазором.

К ведущему зубчатому колесу 2 первичного вала приварено зубчатое колесо 3 отбора мощности. Зубчатое колесо 7 понижающей передачи и зубчатое колесо 14 повышающей передачи установлены на роликоподшипниках с алюминиевыми сепараторами.

Дифференциал – планетарного типа с четырьмя сателлитами 8, солнечным зубчатым колесом 13 и коронным зубчатым колесом 11, соединенным с валом 9 привода заднего моста. Момент вращения от солнечного зубчатого колеса 13 передается на вал 18 привода переднего моста.
При незаблокированном дифференциале обеспечивается распределение крутящих моментов между передним и задними мостами в соотношении 1:2, в соответствии с вертикальными нагрузками на передний мост и заднюю тележку.
В зависимости от дорожных условий дифференциал может быть заблокирован, и тогда валы привода переднего и заднего мостов вращаются как одно целое.

Смазывание зубчатых колес раздаточной коробки осуществляется разбрызгиванием. Для подачи смазочного материала к подшипникам зубчатого колеса понижающей передачи промежуточного вала в картере раздаточной коробки имеется маслосборник (карман) 6, соединенный через отверстия в картере крышки подшипника, штуцере и валу с подшипниковой зоной.

Для включения повышающей передачи муфта 15 вводится в зацепление с зубчатым венцом зубчатого колеса 14. В этом случае крутящий момент от первичного вала 1, через ведущее зубчатое колесо 2, промежуточное зубчатое колесо 22, зубчатое колесо 14 повышающей передачи, муфту 15 передается на водило 16 дифференциала и распределяется между валами привода ведущих мостов.

Для включения понижающей передачи необходимо муфту 5 сместить вправо. При этом соединятся зубчатые колеса 22 и 7 и крутящий момент от ведущего зубчатого колеса 2 первичного вала 1, через промежуточное зубчатое колесо 22 и муфту 5 будет передаваться на зубчатое колесо 7 понижающей передачи, далее через ведущее зубчатое колесо 12 дифференциала на водило 16 и распределяться между валами привода мостов.

Переключение передач в раздаточной коробке осуществляется дистанционно – мембранными пневматическими камерами. Воздух в пневматические камеры переключения передача подается электропневматическими клапанами (рис. 3, а), управляемыми из кабины водителя трехпозиционным переключателем.

Блокировка дифференциала происходит при введении в зацепление муфты 17, сидящей на шлицах вала 18 привода переднего моста с зубчатым сектором на передней части водила 16.

Включение блокировки межосевого дифференциала осуществляется также мембранной пневматической камерой 19, воздух в которую подается через пневматический кран, установленный в кабине под панелью приборов.

Источник

Двухступенчатая раздаточная коробка

Двухступенчатая раздаточная коробка относится к транспортному машиностроению, может быть использована в трансмиссиях колесных транспортных средств и содержит разъемный корпус, состоящий из картера (I) и крышки (2), ведущий вал (3), промежуточный вал (4), дифференциал (5) и масляный насос (6). Ведущий вал (3) выполнен с вертикальными каналами и продольными каналами для смазки, соответственно (7) и (8), и установлен на роликовых конических однорядных подшипниках (9). На ведущем валу (3) в местах размещения продольных каналов (8) установлены по посадке шестерни (10) высшей передачи и шестерни (11) низшей передачи, между которыми размещена каретка (12) включения передач, связанная с вилкой (13) механизма переключения передач раздаточной коробки. Шестерни (10) и (II) выполнены цельными со шлицами (14) и (15), соответственно. На правом конце ведущего вала (3) установлен масляный насос (6). Промежуточный вал (4) установлен на роликовых радиальных однорядных цилиндрических подшипниках (16). Левая часть промежуточного вала (4) зацеплена с шестерней (11) низшей передачи и несимметричным дифференциалом (5). Правая часть промежуточного вала (4) зацеплена с шестерней (10) высшей передачи. В двухступенчатой раздаточной коробке установлен механизм переключения передач, который состоит из установленных в корпусе (17) штока (18) с посадочным местом для вилки (13) включения передач раздаточной коробки, зафиксированной болтом стопорным (19), пневмоцилиндра с поршнем (20), перемещающим шток (18) для включения высшей или низшей передачи и возвратной пружины (21), выводящей механизм в нейтральное положение. В крышках механизма установлены элементы регулирования величины хода штока (18), которые могут быть выполнены, например, в виде ввернутых в крышку болтов (22). Решаемая задача: упрощение конструкции раздаточной коробки и привода передачи крутящего момента на масляный насос.2 ил.

Полезная модель относится к транспортному машиностроению и может быть использована в трансмиссиях колесных транспортных средств.

