Мощность двигателя ледокола ленин

Ленин (атомный ледокол)

«Ле́нин» — атомный ледокол, первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой. Ледокол был построен в СССР, в первую очередь, для обслуживания Северного морского пути.

Содержание

Постройка

Проект атомохода был разработан в ЦКБ-15 (п/я 619; ныне «Айсберг») в 1953—1955 годах (проект № 92) после принятия решения о строительстве атомного ледокола 20 ноября 1953 года Советом министров СССР. Главным конструктором был В. И. Неганов. Атомная установка проектировалась под руководством Игоря Ивановича Африкантова. Научным руководителем работ был назначен академик А. П. Александров. Корпусная сталь марок АК-27 и АК-28 была специально разработана в институте «Прометей» для ледоколов.

Из-за новизны оборудования во время проектирования возникли сложности с компоновкой машинного отделения. Было принято решение о создании макета машинного отделения из дерева. На этом макете отрабатывались компоновочные решения конструкторов, благо переделать тот или иной фрагмент помещений было достаточно просто и, без сомнения, куда дешевле, чем если бы это пришлось делать на строящемся судне.

Судно было заложено 25 августа 1956 года на судостроительном заводе им. А. Марти в Ленинграде. Главный строитель — В. И. Червяков.

Судовые турбины — Кировского завода. Главные турбогенераторы — Харьковский электромеханический завод. Гребные электродвигатели — ленинградский завод «Электросила».

Во время строительства и испытаний на борту атомохода побывали множество делегаций и представителей разных стран мира, в том числе премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан, вице-президент США Ричард Никсон, министры КНР.

Конструкция

Эксплуатация

Благодаря большой мощности энергетической установки и высокой автономности, ледокол уже в первые навигации показал прекрасную работоспособность. Применение атомного ледокола позволило существенно продлить срок навигации.

С 4 ноября 1961 года капитаном ледокола стал Б. М. Соколов.

Обладал хорошей ледопроходимостью. Только за первые 6 лет эксплуатации ледокол прошел свыше 82 тысяч морских миль и самостоятельно провел более 400 судов. За всё время эксплуатации прошел 654 тыс. миль, из них во льдах 563,6 тыс. миль.

Ледокол «Ленин» проработал 30 лет и в 1989 году был выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в Мурманске. Сейчас на ледоколе действует музей, ведутся работы по расширению экспозиции.

Источник

Атомный ледокол Ленин

«Ленин» связал запад и восток страны: даже тяжелые арктические льды не могли помешать судну проследовать кратчайшим морским путем от европейской части к Дальнему Востоку.

Большая мощность энергетической установки позволяла преодолевать льды толщиной до 2,5 метра с июня по октябрь. Событию, которое произошло 5 декабря 1957 года, предшествовали 4 года напряженной работы лучших специалистов страны.

Над уникальным проектом работал коллектив ученых во главе с физиком Анатолием Петровичем Александровым, а строилось судно на верфи Адмиралтейского завода в Ленинграде.
В течение сжатых сроков над ледоколом трудились сотни монтажников и сварщиков из разных предприятий страны.

Перед строителями стояло несколько задач: во-первых, изготовление уникального энергетического оборудования, во-вторых, создание корпуса небывалой до сих пор прочности и, в-третьих, полная автоматизация процессов управления энергетической системой.

Атомный ледокол «Ленин», первое в мире судно гражданского назначения с ядерной силовой установкой, бороздило льды Арктики 30 лет. За это время атомоход прошел 654,4 тысяч морских миль и провел через льды 3741 судно. В 1989 году ледокол «Ленин» причалил к Мурманску, где и был поставлен на вечную стоянку. На момент создания ледокола его многие технические решения были абсолютно новаторскими.

2. Экономия топлива

3. 44 тысячи лошадиных сил

4. Защита от радиации

Присутствие на корабле ядерной установки не должно было представлять угрозу для окружающей среды и личного состава судна. По этой причине ледокол был сконструирован таким образом, что толстый слой воды, стальные плиты и бетон надежно защищали обслуживающий персонал от радиации.

