Кафедра 202 ракетные двигатели

Институт № 2 «Авиационные, ракетные двигатели и энергетические установки»

Кафедра 202 «Ракетные двигатели»

Является ведущим специалистом в области проектирования ракетных двигателей; руководитель программ разработки двигателей РД-171МВ, РД-191 для перспективных ракет-носителей; специалист в области турбонасосных агрегатов и систем питания ЖРД. Автор более 45 научных и методических печатных работ.

Выпускники программ специалитета и магистратуры готовы к широкому спектру видов деятельности:

Полученные теоретические знания и практические навыки позволяют выпускникам найти работу и в смежных областях машиностроения, авиационной и аэрокосмической отраслях.

Возможна индивидуальная подготовка студентов по направлению подготовки «Двигатели летательных аппаратов» по следующим направлениям:

В настоящее время по направлению подготовки «Двигатели летательных аппаратов» на кафедре читаются курсы:

Кафедра выпускает бакалавров по направлению «Техносферная безопасность» по профилю «Инженерная защита окружающей среды» и магистров по направлению подготовки «Техносферная безопасность» по профилю «Экологическая безопасность авиационной и техники»

Почему на кафедре «Ракетные двигатели» выпускают студентов по направлению «Техносферная безопасность»? Как и любой химический двигатель, ракетные двигатели являются загрязнителями окружающей среды. В качестве топлива в ракетных двигателях зачастую используются токсичные компоненты, опасные не только для здоровья человека, но и всей окружающей среды. Поэтому важным требованием к продукции отрасли является минимальное воздействие на окружающую среду (атмосферу, почву и воду) при производстве, испытаниях и эксплуатации ракетной техники. Данная специальность направлена на изучение видов загрязнений от авиационной и техники и разработке способов их снижения. Полученные знания позволяют выпускникам работать не только в области инженерной экологии для аэрокосмической отрасли, но также, что, может быть даже более важно, в сфере экологии мегаполиса.

Возможна индивидуальная подготовка студентов по направлению подготовки «Техносферная безопасность» по следующим направлениям:

В настоящее время по направлению подготовки «Техносферная безопасность» на кафедре читаются курсы:

Заведующий кафедрой
Лёвочкин Петр Сергеевич,
к.т.н., доцент

Источник

Институт № 2 «Авиационные, ракетные двигатели и энергетические установки»

История кафедры

Основными направлениями вновь созданной кафедры стали:

За период 1953 — 1961 гг. были созданы: гидравлический проливочный стенд, три огневых стенда для испытаний двигателей тягой до 500 кг, стенд двигателей твердого топлива, стенд для снятия характеристик насосов и агрегатов автоматики и др. Большую роль в создании базы кафедры сыграли в этот период профессор Лев Богданович Евангулов, профессор Михаил Сергеевич Штехер, доценты Даниил Исаакович Абугов, Виктор Александрович Целиков, Борис Викторович Овсянников, Гераклий Николаевич Чиликиди, Владимир Алексеевич Суворов.

Первым учебным пособием по ЖРД явилась книга бывшего аспиранта кафедры ТАД (а впоследствии директора НИИ Криогенмаш) «Жидкостные реактивные двигатели»(1952 г.). В 1957 г. вышло учебное пособие «Основы теории ЖРД». В 1959 г. вышла книга «Теория ЖРД», в 1960 г. — пособие Вячеслава Даниловича Курпатенкова по расчету ЖРД и учебное пособие «Теория и расчет насосов ЖРД».

Получило свое развитие направление по разработке ядерных ракетных двигателей, по которому кафедра ежегодно выпускала группу молодых специалистов. Заказы промышленности (КБ «Энергомаш», КБ Химавтоматики и др.) по моделированию процессов и управлению ЯРД явились основой создания новых экспериментальных установок.

В 1971 г. в издательстве «Машиностроение» вышел широко известный учебник профессора и «Теория и расчет агрегатов питания ЖРД».

