Литровый двигатель мотоцикла урал

ЛИТРОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Был как-то в продаже литровый движок. Вот немного фоток и характеристики

курите бамбукер скамейкеры. чел с малдавии такой двиг в разобранном виде продавал и фоты выкладывал там аолено с титановыми шатунами и подшипники в нгш смазываются как на мт 14,9 задняя опора распреда на иголках сидит и вообще там от стандарта х*Р да ни х№ра.

Интерсно конечно.Но я слышал только о 825 куб. урале, который выпускался ограниченой партией.

Интересное сходство есть у горшков этого движка и движков нового образца, по сему можно сделать вывод, что ИМЗ использовали старые чертежи.

а помоему лапша енто слишком много нестыковок

даааа. не нуевая штукенция, даже если ходовки от моего штатника тока на пол-сезона хватит,я-бы сё-равно такую цацу прикупил.
А-то шо он «большенький» по размерам,так это по моему ще никому не вредило.
Терь ВОПРОС. Где это чудо можно реально прикупить по. уй в каком состоянии.
А-то все эти поболталки просто теряют всякий понт. ;-(

U mneya bariga v kishineve imeit golovi ot litra. tak shto komu nado.

Это литр от ИМЗ,1975 года. в те годы вроде штук 10 выпустили пробной партией,но из-за трудностей переоборудования производства серийный выпуск так и не был налажен(главное ж количество в те года и не важно чего и как).короче разбрелись образцы по музеям ИМЗ и по частным мотолюбителям.

И я видел.. Но что-то как-то стрёмно что серийный «урал» получится чуть ли не могучее моего «москвич»а бывшего ))

Видел вчера 15.05.2008 в Сокольниках похожий литровый двигатель с денсо и кайхинами. Продавщица сказала, якобы заводской ИМЗ, новый, с документами. Цена 68.000 руб. Задумался.

Бамбукер, ты и здесь успел нагадить

что-то с крут моментом недобор, должно быть около 80 нм

Такой мотор не на картинке надо смотреть,а на дороге испытывать.

еще инфа (с опозата же взятая, http://oppozit.ru/article1382.html), интересно почему автор статьи пишет что это еденичный экзмпляр, я лично видил его в магазине на заводе гдето год назад и на нем был прикреплен ценник, соответственно если на нем был ценник значит он продается, а если продается моц то и запчасти на него продаются ну и вполне возможно то и двигло тоже (правда возможно что моц продется только под заказ, а тогда это космические цены)

«158-02» разрабатывался 22 года назад, 2-цилиндровый «боксер» с рабочим объемом 1000 куб. см и мощностью 70 л.с. при 6700 об/мин. Двигатель имеет модернизированную систему смазки и 4-клапанные головки цилиндров. Смесеобразованием заняты два очень производительных карбюратора Jokov с диаметром диффузора 34 мм (возможна установка Bing — 36 мм). Запуск двигателя осуществляется кикстартером, что, как вы понимаете, по силам далеко не каждому, учитывая размеры поршней.Нельзя сказать, что этот мотор появился ниоткуда, даже учитывая то, что мотоцикл собирался в единственном экземпляре, как говорится, — «на коленке». Всего было создано два таких супермонстра. Оба движка были обкатаны на кроссовых мотоциклах с коляской и получили самые хорошие отзывы от заводских гонщиков-испытателей. Затем, после 10000 км пробега, один двигатель буквально «разорвали» на стендах, выжимая из него все, что можно, и определяя таким образом ресурс отдельных узлов и агрегата в целом. А другой установили в раму большой «одиночки» в стиле эндуро и принялись за строительство настоящего вседорожного супербайка.

Мотоцикл «ЕНДУРО ДИНАМИТ»

Этот мот продается на заводе в магазине, сам видел (цену к сожалению не помню), и двигло его кажися отдельно купить можно.

Да, б**ть дорого. И номер какой-то левый. Я по нему звонил, меня там на х*й послали.