5. Автоматическая работа

Особые обводы для носовой части позволяли ледоколу легче раздвигать ледяные поля в Ледовитом океане, благодаря давлению на лед. В то же время кормовая оконечность была спроектирована таким образом, что проходимость во льдах обеспечивалась при заднем ходе. При этом винты и руль получили надежную защиту от ударов льда.

7. Балластная система против ледового плена

В некоторых случаях во льдах застревают борта судна. Проектировщики атомохода «Ленин» предугадали и это: на ледоколе были установлены специальные системы балластных цистерн.

Системы действовали следующим образом: когда из одной цистерны одного борта перекачивали воду в цистерну другого борта, то судно, раскачиваясь из стороны в сторону, ломало и раздвигало лед бортами.

В носу и в корме была установлена такая же система цистерн. Если нос ледокола все-таки застрянет, можно перекачать воду из кормовой цистерны в носовую. В этом случае давление на лед увеличится, и он сломается.

8. 75 километров труб

Это трудно представить, но для атомохода потребовалось несколько тысяч труб различной длины и диаметра. Если бы их можно было вытянуть в одну линию, их общая длина составила бы 75 километров.

Установка тяжелого пера руля оказалась чрезвычайно сложной задачей для строителей. Все из-за сложной конструкция кормовой оконечности атомохода.

Чтобы не рисковать в условиях уже закрытой верхней палубы, строители решили для начала попробовать установить более легкий деревянный макет таких же размеров. После того, как расчеты подтвердились, многотонную деталь водрузили на ее место.

10. Взлетно-посадочная площадка

Атомное ледокольное судно «Ленин» было спроектировано таким образом, что на площади длиной 134 метра и шириной 27,6 метра нашлось место и для взлётно-посадочной площадки для вертолетов ледовой разведки. Находится площадка в кормовой части.

Читайте также:  Камаз 4308 мощность двигателя

Источник

Атомный ледокол «Ленин»

Атомный ледокол «Ленин» — первое в мире судно гражданского назначения с ядерной силовой установкой. Он был спроектирован и построен для обслуживания Северного морского пути (кратчайшего морского пути между Дальним Востоком и европейской частью России) и экспедиционного плавания в Арктике.

Постановление о строительстве атомного ледокола было принято Советом министров СССР 20 ноября 1953 года. Необходимость в таком ледоколе ощущалась очень остро. Запаса топлива действующим в середине XX века дизельным ледоколам хватало максимум на месяц хода, что было недостаточно для северной навигации. Поэтому требовалось судно, которое могло бы сопровождать караваны судов более продолжительное время.

Проектирование атомного ледокола возлагалось на ленинградское ЦКБ-15 (впоследствии ЦКБ «Айсберг», ныне ПАО «ЦКБ «Айсберг», Санкт-Петербург). Главным конструктором ледокола был назначен Василий Неганов.

Разработка проекта атомной паропроизводящей установки (АППУ) поручалась ОКБ Горьковского завода № 92 (ныне Акционерное общество «Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения им. И.И. Африкантова», Нижний Новгород). Главным конструктором АППУ был утвержден Игорь Африкантов. Научное руководство проектом ледокола возлагалось на Анатолия Александрова.

К разработке основных элементов ядерной энергетической установки были привлечены: ОКБ-12 (ныне АО «Авиационная электроника и коммуникационные системы» (Москва), системы управления и защиты реактора), Специальное конструкторское бюро котлостроения Балтийского завода (ныне ОАО «СКБК» (Санкт-Петербург), парогенераторы), Всесоюзный институт авиационных материалов (ныне Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов (Москва), твэлы активной зоны реактора), СКБ Ленинградского Кировского завода (главные турбины), ленинградский завод «Электросила» (главные турбогенераторы и электродвигатели), Калужский турбинный завод (вспомогательные турбогенераторы), Центральное конструкторское бюро арматуростроения (ныне ЦКБА (Санкт-Петербург), арматура) и др. Форма обводов корпуса отрабатывались в ледовом бассейне Арктического и Антарктического научно-исследовательского института. Всего в создании первого атомного ледокола принимали участие свыше 500 предприятий и организаций страны.

В его конструкции были реализованы сложные задачи по созданию энергетической установки и корпуса с необычайной прочностью, а также решение автоматизации управления ядерной установкой.

