Мощность двигателя лодочного мотора

Содержание
  1. Мощность двигателя лодочного мотора
  2. Как выбрать мотор для лодки
  3. Содержание:
  4. 2 способа движения лодки
  5. Главные характеристики лодочных моторов
  6. Как мощность двигателя зависит от длины лодки?
  7. Полезные советы
  8. Выбираем мощность лодочного мотора
  9. Как выбрать подвесной лодочный мотор если они бывают разной мощности, а именно, начиная от 2 и заканчивая 300 лошадиными силами.
  10. Мощность лодочного мотора
  11. Размера лодки и мощность мотора
  12. Применение моторов 10 – 30 л.с.
  13. Применение моторов более 30 л.с.
  14. Выбор мотора для лодки
  15. Лодочные моторы
  16. Типы лодочных моторов
  17. Винтовые
  18. Турбинные
  19. Регулировка погружения винта
  20. Физические параметры лодки и двигателя
  21. Вес и габариты лодочного мотора
  22. Вес и длина лодки
  23. Типы крепления лодочного мотора
  24. Подъем мотора
  25. Характеристики лодочных моторов внутреннего сгорания
  26. Количество цилиндров
  27. Рабочий объем
  28. Расход топлива
  29. Тип топлива
  30. Топливный бак
  31. Тип системы смазки
  32. Система подачи топлива
  33. Выхлопная система
  34. Запуск
  35. Лодочные моторы с электронной системой зажигания
  36. Лодочные моторы с турбонаддувом
  37. Генератор
  38. Характеристики электромоторов
  39. Аккумулятор
  40. Максимальный ток
  41. Важные характеристики
  42. Мощность
  43. Аварийный выключатель
  44. Максимальное число оборотов в минуту
  45. Редуктор лодочного мотора
  46. Количество скоростей
  47. Охлаждение лодочного мотора
  48. Передача
  49. Индикаторы
  50. Управление
  51. Разновидности систем управления
  52. Дистанционные системы управления судном
  53. Эксплуатация
  54. Передвижение по мелководью
  55. Чехол сумка для транспортировки

Мощность двигателя лодочного мотора

Подвесные лодочные моторы.
Выбор двигателя для надувной лодки.

Ну вот, пройдя все муки выбора, вы все-таки стали счастливым обладателем лодки и, казалось бы, осталось совсем немного для полного счастья – приобрести еще и лодочный мотор.

Но не все так просто, как кажется на первый взгляд, так как выбор лодочного мотора – задача не менее трудная.

Сделав правильный выбор, вы сможете не только сэкономить на топливе, но и сберечь нервы и здоровье. Вот два крайних случая: недостаточно мощный мотор и лодочный мотор с избыточной мощностью.

В первом случае, при недостаточной мощности, ее самом минимальном значении, у вас будут проблемы при выходе в режим глиссирования, например, против несильного ветра, против течения, при неправильном размещении груза в лодке.

Но вернемся к главному. Как же выбрать правильный лодочный мотор?

О минимальной мощности лодочного мотора.

Рассчитаем минимальную мощность двигателя, то есть мощность, которой будет достаточно для выхода на глиссирование при обычной загрузке.

Что мы имеем в виду под обычной загрузкой? Это количество пассажиров, вес самой лодки, мотора, багажа, запасного бензина и оборудования. Далее суммируем все веса и делим на 30, если лодка имеет малую килеватость, то есть днище практически плоское.

Соответственно, делим на 25 при большой килеватости лодки. У современных лодок ПВХ в большинстве случаев имеется надувной киль, вполне прилично выступающий на днище, поэтому было бы правильнее брать цифру 28-29, но расчет будем вести по лодке, имеющей практически плоское дно.

Для примера сделаю расчет для своей лодки Дека. Вес лодки 25 кг, мотор 24 кг, рыболов 80 кг, снасти, бензин, запчасти 25 кг.

Итого: (25+24+80+25)\30 = 5, 1 лошадиных сил.

На этой лодке я пользуюсь мотором Меркури 5. Для рыбалки, когда один в лодке вполне хватает. Если груз разместить равномерно и мотор прогрет, то на глиссер выходит хорошо, идет стабильно, скорость около 30 км/ч по течению и ветру. То есть, как вы видите, расчетные данные совпадают с реальной эксплуатацией.

Это, что касается глиссера. Но, как мы уже говорили, на лодку можно поставить мотор меньшей мощности, ведь не всем нужен глиссирующий режим, хотя, лично я не понимаю смысла в таком тандеме.

Если только недостаток денежных средств, а покататься на лодке хочется. Так вот, в данном случае давайте рассчитаем минимально допустимую мощность двигателя, который можно эксплуатировать на определенной лодке.

Берем максимальную загрузку нашей лодки (по паспорту), в моем случае 400кг, плюс вес самой лодки и все это делим на 30. Кстати, это получилась мощность мотора, нужная для глиссирования полностью загруженной лодки. От полученного числа берем 1\4 часть.

(400+25)\30)\4 = 3,5 лошадиных сил.

В итоге, с такой лодкой и загрузкой это будет минимально допустимая мощность мотора. С более слабым лодочным мотором вы рискуете при внезапной перемене погоды в худшую сторону просто не добраться до берега.

О максимально возможной мощности двигателя для вашей лодки.

По поводу предельной мощности лодочного мотора, применяемого на определенной лодке можно сказать, что его мощность никак не должна быть больше максимально допустимой, отмеченной на бирке вашего транца.

Конечно же, производитель лодки заложил больший предел прочности, чем указан на бирке. Но заранее подвергать себя и пассажиров неоправданному риску, устанавливая больший по мощности мотор, а вам это надо?!

Мало того, что лодка может просто банально разрушится от повышенных нагрузок, особенно, в районе транца, так же вы можете потерять управляемость и просто перевернуться. Поэтому, мы рекомендуем вам не превышать допустимой мощности, указанной заводом-изготовителем.