С 1973 г. по 1986 г. кафедрой руководил профессор Борис Викторович Овсянников. Практически по всем курсам были выпущены учебники и учебные пособия. По заданиям промышленности велись работы по системам питания ЖРДУ, устойчивости рабочего процесса в камере сгорания, лопаточным машинам, двигателям малой тяги. Профессору Вячеславу Даниловичу Курпатенкову вместе с соавторами из МВТУ им. была присуждена Государственная премия за учебник под редакцией «Теория и расчет ЖРД».

В 1979 и 1986 гг. вышли два издания учебника и (МАИ), и (МВТУ им. ) «Основы теории автоматического управления РДУ». В 1976 г. вышло учебное пособие профессора «Топлива и рабочие тела ракетных двигателей», а в 1982 г. — учебник и «Надежность двигателей ЛА».

В 1985 г. вышла монография и «Дросселируемые ЖРД», сохранившая свою значимость по настоящее время.

С 1986 г. по 2001 г. руководить кафедрой был приглашен д.т.н., профессор Александр Александрович Сергиенко. Выпускники кафедры по ракетным двигателям на жидком, твердом и гидрореагирующем топливе явились самым значительным кадровым пополнением направлений в НИИ, КБ и НПО.

Вплоть до 1990 г. кафедра выполняла большой объем работ по заданию промышленных и организаций отрасли. Помимо учебных огневых стендов начал функционировать исследовательский огневой стенд, стенд «Модель» для исследования внутрибаковых процессов с компьютерной системой сбора и обработки экспериментальных данных, стенд моделирования холодного этапа запуска газофазного ТВЭЛА ЯРД.

Читайте также:  Двигатель ниссан пресаж yd25ddti

По заданию НПО «Энергия» в интересах организаций была спроектирована, изготовлена, испытана на летающей лаборатории и отправлена на космическую станцию «Мир» установка для исследования поведения жидкости в условиях микрогравитации. По результатам исследования космонавтов на установке были испытаны 4 заборных устройства для космических ЖРД, кроме того, на кафедре был создан видеофильм, который и сейчас представляет большой научный интерес.

В 1990 г. проф. кафедры Евгений Васильевич Соловьев был удостоен Государственной премии СССР за работы в области космической техники, а профессор — премии Совета Министров СССР за научную работу в области энергетики.

Поскольку финансирование работ со стороны государства практически прекратилось, кафедре пришлось искать его за рубежом, в частности в Китае, Бразилии, США, Корее.

С 2010 г. по 2012 г. кафедрой руководил бывший декан факультета, профессор Валерий Васильевич Черваков.

С 2013 г. кафедрой руководит профессор, д.т.н. Сергей Федорович Тимушев.

Из кафедры «Ракетные двигатели» МАИ выделена научная лаборатория «Жидкостных ракетных двигателей малых тяг», где ведется активная работа по изучению процессов в ЖРД малых тяг. Создан современный огневой стенд для испытаний ЖРДМТ на экологически чистых компонентах топлива.

В настоящее время создан и задел для цикла разработки, производства и испытания двигателей в пределах института. Полученные знания используются и для изучения полноразмерных двигателей. К выполнению работ активно привлекаются студенты старших курсов. Курировать студентов кафедра начинает с первой летней практики. Лучшие студенты могут начать работать на кафедре начиная с курса. К услугам студентов дополнительное образование, получаемое бесплатно на курсах в МАИ, стипендия Ученого Совета МАИ, участие на международных конференциях и многое другое!

Источник

Институт № 2 «Авиационные, ракетные двигатели и энергетические установки»

Новости факультета

19 июня 2014 года на факультете «Авиационные двигатели» прошло празднование 60-летия кафедры 202 – «Ракетные двигатели».

История кафедры началась в 1953 году, когда 15 января на моторном факультете МАИ на базе кафедры «Теория авиационных двигателей» была создана кафедра «Ракетные двигатели». Первым заведующим кафедрой стал профессор А.В.Квасников, давнишний энтузиаст ракетной техники. В последние годы Великой Отечественной войны усилилось внимание к исследованиям в области реактивной авиации и ракетной техники, промышленности стали нужны квалифицированные специалисты в этих сравнительно новых отраслях науки и техники, поэтому выделение отдельного подразделения из состава факультета было логичным и правильным шагом.

