Натяжное устройство для двигателя

Содержание
  1. Натяжной ролик ГРМ – что это, зачем он нужен и когда его менять
  2. Что такое натяжной ролик ГРМ
  3. Основные виды, устройство и принцип действия
  4. Какой ролик ГРМ лучше
  5. Когда нужна замена ролика ГРМ
  6. Цена на ролики ГРМ
  7. Полезные рекомендации по выбору и замене
  8. Устройство натяжное: уверенная работа цепных и ременных приводов двигателя
  9. Что такое натяжное устройство?
  10. Типы и применимость натяжных устройств
  11. Конструкция и принцип работы натяжных устройств с жесткой установкой шкива
  12. Конструкция и принцип работы пружинных натяжных устройств
  13. Конструкция и принцип работы гидравлических натяжных устройств
  14. Вопросы выбора, обслуживания и ремонта натяжных устройств
  15. Другие статьи
  16. Натяжитель приводного ремня: надежный привод навесных агрегатов двигателя
  17. Что такое натяжитель приводного ремня?
  18. Типы и конструкция натяжителей приводных ремней
  19. Вопросы подбора, замены и регулировки натяжителя приводного ремня

Натяжной ролик ГРМ – что это, зачем он нужен и когда его менять

Описание и свойства натяжного ролика ГРМ: что это, для чего он нужен, основные виды, когда его надо менять, цена. Видео про установку натяжного ролика ГРМ.

Для бесперебойной работы ремня ГРМ нужно поддерживать его нормальное натяжение. Это обеспечивается путем монтажа в ременном приводе специального механизма – натяжного ролика. В процессе эксплуатации деталь изнашивается и выходит из строя, поэтому автовладельцы вынуждены периодически менять ее.

Что такое натяжной ролик ГРМ

Натяжной ролик (ролик ГРМ, или натяжное устройство) – это специальный элемент ременного привода газораспределительного механизма, который обеспечивает подходящее для функционирования системы натяжение ремня. Кроме того, деталь может использоваться в качестве обводного ролика.

Работа ремня ГРМ напрямую зависит от интенсивности его натяжения. Если он затянут чрезмерно сильно, это провоцирует ускоренный износ деталей, включая:

Еще избыточное натяжение способствует быстрому вытягиванию детали и сокращению срока ее службы. При этом слабый натяг может привести к проскальзыванию ремня по зубьям шкивов, что вызывает серьезные сбои в фазах распределения газа и негативно сказывается на функциональности силовой установки.

Поэтому в ременном приводе устанавливается специальный роликовый компонент, сохраняющий оптимальное натяжение.

Основные виды, устройство и принцип действия

Конструкция натяжного механизма состоит из двух деталей:

Изделия эксцентрикового типа оснащаются втулкой со смещенной осью, которая находится внутри ролика. Во время вращения детали ролик меняет положение и сохраняет требуемый натяг.

В ползунковых моделях ролик вращается по ползунку в перпендикулярном направлении, сохраняя оптимальное натяжение. Для регулировки размещения используется винт. Однако из-за отсутствия компактности и надежности в сравнении с эксцентриковыми моделями такие натяжители устанавливаются достаточно редко.

Все ручные механизмы обладают несколькими недостатками:

Перечисленные проблемы устраняются путем установки автоматических натяжителей. Они оборудованы специальным элементом, обеспечивающим подтяжку ременного привода с последующей компенсацией натяга при износе детали, температурном перепаде, изменении нагрузок двигателя и прочих воздействиях. К тому же, автоматизированные изделия могут выполнять функции амортизаторов, подавляющих вибрации ремня, удары, толчки и другие механические колебания.

В продаже доступно 2 типа натяжителей:

К первым относятся модели с пружинами сжатия и кручения. В двух вариантах интенсивность натяжения пружины определяют еще на заводе, поэтому ее не нужно регулировать при установке на автомобиль.

Масляные механизмы обладают сложной конструкцией и дороговизной, но это оправдывается их эффективностью и эксплуатационными достоинствами. Система не только поддерживает натяжение ремня, но и устраняет изменение натяга в широком диапазоне. В основе натяжителя используется гидравлический цилиндр, который устанавливается двумя методами:

Производители автоматизированных натяжителей (и механических, и гидравлических) продают их в сжатом состоянии. Штоковый механизм удерживается с помощью чеки, которая снимается после монтажа устройства на силовую установку. В результате ролик перемещается в нужную позицию, поддерживая натяжение без предварительной регулировки.