Возьмем, к примеру, эту же лодку Дека 2.90. По паспорту, максимальный вес, который можно перевозить на лодке – 400 кг. Плюс вес лодки – 25кг.

Итого: (400+25)\30 = 14,2 лошадиных сил, то есть пятнашка. В вес 400 кг входит все, что мы описывали выше с максимальным количеством пассажиров – 2. Практически, разница в 2 раза. С 8-сильным мотором, однозначно, при полной загрузке глиссера не будет. Но и 15-ку ставить на такую лодчонку я бы не рискнул.

Допустимый вес груза в лодке.

Теперь давайте посчитаем, сколько полезного веса можно взять с собой в лодку, чтобы можно было передвигаться в глиссирующем режиме. Сложим массу лодки и мотора, приплюсуем вес пассажиров. Применим это к конкретной мощности двигателя Р. В моем случае Р=5 и один человек в лодке.

Итого: 30х5 – (25 + 24 +80) = 21кг

Это вес груза, с которым я должен выйти на глиссер, что собственно, и есть на самом деле. С 8-сильным мотором, что является максимальной мощностью для моей лодки (по бирке):

30х8 – (25+24 +80) = 111кг.

То есть с 8-сильным мотором я смогу взять в лодку еще 1 человека с грузом и свободно передвигаться в глиссирующем режиме.

Теперь у вас не должно быть трудностей при решении, какую лодку и мотор вам брать. Сразу, перед покупкой, определитесь, будете ли вы чаще всего находиться в лодке один, или с пассажирами, вес лодки и мотора всегда можно найти через интернет.

Какой фирмы лодка предпочтительней, все зависит от вашего кошелька и отзывов владельцев. Моторы известных марок практически все достаточно надежны при правильной обкатке и эксплуатации.

Можно только заметить, что при выборе и покупке мотора, обязательно сразу же купите запасную свечу, масло для редуктора, узнайте, есть ли возможность приобрести винт и в какие сроки. Случаев поломки винта о камни и другие предметы вполне предостаточно, поэтому наличие запасных винтов в продаже меня бы несколько успокоило.

В следующей статье мы рассмотрим разницу между двухтактным и четырехтактным мотором и как его правильно установить на транец лодки.

Источник

Как выбрать мотор для лодки

Содержание:

Рыбалка — отличный досуг. А рыбалка с надувной лодки — досуг еще лучше. Представьте: вы – на ровной глади озера или реки с небольшим течением. Покой и умиротворение. И только самые приятные ощущения. И каждый раз рыбалка – это сплошное удовольствие. И вот вы решили пригласить друга, но не учли, что мощности вашего лодочного мотора не хватит, чтобы доплыть до нужного места. Что же получается? Все просто: купленный мотор имеет слишком маленькую мощность и рассчитан на одного человека в лодке. Значит, чтобы рыбачить в приятной компании, вам придется купить лодочный мотор помощнее. О том, как не оказаться в такой ситуации и сразу правильно подобрать лодочный мотор для совместной рыбалки или поездки на лодке, мы расскажем далее.

2 способа движения лодки

Сначала вспомним немного теории. Существует два варианта движения лодки:

Главные характеристики лодочных моторов

Приведем еще примеры на соотношение мощности мотора и скорости лодки.

Если вы собираетесь отдыхать в одиночку, то вам подойдет мотор на 5 л.с. (груз учитывается). Тогда наибольшая скорость при глиссировании будет около 20 – 25 км/ч. А вот лодочного мотора с мощностью 4 л.с. уже может не хватить для такого способа движения.

Если в лодке 2 человека плюс поклажа, потребуется мотор около 9 – 10 л.с. Максимальная скорость при глиссировании будет 25 – 35 км/ч. Мощный мотор на 15 л.с. брать нецелесообразно: скорость возрастет буквально на 2 км/ч, а вот расход топлива увеличивается сильно.

Совет специалиста. Транец — важнейшая часть надувной лодки, к которой крепится мотор. Обязательно учитывайте его толщину: от нее зависит, мотор какой мощности можно закрепить на лодке. А именно – под двигатель мощностью до 15 л.с. толщина транца должна быть от 25 см, для более мощных двигателей — от 35 см.

Место рыбалки или отдыха также стоит принять во внимание: для диких мест, например, заросших озер или прудов, с трудным доступом к воде рекомендуется компактный и довольно легкий двухтактный двигатель. Если же трудностей с погружением двигателя в воду нет, то подойдет четырехтактный.

Как мощность двигателя зависит от длины лодки?

Зависимость между этими двумя параметрами прямая: чем длиннее лодка, тем более мощный двигатель для нее нужен. Однако и тут есть некоторые нюансы. Рассмотрим их подробнее.

Полезные советы

Выбор лодочного мотора — очень ответственное дело, от которого зависит успех вашей поездки или рыбалки и полученное от отдыха удовольствие. На нашем сайте представлены качественные модели моторов, приобретя которые вы надолго забудете о расходах на новый двигатель. Сделать заказ очень просто — по телефону 8-800-333-83-28.

Источник

Выбираем мощность лодочного мотора

Страна изготовитель

В магазинах Санкт-Петербурга продают моторы производства таких стран, как Россия, Китай, Япония и США. Российские не отличаются высокой мощностью и помимо этого, их почти не продают в новом виде. С китайскими тоже все ясно. Это значит, что с уверенностью можно покупать мотор производства Японии или США. Несмотря на всеобщее мнение, что Tohatsu являются надежными, Yamaha отличаются тишиной, Honda очень надежные, мощные и тихии моторы. Важно, чтобы мотор работал соответственно установленной мощности и прослужил как можно дольше без поломок. Самая большая стоимость среди всех производителей является у Honda, остальные же имеют сравнительно одинаковые цены.