Большую роль в создании материально-технической базы кафедры в то время сыграли профессор Лев Богданович Евангулов, профессор Михаил Сергеевич Штехер, доценты Даниил Исаакович Абугов, Виктор Александрович Целиков, Борис Викторович Овсянников, Гераклий Николаевич Чиликиди, Владимир Алексеевич Суворов. Первым учебным пособием по ЖРД явилась книга бывшего аспиранта кафедры «Теория авиационных двигателей» Белякова В.П. «Жидкостные реактивные двигатели»(1952г.).

В 1961г. из кафедры «Ракетные двигатели» выделилась каф.208 во главе с её организатором – А.В. Квасниковым. Кафедрой «Ракетные двигатели» стал руководить в течении 12 лет профессор Николай Борисович Рутовский. В этот период интенсивно развивалось изучение нестационарных процессов, происходящих в двигательной установке.

С 1973г. по 1986г. кафедрой руководил профессор Борис Викторович Овсянников. По заданиям промышленности велись научно-исследовательские работы по системам питания ЖРДУ, устойчивости рабочего процесса в камере сгорания, лопаточным машинам, двигателям малой тяги. Практически по всем курсам были выпущены новые учебники и учебные пособия.

С 1986г. по 2001г. руководить кафедрой был приглашен д.т.н., профессор Александр Александрович Сергиенко. Вплоть до 1990г. кафедра выполняла большой объем научно-исследовательских работ по заданию промышленных и научно-исследовательских организаций ракетно-космической отрасли.В 1998г.была организована новая специальность «Инженерная защита окружающей среды», в организации которой сыграл большую роль профессор кафедры, д.т.н. Целиков В.А.

В 2001г. к руководству кафедрой был привлечен Первый заместитель Генерального Конструктора НПО «Энергомаш» им. В.П.Глушко, заслуженный деятель науки, профессор, д.т.н. Владимир Константинович Чванов.

С 2010 по 2013гг. кафедрой руководил выпускник каф.202,бывший декан факультета, профессор Черваков Валерий Васильевич. Он в нелегкое время сумел сохранить связи с ведущими промышленными аэрокосмическими предприятиями и ВУЗами страны. Валерий Васильевич всегда поддерживал молодые кадры кафедры — понимал важность сохранения и развития будущего ее потенциала. Развились электронные ресурсы кафедры, учебно-методические материалы были переведены в электронный формат, появился современный компьютерный класс с презентационной техникой.

С сентября 2013г. кафедрой руководит профессор, д.т.н. Сергей Федорович Тимушев. В обязанности нового заведующего кафедрой входит переход на новый образовательный стандарт, участие в государственных научных программах, освоение новых площадей кафедры после ремонта факультета, поиск стратегических промышленных партнёров и многое другое.

Праздничная церемония по случаю 60-летия кафедры «Ракетные двигатели» состоялась в аудитории 201 корпуса 2А в присутствии представителей ведущих промышленных предприятий отрасли, коллег из других технических вузов, большого числа выпускников кафедры и приглашенных гостей – всего около 70 человек.

Читайте также:  Момент двигателя единица измерения

Приветственное слово взял заведующий кафедрой Тимушев С.Ф. Он отметил, что за последние десять лет, кафедре удалось развернуть вектор своего развития в сторону расширения научно-педагогического потенциала кафедры и стратегического партнерства с крупными предприятиями. За последние 4 года трое аспирантов кафедры после защиты остались и активно работают как преподаватели и научные исследователи – разработчики. Сейчас в аспирантуре учатся 5 человек, а конкурс при поступлении в аспирантуру на 2014 г — 3 человека на место.