Строительство атомного ледокола поручили ленинградскому «Адмиралтейскому заводу» (ныне АО «Адмиралтейские верфи», Санкт-Петербург). Атомоход был заложен на верфи завода 27 июля (по другим источникам 24 августа) 1956 года. 5 декабря 1957 года ледокол был спущен на воду и достраивался у стенки завода. В августе 1959 года состоялся физический пуск реакторов. 12 сентября атомоход вышел на ходовые испытания в Финский залив.

3 декабря 1959 года по их окончании Государственная комиссия приняла ледокол «Ленин». В тот же день на нем был поднят государственный флаг СССР. С этой даты ведется отсчет не только биографии первого атомного ледокола, она отмечается как День рождения отечественного атомного ледокольного флота.

Во время строительства и испытаний на борту атомохода побывало множество делегаций и представителей разных стран мира, в том числе кубинский лидер Фидель Кастро, премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан, тогда вице-президент США Ричард Никсон, министры КНР.

На ледоколе были установлены две автономные вспомогательные электростанции с пятью вспомогательными турбогенераторами и резервным дизель-генератором. Управление механизмами, устройствами и системами — дистанционное. Оно осуществлялось автоматически, непосредственно из ходовой рубки. Отсюда поддерживался и необходимый режим работы реакторов.

Для того чтобы ледокол не застрял во льду, на нем установили специальные системы балластных цистерн. Когда из цистерны одного борта перекачивали воду в цистерну другого, судно начинало раскачиваться. Тем самым борта ломали и раздвигали лед. Такая же системе цистерн была размещена в носу и корме атомохода.

Экипажу ледокола были созданы хорошие бытовые условия для длительного арктического плавания. Каюты были рассчитаны на одного-двух человек. На судне располагались сауна, музыкальный салон с роялем, библиотека, зал для просмотра кинофильмов, курительный салон. Интерьер атомохода был полностью отделан карельской березой и кавказским орехом. Ледокол был сконструирован таким образом, что толстый слой воды, стальные плиты и бетон надежно защищали экипаж и окружающую среду от радиации.

Ледокол «Ленин» вошел в состав Мурманского морского пароходства и с 1960 года начал осуществлять проводку судов по трассе Северного морского пути. С момента спуска на воду и до 1961 года первым атомоходом командовал Павел Пономарев, а затем, вплоть до вывода из эксплуатации — Борис Соколов.Первая арктическая навигация атомного ледокола началась 19 августа 1960 года и длилась три месяца 10 дней (до 24 октября). За это время он прошел 10 тысяч миль, из которых более семи тысяч — в тяжелых ледовых условиях Карского моря и моря Лаптевых, провел 92 транспортных судна.

После окончания следующей арктической навигации, поздней осенью 1961 года, атомоход впервые произвел доставку и высадку зимовщиков на льдину, обеспечив организацию дрейфующей полярной станции «Северный полюс-10». Предыдущие полярные станции высаживались на лед с помощью самолетов.

В последующие годы атомный ледокол «Ленин» взламывал перед началом навигации Енисейскую ледовую перемычку и припай в проливе Вилькицкого на полмесяца раньше естественного таяния льдов. Это позволяло увеличивать продолжительность навигации на несколько недель. С атомохода неоднократно осуществлялась расстановка дрейфующих автоматических радиометеостанций по границам паковых льдов. С борта ледокола велись важные научные исследования.

За первые шесть лет эксплуатации ледокол прошел во льдах свыше 62 тысяч морских миль и самостоятельно провел 457 судов. За это время на ледоколе в процессе опытной эксплуатации ядерной энергетической установки (ЯЭУ) выявились ее конструктивные недостатки, проблемы комплектации и компоновки оборудованием. Кроме того, были случаи выхода оборудования из строя.

В 1966 году по результатам эксплуатации было принято решение заменить старую трехреакторную атомную паропроизводящую установку на более совершенную двухреакторную. Замена ЯЭУ ледокола «Ленин» прошла в 1967-1970-х годах на предприятии «Звездочка» в Северодвинске. Для этого был разработан специальный способ агрегатного удаления всей атомной установки в сборе без нарушения ее герметичности в месте захоронения через отверстие, прорезанное в днище корабля. Подобная агрегатная выгрузка реакторного отсека ледокола позволила сократить сроки демонтажа установки и расходы на него, исключить возможность радиационного облучения персонала.