Какой ролик ГРМ лучше

Сталкиваясь с необходимостью выбора ролика газораспределительного механизма, автовладельцы дискутируют на тему: что лучше выбрать – оригинал или аналог. Если одни водители утверждают, что следует остановиться исключительно на оригинальной запчасти, другие рекомендуют не переплачивать и найти качественный аналог.

Для упрощения выбора предлагаем ознакомиться с рейтингом лучших производителей роликов ГРМ, которые есть на рынке:

Когда нужна замена ролика ГРМ

Эксперты автомастерских и сертифицированных сервисных центров рекомендуют проводить замену роликов ГРМ вместе с установкой нового ремня газораспределительного механизма и насоса. По умолчанию, это делается спустя 50 тыс. км пробега (или меньше, если это рекомендовано производителем).

При соблюдении простых рекомендаций можно сохранить гарантию на силовую установку. Если не поменять ролики и сопутствующие механизмы вовремя, сервисный центр может отказать в предоставлении гарантийного обслуживания.

Цена на ролики ГРМ

За покупку комплекта роликов ГРМ с зубчатым ремнем потребуется заплатить от 2000 до 6000 руб. Сам натяжной ролик стоит приблизительно 500-1500 руб., в зависимости от производителя.

Полезные рекомендации по выбору и замене

В зависимости от особенностей конструкции и материалов изготовления, натяжители ремня ГРМ обладают разным сроком службы и нуждаются в ремонте при разном пробеге. Наименьшей долговечностью характеризуются классические механические модели (ползунковые и эксцентриковые), которые регулируются вручную и быстро изнашиваются.

При этом автоэксперты советуют проводить замену роликов вместе с установкой нового ремня или после каждого технического осмотра. Поэтому ролики ГРМ продаются вместе с комплектом других составляющих этой системы.

Автоматизированные устройства менее подвергаются износу и могут эксплуатироваться до капитального ремонта двигателя. Их меняют только в случае выхода из строя. Чтобы поменять механизм, необходимо ознакомиться с техническими характеристиками транспортного средства и выбрать ту модель, которая устанавливается на заводе. Для этого нужно посмотреть на маркировку и убедиться, что она соответствует заводской. В противном случае нормальное функционирование газораспределительного механизма и силового агрегата может оказаться под угрозой.

Читайте также:  Микросхемы двигателя постоянного тока

Установка новой детали производится как при снятом, так и при установленном ременном приводе (если это позволяет конфигурация двигателя). Автоматические выпуски нужно только собрать и поставить, а механизированные – отрегулировать с помощью специальных приспособлений, таких как ключ для вращения эксцентрикового ролика и динамометр, позволяющий выставить оптимальное натяжение. Действия производятся с соблюдением инструкций и рекомендаций производителя.

Если правильно отнестись к выбору, установке и регулировке натяжного механизма, он будет выполнять свои задачи без отклонений, поддерживая функциональность двигателя в любых условиях.

Видео про установку натяжного ролика ГРМ:

Источник

Устройство натяжное: уверенная работа цепных и ременных приводов двигателя

В каждом двигателе присутствуют приводы ГРМ и навесных агрегатов, построенные на ремне или цепи. Для нормальной работы привода ремень и цепь должны иметь определенное натяжение — это достигается с помощью натяжных устройств, о типах, конструкции и правильном выборе которых рассказано в данной статье.

Что такое натяжное устройство?

Устройство натяжное (натяжитель ремня, цепи) — вспомогательное устройство привода газораспределительного механизма (ГРМ) и приводов агрегатов поршневых двигателей внутреннего сгорания; механизм, устанавливающий и поддерживающий оптимальное натяжение приводного ремня или цепи.

Натяжное устройство выполняет несколько функций:

Натяжные устройства хотя и являются вспомогательными механизмами двигателя, но играют важную роль — они обеспечивают нормальное функционирование приводов ГРМ и навесных агрегатов, а значит и всего силового агрегата в постоянно изменяющихся условиях. Поэтому при возникновении неисправностей данные устройства должны быть отремонтированы или заменены. Чтобы сделать верный выбор нового натяжителя, необходимо разобраться в представленном сегодня ассортименте этих механизмов, в их конструкции и особенностях.