Тимушев С.Ф. отметил ветеранов кафедры, которые прослужили в МАИ десятки лет: Козлов А.А., Коломенцев А.И., Гладкова В.Н., Базаров В.Г., Семенов В.В., Бирюков В.И., Жданов В.И., Кудрявцева Л.В., Акопова Г.П.

Гостями церемонии вспоминали ушедших выдающихся преподавателей и заведующих кафедрой.

Поздравил с юбилеем кафедры декан факультета №2 Агульник Алексей Борисович., отметив большую роль кафедры в созидательной работе всего факультета.

Об истории кафедры сделал доклад профессор Козлов Александр Александрович, как один из старейших преподавателей кафедры, из первых уст передал атмосферу той эпохи бурного развития и становления кафедры ракетного двигателестроения.

Среди приглашенных гостей выступили и поздравили кафедру с юбилеем представители промышленности, выпускники кафедры, представители других Вузов: Игорь Юрьевич Фатуев (НПО «ЭНЕРГОМАШ»), Куранов Евгений Геннадьевич (НПО «Машиностроение»), Кучкин Владимир Николаевич (ФКП «НИЦ РКП»),Елисеев Вячеслав Владимирович (ГПКНПЦ им. М.В.Хруничева ), Петров Владимир Иванович(ЦНИИМАШ), Александров Лев Григорьевич (НПО им. С.А.Лавочкина), Яновский Леонид Самойлович (ЦИАМ), Зинец Николай Сергеевич (ОАО ДНПП), Трулев Алексей Владимирович (ЗАО«Римера»), Рождественский Юрий Владимирович (выпускник кафедры), Мякочин Александр Сергеевич (зав. каф. 204 МАИ, выпускник каф. 202), Модорский Владимир Яковлевич (ПНИУ,аэрокосмический факультет), Багно Виталий Иванович ( выпускник 1960 года, ГПНТЦ оборонный комплекс «Компас»).

Вечер прошел в очень дружеской и теплой атмосфере, наполненной былыми воспоминаниями и торжеством 60-летнего юбилея кафедры «Ракетные двигатели» МАИ.

Общее собрание на праздновании 60-летнего юбилея кафедры 202.

Кафедру поздравляет Фатуев И.Ю., НПО «Энергомаш».

Кафедру поздравляет Петров В.И., ЦНИИМАШ.

Выпускники и преподаватели МАИ Лепешинский И.А., Козлов А.А., Мяндин А.Ф.

Кафедру поздравляет Кучкин В.Н., ФКП «НИЦ РКП».

Источник

Юбилейный выпуск (стр. 1 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9

Московский авиационный институт


Кафедра «Ракетные двигатели» 60 лет. ЮБИЛЕЙНЫЙ ВЫПУСК

1. Становление и развитие кафедры 202 МАИ «Ракетные двигатели». 3

2. Заведующий кафедрой А. В.Квасников.. 17

3. Заведующий кафедрой Н. Б.Рутовский.. 22

4. Заведующий кафедрой Б. В.Овсянников.. 26

5. Заведующий кафедрой А. А. Сергиенко.. 29

6. Заведующий кафедрой В. К.Чванов.. 32

7. Заведующий кафедрой В. В. Черваков.. 35

8. Заведующий кафедрой С. Ф. Тимушев.. 39

10. Творческий путь профессора О. И. Кудрина. 46

11. Воспоминания о профессоре Л. Б. Евангулове. 53

13. Д.Курпатенков.. 60

14. Прерванные, но не забытые направления. 65

Составитель: доцент кафедры 202 Г.

1. Становление и развитие кафедры 202 МАИ «Ракетные двигатели»

В последние годы Великой Отечественной войны усилилось внимание к исследованиям в области реактивной авиации и ракетной техники. Промышленности стали нужны квалифицированные специалисты в этих сравнительно новых отраслях науки и техники. В 1945г. на моторном факультете МАИ была организована кафедра «Спецдвигателей», а 15 января 1953г. на базе кафедры «Теория авиационных двигателей» создана кафедра «Ракетных двигателей».Заведующим кафедрой стал профессор А. В.Квасников, давнишний энтузиаст ракетной техники.