Известна раздаточная коробка, содержащая корпус раздаточной коробки, первичный вал, промежуточный вал, вторичный вал с шестерней. На первичном валу расположен механизм переключения передач и установлены на подшипниках шестерни, находящиеся в постоянном зацеплении с шестернями, установленными на промежуточном вале. Шестерня вторичного вала находится в зацеплении с одной из шестерен промежуточного вала. Так же установлен насос с приводом от промежуточного вала (см. патент РФ 2319874, МПК F16H 37/06, МПК F16N 7/26, опубл. 20.03.2008).

Наиболее близкой к предлагаемому техническому решению по совокупности существенных признаков и достигаемому техническому результату является раздаточная коробка, содержащая разъемный корпус, состоящий из картера и крышки, первичный вал с расположенным на нем механизмом переключения передач и установленными на подшипниках шестернями, находящимися в постоянном зацеплении с шестернями промежуточного вала, вторичный вал с дифференциалом или без него и с шестерней, находящийся в зацеплении с одной из шестерен промежуточного вала. В коробке установлена система принудительной смазки, состоящая из съемного фильтра, маслоприемника, трубок и насоса с приводом от промежуточного вала (РФ 2264927, МПК 7 В60К 17/34, опубл. 27.11.2005).

Читайте также:  Зимний чехол для двигателя

Данная раздаточная коробка выбрана в качестве ближайшего аналога.

Недостатком известного устройства является сложность конструкции, связанная с тем, что привод масляного насоса выполнен от промежуточного вала, а также с тем, что каждая шестерня ведущего вала состоит из двух деталей, установленных на ведущем валу на подшипниках и на втулке, что в свою очередь ведет и к усложнению конструкции механизма переключения передач.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое техническое решение, является упрощение конструкции раздаточной коробки и привода передачи крутящего момента на масляный насос.

Предлагаемая двухступенчатая раздаточная коробка имеет более простую конструкцию, т.к. используется один механизм переключения передач, который, перемещая каретку, включает ее в зацепление со шлицами шестерни низшей или высшей передачи. Шестерни низшей и высшей передачи выполнены цельными, со шлицами, установлены на ведущем валу по посадке и смазываются по вертикальным и продольным каналам вала от насоса. Также данное решение упрощает конструкцию привода масляного насоса, т.к. момент передается напрямую от ведущего вала. В итоге конструкция получается более простой, компактной и надежной.

Заявителю не известны раздаточные коробки с указанной совокупностью существенных признаков, и заявленная совокупность существенных признаков не вытекает явным образом из современного уровня техники, следовательно, заявляемое техническое решение соответствует условию патентоспособности «новизна».

Заявляемое техническое решение поясняется чертежами, где:

Двухступенчатая раздаточная коробка содержит разъемный корпус, состоящий из картера 1 и крышки 2, ведущий вал 3, промежуточный вал 4, дифференциал 5 и масляный насос 6.

Ведущий вал 3 выполнен с вертикальными каналами и продольными каналами для смазки, соответственно 7 и 8, и установлен на роликовых конических однорядных подшипниках 9. На ведущем валу 3 в местах размещения продольных каналов 8 установлены по посадке шестерни 10 высшей передачи и шестерни 11 низшей передачи, между которыми размещена каретка 12 включения передач, связанная с вилкой 13 механизма переключения передач раздаточной коробки. Шестерни 10 и 11 выполнены цельными со шлицами 14 и 15, соответственно. На правом конце ведущего вала 3 установлен масляный насос 6.

Промежуточный вал 4 установлен на роликовых радиальных однорядных цилиндрических подшипниках 16. Левая часть промежуточного вала 4 зацеплена с шестерней 11 низшей передачи и несимметричным дифференциалом 5. Правая часть промежуточного вала 4 зацеплена с шестерней 10 высшей передачи.

В двухступенчатой раздаточной коробке установлен механизм переключения передач, который состоит из установленных в корпусе 17 штока 18 с посадочным местом для вилки 13 включения передач раздаточной коробки, зафиксированной болтом стопорным 19, пневмоцилиндра с поршнем 20, перемещающим шток 18 для включения высшей или низшей передачи и возвратной пружины 21, выводящей механизм в нейтральное положение. В крышках механизма установлены элементы регулирования величины хода штока 18, которые могут быть выполнены, например, в виде ввернутых в крышку болтов 22.

Работа двухступенчатой раздаточной коробки осуществляется следующим образом.