Типы и применимость натяжных устройств

Натяжные устройства делятся на группы по назначению, применимости к тому или иному типу привода, по принципу работы, способу регулировки натяжения и дополнительному функционалу.

По назначению натяжители бывают двух основных типов:

В первом случае устройство обеспечивает необходимое натяжение цепи или ремня привода ГРМ двигателя, во втором — натяжение ремня общего привода агрегатов либо ремней отдельных агрегатов (генератора, водяной помпы и вентилятора, воздушного компрессора и других). На одном двигателе может быть установлено сразу несколько различных по конструкции и назначению натяжителей.

По применимости натяжные устройства делятся на три группы:

Натяжители для различных приводов отличаются конструкцией основного элемента — шкива. В устройствах для цепных приводов используется зубчатое колесо (звездочка), в клиноременных передачах — клиновый шкив, в поликлниновых приводах — соответствующий поликлиновый или гладкий шкив (в зависимости от способа установки устройства относительно ремня — со стороны ручьев или с тыльной гладкой стороны).

По принципу работы натяжные устройства делятся на три типа:

Каждый из типов натяжных устройств имеет свои особенности, об их разновидностях и конструкции сказано ниже.

По способу регулировки силы натяжения устройства бывают:

В устройствах первого типа сила натяжения устанавливается (регулируется) вручную при ТО или в случае необходимости. Отрегулированный натяжитель всегда находится в одном положении и не может компенсировать силу натяжения ремня/цепи. Устройства второго типа автоматически изменяют свое положение в зависимости от текущих условий, поэтому сила натяжения ремня всегда постоянна.

Наконец, натяжные устройства могут объединяться с другими устройствами и выполнять дополнительные функции — с успокоителями цепи, ограничителями и т.д. Обычно эти детали продаются в составе ремонтных комплектов для регламентного обслуживания приводов ГРМ или агрегатов, либо для ремонта двигателя.

Конструкция и принцип работы натяжных устройств с жесткой установкой шкива

К данным натяжителям относятся три вида устройств:

Рычажный натяжитель состоит из кронштейна, который жестко монтируется на двигатель, и подвижного рычага с установленным на нем шкивом. Рычаг держится на кронштейне двумя болтами, причем один из них располагается в дугообразном пазе — именно наличие паза позволяет регулировать положение рычага и, соответственно, силу натяжения ремня.

Широкое распространение получили натяжные устройства ползункового типа: в них шкив установлен не на рычаге, а в прямом пазе кронштейна, вдоль которого пропущен длинный винт (болт). Вращением винта можно двигать шкив вдоль паза, изменяя, тем самым, силу натяжения ремня. При установлении необходимой силы натяжения винт контрится гайкой, обеспечивая неподвижность шкива.

На легковых автомобилях наиболее часто используются эксцентриковые натяжные устройства. Конструктивно этот натяжитель состоит из ролика с эксцентриковой ступицей, фиксируемой на блоке двигателя или кронштейне. Изменение силы натяжения осуществляется поворотом ролика вокруг оси и его фиксацией в выбранном положении с помощью болта.

Все описанные натяжители являются устройствами с ручной регулировкой, которые обладают существенным недостатком — они не могут компенсировать изменение силы натяжения ремня. Этот недостаток устранен в пружинных и гидравлических натяжных устройствах.

Конструкция и принцип работы пружинных натяжных устройств

Пружинные натяжители бывают двух видов:

В устройствах первого типа автоматическое регулирование натяжения ремня выполняется обычной витой пружиной, которая прижимает кронштейн с роликом/звездочкой к ремню/цепи. В устройствах второго типа эту работу выполняет широкая витая пружина, закрученная с определенным усилием.

Наиболее широко сегодня используются натяжители с пружиной кручения — они компактны, просты и надежны. Такое устройство состоит из рычага со шкивом и основания (держателя) с пружиной, для удобного монтажа пружина на новом натяжном устройстве уже сжата с необходимым усилием и зафиксирована чекой.