Основными направлениями вновь созданной кафедры стали:

-создание лабораторной базы,

-разработка учебных планов и новых читаемых курсов,

— написание учебников и учебных пособий.

1-я действующая установка моторной лаборатории МАИ «Адон» 8 лош. сил, 1932г.

За период 1953-1961гг. были созданы: гидравлический проливочный стенд, три огневых стенда для испытаний двигателей тягой до 500кг, стенд двигателей твердого топлива, стенд для снятия характеристик насосов и агрегатов автоматики и др. Большую роль в создании материально-технической базы кафедры сыграли в этот период профессор Лев Богданович Евангулов, профессор Михаил Сергеевич Штехер, доценты Даниил Исаакович Абугов, Виктор Александрович Целиков, Борис Викторович Овсянников, Гераклий Николаевич Чиликиди, Владимир Алексеевич Суворов.

И. и С. на стенде снимают характеристики двигателя.

Первым учебным пособием по ЖРД явилась книга бывшего аспиранта кафедры ТАД (а впоследствии директора НИИ «Криогенмаш») П. «Жидкостные реактивные двигатели»(1952г). В 1957г. вышло учебное пособие М. В.Мельникова «Основы теории ЖРД». В 1959г. вышла книга А. В.Квасникова «Теория ЖРД», в 1960г.- пособие Вячеслава Даниловича Курпатенкова по расчету ЖРД и учебное пособие Б. В.Овсянникова «Теория и расчет насосов ЖРД».

Установка вытяжной трубы при постройке огневого стенда кафедры.

В 1961 г. из кафедры «Ракетные двигатели» выделилась каф.208 во главе с её организатором – А. В.Квасниковым. Кафедрой «Ракетные двигатели» стал руководить в течении 12лет профессор Николай Борисович Рутовский. В этот период интенсивно развивалось изучение нестационарных процессов, происходящих в двигательной установке.

Вручение ордена А. В. Квасникову

Был сооружен огневой вакуумный стенд для испытаний ЖРД МТ на стабильных самовоспламеняющихся компонентах топлива, интенсивно развивались работы по исследованию внутрикамерных процессов (руководитель доцент Д. И.Абугов).

Читайте также:  Коды авто ошибок двигателя

Получило свое развитие направление по разработке ядерных ракетных двигателей, по которому кафедра ежегодно выпускала группу молодых специалистов. Заказы промышленности (КБ «Энергомаш», КБ «Химавтоматика» и др.) по моделированию процессов и управлению ЯРД явились основой создания новых экспериментальных установок.

Начальники Лаборатории 202 в период 1931-1952 гг.

В 1971 г. в издательстве «Машиностроение»вышел широко известный учебник профессора Б. В.Овсянникова и Б. И.Боровского «Теория и расчет агрегатов питания ЖРД».

Плакат 1950 г. Развитие лаборатории с основания до 1950 г.

Большую работу по созданию методических материалов по курсу «Теория ЖРД» выполнила Е. Л.Березанская, старший преподаватель кафедры.

С 1973г. по 1986г. кафедрой руководил профессор Борис Викторович Овсянников. Практически по всем курсам были выпущены учебники и учебные пособия. По заданиям промышленности велись научно-исследовательские работы по системам питания ЖРДУ, устойчивости рабочего процесса в камере сгорания, лопаточным машинам, двигателям малой тяги. Профессору Вячеславу Даниловичу Курпатенкову вместе с соавторами из МВТУ им. Баумана была присуждена Государственная премия за учебник под редакцией В. М.Кудрявцева «Теория и расчет ЖРД».

Коллектив кафедры 1976 г.

В этот период кафедра активно развивала вечернюю форму обучения для работающих в промышленности техников и выпускников средних школ (декан вечернего факультета доцент Кравчик Николай Иванович, защитивший кандидатскую диссертацию на кафедре 202).