Читайте также:  Дребезг в двигателе приоры

Для вписывания и стыковки новой реакторной установки в корпус ледокола из 675 помещений судна 204 были сформированы вновь или полностью переоборудованы. При модернизации было установлено 6,2 тысячи единиц новых механизмов и оборудования, из них свыше 30 головных образцов основного оборудования.

После проведения всех работ 21 июня 1970 года ледокол «Ленин» вышел в арктическую навигацию. В том же году атомоход и его экипаж начали первую продленную навигацию на главной трассе Севморпути Мурманск — Дудинка — Мурманск. Через полгода ледокол осуществил сверхранний высокоширотный переход по Северному морскому пути до порта Певек. В 1976 году он совершил первый Ямальский экспериментальный рейс к мысу Харасавэй. «Ленин» первым из атомных ледоколов достиг годового рубежа непрерывной эксплуатации.

В 1989 году атомоход совершил свой последний рейс в Арктику. Ледокол «Ленин» на пять лет превысил отпущенный ему проектом срок эксплуатации и отработал на ледовых трассах 30 лет. Он участвовал в 26 арктических навигациях, провел 3741 транспортное и ледокольное судно, прошел 654,4 тысячи морских миль (в том числе 563,6 тысячи — во льдах) — расстояние, которое составляет 30 кругосветных путешествий по экватору. В результате ввода в строй атомного ледокола навигация в западном районе Арктики была продлена с трех до 11 месяцев. Кроме того, атомоход стал кузницей практической подготовки кадров для атомного морского флота России, способствовал становлению инфраструктуры базового обслуживания атомных судов.

Работа ледокола подтвердила высокую эффективность использования ядерной энергии на судах ледокольного флота. Успешная эксплуатация первого атомного ледокола положила начало развитию новой отрасли — гражданскому атомному судостроению.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1974 года за большой вклад в обеспечение арктических перевозок народно-хозяйственных грузов и использование атомной энергии в мирных целях атомный ледокол «Ленин» был награжден орденом Ленина.

В 1989 году атомоход был выведен из эксплуатации, и над ним нависла угроза утилизации. Однако ветераны атомного ледокольного флота, общественные деятели Мурманска сумели отстоять его от уничтожения.

Госкорпорация «Росатом», которой с 2008 года принадлежит атомный ледокольный флот страны, профинансировала реставрацию атомохода, его радиационную очистку и постановку к причалу у Морского вокзала Мурманска.

После продолжительных технических мероприятий и реставрации 3 декабря 2009 года, на ледоколе «Ленин» был открыт музей. 6 мая 2015 года на его борту состоялась церемония открытия мультимедийного музейно-образовательного комплекса — «Арктик Экспо Центр» — Атомный ледокол «Ленин», а 3 июля того же года атомоход получил информационный знак «Морское наследие России».

В январе 2016 года он был включен в единый государственный реестр памятников культурного наследия федерального значения

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник

Самое интересное в истории Российского флота

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Атомный ледокол «Ленин»

3 декабря 1959 года — вступил в строй атомный ледокол «Ленин» — первое надводное судно с ядерной силовой установкой. В истории мирового судоходства открылась эпоха использования атомных энергетических установок. В 1991 году эта дата была объявлена Днем атомного ледокольного флота России. Одновременно это было наглядным свидетельством крупного индустриального и технологического прорыва Советского Союза, который произошел всего за год до полета человека в космос, а ныне это важная веха в истории развития страны.

Потребность в атомных ледоколах и их преимущества

Интенсивное индустриальное развитие восточных регионов нашей страны в послевоенные годы потребовало создания надежной транспортной системы в Арктике. Опыт предыдущих экспедиций показал, что для расширения сроков арктической навигации и увеличения объемов перевозок по северным морям, необходимы мощные ледоколы способные длительное время работать во льдах. Смотрите статью о Карской экспедиции 1919 года.