Как правило, пружинные натяжные устройства используются в ременных (клиновых и поликлиновых) приводах навесных агрегатов, а также в приводах ГРМ двигателей легковых автомобилей с зубчатыми ремнями.

Конструкция и принцип работы гидравлических натяжных устройств

Основу натяжителей данного типа составляет гидравлический цилиндр, который прижимает шкив/звездочку к ремню/цепи. В цилиндре выполнено две сообщающихся полости, разделенных подвижным плунжером, который с помощью штока связан со шкивом/звездочкой (а точнее — с рычагом натяжного устройства с установленным на него шкивом/звездочкой). Также в цилиндре есть несколько клапанов для перепуска рабочей жидкости. В среднем положении плунжера цилиндр обеспечивает необходимое натяжение ремня/цепи и никак не влияет на работу привода. При изменении натяжения ремня/привода плунжер изменяет свое положение, рабочая жидкость перетекает из одной полости в другую, обеспечивая нормальное натяжения ремня в новом положении. В качестве рабочей жидкости используются различные типы машинных масел.

Читайте также:  Количество витков бесколлекторного двигателя

Гидроцилиндр может устанавливаться на кронштейне или на двигателе, в цепных приводах ГРМ обычно используется сразу два цилиндра, каждый из которых работает на свою звездочку. Новые цилиндры имеют предустановленную силу натяжения, их штоки зафиксированы в нужном положении с помощью чеки.

Вопросы выбора, обслуживания и ремонта натяжных устройств

В процессе эксплуатации транспортного средства натяжные устройства интенсивно изнашиваются и теряют свои качества, поэтому нуждаются в регулярной проверке и замене. На замену следует выбирать только те натяжители, которые рекомендованы производителем двигателя — в противном случае устройство нельзя будет установить, либо оно не будет обеспечивать необходимого натяжения ремня или цепи.

Натяжные устройства ременных приводов навесных агрегатов наиболее долговечны и могут служить на протяжении многих лет, менять их следует при значительном износе или поломках. Новый натяжитель следует устанавливать и регулировать в соответствии с инструкцией по эксплуатации транспортного средства. Если устройство с жесткой фиксацией шкива, то его следует отрегулировать, изменяя положение рычага или с помощью винта. Если устройство пружинное, то его сначала нужно смонтировать, а затем удалить чеку — шкив сам займет рабочее положение. При этом необходимо следить, чтобы метка на рычаге попадала в зону на основании устройства, в противном случае следует поменять ремень или проверить исправность натяжителя.

Натяжные устройства цепных приводов ГРМ обычно меняются в комплекте с цепью, успокоителями и другими компонентами. Замену этих деталей следует выполнять в строгом соответствии с указаниями инструкции. Натяжители этого типа не требуют регулировки, их необходимо установить, а затем удалить чеку — звездочка займет рабочее положение и обеспечит правильное натяжение цепи.

При верном выборе и замене натяжителей приводы ГРМ и агрегатов будут работать надежно в любых условиях эксплуатации.

Другие статьи

Грузовые автомобили «Урал» оснащаются системами регулирования давления воздуха в шинах, в которых применяются гибкие трубопроводы — шланги. О том, что такое шланги системы накачки шин, каких типов они бывают и как они устроены, а также об их выборе, замене и обслуживании читайте в данном материале.

В современных транспортных средствах предусмотрена вспомогательная система, обеспечивающая комфортное движение при осадках — стеклоочиститель. Привод данной системы осуществляется мотором-редуктором. Все об этом агрегате, его конструктивных особенностях, выборе, ремонте и замене — читайте в статье.

Современные транспортные средства оснащаются светосигнальными приборами, установленными в передней и задней части. Формирование светового пучка и его окрашивание в фонарях обеспечивается рассеивателями — все об этих деталях, их типах, конструкции, выборе и правильной замене читайте в данной статье.

Многие современные автомобили, особенно грузовые, оснащаются гидравлическим приводом выключения сцепления. Достаточный запас жидкости для работы главного цилиндра сцепления хранится в специальном бачке. Все о бачках ГЦС, их типах и конструкции, а также о выборе и замене этих деталей читайте в статье.