Крутящий момент передается через фланец на ведущий вал 3, на котором установлены по посадке в местах размещения продольных каналов 8 выполненные цельными шестерни 11 низшей передачи со шлицами 15 и шестерни 10 высшей передачи со шлицами 14. Также на ведущем валу 3 установлена каретка 12 включения передач. С помощью каретки 12 крутящий момент передается в зависимости от включенной передачи или на шестерню 11 низшей передачи через шлицы 15 или на шестерню 10 высшей передачи через шлицы 14 и далее на промежуточный вал 4, левая часть которого зацеплена с шестерней 11 низшей передачи и несимметричным дифференциалом 5, а правая часть зацеплена с шестерней 10 высшей передачи. Если включена низшая передача, то взаимодействуют шестерни 11, промежуточный вал 4, дифференциал 5. При включении высшей передачи перемещением каретки 12 включения передач крутящий момент передается через шестерни 10, промежуточный вал 4, дифференциал 5.

Переключение передач в раздаточной коробке производится при помощи механизма переключения передач.

Для включения низшей передачи в раздаточной коробке через правое отверстие в корпусе 17 механизма включения подается воздух, который перемещает поршень 20 со штоком 18 и вилку 13 включения передач раздаточной коробки, зафиксированную болтом стопорным 19, сопряженную с кареткой 12 включения передач, влево. Каретка 12 входит в зацепление с шестерней 11 низшей передачи через шлицы 15, которая, в свою очередь, входит в зацепление с левой стороной промежуточного вала 4, а промежуточный вал 4 входит в зацепление с несимметричным дифференциалом 5.

Для включения высшей передачи в раздаточной коробке через левое отверстие в корпусе 17 механизма включения подается воздух, который перемещает поршень 20 со штоком 18 и вилку 13 включения передач раздаточной коробки, зафиксированную болтом стопорным 19, сопряженную с кареткой 12 включения передач вправо. Каретка 12 входит в зацепление с шестерней 10 высшей передачи через шлицы 14, которая в свою очередь входит в зацепление с правой стороной промежуточного вала 4, а промежуточный вал 4 входит в зацепление с несимметричным дифференциалом 5.

Масляный насос 6 приводится в движение напрямую от ведущего вала 3, вращающегося постоянно, как при движении автомобиля, так и на стоянке, при работающем двигателе и включенной передаче в коробке передач, без дополнительных шестерен привода масляного насоса, что в свою очередь увеличивает механический КПД. Забор масла происходит из масляной ванны раздаточной коробки и нагнетается по маслопроводу 23 к подшипникам шестерен и валов через вертикальные каналы 7 и продольные каналы 8 для смазывания подшипников и шестерен низшей передачи и высшей передачи. Промежуточный вал 4 смазывается от масляных лотков, расположенных в картере 1 и крышке 2 раздаточной коробки. Несимметричный дифференциал 5 находиться на половину в масляной ванне раздаточной коробки.

Предлагаемая двухступенчатая раздаточная коробка имеет простую надежную конструкцию. Шестерни низшей и высшей передачи выполнены цельными, со шлицами, так же они установлены по посадке на ведущем валу и смазываются по отверстиям и каналам вала от насоса. Кроме того, данное решение упрощает конструкцию привода масляного насоса, т.к. момент передается напрямую от ведущего вала. В итоге конструкция получается более простой, компактной и надежной.

Предлагаемое техническое решение соответствует требованию промышленной применимости и возможно для реализации на стандартном технологическом оборудовании.

1. Двухступенчатая раздаточная коробка, содержащая разъемный корпус, состоящий из картера и крышки, установленный на подшипниках и имеющий вертикальные каналы для смазки ведущий вал с расположенными на нем шестернями высшей и низшей передач, находящимися в постоянном зацеплении с промежуточным валом, кареткой включения передач, связанной с вилкой включения передач, дифференциал, масляный насос с приводом, отличающаяся тем, что насос выполнен с приводом от ведущего вала, шестерни низшей и высшей передачи имеют шлицы и установлены на ведущем валу по посадке в местах размещения дополнительных продольных каналов для смазки, дифференциал выполнен несимметричным и находится в зацеплении с промежуточным валом.

2. Раздаточная коробка по п.1, отличающаяся тем, что ведущий вал установлен на роликовых конических однорядных подшипниках.

3. Раздаточная коробка по п.1, отличающаяся тем, что промежуточный вал установлен на роликовых однорядных цилиндрических подшипниках.

4. Раздаточная коробка по п.1, отличающаяся тем, что механизм переключения передач состоит из установленных в корпусе штока с посадочным местом для вилки включения передач раздаточной коробки, зафиксированной стопорным болтом, пневмоцилиндра с поршнем, возвратной пружины и элементов регулирования величины хода штока.

5. Раздаточная коробка по п.4, отличающаяся тем, что элементы регулирования величины хода штока выполнены в виде болтов, ввернутых в крышку корпуса механизма переключения передач.

Источник

Ответы на популярные вопросы