Источник

Слабый мотор

Обзор двигателей на авто, мото, водной и садовой технике в помощь при выборе, эксплуатации и ремонте моторов

Слабые места и недостатки двигателя ИМЗ-8.103-10

Популярно, одновременно и дорого стало иметь качественный и мощный мотоцикл от известных мировых поставщиков. Но и наш байк мотоцикл Урал не далеко ушел от зарубежных мотоциклов, если посмотрите на цены то с ума сойдете, цена как у автомобиля. Поэтому на внутреннем рынке новые Уралы мало покупают, хотя их поставляют для Вооруженных Сил РФ и других силовых структур, а вот за рубежом они пользуются пусть и небольшим, но определенным спросом.
Большая часть имеющихся у населения мотоциклов устаревших моделей, выпущенных в прошлом веке, цены в те времена были доступными. Говоря про мотоцикл Урал, первым делом в голову приходит мысль, какой его двигатель ИМЗ-8.103-10 (ИМЗ-8.103-30, М-67-36), имеются ли недостатки и слабые места ведь именно качества и характеристики двигателя лежат в основе характеристик мотоцикла Урал.

Слабые места двигателя ИМЗ-8.103-10 (ИМЗ-8.103-30, М-67-36) мотоцикла Урал

Более детально о слабых местах мотора …

Ножной стартер двигателя ИМЗ-8.103-10 является слабым местом по причине проскальзывания собачки. Неисправность устраняется после демонтажа коробки передач и ее разборки с перестановкой собачки другой стороной или ее заменой. У меня имеется предположение, что металл собачки с заниженной твердостью. С другой стороны, если собачку сделать тверже, то будет выходить из строя шестерня. Нужно выбирать золотую середину.

Тросики приводов управления сцеплением и подачи топлива, являются слабым местом по причине короткого срока использования. Сказать по простому они рвутся, а перед этим растягиваются, что вызывает необходимость производить регулировки синхронности подачи топливной смеси, а также сцепление.

Читайте также:  Заз 969 тюнинг двигателя

Генератор долго «не ходит».

В поплавки попадает бензин, после чего заливает бензином цилиндр. Кроме того, карбюраторы не подобраны к данным двигателям, половина топлива вылетает на ветер, что не экономично. Было бы не плохо, чтобы на двигатель ставился один карбюратор вместо двух.

Нельзя перетягивать свечи на головках, резьбы срываются довольно легко. Перегревать двигатель нельзя, на головках результат будет хорошо виден, вытягиваются шпильки, ведет посадочную плоскость головок. Если же не получилось избежать срыв резьбы под свечу зажигания, обратитесь к знакомому токарю он будет рад за скромную плату её отремонтировать и установить стальную резьбовую втулку. Тоже самое могу порекомендовать при износе сёдел и фасок клапанов. Гораздо дешевле отремонтировать головки, чем покупать новые, хорошему токарю это сделать, как раз плюнуть.

Задняя передача (коробка передач)

Задняя передача долго не работает из-за быстрого износа шестерни задней передачи в коробке передач.

Недостатки двигателя ИМЗ-8.103-10 (ИМЗ-8.103-30, М-67-36) мотоцикла Урал

Более детально о недостатках…

В отличии от двигателей аналоговых импортных мотоциклов ресурс двигателя ИМЗ-8.103-10 до ремонта небольшой от 20 до 45 тысяч км, что объясняется повышенным износом деталей кривошипно-шатунной и поршневой группы. Повышенный износ является следствием недостаточности воздушного охлаждения, а также от не очень хорошего качества деталей (материал, точность изготовления).

Затруднен запуск или вообще не заводится

В большей части запуск двигателя ИМЗ-8.103-10 затрудняется, когда не отрегулированы зажигание, подача топлива и зазоры в клапанах газораспределительного механизма (между штангами и коромыслами). Причиной может быть и пониженная компрессия в цилиндрах, засорены жиклеры карбюратора, вода в карбюраторах, не работают свечи, вышел из строя конденсатор, обедненная смесь топлива поступающая из карбюраторов (много топлива).

В жаркую погоду на низших передачах сильно греется

К сожалению воздушное охлаждение пагубно влияет на двигатель при эксплуатации в жаркую погоду. Поэтому в жару при езде на низших передачах нельзя допускать перегрева, поэтому необходимо чаще останавливаться для охлаждения двигателя. Если двигатель новый, то запросто можно перегреть.

В большей степени перебои в работе цилиндров вызваны отсутствием синхронной работы цилиндров из-за разного количества подающей горючей смеси, а нарушением в регулировке клапанов.