Далее ознакомимся с таким важным понятием, как глиссирование. Это специальный режим в работе лодки, когда лодка набирает определенную скорость, передний край ее поднимается над водой, что способствует меньшей сопротивляемости волнам и лодка может увеличивать свою скорость. Этот режим помогает сэкономить расходы бензина благодаря преодолению сопротивления воде, даже несмотря на увеличение количества оборотов двигателя.

Следует отметить, что глиссированием не является приподнятый нос лодки. Во время глиссирования лодка плывет плывет параллельно глади воды и нос лишь слегка приподнимается. Выход на глиссирование ПВХ лодки происходит при достижении скорости около 15 километров в час и больше, что зависит от природных факторов и физических особенностей лодки. Цельнометаллическая лодка достигает глиссирования на еще большей скорости.

Читайте также:  Двигатель на 6 киловольт

Как выбрать подвесной лодочный мотор если они бывают разной мощности, а именно, начиная от 2 и заканчивая 300 лошадиными силами.

Моторы 2-6 лошадиных сил.

Такие моторы предназначены для плавания на небольших озерах или для рыбалки когда не требуются большие скорости. Данные одноцилиндровые моторы имеют способны разгоняться не более чем 10-15 км в час. Они очень легкие и экономичные. Примечательно, что на такие моторы не требуется наличие прав. Глиссирование таким моторам недоступно, только в редких случаях моторам 5-6 л.с. удавалось выйти в этот режим. Моторы очень быстро изнашиваются если работают в течение длительного времени на полной мощности, а во время холостого движения работают нестабильно. Все это объясняется тем, что двигатель является одноцилиндровым.

Моторы 8-15 лошадиных сил.

Это двухцилиндровые моторы весом до 35 кг, с поднятием которого может справиться один человек. Подходят для лодок до 360 см длиной. Могут выходить на глиссирование. Вполне пригодны для многодневных путешествий на водоемах, а также заплывать на не слишком дальние расстояния. При обычной скорости затраты топлива составляют от 3 до 6 литров в час. Двигаясь в режиме троллинга, на целый день может хватить 10 литров. Стоимость таких моторов японского производства составляет от 60 до 80 тысяч.

Моторы 20 л.с. и больше.

Чтобы постоянно не переносить мотор в 20 лошадиных сил, его зачастую устанавливают на цельнометаллических лодках. Некоторые рыбаки ставят ставят по два мотора одновременно. Например, имея мотор 25 л.с. можно плавать по волнам, а с 5 л.с. ловить рыбу в режиме троллинга.

Двухтактные или четырехтактные моторы.

Примечательно, что двухтактный требует больше затрат топлива, чем четырехтактный, кроме этого, масло и бензин необходимо вначале перемешать, работает значительно громче.

Оба этих мотора бывают мощностью начиная от 2 лошадиных сил. Для любителей тихих поездок по диким местам, где нет удобных подъездов к водоему, наиболее подходящим вариантом будет двухконтактный мотор. Кроме этого, его работа в режиме троллинга не препятствует рыболовле.

В свою очередь для водномоторников замечательным выбором окажется четырехконтактный мотор. Им не нужно будет перевозить его постоянно в багажнике, либо можно перемещать мотор на специальном прицепе, который крепится к каркасу. Также, есть возможность хранить лодку с четырехконтактным мотором на стоянках.

Крепление двигателя.

Наклоны двигателя.

Бывают случаи, когда есть желание чтобы мотор находился под лодкой. Но на небольших глубинах двигатель начинает задевать дно водоема. Именно для таких случаев разработаны многочисленные наклоны мотора. Данный режим называется мелководным. Существует самое нижнее и самое верхнее положение и кроме них еще есть мелководное промежуточное.Наличие таких трех положений является самым лучшим и удобным.

Источник

Мощность лодочного мотора

От мощности лодочного мотора зависит интенсивность и комфортность передвижения на судне. Однако прежде чем выбрать подвесной лодочный мотор, следует учитывать ряд особенностей, а также знать параметры конструкции плавательного средства.

Размера лодки и мощность мотора

Существует прямая связь между габаритами судна и характеристиками мотора. В общем случае более длинная модель предполагает использование более мощного агрегата. Помимо этого есть ряд других особенностей, которые также стоит учитывать.

1. К судну, длинной в 3 м рекомендуется применять установки от 2.5 до 5 л.с. Также отметим, что это пороговая величина для необходимости получения прав на управления судном.

2. Если лодка длинной в 3.5 м, то следует выбирать установки в пределах 6 – 7 л.с. Тестирование показали необходимость производительности не менее 10 л.с. В противном случае не удастся выйти на режим глиссирования. Также стоит учитывать количество тактов, которые связаны с массой агрегата. Так у двухтактной установки это значение в 1.5 раза меньше, чем у четырехтактного.

3. Судна с длинной от 3.5 м предполагают применение установок от 18 л.с. и более. Расход горючего у двухтактного агрегата для развития производительности будет меньше, чем у четырехтактной модели.

Помимо этих особенностей также стоит прислушиваться к рекомендациям специалистов.

1. Агрегатирование двигателя определенной мощности зависит от высоты кормового транца (дейдвуда). Это основной элемент ПВХ лодки в этом плане. До 15 л.с. рекомендуемый параметр составляет 2.5 см. Более мощные установки монтируют на дейдвуд с толщиной не менее 3.5 см.

2. Не стоит размещаться в надувном судне больше, чем двум рыбакам. В противном случае будет проблематичен вывод на режим глиссирования.

3. Смешивать горючее с маслом следует не ранее, чем за пару суток до выезда. Это позволит избежать снижения октанового числа. Подобное произойдет по причине прекращения действия присадок. Которые увеличивают данную характеристику.

Большинство рыбаков, которые выбирают подвесные лодочные моторы, останавливают выбор на маломощных представителях. Одним достаточно спрятаться от конкурентов, другие выбирают мощность для троллинговой ловли.

Более того, эта категория установок отличается доступностью. Также для их использования не нужно проходить регистрацию и делать права. Однако есть и ряд нюансов, учитывая которые, рыболовы смогут сделать правильный выбор.