В 1986 г. в Государственном реестре Госкомизобретений было зарегистрировано открытие № 000 «Явление аномально высокого прироста тяги в газовом эжекционном процессе с пульсирующей активной струей». Авторами открытия явились профессор каф.202 Олег Иванович Кудрин, профессор А. В.Квасников и академик В. Н.Челомей.

Вплоть до 1990 г. кафедра выполняла большой объем научно-исследовательских работ по заданию промышленных и научно-исследовательских организаций ракетно-космической отрасли. Помимо учебных огневых стендов начал функционировать исследовательский огневой стенд, стенд «Модель» для исследования внутрибаковых процессов с компьютерной системой сбора и обработки экспериментальных данных, стенд моделирования холодного этапа запуска газофазного ТВЭЛА ЯРД.

По заданию НПО «Энергия» в интересах 4-х организаций была спроектирована, изготовлена, испытана на летающей лаборатории и отправлена на космическую станцию «Мир» установка «Волна-2» для исследования поведения жидкости в условиях микрогравитации. По результатам исследования космонавтов на установке «Волна-2»были испытаны 4 заборных устройства для космических ЖРД, кроме того, на кафедре был создан видеофильм, который и сейчас представляет большой научный интерес.

В 1990 г. проф. кафедры Евгений Васильевич Соловьев был удостоен Государственной премии СССР за работы в области космической техники, а профессор Б. В.Овсянников –премии Совета Министров СССР за научную работу в области энергетики.

Были заложены теоретические основы акустико-вихревого анализа виброактивности турбонасосов ЖРД (Б. В.Овсянников, С. Ф.Тимушев).

Источник

Институт № 2 «Авиационные, ракетные двигатели и энергетические установки»

История института № 2

Институт №2 (до 2018 года факультет №2 «Двигатели летательных аппаратов») «Авиационные, ракетные двигатели и энергетические установки» создан в 1930 году. Первоначальное название — факультет моторостроения. Hа первом этапе (1930–1945) факультет готовил специалистов по поршневым двигателям, отвечал на запросы промышленности. В этот период создавались кафедры и их лабораторная база, и, в первую очередь, общефакультетская моторная лаборатория.

Деканы факультета:

Мощный импульс росту научных школ института №2 дало интенсивное развитие реактивной, атомной и космической техники в 50-х годах прошлого века. Благодаря промышленности в институте №2 была создана солидная экспериментальная база, позволившая проводить натурные и модельные испытания изделий. Были получены фундаментальные научно-технические результаты в области прикладной газодинамики, термодинамики рабочих процессов, теории тепло- и массообмена, лопаточных машин, теории струйных течений, плазмодинамики и теории течений низкотемпературной плазмы. На этой основе были созданы и переданы в промышленность различные приоритетные образцы энергопреобразующих систем, физико-химических установок и тяговых устройств, измерительных приборов и исследовательской аппаратуры. Написаны фундаментальные учебники, учебные пособия и монографии, ставшие основой инженерной и научной подготовки многих поколений высококвалифицированных специалистов как в МАИ, так и в других аэрокосмических вузах России.

Всего за время существования институт №2 «Авиационные, ракетные двигатели и энергетические установки» подготовлено около 21 000 инженеров, около 1 000 кандидатов наук и более 120 докторов наук.

Выпускники института №2 (1974), (1979), (1990), (1991), (1994), (2006), (2006), (2008), (2011) стали академиками РАН. Ч РАН стали: (1964), (1979), (1987).

Учёными института №2 получены Государственные премии и премии Правительства РФ (общим количеством 21 премия). Написано большое количество учебников, учебных пособий и монографий, получены отечественные и зарубежные патенты на изобретения, большое число экспонатов на различных выставках в России и за рубежом отмечено медалями и дипломами.

Широкое международное признание научных школ института №2 привело в настоящее время к значительному количеству научных контрактов с ведущими российскими и зарубежными фирмами, в рамках которых учёные института ведут активные исследования.

Источник

Ответы на популярные вопросы
Adblock
detector