Причиной стука двигателя может быть: ранее зажигание; перегрев; износ поршней, колец, пальцев; износ коренных подшипников качения коленчатого вала; нарушена регулировка клапанов.

Карбюраторы простые и неэкономичные, расход даже по руководству по эксплуатации, как у Жигулей, а на деле он еще больше. Во времена СССР про экономичность не думали, да и бензин шоферы в землю сливали, девать его некуда было. В наши дни для мотоцикла такие расходы на топливо слишком велики.

Имеется достаточное количество случаев неточности изготовления картера двигателя в местах крепления цилиндров

Это влечёт к перегреву цилиндра из-за разности размеров до совмещения верхней плоскости поршней в верхней мёртвой точке с верхним обрезом цилиндров. В том случае если перегревается один из цилиндров и ничем это не лечится, как вариант необходимо проверить доходит ли поршень в своей верхней точке до верхней плоскости цилиндра, если нет, то в этом и есть проблема. Для устранения перегрева необходимо привести симметрию размеров, для чего, из под одного из цилиндров убирают прокладки, а в место неё применяют при монтаже цилиндра жароустойчивый герметик. Возможна установка утончённой прокладки.

Трудно подобрать шестерни ГРМ взамен изношенных

Эта проблема связана трудностью поиска комплекта шестерен (зубчатых колес) соответствующих размерной группы картера индексами размерных индексов. В продаже очень много данных шестерен, но маркировка (индексы) на них не нанесены, либо обозначение имеется, но не подходящее. Про соответствие индексов зубчатых колес и размерных групп картеров вы можете прочесть здесь.

В местах соединений подтекает масло

Эта болезнь не влияет на работу двигателя, подтекания небольшие. Но замусоленный налипшей на масло пылью двигатель приходится отмывать. Затяжка крышек головок, поддона картера не помогает. После замены уплотнений спустя какое-то время масло снова начинает подтекать. Подтекает оно и по уплотнениям направляющих втулок штанг клапанов.

Источник

Двигатель на мотоцикл Урал: характеристики, неисправности и тюнинг

Классический мотоцикл – это двух- или трехколесное транспортное средство (коляска) с механическим двигателем, отличительными особенностями которого служат безредукторное управление передним колесом, вертикальная посадка мотоциклиста и наличие подножек. Типичным представителем этого класса является семейство тяжелых мотоциклов «Урал», серийное производство которых до недавнего времени осуществлялось на Ирбитском мотоциклетном заводе (Свердловская обл.). При этом двигатель мотоцикла представляет собой двухцилиндровый оппозитный силовой агрегат с объемом цилиндров от 650 до 750 см. куб.

Двигатели мотоцикла Урал обладают большой мощностью, что позволяет уверенно преодолевать бездорожье, свойственное российской «глубинке».

Кроме того, эти силовые агрегаты отличаются устойчивостью к воздействию суровых климатических условий – они легко запускаются даже в 30-ти градусный мороз. В свое время это сделало мотоцикл «Урал», оснащенный коляской, достойной и сравнительно недорогой альтернативой автомобилю, например, в сельском хозяйстве и/или при перевозке небольших грузов.

В настоящее время тяжелые мотоциклы «Урал» с коляской пользуются популярностью в основном у коллекционеров, которые готовы заплатить за них приличные денежные средства. Например, «Урал» первых лет выпуска с коляской в базовой комплектации стоит около 12 тысяч евро.

Технические характеристики

Двигатель мотоцикла Урал в процессе производства постоянно модернизировался и последняя его модификация (2015) обладает техническими характеристиками современного уровня.

ПОКАЗАТЕЛЬ ЗНАЧЕНИЕ
Тип двигателя 4-тактный, верхнеклапанный, оппозитный, двухцилиндровый
Рабочий объем двигателя, см. куб. 745
Количество цилиндров 2
Количество клапанов на цилиндр 2
Максимальная мощность (при 5600 об./мин), л. с. 40
Максимальный крутящий момент (при 4000 об/мин), Н*м 52
Диаметр цилиндра, мм 78
Ход поршня, мм 78
Степень сжатия 8.6
Тип смазки SAE 15W/40
Система смазки Комбинированная (под давлением+разбрызгиванием)
Карбюратор К-37А, К-52, KEIHIN 32 CVK, L22A
Количество карбюраторов 2
Фильтрующий элемент воздушного фильтра JR 120047 (FM Filter A177)
Объем моторного масла, л 2
Система подачи топлива инжектор
Средний расход топлива, л/100 км 6.5
Топливо Неэтилированный бензин А-92
Система рециркуляции картерных газов Закрытого типа с внутренним сапуном

Описание

Двигатель мотоцикла Урал – двухцилиндровый четырехтактный силовой агрегат с воздушным охлаждением. Он оснащен электронной системой впрыска (инжектор) топлива, разработанной инженерной компанией ElectroJet Inc.