Подвесные лодочные моторы до 3.5 л.с. используются для спокойной ловли в стоячей воде. Такие модели имеют ряд особенностей.

1. Многие установки оборудованы пластиковыми винтами. При наезде на отмель или корягу узел приходит в негодность. Рыбаку необходимо опускать в воду весла, чтобы добраться береговой линии. В таком случае опытные лодочники используют алюминиевые винты. Помимо прочности они увеличивают скорость.

2. Для агрегатов с малой мощностью нет необходимости во вместительных бензобаках. Достаточно приобрести канистру в пределах 0.5 – 1.5 л. Объема хватит для нескольких часов плавания.

3. Активация установок данной модели осуществляется на нейтрали. Движение начинается при переводе особой рукояти газа.

4. Фиксирование на судне осуществляется за счет специальной струбцине С ее помощью осуществляется повороту мотора на 360 градусов.

5. Румпель и заслонка дросселя обладают упрощенной конструкцией. Для управления используется полозковый регулярно на передней панели.

Моторы с мощностью 4 – 10 л.с. имеют более обширную сферу применения.

1. Практически каждая модель имеет в комплекте алюминиевые винты.

2. Для предотвращения перегрева используется водяная система охлаждения.

3. Ряд моделей имеют одинаковую струбцину, которая обеспечивает поворот мотора на 360 градусов.

Применение моторов 10 – 30 л.с.

Установки до 30 л.с. это более дорогие модели, которые имеют большую массу. С их помощью можно передвигаться на лодке с 4 пассажирами. Принято агрегатировать устройство на цельнометаллические судна. Также они не рассчитаны на частое снятие и транспортировку отдельно от лодки.

Применение таких моторов разрешено только после прохождения регистрации в ГИМС и получения соответствующих прав.

Применение моторов более 30 л.с.

Силовые агрегаты с мощностью более 30 л.с. отлично себя показывают практически в любых условиях. Большая мощность установок позволяет развивать значительную скорость.

Как и на предыдущие модели, эти моторы следует регистрировать в ГИМС и получать соответствующие права для управления.

Выбор мотора для лодки

В инструкции по эксплуатации плавательных средств ПВХ указывается максимальная мощность силового агрегата. В действительности это значение может быть ниже установленного. Это связано с тем, что при полной загрузке и высокой волне увеличивается вероятность проникновения воды внутрь.

Базой расчет является предельная загрузка – суммарный вес судна, пассажиров и инвентаря. Далее стоит рассчитать килеватность – уровень погружения в водоем. Для низкого параметра расчетный вес делят на 25, а для высокого – на 30.

В обязательном порядке стоит учитывать предельно допустимую нагрузку. Фактический вес не должен превышать данное значение. Также на практике следует оставлять запас в 10 – 15%.

Если нет документов, тогда самостоятельно можно высчитать данное значение. Для этого к критической массе стоит прибавить вес плавательного средства, затем разделить на 30 и 4.

В любом случае при выборе силового агрегата стоит в первую очередь ознакомиться с инструкцией, затем посоветоваться со специалистами, а после выбирать правильный мотор.

Источник

Лодочные моторы

В виду большого количества моделей лодочных моторов с разными параметрами сложно определиться в выборе. Чтобы не ошибиться, нужно разбираться в параметрах и понимать подходит ли агрегат для эксплуатации в планируемых условиях.

Типы лодочных моторов


На современных лодках используются два типа двигателей – бензиновые (ДВС) и электрические.

Электрические моторы имеют небольшой вес и почти не шумят, проще по конструкции и дешевле в эксплуатации. Однако из-за того, что для мощных электромоторов потребовались бы слишком большие аккумуляторы они выпускаются маленькой мощности – до 5 л.с. (3677,5 Вт).

Диапазон мощностей ДВС намного шире, их хватает даже для эксплуатации на самых быстроходных и тяжелых судах. Дальность плавания значительно выше, чем на лодках с электромотором. Такие суда могут выходить в режим глиссирования, что снижает расход топлива. Однако подобные модели весят больше электрических. Кроме этого они дороже как сами по себе, так и в эксплуатации.

Двигатели отличаются и по своему назначению. Существуют классические лодочные моторы и вспомогательные.


Существуют два типа конструкции, которая заставляет лодку перемещаться – это винт и турбина.

Винтовые

Винтовые конструкции используют вращение гребного винта. Модели могут быть использованы на всех видах водного транспорта, имеют несложную конструкцию и невысокую стоимость. Однако на мелководье вращающийся винт может задеть за дно или другой твердый предмет и поломаться.

Расстояние, на которое винт переместиться за один оборот без проскальзывания, называется шагом. Это основная характеристика винта, влияющая на нагрузку мотора. С увеличением шага винта скорость передвижения лодки увеличивается, и нагрузка на привод становится больше.

Проскальзывание винта это величина равная разнице между идеальным и реальным шагом винта.

От шага зависит и диаметр лопастей винта, эти два параметра взаимосвязаны и зависят от крутящего момента и мощности мотора.

Еще одна характеристика винта это количество лопастей. Чем больше лопастей, тем выше плавность хода и манёвренность. Однако при увеличении количества лопастей проскальзывание становится больше (увеличивается сопротивление воды) и эффективность привода уменьшается.

Следует учесть направление вращения винта. Вращение по ходу часовой стрелки при движении лодки вперед назвали правым, а в сторону противоположную движению часовой стрелки левым.

Стандартными являются винты с правым вращением, но если на лодке установлено два привода, винты должны крутиться в разные стороны, если винты будут совершать обороты в одну, сторону судно будет сносить при прямом положении руля.

Полезным устройством для судна с двумя моторами будет синхронизатор, который согласовывает работу обеих устройств, чтобы они работали совместно как один агрегат.