Источник

Натяжитель приводного ремня: надежный привод навесных агрегатов двигателя

В любом современном двигателе присутствуют навесные агрегаты, привод которых осуществляется ремнем. Для нормальной работы привода в него вводится дополнительный узел — натяжитель приводного ремня. Все об этом узле, его конструкции, типах и работе, а также о верном выборе и замене — читайте в статье.

Что такое натяжитель приводного ремня?

Натяжитель приводного ремня (натяжной ролик или натяжное устройство приводного ремня) — узел системы привода навесных агрегатов двигателя внутреннего сгорания; ролик с пружинным или иным механизмом, обеспечивающий необходимую степень натяжения приводного ремня.

От качества привода навесных агрегатов — генератора, водяной помпы, насоса ГУР (при его наличии), компрессора кондиционера — во многом зависит работа силового агрегата и возможность эксплуатации всего транспортного средства. Необходимым условием нормальной работы привода навесных агрегатов является правильное натяжение используемого в приводе ремня — при слабом натяжении ремень будет проскальзывать по шкивам, что станет причиной повышенного износа деталей и снижения эффективности работы агрегатов; при чрезмерном натяжении также повышается интенсивность износа деталей привода и возникают недопустимые нагрузки. В современных моторах необходимая степень натяжения приводного ремня обеспечивается вспомогательным узлом — натяжным роликом или просто натяжителем.

Натяжитель приводного ремня критически важен для нормального функционирования силового агрегата, поэтому данная деталь при любой неисправности должна меняться. Но прежде, чем покупать новый ролик, необходимо разобраться в его существующих типах, конструкции и принципе работы.

Типы и конструкция натяжителей приводных ремней

Любой натяжитель приводного ремня состоит из двух деталей: натяжного устройства, которое создает необходимое усилие, и ролика, который передает данное усилие на ремень. Также существуют устройства, в которых используется натяжитель-демпфер — они обеспечивают не только необходимое натяжение ремня, но и снижают интенсивность износа ремня и шкивов агрегатов на переходных режимах работы силового агрегата.

Натяжитель может иметь один или два ролика, эти детали выполнены в виде металлического или пластикового колеса с гладкой рабочей поверхностью, по которой катится ремень. Ролик монтируется на натяжное устройство или на специальный кронштейн через подшипник качения (шариковый или роликовый, обычно однорядный, но есть устройства и двухрядными подшипниками). Как правило, рабочая поверхность ролика гладкая, однако существуют варианты с буртами или специальными выступами, предупреждающими сползание ремня во время работы двигателя.

Читайте также:  Двигатель для пылесоса 100368

Ролики монтируются непосредственно на натяжные устройства или на промежуточные детали в виде кронштейнов различной конструкции. Натяжные устройства можно разделить на две группы по способу регулировки силы натяжения приводного ремня:

В первую группу входят наиболее простые по конструкции механизмы, в которых используются эксцентриковые и ползунковые натяжные устройства. Эксцентриковый натяжитель выполнен в виде ролика со смещенной осью, при повороте вокруг которой ролик подводится ближе или дальше от ремня, чем обеспечивается изменение силы натяжения. Ползунковый натяжитель выполнен в виде ролика, насаженного на подвижный ползунок, который может двигаться по пазу направляющей (кронштейна). Перемещение ролика по направляющей и его фиксация в выбранном положении осуществляется винтом, сама направляющая устанавливается перпендикулярно ремню, поэтому при движении ролика по ней изменяется сила натяжения.

Устройства с ручной регулировкой натяжения ремня на современных двигателях применяются редко, так как они имеют существенный недостаток — необходимость изменять натяг при первом монтаже этой детали и по мере растяжения ремня. Такие натяжители не могут в процессе всего срока эксплуатации обеспечивать необходимую степень натяга ремня, а ручная регулировка не всегда спасает ситуацию — все это приводит к интенсивному износу деталей привода.