Основным силовым элементом корпуса мотора служит картер. Конструктивно он состоит из:

Отливают картер из высокопрочного алюминиевого сплава. Из него же изготавливают поршни и крышку распределительной коробки. Цилиндры, которые устанавливаются в картер, отливают из специального чугуна, имеющего повышенную прочность. Их внутренние поверхности перед установкой хонингуют, доводя чистоту поверхности практически до «состояния зеркала». Материалы, из которых изготавливают поршни и цилиндры при работе образуют неплохую антифрикционную пару, не подверженную сильному износу.

Кроме деталей цилиндро-поршневой группы внутри картера и на его наружных стенках устанавливаются кривошипно-шатунный механизм, механизм газораспределения и др. При этом:

Собранный двигатель устанавливается на раму мотоцикла и крепится к ней двумя шпильками.

Техническое обслуживание

Как и любое транспортное средство, двигатели мотоциклов нуждаются в регулярном техническом обслуживании. Процедуры, связанные с регламентными работами, рекомендуется проводить через 2 тысячи километров пробега.

Перечень работ, которые необходимо проводить при техническом обслуживании моторов типа К-750, включает:

В эксплуатации до сих пор находится определенное количество мотоциклов с моторами, оснащенными карбюраторами К-37А, К-52 и др. Если в моторе мотоцикла имеется один из таких карбюратор, то при проведении технического обслуживания его также нужно проверить и при необходимости отрегулировать.

Неисправности

Одной из особенностей силовых агрегатов мотоциклов «Урал» является сравнительно частое появление мелких неисправностей, устранять которые необходимо достаточно оперативно. Затягивание с ремонтом может привести, и как правило приводит, к более серьезным поломкам и значительному увеличению стоимости работ по их устранению. Основные неисправности и причины их появления сведены в таблицу.

НЕИСПРАВНОСТЬ ПРИЧИНА ПОЯВЛЕНИЯ
Мотор не запускается. 1. Засорилась система подачи топлива.
2. Вышли из строя свечи зажигания (нагар и пр.).
3. Недостаточная компрессия в цилиндрах (зазоры клапанов, кольца и др.).
Силовой агрегат работает с перебоями. 1. Неравномерная подача топлива.
2. Вода в моторе или в топливе.
3. Засорились жиклеры или форсунки инжектора.
4. Неисправны свечи зажигания.
5. Нарушена целостность электропроводки.
6. Излишне обогащенная топливо-воздушная смесь.
Посторонний стук в двигателе. 1. Выставлено раннее зажигание.
2. Перегрев мотора.
3. Проблемы с поршнями и кольцами (неплотное прилегание и пр.).

Тюнинг

Оппозитный двухцилиндровый мотор мотоцикла «Урал» имеет большой потенциал для проведения технического тюнинга. Однако этот процесс рекомендуется осуществлять только на новом или качественно отремонтированном двигателе.

Кроме того, доработку его необходимо доверять только высококлассным специалистам, имеющим опыт в проведении подобных работ. Связано это с тем, что процесс увеличения мощности затрагивает практически все узлы мотора.

Так доработке необходимо подвергнуть:

Выполнив весь объем работ можно добиться существенного увеличения мощности двигателя, однако необходимо отметить, что при этом значительно возрастает расход топлива и снижается моторесурс. Поэтому такой тюнинг рекомендуется проводить только в случае, если мотоцикл предназначен для участия в спортивных состязаниях. Использовать его по другому назначению нецелесообразно.

Источник

Зачем мы строим самопалы? 8 лет из жизни Литрового Урала.

Когда-то, давным-давно, кажется, уже в другой жизни, в другой вселенной и совсем не мной, была начата постройка «мотоцикла своей мечты».

Наверное, даже все с большой буквы: Мотоцикла Мечты!

