Кафедра двигателей летательных аппаратов

Институт № 2 «Авиационные, ракетные двигатели и энергетические установки»

История института № 2

Институт №2 (до 2018 года факультет №2 «Двигатели летательных аппаратов») «Авиационные, ракетные двигатели и энергетические установки» создан в 1930 году. Первоначальное название — факультет моторостроения. Hа первом этапе (1930–1945) факультет готовил специалистов по поршневым двигателям, отвечал на запросы промышленности. В этот период создавались кафедры и их лабораторная база, и, в первую очередь, общефакультетская моторная лаборатория.

Деканы факультета:

Мощный импульс росту научных школ института №2 дало интенсивное развитие реактивной, атомной и космической техники в 50-х годах прошлого века. Благодаря промышленности в институте №2 была создана солидная экспериментальная база, позволившая проводить натурные и модельные испытания изделий. Были получены фундаментальные научно-технические результаты в области прикладной газодинамики, термодинамики рабочих процессов, теории тепло- и массообмена, лопаточных машин, теории струйных течений, плазмодинамики и теории течений низкотемпературной плазмы. На этой основе были созданы и переданы в промышленность различные приоритетные образцы энергопреобразующих систем, физико-химических установок и тяговых устройств, измерительных приборов и исследовательской аппаратуры. Написаны фундаментальные учебники, учебные пособия и монографии, ставшие основой инженерной и научной подготовки многих поколений высококвалифицированных специалистов как в МАИ, так и в других аэрокосмических вузах России.

Всего за время существования институт №2 «Авиационные, ракетные двигатели и энергетические установки» подготовлено около 21 000 инженеров, около 1 000 кандидатов наук и более 120 докторов наук.

Выпускники института №2 (1974), (1979), (1990), (1991), (1994), (2006), (2006), (2008), (2011) стали академиками РАН. Ч РАН стали: (1964), (1979), (1987).

Учёными института №2 получены Государственные премии и премии Правительства РФ (общим количеством 21 премия). Написано большое количество учебников, учебных пособий и монографий, получены отечественные и зарубежные патенты на изобретения, большое число экспонатов на различных выставках в России и за рубежом отмечено медалями и дипломами.

Широкое международное признание научных школ института №2 привело в настоящее время к значительному количеству научных контрактов с ведущими российскими и зарубежными фирмами, в рамках которых учёные института ведут активные исследования.

Источник

Институт № 12 «Аэрокосмические наукоёмкие технологии и производства»

Технология производства и эксплуатации двигателей летательных аппаратов

Кафедра «Технология производства и эксплуатации двигателей летательных аппаратов» (ТПЭДЛА) ведет подготовку специалистов для авиационной и ракетно-космической отрасли более 80-ти лет. Год основания кафедры – 1937 г.

Читайте также:  Запуск двигателя от вятки

Кафедру ТПЭДЛА возглавляет БОЙЦОВ АЛЕКСЕЙ ГЕОРГИЕВИЧ – заведующий кафедрой ТПЭДЛА (с 2012 года), доктор технических наук, зам. генерального директора по науке Научно-исследовательского института природных, синтетических алмазов и инструмента «ВНИИАЛМАЗ», член совета «Проблемы технического и технологического развития ракетно-космической отрасли и экспериментально-испытательной базы» Госкорпорации «Роскосмос», советник Госкорпорации «РОСТЕХ», ведущий учёный в области технологии прогрессивных технологий производства двигателей летательных аппаратов, физико-механических методов обработки жаропрочных и специальных материалов, специалист в области технологий сложного формообразования и модификации поверхностей, аддитивных технологий; нанесения жаростойких, износостойких алмазоподобных покрытий, сварки трением авиационных материалов

Кафедра ТПЭДЛА является выпускающей и входит в состав Института №12 «Аэрокосмические наукоёмкие технологии и производства» МАИ. В 1946 г. кафедра осуществила первый выпуск инженеров по специальности «Авиационные двигатели». 1951 г. – начало подготовки инженеров по специальности «Ракетные двигатели». 1996 г. – первый в истории МАТИ выпуск магистров по направлению «Авиа- и ракетостроение» со специализацией «Технология производства двигателей летательных аппаратов».