Для того чтобы подобрать гребной винт нужно включить двигатель и подождать, пока он не выйдет на свою номинальную мощность, после измерить число оборотов в минуту тахометром на максимальных оборотах.

Если измеренное число вращения окажется меньше указанного в документации для данного мотора, нужно установить винт с меньшим шагом (это компенсирует нехватку оборотов). Уменьшение шага винта на один дюйм увеличивает количество оборотов на 200 об/мин.

Читайте также:  Надежность двигателей пежо 3008

Турбинные

В турбинном приводе винт спрятан в специальную трубу, он движет лодку за счет того, что засасывает воду с одной стороны трубы, после чего разгоняет ее винтом и выбрасывает с узкой стороны водомета. Такое расположение винта повышает безопасность использование судна в местах проведения водолазных работ, при катании на водных лыжах и вблизи пляжей.

Турбинные приводы идеально подходят для движения по мелководью, для их работы достаточно глубины в 30 сантиметров. Они более защищены от водорослей и плавающего в воде мусора. Суда, оборудованные турбинными конструкциями, отличаются мягкостью хода и небольшой вибрацией при работе на высоких и средних оборотах.

Требования к конструкции лодки при использовании турбинного привода:

На большие катера устанавливаются несъемные турбины, которые становятся частью корпуса. Управление судном осуществляется со штурвала при помощи электрического или гидравлического привода.

Для лодок поменьше устанавливаются съемные турбины. Управлять приводом можно с кормы румпелем и со штурвала.

Регулировка погружения винта

У электромоторов существует регулировка заглубления гребного винта без его наклона. У ДВС глубина погружения регулируется наклоном мотора относительно горизонтальной оси.

Недостаточное заглубление приведет к тому, что гребной винт будет находиться в зоне гидродинамической тени кормы и не сможет развить тягу. В результате судно даже с мощным мотором не наберет высокую скорость.

Если гребной винт расположить ниже оптимальной отметки это вызовет ненужные напряжения в конструкции привода, и система выхлопа будет действовать менее эффективно, что уменьшит развиваемую мощность, а при прохождении мели увеличится риск поломки устройства.

Физические параметры лодки и двигателя

Вес и габариты лодочного мотора

Вес и основные размеры двигателя зависят от мощности и отличительных черт конструкции – чем он мощнее, тем больше размеры. Его масса находится в пределах от 3 до 350 килограмм.
Вес агрегатов:

Вес ДВС указывается без учета топливного бака.

Для ДВС существенным параметром считается диаметр цилиндра. В продаже можно найти моторы с диаметром цилиндра 40 – 100 миллиметров.

Еще одной существенной характеристикой ДВС считается ход поршня. В продаже имеются двигатели с ходом поршня 30 – 100 миллиметров. При увеличении хода поршня увеличивается крутящий момент, но одновременно уменьшается скорость вращения.

При выборе мотора необходимо учитывать соотношение диаметра цилиндра к ходу поршня, у скоростных моделей это отношения стремится к единице.

Вес и длина лодки

Производители моторов указывают наибольший вес и длину лодки, для которой предназначено их устройство.

Показатель не является жестким, но его соблюдение гарантирует наиболее эффективную работу привода.

Чем короче судно, тем больше следует загрузить нос, чтобы скомпенсировать вес двигателя, находящегося на корме.

Лодки длиной два метра рассчитаны на одного человека и могут выдерживать груз до 500 килограмм. При необходимости в такую лодку поместится до четырех человек. Трехметровые плавучие средства считаются наилучшим выбором для занятий рыбалкой или охотой. Лодки длиной четыре метра могут выдержать 6 человек.

Для того чтобы правильно подобрать лодочный привод нужно определить высоту транца судна.

Транцем называется задняя часть лодки, на которой устанавливается двигатель. Высота транца это расстояние от низа до верха судна.

У отдельных электрических приводов длина дейдвуда регулируется, в таких случаях в паспорте двигателя указывается его максимальное значение.

Типы крепления лодочного мотора

Существуют четыре способа крепления:

Чтобы вибрация корпуса судна была меньше подвеска должна быть сделана из упругих материалов.

Подъем мотора

Для предотвращения повреждения винта при швартовке лодки на отмели требуется поднимать мотор из воды. Во время длительной стоянки подъем двигателя уменьшает повреждения от коррозии. Существуют два типа механизмов подъема – ручной и электрогидравлический.

Характеристики лодочных моторов внутреннего сгорания

Количество цилиндров

Камера двигателя, в которой ходит поршень, называется цилиндром. Бензиновые моторы могут быть двухтактными или четырехтактными.

Двухтактные бензиновые. По своей конструкции примитивны. В качестве топлива применяется смесь бензина и масла. Соотношение масла и бензина должно быть строго определенным.

Дорогие модели комплектуются автоматическими механизмами смешивания, которые избавляют человека от ручного труда.

Двухтактные двигатели являются более дешевыми в эксплуатации, если сравнивать их с четырехтактными.

Четырехтактные. Работают плавно, тише и мощнее двухтактных двигателей, а их габариты больше. Уровень выброса вредных веществ невысокий. С увеличением количества цилиндров растет плавность хода и уменьшается расход топлива. У многоцилиндровых устройств меньше чувствительность к весу судна.

С уменьшением количества цилиндров увеличивается надежность изделия, так как его конструкция упрощается. Моторы, которые имеют небольшое количество цилиндров, отличаются небольшими размерами и весом.

Рабочий объем

Важной характеристикой бензинового двигателя является рабочий объем камеры сгорания, от него зависит потребление топлива и мощность привода. Для одноцилиндрового мотора вычисляется умножением площади поршня на его ход. Для многоцилиндровых бензиновых двигателей объем одного цилиндра следует умножить на количество цилиндров.

С увеличением рабочего объема увеличивается мощность, габариты мотора и расход горючего. Однако мощность зависит не только от рабочего объема, но и от других особенностей конструкции, например наличия турбонаддува и количества тактов.