Начало этой истории можно посмотреть Здесь
К 2012-ому году мотоцикл стал выглядеть так:

Напомню, что цвет мотоцикла обуславливался имеющимися на него документами.
Документами на 8.103-30…. Зеленого цвета…..1987-го года выпуска)))) Об это позже.

Попытка съездить на Литре в Крым не увенчалась успехом. Из-за проблем с карбюраторами пришлось ехать на 720-ом моторе. О поездке в Крым 12-го года написано Здесь

К 2013-ому году мотоцикл ездил, не ломался, радовал меня в общем-то всем.

Была заменена оптика на вояжевскую, дополнительный свет сделали Демоны Спокойствия
Ими же были сделаны глушители. Первая версия прямотоков оказалась очень громкой. Вторая версия повторила свою конструкцию, но внутрь добавили флейты.
Мотоцикл обзавелся подогревом седла, и ручек

В том же году, устав от родных барабанных задних тормозов, был приобретен мост от Урал Ретро образца 2003-го года, для установки барабанной гидравлики от ВАЗ 2108.

Тормоза эти, пили мою кровь все это время и, как это не удивительно, проблема была в ужасном качестве отечественных деталей, начиная от кривизны самого барабана (проточен в 2020-ом) и заканчивая колодками и тормозным цилиндром производства LADA деталь. На данный момент колодки установлены японские, цилиндр итальянский.

На мотоцикле со временем появился вынос от Волка, вместо самодельных дуг по типу Урал Вояж.
Подробнее о изысканиях в вопросе передних дуг безопасности на Урал Волк написано в этой статье
Дуги работают, и работают отлично. Последний раз, возвращаясь с Казани в сентябре 2020-го, последние 100 км. ехал под стеной дождя, и перетормозив передком, растянулся на МКАД в 500 метрах от съезда к дому. Метров 10 мотоцикл отскользил по асфальту на боку, заминусовав только зеркало и поцарапав ручку сцепления.

Мотоцикл обрастал деталями, кофрами, стеклами, кастомными поворотниками, противотуманными фарами и т.д.
Воздушный фильтр был взят от поздних Волков (сковородка). Очень хотел поставить полностью хромированную бочку от ранних Волков под Кейхины… но она не встала с моим баком.

Приборная панель, вырезанная мной сапожным ножом! из цельного листа алюминия! и покрашенная из баллончика, быстро потеряла товарный вид…

Дядька Крувл, обтянул мне её кожей. Стало выглядеть закончено и аккуратно.

В это же время, устав бороться с передними тормозами от ИЖ Орион – поставил машинку и суппорт Бермбо.
Для этого была изготовлена проставка под диск и переходник под суппорт.


Другого фото, к сожалению, не сохранилось.

Удивительно, но мотоцикл начал тормозить! И тормозить очень бодро. Единственное, что напрягало, при резком зажатии тормоза, мотоцикл сильно нырял влево. Проблема была решена позже…

Сама вилка ИЖ Орион была собрана на японских сальниках, пружины поджаты пружинами от клапанов ВАЗ (….кажется это были они, выбирались из груды пружин по принципу совпадающего диаметра…)
В вилку было залито импортное вилочное масло и качалось каждое перо до 4 атмосфер…. После чего нареканий не нее не было. Так я её и продал несколько лет спустя. Но об этом позже.

В 13-ом или 14-ом году, Дядя Сережа сделал мне шикарную проводку, которая ездит, работает и радует меня до сих пор.

Где-то в это же время шестерни ГРМ были заменены на Герцог.

В 2015-ом году мотоцикл обзавелся спинкой пассажира и сиденьем для второго номера.
За основу была взята спинка от тех же Демонов Спокойствия, но подушка была изготовлена самостоятельно.
Сиденье пассажира делалось на основе седла Урал Волк. Для этого была изготовлена новая основа-переходник с багажника Урал Ретро, и сделана новая набивка.




Почему я не пишу о коробке передач.
А она была сделана Shlans-ом давно и ездила почти без нареканий. Поигравшись с передаточными числами в КПП – я пришел к идеи пятиступки с 3-й 1,56, 4-й 1,19 и 5-й 1:1. Она и возит меня до сих пор. В мыслях есть идея заменить пятую на 1,04….