Поэтому на современных моторах применяются натяжные устройства с автоматической регулировкой. Такие натяжители делятся на три группы по конструкции и принципу действия:

Наиболее широкое применение получили устройства на основе пружин кручения — они достаточно компактные и эффективно выполняют свои функции. Основу устройства составляет витая пружина большого диаметра, помещенная в цилиндрический стакан. Пружина одним крайним витком зафиксирована в стакане, а противоположным витком опирается на кронштейн с роликом, стакан и кронштейн могут поворачиваться на некоторый угол, ограниченный упорами. При изготовлении устройства стакан и кронштейн поворачиваются на определенный угол и фиксируются в таком положении предохранительным устройством (чекой). При монтаже натяжителя на двигатель чека вынимается и кронштейн под действием пружины отклоняется — вследствие этого ролик упирается в ремень, обеспечивая необходимую степень его натяга. В дальнейшем пружина будет поддерживать установленную натяжение, делая регулировку ненужной.

Устройства на основе пружин сжатия применяются реже, так как они занимают больше места и менее эффективны. Основу натяжного устройства составляет кронштейн с роликом, который имеет шарнирное соединение с витой цилиндрической пружиной. Второй конец пружины монтируется на двигатель — так обеспечивается необходимый натяг ремня. Как и в предыдущем случае, сила натяжения пружины задается на заводе, поэтому после установки устройства на двигатель вынимается чека или предохранитель иной конструкции.

Развитием натяжителей с пружиной сжатия стали устройства с демпферами. Натяжитель имеет конструкцию, аналогичную описанной выше, однако пружина заменена демпфером, который с помощью проушин монтируется к кронштейну с роликом и двигателю. Демпфер состоит из компактного гидравлического амортизатора и витой пружины, причем амортизатор может располагаться как внутри пружины, так и выступать в роли опоры для последнего витка пружины. Демпфер такой конструкции обеспечивает необходимый натяг ремня, одновременно сглаживания колебания ремня при запуске двигателя и на переходных режимах. Наличие демпфера многократно продлевает ресурс привода навесных агрегатов и обеспечивает более эффективное его функционирование.

В заключении следует отметить, что описанную конструкцию имеют натяжители как с одним, так и с двумя роликами. При этом устройства с двумя роликами могут иметь одно общее натяжное устройства, либо отдельные устройства для каждого из роликов. Существуют и иные конструктивные решения, однако они получили небольшое распространение, поэтому рассматривать их здесь не будем.

Вопросы подбора, замены и регулировки натяжителя приводного ремня

Натяжной ролик приводного ремня, как и сам ремень, имеет ограниченный ресурс, по выработке которого должен быть заменен. Различные типы натяжителей имеют неодинаковый ресурс — какие-то из них (наиболее простые эксцентриковые) должны меняться регулярно и вместе с заменой ремня, а устройства на основе пружин и с демпферами могут служить едва ли не в течение всего времени эксплуатации силового агрегата. Сроки и порядок замены натяжных устройств указываются производителем конкретного силового агрегата — этих рекомендаций следует четко придерживаться, в противном случае возможны различные негативные последствия для силового агрегата, в том числе его заклинивание (из-за перегрева вследствие остановки помпы).

На замену следует брать только те типы и модели натяжителей, которые рекомендованы производителем силового агрегата, особенно это относится к автомобилям на гарантии. «Неродные» устройства могут по характеристикам не совпадать с «родными», поэтому их установка приводит к изменению силы натяжения ремня и ухудшению условий работы привода навесных агрегатов. Поэтому прибегать к такой замене следует лишь в крайних случаях.

При покупке натяжного устройства следует приобретать и все необходимые для него комплектующие (если их нет в комплекте) — крепеж, кронштейны, пружины и т.д. В отдельных случаях можно брать не целые натяжители, а комплекты для ремонта — только ролики с установленными подшипниками, кронштейны, демпферы в сборе с пружинами, и т.д.

Замену натяжителя приводного ремня следует выполнять в соответствии с инструкцией по ремонту и ТО транспортного средства. Данная работа может выполняться как при установленном, так и при снятом ремне — все зависит от конструкции привода и расположения натяжного устройства. Независимо от этого, монтаж пружинных натяжителей осуществляется всегда одинаково: устройство и ремень сначала устанавливаются на свое место, а затем вынимается чека — это приводит к освобождению пружины и натяжению ремня. Если по каким-либо причинам установка такого натяжителя выполнена неверно, то заново выполнить монтаж получится с большим трудом.

Если натяжное устройство верно подобрано и установлено на двигатель, привод агрегатов будет нормально функционировать, обеспечивая уверенную работу всего силового агрегата.

Источник

Ответы на популярные вопросы