Расход топлива

Величина, которая показывает, сколько горючего расходуется за один час работы двигателя, называется расход топлива. Чем выше мощность двигателя, тем больше он расходует бензина, поэтому нужно стремиться выбрать модель, которая при той же мощности имеет меньший расход.

Тип топлива

Это марка горючего, с наименьшим допустимым октановым числом, который можно заливать в двигатель.

Стойкость горючего к детонации определяется по его октановому числу. Детонация вредное явление, которое приводит к падению мощности, возрастанию нагрузок и увеличению концентрации вредных элементов в выхлопных газах. Она возникает при использовании в качестве топлива бензина, у которого октановое число ниже, чем указано в техническом паспорте двигателя.

Например, маркировка бензина в странах СНГ начинается с букв АИ, в Азиатско-Тихоокеанском регионе RON, а в Европе EURO. В любом случае после букв стоят цифры, которые указывают значение октанового числа. Чем выше требования к топливу предъявляет двигатель, тем оно больше. Модели способные работать на 90-м бензине, можно использовать с 92-м или 95-м, но нельзя с 87-м и 76-м. Самые неприхотливые устройства работают на 76-м бензине.

Топливный бак

Для хранения запаса горючего служат топливные баки. Чем больше объем бака, тем большее расстояние преодолеет судно без дозаправки.

Большие баки занимают много места на судне, следует учесть, что с увеличением размеров и емкости бака возрастает его вес.

Топливные баки бывают двух типов: встроенные и внешние.

Перед тем, как приступить к выбору бака, нужно знать, сколько топлива расходует мотор и, исходя из этого, рассчитывать нужный объем, ведь во время плавания вы не сможете дозаправиться. Следует обратить внимание на прочность материала, из которого изготовлен бак. Обычно баки изготавливают из алюминия или нержавеющей стали. Материал должен быть прочным, упругим и эластичным.

Рекомендуется покупать баки с рельефным дном для скапливания конденсата. Обратите внимание на качество комплектующих – шлангов, уплотнителей, штуцера, ведь именно от этих деталей зависит герметичность всей конструкции.

Тип системы смазки

Моторное масло требуется для смазки бензиновых моторов, и с увеличением мощности привода требуется больше масла. Поэтому чем больше двигатель, тем больший объем бака для масла потребуется.

Ручная смазка используется в самых простых конструкциях. При таком типе смесь готовится вручную, после чего топливо заливается в бак. При подготовке смеси самостоятельно, важно не ошибиться с пропорциями, чтобы двигатель не перегревался и не чадил.

Раздельная – используется в более дорогих моделях. При этом масло заливается в свой бак, а бензин в свой и смешивание производится при подаче топлива в рабочую камеру. Данный механизм позволяет правильно выдерживать пропорции составляющих топлива.

Система подачи топлива

Для поддачи в рабочую камеру подготовленной смеси из горючего и воздуха предназначена система для подачи горючего.

В карбюраторной, горючее вместе с воздухом всасывается в рабочую камеру цилиндра во время фазы впуска. Они нетребовательны к качеству топлива и стоят дешевле, чем устройства с электронным впрыском. Однако моторы, использующие такую систему, потребляют больше горючего и сложнее в запуске.

В системах с электронным впрыском горючее подается принудительно, через форсунки. Концентрация воздуха в смеси регулируется на основании показаний датчиков. В двигателях снижается расход топлива при той же мощности, кроме того они проще в запуске. Однако они имеют сложную конструкцию, и отремонтировать своими руками не получится.

Выхлопная система

В самых простых конструкциях устроенных по принципу над винтом, газы сбрасываются непосредственно в воздух. Они самые простые и дешевые, но создают неудобства для людей находящихся в лодке из-за создаваемого ими шума и вредных выхлопов.

В системах через винт выхлопные газы сбрасываются в воду через ступицу винта. Они считаются наиболее технически совершенными, в них низкий уровень шума и лучше тяговые характеристики. Недостатком является высокая стоимость и сложность конструкции.

Запуск

В ДВС, устанавливаемых на судах, могут использоваться три типа стартеров: электрические, ручные и смешанные.

Для запуска двигателя с ручным механизмом человек управляющий судном должен дернуть за тросик, чтобы мотор заработал. Механизм меньше весит и более компактен, так как для ее работы не нужен аккумулятор. При использовании ручного механизма не нужно беспокоиться о том, заряжен ли аккумулятор.

В электрической системе для запуска применяется стартер, получающий питание от аккумулятора. Главное преимущество удобство запуска – нужно нажать кнопку или сделать поворот ключом в замке зажигания. Большие габариты и вес являются недостатком.

Устройства стоят достаточно дорого, применяются совместно с мощными двигателями, для которых использование ручных механизмов невозможно.

При смешанном типе в штатном режиме используется электрическая система, но имеется и ручной запуск на случай поломки либо разряженного аккумулятора. Смешанный тип запуска используется совместно с мощными двигателями, но не настолько, чтобы создать серьезные проблемы для ручного завода.

Лодочные моторы с электронной системой зажигания

Для работы ДВС применяется система зажигания, воспламеняющая горючее при помощи электрической искры. Существуют два вида зажигания – механический и электронный.

Преимущества электронной системы зажигания по сравнению с механической:

Лодочные моторы с турбонаддувом

В двигателях с турбонаддувом энергия выхлопных газов используется для нагнетания в цилиндры горючей смеси. В рабочую камеру при каждом такте попадает больше топлива, мощность возрастает без увеличения рабочего объема конструкции.

Двигатель с турбонаддувом будет занимать меньше места по сравнению с моделями той же мощности, но без него.

При использовании необходимо неукоснительно соблюдать правила эксплуатации.

Генератор

В конструкции любого бензинового ДВС присутствует генератор, который вырабатывает электрическую энергию, необходимую для работы системы зажигания. Однако не ко всякому генератору можно подключить внешние устройства. Питание от него удобнее, чем от аккумулятора и многие системы эхолокации, навигации, радиосвязи и другие рассчитаны на питание именно от генератора.