В настоящее время кафедра ведет подготовку и выпуск бакалавров и магистров по направлению «Двигатели летательных аппаратов» со специализацией по профилям «Технология производства двигателей летательных аппаратов» и «Технологии эксплуатации, ремонта восстановления двигателей летательных аппаратов. Также ведется подготовка кадров высшей квалификации в аспирантуре укрупненного направления «Авиационная и ракетно-космическая техника» с направленностью «Тепловые, электроракетные двигатели и энергоустановки летательных аппаратов».

Преподавание общеинженерных и специальных профессиональных дисциплин ведет квалифицированный профессорско-преподавательским составом, имеющим ученые степени и ученые звания, большой научно-педагогический стаж и тесные научно-производственные связи с академическими и производственными организациями аэрокосмической отрасли. Общая численность преподавателей кафедры ТПЭДЛА составляет 25 человек. В том числе 5 профессоров, 10 доцентов. 80 % преподавательского состава имеют ученые степени доктора или кандидата технических наук. Доля молодых ученых и преподавателей до сорока лет составляет более 30 %. К учебному процессу и к Государственной аттестации выпускников привлекаются ведущие деятели промышленности из числа генеральных директоров, главных инженеров, главных металлургов производственных предприятий, а также руководители ведущих научно-исследовательских и академических институтов и лабораторий международного уровня.

Читайте также:  Двигатель сам поднимает обороты

Современный облик кафедры ТПЭДЛА складывался на протяжении более 80 лет и в настоящее время включает в область своей образовательной и научно-исследовательской деятельности такие направления, как:

Технология производства авиационных газотурбинных двигателей;

Технология производства ракетных двигателей;

Ключевые технологии перспективных изделий авиационной и ракетно-космической техники, в том числе оборонного назначения; технологии сложного пространственного формообразования деталей, поверхностное модифицирование, упрочнение, функциональные покрытия;

технологическая подготовка производства и испытаний авиационных газотурбинных двигателей, ракетных двигателей и агрегатов космических систем;

Электронное определение изделия и цифровое производство двигателей и изделий аэрокосмической техники, CAD/CAM/CAE/PDM/PLM-системы, эксплуатация, сопровождение и интеграция;

Высокотехнологическое оборудование с числовым программным управлением (ЧПУ): программирование, специальное оснащение, инструмент;

Техническая диагностика, эксплуатационная надежность и технологии восстановления двигателей летательных аппаратов и энергетических установок;

Испытания и обеспечение надежностей двигателей и агрегатов летательных аппаратов;

Технологический аудит и научно-техническая экспертиза, функционально-стоимостной анализ

В качестве материально-технического обеспечения образовательной и научной деятельности кафедра ТПЭДЛА располагает специальным оснащением:

Натурные экспонаты и объекты аэрокосмического производства. Разрезные макеты авиационных двигателей. Разрезные макеты ЖРД и РДТТ. Препарированные турбонасосные агрегаты, рулевые машины, пневмогидросистемы, узлы и специальные детали ДЛА.

Диагностическое оборудование. Стенд для тепловизионного контроля теплообменников. Стенд для калориметрирования конвективно-охлаждаемых деталей в расплаве высокотеплопроводных металлов. Комплект оборудования для оптико-визуальной, вихретоковой, виброаккустической диагностики деталей и узлов двигателей. Специализированные стенды, экспериментальные испытательные системы эксплуатационных характеристик узлов трения и контактирующих поверхностей. Средства технических измерений: Твердомеры, профилографы – профилометры, микроскопы. З-х координатная контрольно-измерительная машина «Инспектор 2в-16»

Вычислительная техника. В учебном процессе задействовано 3 компьютерных класса для проведения лабораторных занятий и курсового проектирования: «Автоматизированные системы технологической подготовки производства»; «Информационные технологии в образовании, науке и производстве»; «Проектирование двигателей летательных аппаратов»; «Теплотехника, термодинамика и теплопередача». Программно-аппаратные комплексы кафедры используют современное программное обеспечение САПР, АСТПП, АСНИ, объединены в локальные сети, оснащены периферийной техникой широкоформатной печати, 3D – печати, имеют выход в Internet. Кабинет сетевого администрирования локальных сетей кафедры оснащен развитым периферийным оборудованием и орг.техникой.