Атомный ледокол «Ленин» был построен для обеспечения эффективной работы Северного морского пути в условиях сложной ледовой обстановки. Однако уже тогда, в разгар «холодной войны», его присутствие в северных морях имело для нас и большое оборонное значение. Наличие ледокола с неограниченным радиусом действия значительно расширило наши возможности по контролю за обстановкой в Арктике, которую многие мировые державы и сейчас рассматривают как перспективный театр боевых действий против нашей страны.

Автономность паровых ледоколов в то время была всего 2-4 недели, хотя запасы топлива на них достигали 30% водоизмещения. Естественно, они не могли далеко уходить от своих пунктов снабжения. Создание ледоколов с дизельной энергетической установкой позволило увеличить автономность примерно до 50 суток. Но в суровых условиях Арктики и этого было не достаточно. Были случаи, когда караваны судов зимовали в полярных льдах только потому, что запасы топлива на ледоколах иссякали раньше времени.

Атомная энергетическая установка могла обеспечить ледоколу автономность до 12 месяцев. Учитывая это, Совет министров 20 ноября 1953 года принял решение о строительстве атомного ледокола и поручил его разработку ЦКБ «Айсберг», которое с 1947 года занималось проектированием ледоколов и судов для Арктики. Главным конструктором был назначен В.И. Неганов. Атомная установка создавалась под руководством И.И. Африкантова. Научным руководителем работ стал академик А.П. Александров. Это были талантливые и опытные ученые, обладавшие к тому же большими организаторскими способностями.

Постройка

Размеры атомохода были выбраны с учетом обеспечения его наилучших мореходных качеств: длина 134 м, ширина 27,6 м, мощность на валу 44 000 л.с., водоизмещение 16000 т, скорость хода 18 узлов на чистой воде и 2 узла во льдах толщиной более 2 метров. В целом, это гладкопалубное судно с удлинённой средней надстройкой и двумя мачтами, в кормовой части размещена взлётно-посадочная площадка для вертолётов ледовой разведки. Управление механизмами, устройствами и системами — дистанционное. Экипажу созданы все условия для комфортного проживания.

Читайте также:  Классы изоляции асинхронных двигателей

Торжественная закладка судна состоялась в 1956 году на Ленинградском судостроительном заводе им. Андре Марти (с 1957 года Адмиралтейский завод). Детали и агрегаты для него изготавливали заводы всей страны: судовые турбины — Кировского завода, главные турбогенераторы из Харькова, гребные электродвигатели от ленинградской «Электросилы». Всего около 300 предприятий и НИИ. Наступило 5 декабря 1957 года. С полуденным выстрелом сигнальной пушки Петропавловской крепости раздается команда «Приступить к спуску!» Когда ледокол сошел на воду, на его флагштоке взвился красный флаг.

Ввод в строй

С утра 12 сентября 1959 года у заводского достроечного причала на набережной Невы собрались сотни людей. На борту атомохода шли последние приготовления к отплытию. Наконец, раздалась команда: «Отдать швартовы!» Буксиры отвели украшенный флагами расцвечивания атомоход от причальной стенки завода к середине Невы. Традиционный прощальный гудок. Незабываемая, долгожданная, волнующая минута! Счастливого плавания! — желали адмиралтейцы уходящему ледоколу. — Спасибо за отличную работу! — ответил взволнованно капитан П.А. Пономарев.

Десятки тысяч ленинградцев в течение двух дней любовались красавцем-ледоколом, стоявшим у моста лейтенанта Шмидта. Наш атомный ледокол «Ленин» будет ломать не только льды океанов, но и льды «холодной войны». Он будет прокладывать путь к умам и сердцам народов, призывая их совершить поворот от соревнования в гонке вооружений к соревнованию в использовании атомной энергии на благо человека, так написал в книге посетителей один из гостей ледокола.

Наконец, 3 декабря 1959 года капитан первого в мире атомного ледокола «Ленин» получил документы Регистра. В этот же день был подписан акт о приемке судна в эксплуатацию, и ледокол вступил в строй, знаменуя собой колоссальный прорыв в судостроении 60-х годов. Свое первое плавание атомоход совершил вокруг Скандинавии к порту приписки – Мурманску. Его первая навигация началась 14 июля 1960 года и продолжалась 3 месяца и 10 дней. За это время он провёл через льды 92 судна, показав прекрасную мореходность и способность обеспечить судоходство в экстремальных условиях.