В таком виде мотоцикл и уехал со мной жить в Нижний-Новгород.

В 2016-ом году, каждодневно передвигаясь по пробкам Нижнего Новгорода, а они там, к слову, похлеще Московских, я замучался ловить ныряющий при торможении мотоцикл. А тормозить в пробках приходилось часто и «в пол».
Были закуплены траверсы от Урал Волк (до этого стояли траверсы от Демонов Спокойствия под вилку Орион), вилка, колесо и куски крыла с креплением от Урал Вояж и началось сращивание всего этого с рамой от Волка и крыла от М-62.

Были изготовлены переходники под новые суппорта, под диски встали новые проставки, ось была переточена из задней от совнархоза (левая резьба попила крови из токарей в НН).

В траверсе Волк, отверстия под крепление фары от Вояжа были сделаны сквозными. Через них стали прикручиваться: фара, кронштейн дополнительного света, тройник для гидравлики.

Хомуты крепления крыла от Вояжа (более узкие, т.к. на Вояже и траверсы уже против Волковских) были приварены к крылу М-62. Крыло перекрашено.
Благодаря двум дискам спереди, мотоцикл прекратил нырять влево. Торможение стало равномерным и прямолинейным.
Вилка от Вояжа по сравнению с вилкой ИЖ Орион это как….. лом. Работает очень плохо, рывками, не гасит мелкие неровности и вообще ужас… Но с тех пор уже привык.

Было с нуля сшито новое седло пассажира. Шил сам, на допотопной машинке Зингер (чудо, а не машинка) Старое седло было слишком узким (наследие от Волка) и жестким. Новое получилось много шире и мягче. Пассажиркам ездить стало не в пример удобнее.


Давно хотел сделать тахометр… И сделал из тахометра от Газели в стакане от спидометра Урал Волк. В месте крепления приборки от Волка установил USB розетку.

Тахометр отработал пару недель, потом стал показывать погоду на Марсе, потом и вовсе умер.

На днях пришла ему замена из братского Китая. Будем посмотреть.

А потом…… Потом мотоцикл просто ездил…

В 2019-ом году, вернувшись из Нижнего Новгорода обратно в Москву, я озадачился посмотреть, что это за гул появился в моторе с недавних пор…


Оказалось, что ГРМ давно начало переваривать само себя. Как вам посиневшие от перегрева шестерни в месте перекладки распредвала?

Причиной, во-первых, была обойма переднего подшипника коленвала. На ней с рождения не было носика полива ГРМ маслом.

Второй причиной стал, как ни странно Киловатт…. Мельчайшие частицы резиновых демпферов привода Киловатта, коих я заменил за это время с десяток, забили собой все маслоканалы в картере, и маслоуловители на КВ. Так как на моторе никогда конструктивно не было масло фильтра – итого предсказуем….

И так, встал вопрос переборки мотора и установки нормальной маслосистемы с маслофильтром.
Так же был осуществлен переход на компоненты Киловась версии 5.0. Обещалось что течь он перестанет (а тек он всегда).

Медными трубками была протянута новая маслосистема.

А как вам такой маслозаборник образца 2019-го модельного года?

Установлен внешний маслофильтр.

Вас не смутило что мотоцикл стал черным? А он стал!

А все из-за документов на совнархоз, по которым он до сих пор числился.

В декабре 2019-го был куплен донор документов, Урал Волк 2001-го года.
Разобран до снования, отпескоструена и закатана в порошок рама и прочие детали.

Все навесное было перекрашено в черный металлик. т.к. при установки на учет донора мне не дали изменить цвет в документах.

После очередной сборки всего и вся на новой раме (не подходило вообще ничего, моя рама была конца 00-х годов, а новая оказалась лет на 8 старше) все опять зазвучало, заблестело и поехало как надо.

Вы думаете это конец? Нет это только новое начало!
Уже в работе полный ребилд головок, новая поршневая на 89 мм с кольцами от мерседеса (старые кольца были от дизельного Изузу и плохо подходили к этому мотору)
Ребилд карбюраторов, новый маховик дал задел для установки инжектора.
Что будет дальше? Покажет время.

Оборачиваясь назад, пытаюсь мысленно понять, когда же я перешел границу невозврата, и вот уже столько лет строю самопал? А главное – зачем? ))))

Источник

Ответы на популярные вопросы