Читайте также:  Магнето для двухцилиндровых двигателей

Стандартное напряжение на выходе генератора 12 вольт.

Характеристики электромоторов

Для электрических лодочных моторов указывают движущую силу, которую он может создать или тягу. Этот параметр измеряется в килограммах и служит объективным показателем возможностей мотора.

Параметр тяги нужно учитывать при выборе веса лодки. Тяга измеряется в фунтах (1 фунт = 0,453 кг). Расчеты данного параметра достаточно сложны и определяются по существующим таблицам, опираясь на вес лодки.

Аккумулятор

Аккумуляторы служат в качестве источников питания электромоторов. Мотор может быть рассчитан на питание от источника напряжением в 12 или 24 вольта, а все, наиболее распространенные аккумуляторы выдают напряжение 12 вольт.

Поэтому для питания двигателя работающего от источника напряжения в 24 вольт нужно два аккумулятора, которые включают последовательно (важно – аккумуляторы должны быть идентичными по параметрам и одного производителя).

Для электрических лодочных приводов существуют два типа аккумуляторов: стартовые и тяговые.

Стартовые аккумуляторы способны выдавать большие значения тока, но только на протяжении короткого промежутка времени. При длительной работе происходит глубокая разрядка аккумуляторов, и они становятся непригодными для дальнейшей эксплуатации.

Тяговые аккумуляторы отлично выдерживают полный разряд и лучше приспособлены для работы в качестве источника тока для лодочных электрических двигателей.

Существуют тяговые аккумуляторы с гелевидным электролитом, который защищает пластины от вибрации и протечек при наклоне, батарея имеет высокую прочность. Даже через месяц, после того, как он полностью разрядится, аккумуляторы зарядятся на сто процентов своей первоначальной емкости.

Максимальный ток

Чем больше мощность двигателя, тем выше потребляемый максимальный ток, он важен при выборе аккумулятора. Максимальный ток разрядки аккумулятора должен быть больше максимального тока потребляемого мотором на 15-20%.

Зная емкость аккумуляторов и потребление мотора можно рассчитать время работы. Для этого нужно емкость аккумулятора разделит на потребляемый ток.

Важные характеристики

Мощность

Мощность двигателей измеряется в лошадиных силах. Это справедливо как при использовании бензиновых, так и электрических моделей. Это связанно с тем, что на рынке лодочных моторов известность завоевали бензиновые двигатели, и поэтому производители электрических изделий показывают мощность в лошадиных силах.

В техническом паспорте некоторых электромоторов мощность написана в киловаттах.

Маркировка изделий производителей западных стран и СНГ отличаются. В технических характеристиках моторов произведенных в СНГ указываются максимальные данные на выходном валу привода. Западные производители указывают в паспорте мощность на гребном валу.

Таким образом, производители СНГ не учитывают потери на передачу движения от вала мотора до гребного вала, и поэтому мощность Западных приводов, при одинаковых значениях, будет немного выше.

Для того чтобы развить высокую скорость нужен сильный двигатель. Также он нужен для тяжелого судна с большой грузоподъемностью. Но с увеличением мощности привода растет и его вес, цена и расход топлива. Превышать мощность мотора, написанную в техническом паспорте лодки опасно по двум причинам:

Как выбрать мощность лодочного мотора

Для лодок, длинной не превышающих 3 метров, и на борту которых одновременно находится не более одного человека, подойдут двигатели мощностью 2 – 4 лошадиные силы.

На небольших и средних судах длиной до 4 метров устанавливаются модели в 5 – 8 лошадиных сил. Эти моторы удобны в транспортировке, так как их вес не превышает 30 килограмм. Устройства могут вывести маленькие лодки в особый режим – глиссирования. В таком режиме, только незначительная часть дна касается воды, а большая часть парит в воздухе. Это намного снижает сопротивление передвижению и нагрузку на двигатель.

Для лодок, длина которых достигает 6 метров (но не более), рекомендуется приобретать модели мощностью от 25 до 35 лошадиных сил. Лодки с таким мотором могут развивать скорость до 40 километров в час и выходить в режим глиссирования даже при большой загрузке.

Лодки длиной более 6 метров, служащие для перевозки больших грузов, и способные плавать с высокой скоростью, оснащены приводом мощностью 40-45 лошадиных сил. Они способны развивать скорость 50 километров в час.

На катера и яхты длиной 5 – 8 метров выбирают модели мощностью 90 – 140 лошадиных сил. Двигатели обеспечивают скорость судна, превышающую 100 километров в час, и применяются на значительных водных пространствах, также могут применяться для плавания в море.

Существуют три режима передвижения судна по воде:

Судно при таком движении не раздвигает воду, а удерживается на ее поверхности подъемной силой, создаваемой за счет скорости передвижения. Затраты энергии, для достижения глиссирования больше, чем для поддержания такого движения.

Скорость необходимая для выхода в данный режим зависит от конструкции дна лодки, ее веса, распределения груза, гребного винта и двигателя.

Аварийный выключатель

Аварийный выключатель мотора предназначен для того, чтобы заглушить мотор при падении за борт человека управляющего судном, и таким образом, он предотвращает несчастный случай, причиной которого может стать неуправляемая лодка.

В комплектацию аварийного выключателя входит шнур, который крепится к запястью с помощью специального крепления. Когда человек сильно дергает за шнур в момент падения за борт, происходит аварийное отключение двигателя.

Максимальное число оборотов в минуту

При увеличении частоты вращения мотора увеличивается скорость судна. Количество оборотов винта лодки зависит от передаточного числа редуктора и шага винта. Однако на скорость судна кроме числа оборотов влияет еще множество факторов: конструкция винта, мощность двигателя и т.д.