Этим уникальным судном гордилась вся страна. Еще во время строительства его охотно показывали зарубежным гостям. Все посетившие его, будь то президент Финляндской республики Урхо Кекконен или премьер-министр Англии Гарольд Макмиллан, вице-президент США Ричард Никсон или представители деловых кругов разных стран, отмечали, что Советский Союз идет впереди в области мирного использования атомной энергии.

Тяжелые аварии и их устранение

Шесть лет ледокол «Ленин» бессменно трудился на самых сложных участках Северного морского пути и провел за это время более 400 судов. Тем не менее, ему, как и большинству головных судов любого нового проекта были присущи свои недоработки и проблемы, что отнюдь не умаляет заслуг его творцов и создателей. В процессе эксплуатации на ледоколе произошли две крупные аварии, к счастью, без человеческих жертв. Первая случилась в феврале 1965 года, когда атомоход был поставлен на плановый ремонт и перезарядку реакторов.

В результате ошибки операторов, активная зона реактора на какое-то время осталась без охлаждающей воды, что вызвало перегрев и частичную деформацию 60 % тепловыделяющих сборок. Поврежденный блок реактора был вырезан и помещен в специальный контейнер. Два года этот контейнер хранился на берегу, а в 1967 году его затопили в заливе Цивольки у восточного берега Новой Земли. Ледокол отремонтировали, и он продолжал успешно трудиться в Арктике.

Атомный ледокольный флот России

Летом 1971 года атомоход стал первым надводным судном, которое смогло обойти архипелаг Северная Земля с северной стороны. В 30-е годы при мощности ледоколов в 5 тыс. л.с. сроки навигации были полтора месяца, ледокол Ленин мощностью 44 тыс. л.с, увеличил их до семи месяцев. А сейчас при наличии нескольких мощных атомных ледоколов навигация в Западном секторе Арктики стала круглогодичной. Ледокол «Ленин» проработал 30 лет. В 1989 году его вывели из эксплуатации, а в 2005 году переоборудовали в музей и поставили на вечную стоянку в Мурманске.

На смену «Ленину» в 1975 году пришли ледоколы типа «Арктика», а 21 октября 2020 года был поднят государственный флаг России на самом крупном в мире атомном ледоколе проекта 22220 «Арктика». Перед этим он прошел к Северному полюсу и подтвердил возможность своей эффективной работы в самых трудных ледовых условиях. Одновременно начато строительство серии из четырех судов этого проекта. А на дальневосточной верфи «Звезда» уже заложен ледокол «Россия», который будет в два раза мощнее «Арктики». Это еще более усилит бесспорное лидерство России на просторах Северного ледовитого океана.

В настоящее время Россия наращивает свои военно-морские силы в Арктике, но и они не могут эффективно работать без помощи ледоколов. Об этом же говорит и опыт Великой Отечественной войны, читайте статью Ледоколы в битве за Арктику. В связи с этим предлагается ввести новый класс боевых кораблей – вооруженный «эскадренный ледокол». В качестве первого шага по реализации этого проекта введен в строй патрульный корабль ледового класса «Иван Папанин».

Он может преодолевать лед толщиной до полутора метров, имеет артиллерийское вооружение и совмещает в себе качества патрульного корабля, ледокола и мощного буксира. Появление таких кораблей в составе Северного флота значительно расширит его боевые возможности и позволит действовать по всему Северному Ледовитому океану почти в любой ледовой обстановке. Эти корабли смогут самостоятельно выполнять боевые задачи, и будут веским аргументом против любого противника в арктических водах.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

В настоящее время довольно громко звучат голоса экологов, протестующих как против атомных электростанций, так и против кораблей с атомными энергетическими установками. А что Вы, уважаемый читатель, думаете по этому поводу?
Поделитесь своим мнением в комментариях к этой статье. Это будет интересно всем!

Источник

Ответы на популярные вопросы
Adblock
detector