Теоретическое обучение ведется в специализированных лекционных аудиториях кафедры с применением современных мультимедийных комплексов и научно-практических видеоматериалов. Кафедра располагает собственной библиотекой и кабинетом курсового и дипломного проектирования.

Кафедра располагает специализированными учебными и научными лабораториями, оснащенными современным производственно-технологическим, контрольно-измерительным оборудованием, препарированными макетами и наглядными стендами. В их числе:

Читайте также:  Дрифт двигатель для 2106

Конструкция ракетных двигателей

Конструкция воздушно-реактивных двигателей

Технология производства двигателей летательных аппаратов

Упрочняющие технологии и специальные покрытия

Технология электрофизических методов обработки

Технология механической обработки

Многоцелевое оборудование с числовым программным управлением

Сборка двигателей летательных аппаратов

Техническая диагностика авиационных двигателей и теплотехнических систем

Испытания двигателей летательных аппаратов

Теплотехника и газодинамика

Трибология, техническая диагностика и неразрушающие методы контроля

Метрология и современные технические измерения

Информационные технологии и автоматизированные системы технологической подготовки производства

Моделирование сложных технических и технологических систем,

Научно-производственные и промышленные партнеры кафедры

Выпускники кафедры ТПЭДЛА пользуются повышенным спросом в авиакосмической отрасли. Заинтересованность в выпускниках кафедры подтверждает сформированный долгосрочный целевой кадровый заказ ведущих предприятия оборонно-промышленного комплекса страны на специалистов направления «Двигатели летательных аппаратов», подготавливаемых кафедрой. На сегодняшний день заказы от предприятий отрасли превышают номинальный выпуск инженеров в 5 … 6 раз по региону. Доля выпускников, трудоустроившихся по заявкам организаций и предприятий, составляет 90 … 100 %.

Практиканты и выпускники кафедры работают на научно-производственных предприятиях – флагманах авиакосмического машиностроения. Основными потребителями кадров являются: АО Газотурбостроение «Салют», АО ММП им. В.В. Чернышева, АО МПО им. И. Румянцева, НИЦ ЦИАМ, АО НПО «Наука», ММЗ «Вымпел». Существуют, в частности заказы от НИЦ им. М.В. «Келдыша», НПО «Звезда», МАРЗ, РСК МИГ, ГМКБ «Вымпел» им. Торопова, РКК «Энергия», ГКНПЦ им М.В. Хруничева, Московский агрегатный завод «Авангард», НПП ЭГА, НПО Энергомаш, НПО им. С.А. Лавочкина, НПО «Сатурн», МКБ «Факел», НПО «Машиностроение», КБ «Химмаш», МИТ, ФГУП НИИИТ, ФГУП ГПИ и НИИ ГА, ФГУП «Комета», КБТМ, ЦНИИХМ, АО «ОКБ Сухого», БЛМЗ, НИИ Автоматики и другие.

Высокая актуальность на рынке труда профессии инженера-конструктора-технолога по направлению «Двигатели летательных аппаратов» подтверждается тем, что на современном этапе состояния и развития экономики страны сохраняется острая потребность в кадровом обеспечении специалистами, спрофилированными в области технологии изготовления сложной наукоемкой техники. В отношении региона только по предприятиям оборонно-промышленного комплекса потребность в кадрах высшего профессионального образования по направлению «Двигатели летательных аппаратов», специализирующихся в производственно-технологической сфере, оценивается в 200-250 человек в год. Наряду с этим спрос на специалистов высок и в других отраслях промышленности, связанных с проектированием и изготовлением различных технических объектов и систем.

Источник

Ответы на популярные вопросы
Adblock
detector