В некоторых двигателях для защиты от перегрузки встроена система ограничения оборотов. При увеличении температуры выше критической автоматика снижает обороты, что позволяет агрегату остыть – скорость судна при этом падает, но двигатель остается неповрежденным.

В некоторых приводах встроена система стабилизация скорости судна. Она полезна в случаях, когда судно должно двигаться с постоянной скоростью без рывков, например при ловле рыбы методом троллинга. Недостаток – высокая стоимость.

Редуктор лодочного мотора

В лодочных приводах используется редуктор для понижения числа оборотов винта. Скорость винта равна величине угловой скорости вращения вала мотора деленной на передаточное число редуктора. Данный параметр не имеет большого практического значения и является справочным. Основные параметры привода, такие как мощность, тяга и другие практически не зависят от передаточного числа редуктора.

Внутри редуктора имеются трущиеся детали, которые время от времени нужно смазывать специальным трансмиссионным маслом. Хотя редуктор защищен от воды сальниками, со временем вода все равно попадает внутрь.

Производители не рекомендуют использовать обычные масла, которые используются для смазки коробки передач в автомобилях. Экономия на качественном масле закончиться дорогостоящим ремонтом редуктора.

Количество скоростей

Изменение скоростей привода, как передних, так и задних очень просто можно сделать для электрических моторов.

Для изменения скоростей в приводах использующих бензиновые двигатели служит коробка передач, что значительно усложняет конструкцию. В современных приводах обычно бывает реализовано от 2 до 5 скоростей.

Охлаждение лодочного мотора

Системы охлаждения бывают двух типов:

Воздушная система охлаждения бывает:

Это очень простая конструкция и ее эффективность невысока. Применяется для двигателей, мощность которых меньше 15 лошадиных сил.

Водяная система охлаждения использует воду из водоема и после использования сбрасывается за борт. Ее нельзя использовать, если вода за бортом сильно загрязнена. Данная конструкция более эффективны, чем воздушная и применяется в приводах большой мощности, однако она дороже и сложнее.

Передача

Система передач предназначена для измерения скорости и направления движения судна. Может находиться в трех положениях «передняя», «задняя» и «нейтрал».

«Передняя» передача включена при движении вперед, может иметь несколько скоростей.

При включении «задней» винт вращается в обратную сторону и заставляет судно двигаться в противоположную сторону. Эта функция отсутствует у дешевых моделей. «Задняя» передача удобна при экстренном торможении и маневрировании на небольшом пространстве. В электрических двигателях осуществляется за счет изменения полярности питания мотора.

При включенной «нейтральной» передачи вращение не передается от двигателя на вал и лодка не будет двигаться при работающем моторе. Система полезна в бензиновых моделях, так как их запуск достаточно сложная процедура. В электрических двигателях пуск и остановка не представляют никаких проблем, поэтому обычно не применяется для данных типов приводов.

Индикаторы


Для того чтобы человек, управляющий судном мог следить за состояние привода, на лодку могут быть установлены дополнительные индикаторы. Если в паспорте мотора заявлена совместимость с индикатором, то это означает, что в конструкции присутствует датчик, а для снятия с него показаний индикатор нужно приобрести отдельно.

Наиболее часто на судах присутствуют:

Управление

Разновидности систем управления

Управления производится румпелем или дистанционно. Существуют комбинированные приводы, управление которыми осуществляется как румпелем, так и дистанционно.

Румпель используется для управления двигателями малой и средней мощности. Он конструктивно выполнен в виде рычага. На румпеле находится ручка дросселя, с помощью которой регулируется подача топлива и кнопка остановки двигателя. Также румпель используется для выбора направления движения судна.

При таком способе, человек управляющий судном, должен все время находиться возле двигателя. Данные системы управления недороги, имеют несложную конструкцию и достаточно функциональны. У электрических моделей для регулировки скоростей существует специальный переключатель.

В дистанционной системе органы управления выведены на нос судна. Ее устанавливают на достаточно дорогих лодках, поэтому перед тем как покупать привод с дистанционным управлением следует убедиться, что его можно смонтировать на вашем судне.

Двигатели, которые могут управляться как при помощи румпеля, так и дистанционно стоят дорого и устанавливаются на судах топ класса.

Дистанционные системы управления судном

Существуют три типа рулевого управления:

В механическом управлении рулем, управление осуществляется с помощью тросов положенных вдоль борта. При повороте руля трос наматывается на шестерню рулевого редуктора, что вызывает поворот привода. Такая система стоит недорого и ее легко смонтировать самому.

Гидравлическая дистанционная система управления применяется на судах с двигателями мощностью более 150 лошадиных сил. Положительные качества: усилие, прикладываемое при управлении судном очень маленькое, такой механизм можно использовать на судах с несколькими двигателями, она имеет высокую надежность, к ней подключается автопилот. Недостаток только один – высокая стоимость.

Электрическая система позволяет отказаться от тросов, пульт управления связан с двигателем посредством кабеля, по которому передаются сигналы, а они приводят в действие поршни гидроцилиндров. Это устройство дает возможность синхронно управлять несколькими устройствами одновременно.

Эксплуатация

Лодочные приводы, предназначенные для эксплуатации в пресноводных водоемах, не рекомендуется использовать в морской воде. В морской воде применяются специальные конструкции с повышенной защитой от коррозии.

Передвижение по мелководью

В отдельных моделях приводов, для предотвращения контакта винта с водорослями и илом, предусмотрена регулировка глубины погружения мотора. Для передвижения по мелководью лучше использовать турбинный двигатель.

Чехол сумка для транспортировки

При перевозке двигателя в автомобиле чехол лодочного мотора защитит багажник от масла, которое могло остаться в агрегате, от водорослей, тины и другого мусора. Кроме этого чехол защищает сам мотор от царапин, сколов, ударов и продлит срок его службы.

Существует два типа чехлов сумок:

При выборе сумки нужно обратить внимание на такие моменты:

Источник

Ответы на популярные вопросы
Adblock
detector